Проект «Профилактика заболеваемости младших школьников»
проект по зож (2 класс) по теме
О ценности здорового образа жизни мы слышим почти каждый день: с экранов телевизоров, радио, читаем об этом на страницах газет, журналов. Всё чаще в нашем обществе звучат слова: «Здоровье дороже богатства»
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей касается не только родителей, но и учителя. И если родители и учителя научат детей с самого раннего возраста беречь, ценить и укреплять своё здоровье, личным примером демонстрировать ценность здорового образа жизни, только тогда будущие поколения будут здоровы и развиты физически, духовно и интеллектуально.
Здоровье младшего школьника зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, закаливание, двигательная активность, психологический комфорт в семье и в образовательном учреждении и многое другое.
Таким образом, возникла необходимость в создании и реализации проекта «Профилактика заболеваемости младших школьников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование проекта: «Профилактика заболеваемости младших школьников»
Михайлова Елена Юрьевна, классный руководитель 2 Б класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Шарыпово
О ценности здорового образа жизни мы слышим почти каждый день: с экранов телевизоров, радио, читаем об этом на страницах газет, журналов. Всё чаще в нашем обществе звучат слова: «Здоровье дороже богатства»
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей касается не только родителей, но и учителя. И если родители и учителя научат детей с самого раннего возраста беречь, ценить и укреплять своё здоровье, личным примером демонстрировать ценность здорового образа жизни, только тогда будущие поколения будут здоровы и развиты физически, духовно и интеллектуально.
Здоровье младшего школьника зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, закаливание, двигательная активность, психологический комфорт в семье и в образовательном учреждении и многое другое.
Анализируя учебно- воспитательный процесс во 2 Б классе за 1 четверть 2014-2015 учебного года, я заметила, что количество пропусков уроков учащимися по болезни в сравнении с 1 четвертью предыдущего учебного года возросло. Свои наблюдения представила в виде таблицы:
Источник
Педагогический проект «Ориентиры здорового образа жизни младших школьников»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ педаг проект ориентиры ЗОЖ.doc
МКОУ «Щучинская СОШ»
Эртильского муниципального района Воронежской области
Всероссийская дистанционная педагогическая конференция
«Современные педагогические технологии»
«Ориентиры здорового образа жизни
Учитель начальных классов:
Пономарёва Вера Ивановна
Паспорт педагогического проекта
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминутки, подвижных игр на учебных переменах):
воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, проектной, игровой и соревновательной деятельности;
профилактика асоциальных проявлений.
Ежемесячный День Здоровья вместе с родителями
Еженедельный спортивный кросс
Снижение простудных заболеваний среди младших школьников
Формирование здоровой гражданской личности
Печатные и электронные статьи, книги, видео о спорте, презентации о полезных и вредных привычках, беседы с медицинскими работниками.
С 2013-2014 учебного года по 2016-2017 учебный год
397020 Воронежская область,
Эртильский район, с.Щучье,
улица Гагарина, дом 28.
Телефон: 8 950 77 3 93 80
Обоснование выбора темы проекта.
Обоснование выбора темы проекта.
1. Социальная проблема
2.Основная цель и задачи проекта
4. Ведущая идея проекта
5. Инновации и принципы работы над проектом
6. Актуальность проекта
7. Практическая значимость проекта
9. Участники проекта
10. Методы работы над проектом
11. Новизна проекта
Здоровая нация – цель национального проекта «Здоровье».
Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
2.2. Здоровый образ жизни школьников — важное требование ФГОС
2.3.Сотрудничество семьи, школы и общественности
2.4. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника
Практическая часть. Описание проекта.
3.1. Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
3.2. Из опыта работы
3.3. Диагностика сформированности знаний о ЗОЖ у младших школьников
3.4. Прогнозируемые результаты проекта
Обоснование выбора темы проекта.
Важной причиной создания моего педагогического проекта «Правила здорового образа жизни младших школьников» стали показатели значительного ухудшения здоровья детей школьного возраста в рамках своего образовательного учреждения. Этому свидетельствуют показатели ежегодного углубленного медицинского осмотра школьников специалистами районной больницы и систематические наблюдения медработниками на местном уровне.
1.1.Проблема здоровья детей — проблема государственная
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей. Основная проблема, по-моему, в том, что дети мало двигаются. 3 часа уроков физической культуры не спасают учащихся от низкой двигательной активности на других уроках. Утомление глаз, нагрузка на зрение, вследствие чего возникающая головная боль и головокружение.
Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан . Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье». В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является сегодня одной из самых актуальных.
В школьном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности.
