Сохранение и укрепление здоровья студентов
статья на тему
Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее здоровье. В настоящее время происходит ухудшение здоровья молодежи, наблюдается высокий уровень заболеваемости, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физкультурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни.
В последнее время можно заметить о безответственном отношении молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствии представлений о первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанной активности по его сохранению и укреплению.
Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости здоровья человека, позволяющего активно жить и действовать в современных условиях, проблема здоровья человека остается актуальной.
Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни осуществляется по индивидуальной траектории, учитывающей личностную позицию человека по отношению к укреплению и сохранению здоровья, осознание здоровья как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение своего здоровья.
Следует отметить, что в основном ученые рассматривают аспекты анализа состояния здоровья студентов, оценку и диагностику здоровья студенческой молодежи, предлагают здоровьесберегающие системы, структуры, модели укрепления и сохранения здоровья студентов вуза. Однако формированию адекватного отношения к здоровью студенческой молодежи уделяется недостаточно внимания.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования готовности к осмысленным действиям студентов, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей в укреплении и сохранении собственного здоровья, способствующих полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный, творческий, профессиональный потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет будущим специалистам требования осознанного саморазвития, самосовершенствования.
Изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и необходимо. На первый план выдвигается здоровьесберегающее образование, формирующее и закладывающее основополагающие и специфические знания, умения и навыки в этой области. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где основным становится желание, интерес включения в активную деятельность, формирующее ответственное отношение к себе и к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_mart.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Огнев Виктор Васильевич, преподаватель
физической культуры ГОУ СПО «КПТТ»
Сохранение и укрепление здоровья студентов
Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее здоровье. В настоящее время происходит ухудшение здоровья молодежи, наблюдается высокий уровень заболеваемости, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физкультурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни.
В последнее время можно заметить о безответственном отношении молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствии представлений о первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанной активности по его сохранению и укреплению.
Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости здоровья человека, позволяющего активно жить и действовать в современных условиях, проблема здоровья человека остается актуальной.
Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни осуществляется по индивидуальной траектории , учитывающей личностную позицию человека по отношению к укреплению и сохранению здоровья, осознание здоровья как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение своего здоровья.
Следует отметить, что в основном ученые рассматривают аспекты анализа состояния здоровья студентов, оценку и диагностику здоровья студенческой молодежи, предлагают здоровьесберегающие системы, структуры, модели укрепления и сохранения здоровья студентов вуза. Однако формированию адекватного отношения к здоровью студенческой молодежи уделяется недостаточно внимания.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования готовности к осмысленным действиям студентов, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей в укреплении и сохранении собственного здоровья, способствующих полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный, творческий, профессиональный потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет будущим специалистам требования осознанного саморазвития, самосовершенствования.
Изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и необходимо. На первый план выдвигается здоровьесберегающее образование, формирующее и закладывающее основополагающие и специфические знания, умения и навыки в этой области. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где основным становится желание, интерес включения в активную деятельность, формирующее ответственное отношение к себе и к своему здоровью.
- Айзман, Р. И. Роль учителя в формировании и мониторинге здоровья обучающихся [Текст] / Р. И. Айзман, Е. Ю. Плетнева // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 5(9). – С. 93-98.
- Бороненкова, Л. С. Формирование учебной социальной компетентности у студентов на занятиях по физической культуре [Текст] / Л. С. Бороненкова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 1. – С. 31–33.
- Габриелян, К. Г. Категория «индивидуальное здоровье» в студенческих представлениях : гендерная дифференциация [Текст] / К. Г. Габриелян, Б. В. Ермолаев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 3. – С. 30–49.
- Гуров, А. Е. Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст] / А. Е. Гуров // СПО. – 2010. – № 8. – С. 43–47.
- Кирпа, А. И. Механизм внедрения технологий здоровьесбережения в образовательные учреждения РФ [Текст] / А. И. Кирпа // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 1. – С. 81–83.
