Проект по профилактике и сохранению психологического здоровья педагогов Детского сада «Солнышко»
проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский Детский сад «Солнышко»
Проект по профилактике и сохранению психологического здоровья педагогов
Детского сада «Солнышко»
Авторы проекта: Карманова О.С., Злыгостева О.А.
специалисты психологической службы
с. Яр-Сале, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность, цели, задачи и практическая значимость проекта
2. Направление работы и ожидаемый результат
3. Этапы реализации проекта
4. Перечень учебно-методического и программного обеспечения
5. Приложение 1. Перспективный план работы
6. Приложение 2. Результаты опросника «Психологический портрет педагога»
Актуальность
Эмоциональное выгорание – это защитный механизм, защита от тяжелой реальности. Это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Основная причина эмоционального выгорания – это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к педагогу, и его реальными возможностями. Часто оно вызывается несоответствием между стремлением иметь огромную степень ответственности и самостоятельности, определять способы их достижения, и, взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождениях во мнениях, оценке ситуации, перегруженность ответственными делами, объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью и непродуманные требования, и новации.
Понаблюдав за педагогами в рабочих ситуациях, беседах, проведя диагностику, посредством опросника Г.В. Резапкиной «Психологический портрет педагога» (приложение 2), психологическая служба детского сада пришла к выводу, что в нашем детском саду существуют проблемы эмоционального выгорания, препятствующие оптимальной реализации педагога в профессии, и получение удовлетворения от профессиональной деятельности. Чтобы помочь педагогам сформировать здоровый образ профессиональной и в целом социокультурной жизни, повысить качество и эффективность взаимодействия всех участников процесса, сохранения ими себя в профессии, было принято решение создать проект по профилактике и сохранению психического здоровья сотрудников детского сада «Солнышко». Цель, которого, это разработка системы мероприятий, способствующих укреплению психического здоровья педагогов и профилактике эмоционального выгорания.
Задачи:
- Познакомить педагогов с приемами саморегуляции, научить техникам и приемам снятия стрессов и эмоционального негативизма
- Разработать комплекс мероприятий по профилактике «эмоционального выгорания», коррекционно-профилактической направленности, способствующих творческой самореализации педагогов и их профессиональному росту.
- Создать условия: для развития эмоциональной устойчивости педагогов, профилактики возникновения негативных состояний психики педагога, для развития коммуникативной компетентности педагогов.
- Снять психоэмоциональное напряжения и создать позитивные установки.
Тип проекта: долгосрочный (рассчитан на 2 года).
Участники проекта: педагоги детского сада
Практическая значимость проекта заключается в составлении и подборе занятий с элементами тренинга, семинаров, упражнений, разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания составлении картотеки по дыхательным и релаксационным техникам.
Направления работы педагога-психолога:
- психопросвещение (консультации, семинары, наглядная информация);
- психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – занятия с элементами тренинга, психологические игры, психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация);
- психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).
Психотерапевтические техники:
- Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».
- Кинотерапия – одно из направлений арт-терапии, которое заключается в просмотре и обсуждении фильмов совместно с психологом. Фильм является средством многоуровневого воздействия на психику и организм в целом – через аудиовизуальную систему.
- Цветоэнерготерапия (Аура-Сома) – это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Аура-Сома – это живая свето-цвето-арома-кристаллотерапия.
- Аутотренинг – это техника саморегуляции психического состояния, в основе которой лежат разные формы самовнушения, один из способов самостоятельно избавиться от стрессов и психологических проблем.
- Релаксация –это методика, которая применяется для расслабления организма и общего благоприятного воздействия на него.
- Медитация(от лат.meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания.
- Аффирмация – это позитивное утверждение, которое улучшает настроение, делает нас счастливее и уверенным в себе.
Ожидаемый результат:
- Улучшение психологического здоровья педагогов.
- Улучшение психологического климата в коллективе;
- Улучшение психологического климата в группах ДОУ и тем самым повышение психологической защищенности каждого ребенка, укрепление его психического здоровья;
- Рост творческого потенциала педагогов.
Источник
Проект по сохранению психического здоровья дошкольников с ОВЗ «Я среди людей»
специалист в области арт-терапии
Проект «Я в мире людей»
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения. Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутрисемейных отношений и социально-культурного сообщества, в которое он попадает в первые годы своей жизни.
Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Здоровье детей — главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Дошкольное детство — короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка.
Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д. Правильное понимание здоровья человека даёт представление о его социально-биологической сущности.
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Одним из важных факторов укрепления здоровья воспитанников детского сада становится сохранение психологического или психического здоровья.
Организованная своевременная работа по сохранению психического здоровья в общей системе воспитательно-образовательных развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения обеспечения психического и эмоционального благополучия ребёнка-дошкольника
Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия ребёнка, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой.
В структуру психологического здоровья входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др.
Сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка помогает психологическая компетентность родителей и педагогов. Одной из основных составляющих психологической компетентности является знание путей гармонизации эмоционально-волевой сферы детей. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно, поскольку именно такое умение помогает найти адекватные способы снятия напряжения.
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.
Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения дошкольников и сохранение их психологического здоровья.
С этой целью был разработан проект по сохранению и укреплению психологического здоровья «Я в мире людей».
сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников с в условиях ДОУ.
Обучение выражению эмоций и их распознаванию, инициировать самопознание детей.
Формирование у детей модели правильного поведения в детском коллективе.
Расширение и систематизация знаний педагогов о коммуникативном взаимодействии.