Анализ состояния здоровья наших учащихся показал, что в классе залогом хорошего самочувствия детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний . Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности
формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, хаотичное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.
В рамках Федеральной целевой программы “Дети России” с 2003г. введена в действие программа “Здоровый ребёнок”. “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов”. (Определение Всемирной организации здравоохранения). Вот почему здоровье учащихся — одна из основных проблем современной жизни. Выходом из создавшегося положения должна стать правильная организация оздоровительной работы в начальной школе, направленная на формирование здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Таким образом, можно говорить о трёх видах здоровья : физическом, психическом и нравственном ( социальном ).
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга , оно характеризуется уровнем и качеством мышления , развитием внимания и памяти , степенью эмоциональной устойчивости , развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами , которые являются основы социальной жизни человека . Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются сознательное отношение к труду , активное непринятие нравов и привычек , противоречащих здоровому образу жизни.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для этого необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с экологическими и социальными факторами.
1.2. Цель моего педагогического проекта — формирование повседневного здорового образа жизни у младших школьников .
Задачи проекта для реализации обозначенной цели:
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминутки, подвижных игр на учебных переменах):
воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, проектной, игровой и соревновательной деятельности;
профилактика асоциальных проявлений.
1.3.Нормативно — правовая база
*Конвенция о правах ребенка;
*закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
*закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;
*закон РФ «Об образовании»;
*письмо Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
*письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7; «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02» // официальные документы в образовании – 2003, №3;
*приказ Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ» // Официальные документы в образовании 20/2002;
1.4. Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея современного образования — ориентирование на развитие здоровой личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, вести здоровый образ жизни, проявлять стойкую жизненную позицию. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.
Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Многое может сделать семья. Ребёнку важно, чтобы мама и папа были рядом, одобряли его, поддерживали, занимались с ним спортом, вели правильный образ жизни.
Помимо семьи, развитию двигательной активности ребёнка самое серьёзное внимание должна уделять школа.
1.5. Инновации и принципы работы над проектом
Ежемесячный День Здоровья вместе с родителями
Еженедельный спортивный кросс
Ответственность (за себя, свое здоровье, здоровье окружающих)
Доверие и компетентное действие
1.6. Актуальность проекта
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения (4) , на 15 % — от наследственных факторов(3) , на 25 % от экологии(2) , на 50 % — от самого человека(1).
Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Я полностью согласна с мнением коллеги Кочетковой Е.Г. , что «обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.
Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании».
1.7. Практическая значимость проекта
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически. В своей работе я решаю самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели — сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации нашего государства.
Формирование у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни будет эффективным, если:
— используется потенциал различных социумов, которые влияют на увеличение социальных контактов и успешность формирования культуры здорового образа младших школьников;
— в содержание образовательного процесса образовательного учреждения внедряются инновационные здоровьесберегающие технологии, способствующие формированию стремления к ведению культуры здорового образа;
— деятельность учителя направлена на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни детей
Учащиеся начальных классов, учитель начальных классов,
родители учеников, учитель физической культуры, фельдшер ФАП
Возрастная категория: дети 7-11 лет
Срок реализации: сентябрь 2013г. – май 2017г.
1.10. Методы работы над проектом
1. Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития;
2. Проведение диагностики в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение);
3. Изучение научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов;
1.11. Новизна проекта
Новизна проекта заключается в использовании комплексного подхода к:
здоровьесбережению учащихся на уроке и во внеурочное время;
формированию и навыков культуры здоровья,
Использование методик диагностики и оцениванию результатов обучения ЗОЖ, при котором учитываются знания, умения и навыки, культура поведения.
2.1. Здоровая нация – цель национального проекта «Здоровье».
Здоровье нации Российской Федерации по-прежнему остаётся одной из самых актуальных проблем нынешнего времени. Здоровая нация является безусловным признаком сильного государства. Правительство обеспокоено здоровьем подрастающего поколения.
Статистика свидетельствует, что состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается: хронические заболевания наблюдаются в среднем у 40-45 % школьников. Почти половина детей приходят в школу со значительными отклонениями в состоянии здоровья; у каждого шестого ребенка отмечается анемичный синдром; до 20% учащихся начальных классов имеют хронические тонзиллиты, на втором месте инфекционные заболевания (грипп), на третьем — болезни органов пищеварения. Характерно и такое заболевание, как кариес зубов.
Медицинские работники констатируют, что «за годы обучения в начальной школе в четыре раза увеличивается количество детей с пониженным зрением, в 1,6 — с нарушениями осанки. Эти и другие отрицательные тенденции являются итогом не только тяжелого социального кризиса, но и недостатков в организации школьного обучения, необоснованно завышенной учебной нагрузки, плохой организации питания, физического воспитания».