Источник
Проект: ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВСЕСТОРОННЕЕ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
проект на тему
Важнейший показатель благополучия общества и государства – состояние здоровья подрастающего поколения. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, а так же, гармоничному развитию личности.
Студенческий возраст – это возрастной период, в который в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции.
Поэтому особое значение приобретает формирование здорового образа жизни среди студенческой молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 492.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ВСЕСТОРОННЕЕ И ГАРМОНИЧНОЕ
Томарева Ирина Николаевна,
преподаватель первой квалификационной категории
ОГАПОУ «Валуйский колледж», руководитель кружка «ЗОЖ».
студенты группы МД – 131, члены кружка «ЗОЖ»:
Капнинова О., Тарасова Е., Тавьенко З., Лагутина А., Долженко Е.,
Дамуров П., Худобина А. , Кожухова И., Трясцин Д., Гвенцадзе Д.,
Ящишина Т., Рябикина Э., Выскребенцева А.
Важнейший показатель благополучия общества и государства – состояние здоровья подрастающего поколения. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, а так же, гармоничному развитию личности.
Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодых студентов, наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы молодежи.
Здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 50% от образа жизни самого человека.
Студенческий возраст – это возрастной период, в который в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции.
Поэтому особое значение приобретает формирование здорового образа жизни среди студенческой молодежи.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности.
В своей работе мы выделили ряд составляющих здорового образа жизни студентов. Это:
- Досуг
- Физическая культура и спорт, двигательный режим.
- Рациональное питание.
- Соблюдение распорядка дня.
- Вредные привычки.
Проведение комплексной профилактической работы среди студентов для выработки навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственного воспитания и развития личности, осознающей ответственность за своё здоровье.
- вовлечение в реализацию проекта студентов колледжа;
- формирование мотивации студенческой молодежи на здоровье и здоровый образ жизни;
- пробуждение интереса к ведению здорового образа жизни;
- формирование навыков ответственного отношения к своему здоровью;
- развитие практической добровольческой деятельности в современных условиях.
- улучшение здоровья и качества жизни участников образовательного процесса;
- организация просветительной работы среди студентов по здоровому образу жизни;
- профилактическая работа.
- Понимание студентами колледжа определение понятия «здоровый образ жизни».
- Серьезное отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни.
- Желание студентов вести здоровый образ жизни
- Устранение причин и барьеров, препятствующих ведение здорового образа жизни.
- Укрепление здоровья и снижение уровня заболеваемости.
- Создание психологически-комфортной среды.
- Достижения в спортивной и спортивно-оздоровительной сфере.
- Снижение зависимости от вредных привычек.
- Организация рационального питания.
- Активное участие в мероприятиях по ведению здорового образа жизни.
- Развитие внеучебной профилактической информационно-образовательной и воспитательной работы по формированию здорового образа жизни.
- Создание условий привлечения широких масс студентов колледжа к занятиям физической культурой.
- Активизация научно- исследовательской деятельности студентов по вопросам формирования здорового образа жизни.
- Заинтересованность в проекте.
- Формирование у участников проекта здоровьесберегающей компетенции. Студенты получат знания о понятии «здоровый образ жизни», о психологии отношений в коллективе, о влиянии вредных привычек на развитие растущего организма. Научатся продумывать все «за» и «против» перед тем, как сделать выбор, различать свои чувства (волнение, гнев, страх, горе, радость и т.д.), и конструктивно их выражать.
- Профессиональный и личностный рост студентов (расширение кругозора в области пропаганды здорового образа жизни, организация совместной деятельности на основе сотрудничества с учениками и взрослыми через совместные формы работы, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, позитивное изменение самооценки и ценностных ориентаций, пропаганда ценностей здорового образа жизни).
- Подготовка специалистов, востребованных на рынке труда, готовых достойно выполнять свои профессиональные функции.
- Создать в социальной сети «В контакте» группу «Этапы ЗОЖ» с целью распространения полученного опыта при помощи созданных видеороликов, видеопрезентаций, фотографий , а так же, оказания помощи (в виде памяток, накопленного материала, советов) людям, готовым работать по ЗОЖ.
Достижения поставленных задач и намеченных результатов
в ходе выполнения проекта и по его окончании
будет оцениваться следующим образом:
1. Повышение числа заинтересованных студентов в вопросах ЗОЖ.
2. Проведение пре- анкетирования, пост- анкетирования, позволяющее отслеживать динамику развития студентов. Процедура будет проходить в несколько этапов:
- Составление анкеты.
- Проведение обследования студентов.
- Обработка результатов анкетирования.
- Информирование участников о результатах.
- Подведение итогов.
Данная методика изучает отношение студентов к различным проявлениям жизни в обществе.
Анализ отношения учащихся к данным проблемам, выявление интересов, потребностей учащихся и соответствие этих данных помогает планированию и проведению профилактической, просветительской, кружковой работы в учреждении образования.
Правила заполнения анкеты: Внимательно прочитайте вопросы и обведите тот вариант ответа, который больше всего соответствует Вашему мнению. Если в предложенном списке нет подходящего ответа, напишите свой вариант. Опрос является анонимным, результаты исследования будут использованы только в обобщенном виде.
Спасибо за участие!
1. Ваши любимые занятия на досуге?
а) встречаться с друзьями, подругами;
б) смотреть телевизор или играть в компьютерные игры;
в) заниматься спортом;
г) нет свободного времени;
д) другое ________________________________________.
2. Занимаетесь Вы физической культурой, спортом?
в) другое ____________________________________________.
3. Соблюдаете ли Вы правильный режим и рацион питания?
в) когда как получается
г) другое ____________________________________________.
4. Соблюдаете ли Вы правильный распорядок дня?
в) когда как получается
г) другое ____________________________________________.
5. Имеются ли у Вас вредные привычки:
Спасибо за участие!
Место проведения опроса:___________________________________________________
Время проведения опроса: __________________________________________________
Ф.И. интервьюера __________________________________________________________
Критерии оценки эффективности проекта
Достижение участниками более высокого уровня развития личности, осознающей ответственность за своё здоровье (положительная динамика при проведении пост-анкетирования).
Анализ статистических данных: заинтересованность детей, родителей и студентов в мероприятиях проекта, их участие.
Отзывы участников проекта.
Осуществление проекта позволит:
- обеспечить занятость студентов во внеурочное время;
- обеспечить увеличение числа людей, ведущих здоровый образ жизни, занимающихся спортом и физкультурой, общее оживление культурной массовой жизни;
- уменьшить количество употребляющих спиртные изделия и курящих;
- улучшить воспитательную структуру по противодействию негативным социальным процессам;
- повысить роль самоуправления студентов в вопросах ЗОЖ.
- правильно создать психологические условия в средне — профессиональных учреждениях и полностью избавить студентов от вредных привычек и привить здоровый образ жизни.
Исследования составляющих здорового образа жизни среди студентов колледжа в 2013-2014 уч.году:
Вывод: большинство опрошенных юношей предпочитает проводить свободное время дома, а большинство опрошенных девушек проводят свободное время, гуляя с друзьями. Женская часть опрошенных имеет низкую заинтересованность в занятиях спортом.
Физическая культура, спорт, двигательная активность
Вывод: большинство опрошенных студентов занимались различными видами спорта, физической культурой.
А так же имеются студенты, которые не занимались спортом вообще.
Режим и рацион питания
Вывод: большинство студентов не уделяют должного внимания правильному режиму и рациону питания
Соблюдение распорядка дня студента
Вывод: большая часть студентов уделяет распорядку дня большое внимание, но у некоторых возникают причины, по которым они недостаточно правильно соблюдают режим.
