Меню

Проект здоровье для дополнительного образования

Рабочая программа дополнительного образования «Здоровый образ жизни»
рабочая программа на тему

Одним из приоритетных направлений нашего государства и

современного образования становится укрепление здоровья нации и

особенно подрастающего поколения. Именно с этой целью создана данная

Скачать:

Вложение Размер
zdorovyy_obraz_zhizni.docx 37.35 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из приоритетных направлений нашего государства и

современного образования становится укрепление здоровья нации и

особенно подрастающего поколения.

Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических

дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального

благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:

  • образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния
  • наследственность (20 %);
  • внешняя среда (20 %);
  • качество медицинского обслуживания (10 %).

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен

успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение

здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:

  • сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с

которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;

  • воспитать у него ценностное отношение к собственному

Программа кружка «Здоровый образ жизни» направлена на решение

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и

здоровому образу жизни.

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского

Программа кружка «Здоровый образ жизни» основывается на

общедидактических и специфических принципах обучения школьников:

  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  • Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личностисодействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее –физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое –развитие личности ребёнка.
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Программа кружка «Здоровый образ жизни» рассчитана на 288 часов

Программа кружка включает три основных раздела:

1. Секреты здоровья.

2. Попрыгать, поиграть.

3. Профилактика детского травматизма.

Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать

развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

В ходе изучения основных разделов программы кружка «Здоровый

образ жизни» ученики научатся:

— составлять режим дня;

— управлять своими эмоциями;

— выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний,

— включать в свой рацион питания полезные продукты;

— соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

— соблюдать правила пользования общественным транспортом;

— соблюдать правила пожарной безопасности;

— соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.

Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость

благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями.

Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.

Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.

Профилактика детского травматизма.

Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.

Источник

Программа по созданию здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования
проект на тему

Создание здоровьсберегающей среды учреждений дополнительного образования является актуальной задачей образовательного процесса. Здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья учащихся, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса — с другой.

Скачать:

Вложение Размер
programma_po_sozdaniyu_zdorovesberegayushchey_sredy_v_uchrezhdenii_dopolnitelnogo_obrazovaniya_.docx 36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по созданию здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования

Если нельзя вырастить ребенка,

чтобы он совсем не болел,

то, во всяком случае, поддерживать у него

высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н.М. Амосов, академик

Проблемы сохранения здоровья детей и привития им навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Особая роль в этом процессе системы дополнительного образования.

Система дополнительного образования рассматривается как совокупность взаимосвязанных образовательных программ, средств, методов и процессов, необходимых для развития личности детей и подростков. Дополнительное образование детей имеет свою особенность, так как ее деятельность строится на принципах свободы выбора той деятельности, которая отвечает интересам подростка, успешности взаимодействия его и педагога, удовлетворения потребностей ребенка в основных сферах его жизнедеятельности.

Создание здоровьсберегающей среды учреждений дополнительного образования является актуальной задачей образовательного процесса. Здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья учащихся, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса — с другой. Центральное место в культуре здоровья и формировании здорового образа жизни занимают ценностно-мотивационные установки, знания, умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.

Программа несет в себе как оздоровительную, так и научно-исследовательскую функцию, раскрывая возможности учебно-воспитательного процесса для пропаганды, развития и сохранения здоровья подрастающего поколения. Программа построена на сотрудничестве педагогов, родителей, учащихся, медицинских работников, психологов, инспекторов ПДН, сотрудников УФСКН по КО.

Цели и задачи программы

Цель программы : формирование у учащихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

  1. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
  2. Создание системы учёта и контроля состояния здоровья детей.
  3. Создание материально — технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
  4. Развитие организационного, программного и материально — технического обеспечения дополнительного образования учащихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга.
  5. Разработка и внедрение комплекса мероприятий по поддержанию и развитию здоровья учащихся.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Условия реализации программы

1. Использование психолого-педагогических технологий здоровьесбережения

  • Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и упражнений, досуговых программ, исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием, также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость сделанного, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих приемов, которые вызывают неизменный интерес у учащихся, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

  • Создание благоприятного психологического климата в общении ребенок – педагог, ребенок – ребенок.

Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога, ведущего на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность коллектива творческого объединения заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

  • Комплексное использование личностно-ориентированных технологий .

Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. Используются приемы: применение заданий, позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); индивидуальная работа с детьми с особыми возможностями; развитие регулятивных навыков, в частности рефлексии , обсуждение того, что получилось, не получилось, почему, поиск путей исправления, улучшения и др.

2. Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования

Увеличение числа реализованных социальных проектов, акций, направленных на формирование нравственного здоровья, а также числа их участников. Создание системы информационного обеспечения участников образовательного процесса по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе на основе Интернет-технологий. Пополнение информационно-методического банка здоровьесберегающих образовательных технологий, методик, методов, приемов. Проведение семинаров, мастер-классов, педсоветов по проблеме здоровьесбережения.

3. Система управления развития здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования

Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни. Контроль реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, повышение качества учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с родителями, педагогами. Обеспечение необходимым оборудованием и инвентарем

Основные направления деятельности по реализации программы

  • Организация воспитательной работы, направленной на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, потребности в активном содержательном досуге.

Традиционные досуговые дела Дома творчества (туристический слёт, путешествие по экологической тропе, тематические викторины, конкурсы, игры-путешествия и др). Лектории и клубные занятия для старших учащихся. Семейные спортивные и досуговые праздники, конкурсы, соревнования.

  • Конструктивное взаимодействие с семьями учащихся по вопросам охраны детского здоровья.

Индивидуальная работа с родителями; выпуск тематической печатной продукции; организация работы родительских клубов; включение родителей в досуговую и образовательную деятельность; организация группового и индивидуального психолого-педагогического консультирования.

  • Организация комфортной среды и благоприятного психологического климата в учреждении – основа для психологического благополучия и психического здоровья

Формирование сплочённых детских коллективов; дружественные отношения между всеми участниками образовательного процесса; создание для всех учащихся ситуаций успеха и эмоционально-положительных переживаний.

  • Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Система учёта детей, требующих особой педагогической поддержки. Работа психолога с такими учащимися (консультирование, диагностика, коррекционно-развивающие занятия).

  • Организация методического сопровождения для создания здоровьесберегающей среды.

Разработка методических пособий, обобщение опыта педагогов и представление его в педагогической прессе, мотивация к участию в конкурсах методической культуры педагога.

Ожидаемые результаты программы

Оценка эффективности программы является важным этапом процесса реализации программы «Азбука здоровья». Информацию, полученную в результате оценки эффективности программы необходимо анализировать и возможно использовать при подготовки аналогичных программ в будущем. В основе оценки эффективности программы заложен мониторинг, который позволяет проследить обоснованность применяемых мер по сохранении и развитию здоровья учащихся.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

  • Наличие в образовательном учреждении разработок, направленных на повышение уровня знаний детей, родителей, педагогов по здоровьесбережению.
  • Наличие знаний у учащихся в области формирования и сохранения здорового образа жизни.
  • Физическая подготовленность учащихся.

Формы представления результатов программы

  • Ежегодные аналитические отчеты (мониторинг) о ходе реализации программы на педагогическом совете.
  • Разработка педагогами методических разработок по проблеме здоровьесбережения и их защита.
  • Размещение материалов на сайте учреждения.
  1. Антонова, Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Антонова. — М.: Изд-во МГОУ, 2010. – 100 с.
  2. Бабенкова, Е. А. Настольная книга здоровьесбережения [Текст]: методическое пособие / Е.А. Бабенкова. — УЦ «Перспектива», 2013. – 201 с.
  3. Безруких, М. М. Основы здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений [Текст]: учебное пособие / М. М. Безруких. – М.: ООО «Вариант», 2012. – 203 с.
  4. Бутова, С. В. Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С. В. Бутова // Начальная школа. — 2010. — .N 8. — С. 98.
  5. Зенова, Т. В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья» [Текст] / Т. В. Зенова // Практика административной работы в школе. – 2013. — №1. — С.25-28.
  6. Лукина, Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами [Текст]: учебное пособие / Л.И. Лукина. — ТЦ «Сфера», 2010. – 213 с.
  7. Макеева, А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 9 класс [Текст]: методическое пособие для преподавателей / А. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.
  8. Шапцева, Н. Н. Наш выбор – здоровье [Текст]: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 129 с.

Циклограмма работы учреждения по здоровьесбережению

Источник

Читайте также:  За твое здоровье сваха
Adblock
detector