Согласитесь, что будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения. Значит, его формирование и профилактику необходимо воспринимать, как социальный заказ общества.
2.2.Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье -это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни».
«Здоровый образ жизни- это индивидуальная система поведения человека , обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие».
Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др.
2.3. Здоровый образ жизни школьников — важное требование ФГОС
В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) в начальном общем образовании выделяется отдельное направление по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни. Таким образом, здоровьесберегающая составляющая в современных условиях должна быть неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательного учреждения .
Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования навыков здорового образа жизни. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Таким образом, с учетом требований ФГОС НОО подходы воспитания у учащихся ЗОЖ, кроме обеспечения их грамотности в вопросах здоровьесбережения, включает и формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, и воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье близких людей.
2.3.Сотрудничество семьи, школы и общественности
Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья? Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.
Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться,
что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.
2.4. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
Режим дня. Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.
С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Могут появляться новые виды деятельности, например, сейчас достаточно распространена трудовая деятельность школьников во внеурочное время.
Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для подростка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых — обеспечивать полное функциональное восстановление организма.
Питание. Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы .
Вредные привычки . Одним из компонентов формирования ЗОЖ у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером.
Одним из повсеместно распространенных наркотиков становится в настоящее время компьютер. Компьютер — это наше настоящее и будущее, он даёт возможность перенестись в другой мир.
Вместе с тем очень часто дети в своём увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с воздействием компьютера на детей, организацией учебной и игровой деятельности в процессе освоения ими компьютера.
В общении детей с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребёнка. Прежде всего, родителям нужно понять, что компьютер — это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребёнка умным и развитым. Кроме того, следует знать, как правильно организовать компьютерное место.
Через каждые 30-40 минут работы за компьютером необходимо делать 10-15-минутный перерыв, во время которого целесообразно выполнять простейшую гимнастику для глаз: поочередно сосредотачивать взгляд то на близкой, то на далёкой точке; осуществлять попеременное движение глаз влево-вправо без поворота головы. Время работы за компьютером заранее оговорите с ребёнком, чтобы не вызвать у него испуг и негативную эмоциональную реакцию.
Поскольку длительное сидение за компьютером может привести к ухудшению осанки, следует больше внимания уделять активному образу жизни: прогулкам на свежем воздухе, походам, плаванию, выездам в лес. Необходимо учить и самих детей самостоятельно заботиться о своём здоровье, правильно организовывать рабочее время, рационально чередовать и распределять нагрузки. Не рекомендуется использовать компьютер как средство наказания или поощрения детей.
III. Практическая часть. Описание проекта.
3.1. Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей. Это «Уроки здоровья», которые проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Например, «Друзья Вода и Мыло»», «Огонёк здоровья» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
Это проектная деятельность детей. Для детей этого возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья».
Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников любые методы и формы работы важны для освоения знаний о здоровом образе жизни.
В современном понимании понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни — это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.
3.2. Из опыта работы
Осознавая, что здоровье школьников – это главная задача современной школы, уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Это и физкультминутки, которые позволяют детям отдохнуть и подвигаться на уроке, и предметные праздники, посвященные охране здоровья. И главное, конечно, это большое количество спортивных эстафет, соревнований, турниров, которые проводятся как в помещении, так и на спортивной площадке школы.
Каждый день учебные занятия в моём классе начинаются с утренней зарядки. Использую различные комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики, такие как «Проснись!», «Силачи», «Мы — спортсмены». Данные упражнения способствуют преодолеть сонливость учеников, которая наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание. Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Результатом моей работы являются интересные общешкольные мероприятия: «День ЗОЖ», «Мы – богатыри», «А ну-ка девочки» и др.; тематические классные часы и беседы: «Экология слова», «Жизнь без вредных привычек» и др.
В своей работе Власенко Н.Б . «Формирование здорового образа жизни у младших школьников» показала преимущества использования как « Активный метод — это такая форма взаимодействия, при которой учитель и ученики взаимодействуют друг с другом. На мой взгляд, опираясь на практическую деятельность, это достаточно эффективный метод. Обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. В ходе урока учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса. Если на пассивном уроке основным действующим
лицом был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных. Схему урока можно представить в следующем виде:
Общая структура реализации программы «Береги своё здоровье»
1.Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.
2. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний органов зрения, органов пищеварения, сколиоза.
3. Организация работы по профилактике детского травматизма на дорогах.
«Режим дня первоклассника», «Рабочее место первоклассника».
Знатоков «Все без исключения должны знать правила дорожного движения». Рисунков «Осторожно, дети!».