Вывод: большинство опрошенных студентов и студенток не имеют вредных привычек, но имеются студенты, которым необходимо отказаться от них.
Учитывая результаты исследований, кружок ЗОЖ разработал план деятельности:
1 этап: Привлечение студентов колледжа в работу кружков:
- Создание рекламного видеоролика;
- Разработка буклета с графиком работы кружка, основными направлениями деятельности, целями и задачами;
- Презентация по работе кружка на классных часах в группах колледжа;
- Проведение запланированных мероприятий среди студентов колледжа, школ и др. общественных мест.
2 этап: Организация и подготовка мероприятий кружков:
- Разработка сценариев мероприятий профилактической направленности: обзор литературы по теме ЗОЖ, поиск литературы в Интернете, в медицинской литературе, периодических изданиях, проведение исследований, проведение бесед о роли ЗОЖ и об актуальных проблемах здоровья с работниками практического здравоохранения.
- Подготовка наглядного материала мероприятий: буклетов, санбюллетеней, листовок, методических пособий на бумажных и электронных носителях, презентаций, видеороликов профилактической направленности.
- Установление связей с физкультурно-оздоровительными организациями, школами, дошкольными и медицинскими учреждениями района.
3 этап: Реализация плана работы кружков колледжа:
- Еженедельное посещение бассейна «Волна» членами кружка;
- Еженедельное посещение тренажерного зала членами кружка;
- Посещение библиотеки;
- Посещение музея;
- Подвижные игры;
- Проведение экскурсионных поездок в разные города России (гг.Белгород, Старый Оскол, Москва, Волгоград и др.);
- Проведение внеклассных мероприятий среди студентов колледжа по вопросам ЗОЖ;
- Индивидуальная работа с детьми и подростками из группы «социального риска»;
- Проведение совместных мероприятий на базе ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ», на базе СОШ, в детских дошкольных учреждениях, в домах культуры;
- Проведение исследовательской работы по актуальным здоровьесберегающим технологиям;
- Проведение социологических опросов, мониторинга, анкетирования среди детей и подростков по вопросам ЗОЖ.
Проведенные мероприятия кружком ЗОЖ:
- Акция «Сделай свой выбо!» на базе ОГАПОУ «Валуйский колледж» на педагогическом и медицинском отделениях;
- Акция «Профилактика туберкулеза» на базе ОГАПОУ «Валуйский колледж» на педагогическом и медицинском отделениях;
- Проведение регулярных медицинских осмотров участников спортивных соревнований;
- Чтение лекций по ЗОЖ для студентов всех курсов;
- Организация и проведение встреч, «круглых столов», со специалистами: психологом, наркологом, венерологом, работниками церкви.
- Проведение брейн-рингов по темам ЗОЖ;
- Выпуск газет по темам ЗОЖ;
- Проведение конкурсов плакатов и видеороликов, посвященных ЗОЖ, профилактики наркомании, СПИДа, табакокурения;
- Конференции совместно с ЛПУ по теме «Всемирный день борьбы с туберкулезом »
- Проведение Всемирной недели иммунизации с выездом в школы города.
- Постановка сказок «Сказка и белом принце», «Сказка о прививке» на базе ОГАПОУ «Валуйский колледж», ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ», СОШ совместно с организацией «Красный Крест»;
- Участие в защите проекта «Здоровый образ жизни как всестороннее и гармоничное развитие личности через внеучебную деятельность студентов»;
- Участие в конференции, посвящённой Всемирному Дню хосписа и паллиативного лечения на тему: «Дом, где творят добро»;
- Участие в студенческой научно — практической конференции на мед отделении «Роль медсестры в профилактике заболеваний»;
- Участие в мероприятиях методических недель ПЦК №2;
- Участие в проведении новогодних утренников для детей;
- Участие в акциях «Помоги себе сам», сбор консервации для геронтологического цента, участие в акциях «Красный Крест» и др.
4 этап: Оценка итогов работы кружков колледжа за 2 года:
Источник