Рабочая программа дополнительного образования «Здоровый образ жизни»
рабочая программа на тему
Одним из приоритетных направлений нашего государства и
современного образования становится укрепление здоровья нации и
особенно подрастающего поколения. Именно с этой целью создана данная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_obraz_zhizni.docx | 37.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из приоритетных направлений нашего государства и
современного образования становится укрепление здоровья нации и
особенно подрастающего поколения.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических
дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального
благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
- образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния
- наследственность (20 %);
- внешняя среда (20 %);
- качество медицинского обслуживания (10 %).
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен
успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение
здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
- сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с
которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
- воспитать у него ценностное отношение к собственному
Программа кружка «Здоровый образ жизни» направлена на решение
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и
здоровому образу жизни.
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского
Программа кружка «Здоровый образ жизни» основывается на
общедидактических и специфических принципах обучения школьников:
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
- Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
- Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личностисодействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее –физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое –развитие личности ребёнка.
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Программа кружка «Здоровый образ жизни» рассчитана на 288 часов
Программа кружка включает три основных раздела:
1. Секреты здоровья.
2. Попрыгать, поиграть.
3. Профилактика детского травматизма.
Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать
развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
В ходе изучения основных разделов программы кружка «Здоровый
образ жизни» ученики научатся:
— составлять режим дня;
— управлять своими эмоциями;
— выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний,
— включать в свой рацион питания полезные продукты;
— соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
— соблюдать правила пользования общественным транспортом;
— соблюдать правила пожарной безопасности;
— соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость
благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями.
Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.
Профилактика детского травматизма.
Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.
Источник
Программа по созданию здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования
проект на тему
Создание здоровьсберегающей среды учреждений дополнительного образования является актуальной задачей образовательного процесса. Здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья учащихся, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса — с другой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sozdaniyu_zdorovesberegayushchey_sredy_v_uchrezhdenii_dopolnitelnogo_obrazovaniya_.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по созданию здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования
Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него
высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М. Амосов, академик
Проблемы сохранения здоровья детей и привития им навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Особая роль в этом процессе системы дополнительного образования.
Система дополнительного образования рассматривается как совокупность взаимосвязанных образовательных программ, средств, методов и процессов, необходимых для развития личности детей и подростков. Дополнительное образование детей имеет свою особенность, так как ее деятельность строится на принципах свободы выбора той деятельности, которая отвечает интересам подростка, успешности взаимодействия его и педагога, удовлетворения потребностей ребенка в основных сферах его жизнедеятельности.
Создание здоровьсберегающей среды учреждений дополнительного образования является актуальной задачей образовательного процесса. Здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья учащихся, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса — с другой. Центральное место в культуре здоровья и формировании здорового образа жизни занимают ценностно-мотивационные установки, знания, умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.
Программа несет в себе как оздоровительную, так и научно-исследовательскую функцию, раскрывая возможности учебно-воспитательного процесса для пропаганды, развития и сохранения здоровья подрастающего поколения. Программа построена на сотрудничестве педагогов, родителей, учащихся, медицинских работников, психологов, инспекторов ПДН, сотрудников УФСКН по КО.
Цели и задачи программы
Цель программы : формирование у учащихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
- Разработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
- Создание системы учёта и контроля состояния здоровья детей.
- Создание материально — технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
- Развитие организационного, программного и материально — технического обеспечения дополнительного образования учащихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга.
- Разработка и внедрение комплекса мероприятий по поддержанию и развитию здоровья учащихся.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Условия реализации программы
1. Использование психолого-педагогических технологий здоровьесбережения
- Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и упражнений, досуговых программ, исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием, также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость сделанного, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих приемов, которые вызывают неизменный интерес у учащихся, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
- Создание благоприятного психологического климата в общении ребенок – педагог, ребенок – ребенок.
Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога, ведущего на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность коллектива творческого объединения заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
- Комплексное использование личностно-ориентированных технологий .
Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. Используются приемы: применение заданий, позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); индивидуальная работа с детьми с особыми возможностями; развитие регулятивных навыков, в частности рефлексии , обсуждение того, что получилось, не получилось, почему, поиск путей исправления, улучшения и др.
2. Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования
Увеличение числа реализованных социальных проектов, акций, направленных на формирование нравственного здоровья, а также числа их участников. Создание системы информационного обеспечения участников образовательного процесса по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе на основе Интернет-технологий. Пополнение информационно-методического банка здоровьесберегающих образовательных технологий, методик, методов, приемов. Проведение семинаров, мастер-классов, педсоветов по проблеме здоровьесбережения.
3. Система управления развития здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования
Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни. Контроль реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, повышение качества учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с родителями, педагогами. Обеспечение необходимым оборудованием и инвентарем
Основные направления деятельности по реализации программы
- Организация воспитательной работы, направленной на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, потребности в активном содержательном досуге.
Традиционные досуговые дела Дома творчества (туристический слёт, путешествие по экологической тропе, тематические викторины, конкурсы, игры-путешествия и др). Лектории и клубные занятия для старших учащихся. Семейные спортивные и досуговые праздники, конкурсы, соревнования.
- Конструктивное взаимодействие с семьями учащихся по вопросам охраны детского здоровья.
Индивидуальная работа с родителями; выпуск тематической печатной продукции; организация работы родительских клубов; включение родителей в досуговую и образовательную деятельность; организация группового и индивидуального психолого-педагогического консультирования.
- Организация комфортной среды и благоприятного психологического климата в учреждении – основа для психологического благополучия и психического здоровья
Формирование сплочённых детских коллективов; дружественные отношения между всеми участниками образовательного процесса; создание для всех учащихся ситуаций успеха и эмоционально-положительных переживаний.
- Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Система учёта детей, требующих особой педагогической поддержки. Работа психолога с такими учащимися (консультирование, диагностика, коррекционно-развивающие занятия).
- Организация методического сопровождения для создания здоровьесберегающей среды.
Разработка методических пособий, обобщение опыта педагогов и представление его в педагогической прессе, мотивация к участию в конкурсах методической культуры педагога.
Ожидаемые результаты программы
Оценка эффективности программы является важным этапом процесса реализации программы «Азбука здоровья». Информацию, полученную в результате оценки эффективности программы необходимо анализировать и возможно использовать при подготовки аналогичных программ в будущем. В основе оценки эффективности программы заложен мониторинг, который позволяет проследить обоснованность применяемых мер по сохранении и развитию здоровья учащихся.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:
- Наличие в образовательном учреждении разработок, направленных на повышение уровня знаний детей, родителей, педагогов по здоровьесбережению.
- Наличие знаний у учащихся в области формирования и сохранения здорового образа жизни.
- Физическая подготовленность учащихся.
Формы представления результатов программы
- Ежегодные аналитические отчеты (мониторинг) о ходе реализации программы на педагогическом совете.
- Разработка педагогами методических разработок по проблеме здоровьесбережения и их защита.
- Размещение материалов на сайте учреждения.
- Антонова, Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Антонова. — М.: Изд-во МГОУ, 2010. – 100 с.
- Бабенкова, Е. А. Настольная книга здоровьесбережения [Текст]: методическое пособие / Е.А. Бабенкова. — УЦ «Перспектива», 2013. – 201 с.
- Безруких, М. М. Основы здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений [Текст]: учебное пособие / М. М. Безруких. – М.: ООО «Вариант», 2012. – 203 с.
- Бутова, С. В. Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С. В. Бутова // Начальная школа. — 2010. — .N 8. — С. 98.
- Зенова, Т. В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья» [Текст] / Т. В. Зенова // Практика административной работы в школе. – 2013. — №1. — С.25-28.
- Лукина, Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами [Текст]: учебное пособие / Л.И. Лукина. — ТЦ «Сфера», 2010. – 213 с.
- Макеева, А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 9 класс [Текст]: методическое пособие для преподавателей / А. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.
- Шапцева, Н. Н. Наш выбор – здоровье [Текст]: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 129 с.
Циклограмма работы учреждения по здоровьесбережению
Источник