Режим дня («Каждому делу — свое время»). Роль прогулки, ее сущность. Закаливание. Культура питания (о продуктах, содержащих витамины, как вести себя за столом, режим питания). Температура воздуха в квартире, проветривание. Как необходимо одеваться осенью (весной) и зимой. Роль физических занятий в жизни ребенка.
«Зарядка и закаливание», «О необходимости соблюдения режима питания».
Рисунков «Я за здоровый образ жизни», «Меню второклассника, здоровое и любимое».
Знатоков ПДД «Перекресток».
Режим работы. Утренняя гимнастика. Красиво одеваться, значит опрятно. Культура одежды. Как создать уют в детской комнате. Рабочий стол. За рабочим столом. Лекарственные растения. Профилактика простудных заболеваний. Культура питания. Режим питания. Качество приготовленной пищи.
Поговорим «О школьной форме», «Режим питания ребенка. Школьный завтрак». Встреча учащихся и родителей с психологом школы по вопросу «Как избежать стрессов и психических расстройств младшего школьника».
Рисунков «Зеленая аптека». Знатоков ПДД «Осторожно -движение». Моделей школьной формы (из цикла «Фантазеры»).
3.3.Диагностика сформированных знаний о ЗОЖ у младших школьников
Основными критериями сформированных знаний у младших школьников о ЗОЖ являются:
1. Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
3. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированных привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
4. Проявление потребности в выполнении санитарно — гигиенических норм.
Мониторинг знаний о здоровом образе жизни проводился в октябре 2015 года в третьем классе с помощью анкеты «Здоровый образ жизни». Результаты таковы:
Уровень знаний о ЗОЖ
Высокий уровень- ребёнок отвечает на поставленные вопросы уверенно, чётко, полно. Осознаёт ценность здоровья, имеет представление о системности здорового образа жизни.
Средний уровень- ребёнок отвечает на вопросы неуверенно, не полно. Представления о здоровом образе жизни ограничены, не конкретны. Ценность здоровья понимает, нос трудом формулирует, что надо делать, чтобы не болеть.
Низкий уровень- представление о ЗОЖ расплывчаты, путает понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Таким образом, полученные результаты указали на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ путём использования различных форм и методов развития этих знаний. В течение учебного года с детьми проводились уроки здоровья учителем, психологом .
В октябре среди учащихся 4 класса было проведено анкетирование по теме: «Здоровый образ жизни»
Результаты представлены в таблице .
Уровень знаний о ЗОЖ
В основном, дети понимают ценность здоровья, необходимость соблюдения режимных моментов, правил гигиены. Знают, что полезно для здоровья, а что нет. В исследуемом классе многие учащиеся делают зарядку по утрам (72%), каждый день чистят зубы (100%), соблюдают режим дня (81%). Школьники хорошо представляют себе, какие предпринять шаги к сохранению своего здоровья.
3.4.Прогнозируемые результаты проекта.
Дети должны знать
Здоровье и здоровый образ жизни
— Сущность понятия “здоровье”.
— Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.
— О роли правильного питания .
— Значение гигиенических процедур для здоровья.
— Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.
— Соблюдать правила питания
— Выполнять гигиенические процедуры
Спорт – это жизнь
— О роли двигательной активности в повышении работоспособности.
— Правила закаливания организма.
— О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия.
— Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях.
— Выполнять доступные виды закаливания.
— Полезные и вредные привычки.
— Привычки укрепления здоровья.
— О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье.
— Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ.
— Знать самого себя и свои возможности.
— Способы взаимодействия с людьми.
— Качества, достойные человека.
— Черты характера людей.
— Причины неуверенности в себе.
— Причины неуверенности в себе.
— Оценивать самого себя.
— Отстаивать свою точку зрения.
— Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном.
— Говорить “нет” в опасных ситуациях.
— Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.
— Находить друзей по интересам.
Работая по программе «Будьте здоровы, дети!» мои ученики осознали что:
— необходимо быть здоровым;
— здоровье – категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;
— каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;
— каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его, избрав здоровый образ жизни.
Правильная организация внеклассной и внешкольной оздоровительной работы даёт свои положительные результаты.
Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика и др.) улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям удовлетворить свои потребности в движении, снять эмоциональное напряжение.
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно-важное значение для всего человечества. Здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя — воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
1.«Здоровьесберегающие технологии».(Журналы «Начальная школа», №2, 2003, с.33 №12, 2001, с.52-57 №9, 2001, с.7 )
2. . Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» — М.,2003.
3. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/
Начальная школа, 2007. — № 2. – с. 58 – 61.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
Источник