Развитие позитивной Я-концепции всех участников проекта.
Развитие познавательно-ориентировочной активности ребенка дошкольного возраста;
Воспитание саморегуляции, самозащиты и самокоррекции при помощи направленных игр.
Создание мотивации на изменение себя в лучшую сторону (самокоррекция).
Участники проекта: дети 5–7 лет; педагоги–психологи, воспитатели, родители.
Основные направления реализации проекта: тренинги для педагогов и семейных диад; занятия для детей; психолого-педагогическое просвещение; оснащение предметно-развивающей среды.
Диагностики: «Волшебный дворец», «Кактус» М. А. Панфилова, интерпретативный тест «Грустная мама», вопросник «Отношение детей к педагогу», анкета «Отношение педагога к ребенку», самодиагностика настроения отражающие различное эмоциональное состояние.
Предварительные беседы по формированию положительного и отрицательного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.
Создание игрового оборудования для повышения психологической компетентности ребенка («груши», подушки, мягкие дубинки, «волшебный сосуд») в «уголке психологической компетентности ребенка».
Памятки, бланки для родителей, педагогов и детей.
Подбор научно-методической литературы.
I. Тренинги эффективного взаимодействия «Вместе с мамой».
Тренинг рассчитан на 4 занятия, продолжительностью 2 часа каждое, интенсивность занятий – 1 раз в квартал. Количество пар участников (ребенок–родитель) не более 8 (16) человек. В группу входят родители, имеющие детей 6–7 лет. Вне тренинговых занятий участники могут получить необходимую психологическую помощь в ходе индивидуальных консультаций.
II. Коррекционно-развивающие занятия с детьми «Поиграем, помечтаем».
Курс рассчитан на 9 занятий, продолжительностью 30 минут каждое, интенсивность занятий 1 раз в неделю. Максимальное количество детей в подгруппе 10 человек.
III. Консультации для родителей и педагогов «И это хорошо, и это плохо».
Курс рассчитан на 8 занятий, продолжительностью 1,5–2 часа каждое, интенсивность занятий 1 раз в месяц. Число участников группы – 12–16 человек.
Высокий результат культуры общения среди педагогов; владение навыками как делового, так и неформального общения. Осознание собственных профессиональных и личностных проблем; умение конструктивно решать проблемные ситуации.
Дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно находить конструктивные формы выражения своих отрицательных эмоций.
Развитие родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка дошкольного возраста.
Продукт проектной деятельности.
Модели занятий с элементами тренинга для сотрудников детского сада «И это хорошо, и это плохо».
Модели коррекционно-развивающих занятий с детьми «Поиграем, помечтаем».
Модели тренингов эффективного взаимодействия «Вместе с мамой».
Пакет рекомендаций для педагогов и родителей.
Совместные рисунки семейных диад.
Основные разделы проекта
1. «Вместе с мамой» – тренинги эффективного взаимодействия с семьёй на родительских собраниях
2. «Поиграем, помечтаем» – Коррекционно-развивающие занятия с детьми с детьми
3. «Азбука общения» — занятия с элементами тренинга для педагогов
4. «И это хорошо, и это плохо» консультации для родителей и педагогов
Тренинги эффективного взаимодействия «Вместе с мамой»
Знакомство участников друг с другом выяснения ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей
«Мир детский и мир взрослый»
Научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникать у родителя при взаимодействии с ребенком
«Расскажи о себе»
Выявить различия в проблемах детей и родителей во взаимоотношениях «родитель-ребенок; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания»
«Что такое семья?»
Обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе
Тематическое планирование занятий с детьми
«Поиграем, помечтаем»
Коррекционно-развивающие
занятия с детьми
«Я обижаюсь», или «Не подходи ко мне, я обиделся!»
Учить умению реагировать на обиды, учиться просить прощение и прощать. Способствовать формированию у детей модели правильного поведения в детском коллективе
«Я радуюсь! Я смеюсь! Я веселюсь!»
Учить детей различать эмоции (радость); упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения положительных эмоций и управления ими
«Я боюсь! Мои страхи ночью и днем»
Научить детей давать словесное обозначение своим внутренним переживаниям. Воспитывать у детей уверенность в себе умение управлять своими чувствами, принимать себя
«Я сержусь! Мой гнев»
Учить осознавать и принимать свои чувства, воспитывать у детей навыки управления своими негативными чувствами, формировать способы самокоррекции своего эмоционального состояния.
Расширить представления об эмоциональном мире человека
«Я растерялся! Я справился!»
Осознание детьми своих достижений и проживание позитивного эмоционального опыта
Развивать у детей коммуникативные качества: сочувствие, сопереживание. Учить детей находить позитивные способы установления контактов со сверстниками и взрослыми
Расширять знания детей о чувстве доброты, развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека
«Я сочиняю, я фантазирую»
Познакомить детей с понятием «воображение». Развивать произвольное воображение детей
Занятия с элементами тренинга для сотрудников детского сада
«Азбука общения»
Создать в группе атмосферу доброжелательности. Помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные и слабые стороны в общении, определить существующие проблемы, которые можно разрешить
«Вербальные средства общения»
Познакомить педагогов с азами психологии вербального общения и принципами построения речевой коммуникации
«Невербальные средства общения»
Познакомить педагогов с азами психологии невербального общения. Отработка навыков взаимодействия с помощью невербальных средств общения, развитие быстроты реакции, внимания
«Метод активного слушания»
Познакомить педагогов с азами техники активного слушания. Применять техники активного слушания
Познакомить педагогов с понятием «конфликт». