Меню

Проект укрепление здоровья подростков

Проект«Здоровый образ жизни подростка»

Проект «Здоровый образ жизни подростка» (серия буклетов)

Просмотр содержимого документа
«Проект«Здоровый образ жизни подростка»»

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Белореченский социально-реабилитационный центр

«Здоровый образ жизни подростка»

К здоровью через образование!

К здоровью через образованность!

Выполнили: подростки группы №4

Бас Элеонора, Бас Инна, Харина Дарья

Руководитель: педагог-психолог Балабанова Мария Константиновна

Белореченский район, Краснодарский край

В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья людей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, — это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия…». В мирное время Россия переживает демографическую трагедию: идет вымирание русского и ряды других народов России. В этой ситуации особенно катастрофично состояние здоровья детей, подростков и молодежи.

Актуальность проекта обусловлена низким уровнем побуждений подростков к ведению здорового образа жизни, что снижает эффективность применяемых здоровьесберегающих технологий специалистами СРЦН.

Цель проекта: пропаганда здорового образа жизни подростка как средство сохранения и укрепления здоровья детей.

изучить проблему здорового образа жизни подростка;

изучить представление о ЗОЖ в специальной литературе;

определить основные направления пропаганды ЗОЖ подростка;

разработать буклеты серии «ЗОЖ подростка» для возрастных категорий от 10-15 лет

Составители и технические исполнители: Бас Инна, Бас Элеонора, Харина Дарья, Балабанова М.К.

Срок осуществления проекта: краткосрочный (март 2018)

У подростков СРЦН будет сформировано представление о здоровом образе жизни;

Будет сформирована потребность несовершеннолетних в соблюдении здорового образа жизни;

Будет сохраняться и, в некоторой степени, улучшаться здоровье детей.

Финансовое обеспечение проекта:

Бумага для ручного труда

1. Главная идея проекта – «К здоровью через образование!»

2. Актуальность и важность поставленной проблемы – «Здоровье – главная ценность».

3. Социальная значимость проблемы — «От здоровья каждого к здоровью нации».

4 . Юридическая правомерность действий – «Здоровье — право человека, забота государства».

5. Результаты – «Здоровье = жизнь!».

Серия буклетов «ЗОЖ подростка»

Здоровый образ жизни.

Правила личной гигиены.

Буклет — листовое издание (брошюра, книжечка), напечатанное с двух сторон листа и сфальцованное любым способом в два или более сгибов. В виде буклета выпускаются, как правило, путеводители, справочно-информационные и рекламные издания».

Б.В.Ленский /Энциклопедический словарь/

В буклете серии «ЗОЖ подростка» может быть:

2.Высказывание (термин, понятие, фраза врача, писателя и др.)

3. Информация (в мире, по стране, по региону, по области, по району,

4. Диаграммы (результаты анкетирования, социологических опросов,

диагностика по школе).

5.Рекомендации (советы врачей, психологов и др.).

7.Фамилии составителей и технических исполнителей.

8. Список рекомендуемой литературы.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Идет деградация молодых поколений.

Наше учреждение не стало исключением данной статистики. Проводя мониторинг качества состояния здоровья несовершеннолетних в СРЦН, мы выявили, что первая группа здоровья у 13,8,% несовершеннолетних дошкольного и младшешкольного возраста; 58,3 % — вторая группа; 22,2 % — третья группа; и 5,7 % к пятой группе. Согласно результатам обследования, выяснилось, что большая часть несовершеннолетних составляют 2 группу здоровья, то есть имеют хоть и незначительные отклонения в здоровье. Как видите, есть дети третей группы здоровья, то есть это дети, имеющие значительные отклонения в здоровье. А в пятую группу входят дети-инвалиды. Нас очень волнует здоровье несовершеннолетних, стремительное его падение. «Больное поколение не имеет ни здорового тела, ни здорового духа…»,- таковы оценки последних лет.

Среди подростков 3 и 4 групп мы провели анкетирование о том, что такое ЗОЖ. Из результатов анкетирования мы увидели, что несовершеннолетние имеют некоторые представления о здоровом образе жизни, но полной информацией не владеют. Мы же считаем, что сохранить здоровье можно только в том случае, если знать, что это такое. Именно поэтому мы решили разработать серию буклетов о здоровом образе жизни подростков.

Проект направлен на сохранение и укрепления здоровья подростков в СРЦН.

Исследование состояния здоровья

несовершеннолетних в СРЦН

1 группа здоровья

2 группа здоровья

3 группа здоровья

4 группа здоровья

5 группа здоровья

Из таблицы видно, что только 5 человек из 36 — здоровы. Первая группа здоровья у детей из первой группы (3 человека) и второй группы (2 человека) – это несовершеннолетние дошкольного и младшешкольного возраста. У 21 ребенка 2 группа здоровья, 8 человек имеют 3 группу здоровья и 2 несовершеннолетних имеют 5 группу здоровья. Из данных исследования видно, что чем старше дети, тем хуже у них здоровье.

Анализ показал, что у 43,7 % (7 человек) нарушение осанки, 25% (4 человека) с задержкой физического развития и столько же – 25% с ЗПР, 12,5% (2 человека) с ограниченными возможностями здоровья.

Итак, от младшего возрастного периода к старшему возрасту ухудшается здоровье несовершеннолетних. Мы не можем ни изменить наследственность, ни повлиять на здравоохранение, от нас мало зависит окружающая среда. Но способствовать формированию и соблюдению здорового образа жизни мы можем. По данным Института гигиены от образа жизни человека зависит 50% здоровья. И если мы хотя бы немного изменим представление несовершеннолетнего о полезном образе жизни, мы будем способствовать сохранению и укреплению его здоровья.

Анкетирование несовершеннолетних группы №3 и №4 2018г.

Несовершеннолетним 3 и 4 группы было предложено расположить жизненные ценности по степени важности: работа, здоровье, деньги, друзья, семья. Этот вопрос должен был помочь нам разобраться в предпочтениях ценностных ориентаций у подростков СРЦН. Они расположили ценности по степени важности, и мы получили следующие результаты:

Читайте также:  Еда дающая энергия здоровья

1 место – семья (5человек)

2 место – здоровье (4 человека)

3 место – деньги (3 человека)

4 место – друзья (2 человека)

5 место – работа (2 человека)

Таким образом, из проведенного опроса, мы видим, что семья – главная ценность. Здоровье стоит на 2-ом месте. Это значит, что подростки уже понимают ценность здоровья, возможно потому, что все чаще сталкиваются с болезнями.

Несовершеннолетним группы №3 и №4 было также задано 2 вопроса:

Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

Обработав анкеты и проанализировав результаты анкетирования, мы выяснили, что они знают о здоровом образе жизни.

На вопрос «Что такое ЗОЖ?» были получены различных ответы, но мы выделили четыре ведущих результата. Несовершеннолетние решили, что занятие спортом есть самый главный составляющий компонент здорового образа жизни (так ответило 6 человек); отказаться от вредных привычек решили 5 человек – это второй лидирующий ответ подростков. Вариант ответа «правильное питание» дали 3 человека, и 2 человека попробовали соблюдать режим дня.

Отказ от вредных привычек

Соблюдение режима дня

Анализируя ответы подростков, был сделан вывод, что подростки не имеют целостной картины представления о ЗОЖ.

Оказалось, что почти половина опрошенных подростков ведут здоровый образ жизни – это 7 человек, не ведут – 4 человека, 3 человека дали разные ответы, воздержались от ответа 2 человек.

Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

Что такое здоровый образ жизни?

Это одна из центральных категорий социальной гигиены, отражающая наиболее типичные способы оптимально-гармонической, биологически и социально активной жизнедеятельности человека. Неразрывно связанный с природными и социальными условиями, здоровый образ жизни показывает, в каких формах реализует человек свои способности в области труда, потребления, общения, быта, каких ориентаций он придерживается в духовной жизни, как проводит отдых и т.д. Как видно, понятие это весьма емкое и по сути — это способ и манера человека организовывать свою жизнь.

Образ жизни включает в себя основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общие и бытовые взаимоотношения.

Академик Лисицын Ю. П. в понятии «образ жизни» включает важный фактор — медицинскую активность, рассматривая её в трёх аспектах:

1. Характер активности людей — интеллектуальная, физическая;

2. Сфера активности — трудовая, нетрудовая;

3. Виды активности — производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская; другие виды активности».

Здоровый образ жизни — это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне. К здоровому образу жизни имеет отношение все, что через деятельность по оздоровлению условий жизни: труда, отдыха, быта, способствует выполнению людьми их функций в наиболее благоприятных для здоровья условиях. Понятие «здоровый образ жизни» включает: медико-социальную активность, отсутствие вредных привычек, соблюдение гигиенических норм и правил, своевременное обращение за лечением, за советом в медицинские учреждения, соблюдение режима труда, отдыха, питания и многое другое. В тоже время те или иные стороны здорового образа жизни, также как различные формы и проявления индивидуальной и общественной активности, образуют комплексное понятие «образ жизни». ЗОЖ — это способ деятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.

Проект первого буклета «Здоровый образ жизни»

1. На первой странице буклета напечатано: название буклета «Здоровый образ жизни»; фото детей делающих зарядку на фоне природы; девиз проекта «К здоровью через образованность!»

2. На второй странице буклета (на внутреннем развороте) напечатаны определения здоровья (физического, психологического, нравственного), здорового образа жизни.

3. На третьей странице буклета (на средней странице внутреннего разворота) нарисованы рисунки «Здоровый образ жизни» и «Нездоровый образ жизни».

4. На четвертой странице (на внутреннем развороте) дана информация «Береги здоровье!»

5. На пятой странице буклета изображены семь ступеней здоровья.

6. На шестой странице напечатан рецепт здоровья, указаны составители и исполнители, контактная информация.

Информация для использования

Здоровье — состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормами, нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психологическое здоровье – (определяется) зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье – определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека является, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Здоровый образ жизни – это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которая направлена на укрепление и сохранение здоровья.

Сбалансированное питание и регулярная физическая активность – залог здоровья.

Физическая активность благотворно влияет на сердечную деятельность, кровообращение, систему дыхания, укрепляет мышцы, оказывает положительное эмоциональное воздействие.

Вредные привычки, неправильное питание и низкая физическая активность являются основными факторами риска развития хронических болезней.

Источник

«Формирование у подростков здорового образа жизни.»

Конкурс молодёжных проектов

«Челябинская область это мы !»

Название проекта «Формирование у подростков

здорового образа жизни.»

Матвеев Данил Евгеньевич

ученик МБОУСОШ №6

Глава I. Актуальность проблемы формирования основ здорового

образа жизни 5-8

Глава I I. Экспериментальная работа по исследованию формирования

Читайте также:  Группа здоровья при впс дмжп

основ здорового образа жизни у детей 8-18

Актуальность темы . Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи :смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия .

Здоровье населения России — высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2014 г., 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 — 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% — хронические заболевания, 60% — нарушенную осанку. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

в физическом плане – умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди школьников их число не превышает 8 %;

стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний (за последние 10 лет частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней в 2 раза);

изменение структуры хронической патологии (вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата – сколиоз, остеохондроз, осложнённые формы плоскостопия);

Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии — науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.

По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

Выбор темы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день. Деятельность педагога начинается с оценки состояния здоровья детей , подростков и выявления отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Необходимо знать о его здоровье, его отношения в семье, в школе, среди сверстников.

Объект исследования: состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

Предмет исследования : выявить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни и определить пути формирования здорового образа жизни школьников.

Цель исследования : изучить и разработать направления формирования здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни.

2. Выявить состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

3. Разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательных школах.

4. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если: учитывать основные особенности детей; создавать условия для формирования здорового образа жизни подростков; применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе; совместными усилиями педагогов, социологов, психологов и других специалистов проводить профилактику вредных привычек.

Методы исследования:

анализ различной литературы

Оценка эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе

Практическая значимость исследования состоит в разработке определённой системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно -образовательном процессе МБОУ СОШ №6 и в семейном воспитании.

Глава I.

Актуальность проблемы формирования основ здорового образа жизни

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

было бы не правильно смотреть на жизнь и здоровье людей, исходя из позиций культуры, и цивилизации тем более. Мы живем в такое время, когда человек утратил наиболее важные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия: семья, вера, община. Современное материально-ориентированное общество стремиться к получению удовольствий и жизни ради этих удовольствий, само не осознавая этого. Такое положение вещей со всей очевидностью можно назвать болезнью цивилизации. Поэтому нет никакого смысла спрашивать у неё, каким должен быть здоровый образ жизни. Не нужно также забывать про тот факт что Россия – та страна, где нечего не делается в меру и все социальные явления приобретают преувеличенный характер. Поэтому когда в стране была идеология спорта и активности жизни – спортом занимались все.
Был такой здоровый образ жизни «образ жизни советского человека». Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно—спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России (и особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью), живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором

Читайте также:  Дети с ограниченными возможностями здоровья новости

С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которое позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан» (23.11.2011 г.) в своих положениях формулирует необходимость заботы о здоровье. При этом отмечается необходимость разработки учебных программ, направленных на борьбу с потреблением алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для занятий физкультурой и спортом.

По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной, категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а, во вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

Центральным понятием данного исследования является «здоровый образ жизни». На сегодняшний день нет его однозначного понимания. Одни авторы, например Ю.П. Лисицин, основой здорового образа жизни считают активность, которая может быть рассмотрена в трёх аспектах: характер активности (интеллектуальная, физическая), сферы активности (трудовая, внетрудовая), виды активности (производственная, социальная, образовательная, бытовая и др.). Другие основой здорового образа жизни считают рационально организованные условия существования человека, включающие биологические, психологические и социальные факторы.

Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.)[1].

Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов — обязательного (базового) и вариативного.[2]

Цель нашей школы обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для здорового образа жизни. Закрепить у выпускника к своему здоровью как к главному условию жизненного успеха.

Глава II. Экспериментальная работа по исследованию формирования

основ здорового образа жизни у детей

В целях укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни в нашей школе действует программа «Здоровье», определяющая здоровьесберегающие подходы в решении задач по сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

Создать реальные социально- гигиенические и социально – психологические условия в школе, способствующие укреплению здоровья.

Активно и широко пропагандировать и организовывать здоровый образ жизни.

Установить тесную связь с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний, организации медицинского всеобуча.

Работа с учащимися проводится по следующим направлениям:

1. организация работы педагогического коллектива по предупреждению несчастных случаев и травматизма

беседы с учащимися 1-11 классов о правилах поведения в школе, общественных местах, на дорогах, на воде, действиях при ЧС;

изучение правил дорожного движения, работа агитбригады «ДЮП» и отряда «Юные Инспекторы Движения»;

участие в различных конкурсах «Безопасное колесо», «Сам себе спасатель» и др.;

встречи с инспекторами ГИБДД и ВДПО.

2. Организация работы по профилактике вредных привычек и ведению ЗОЖ.

беседы с учащимися 1-11 классов о здоровом образе жизни;

урок – интернет антинаркотической направленности с учащимися 8-11 классов;

консультации с врачами – специалистами, психологами;

систематические рейды по выявлению курения в школе и на её территории;

проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций;

уроки здоровья, классные часы, ролевые игры, уроки знаний;

акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», «За здоровый образ жизни», «Внимание – дети!» и др.

Участие в городских и областных соревнованиях.

Муниципальный этап Всероссийского проекта «Мини-футбол в школу» (9.11.2013);

городская туристическая конференция (в МОУ СОШ№7) 27.09.13

областной конкурс допризывников (28.10.13) г. Челябинск по военно-прикладным видам соревнований (финал Спартакиады) (кубок за 3место)

муниципальный этап «Президентских состязаний» (25.09.13);

«Лыжня румяных» 25.02.2014;

лыжные гонки памяти М.Ф. Козловского, А.С. Шукшина 5.03,19.03,20.03;

городская военизированная эстафета памяти воина –интернационалиста С. Матвеева (21.09.13);

Первенство Челябинской области по спортивному туризму (ноябрь 2013) (2 место);

областные соревнования по спортивному туризму в закрытом помещении г. Касли 28,29,30.03.14;

городской IV турнир по шахматам памяти А.П. Гриценко (7.12.13);

городские соревнования по биатлону;

турнир по мини-футболу среди юношей 2000-2001 г.р., посвящённые закрытию зимнего сезона (март 2014);

городские соревнования по плаванию 6.05.2014 г. в плавательном бассейне «Олимпия» 1-4 классы;

городские соревнования «Первые шаги в страну здоровья», посвящённые юбилею МУДОД ДЮСШ среди 4 кл.(3 место);

городской фестиваль «Локобол 2014 –РЖД» (24.05.2014)(кубок за 3 место);

городская Спартакиада для педагогического коллектива и работников школы.

Результаты медицинского осмотра

Подлежало медосмотру – 476 чел.

Прошли – 378 чел., 79,4%

Результаты медицинского осмотра

Охват учащихся горячим питанием- 452 чел- 88% (2014-2015 уч. год)

Спартакиада учителей образовательных школ

Количество обучающихся 2014-2015 учебный год , занимающихся в

системе дополнительного образования в других учреждениях города

Источник

Adblock
detector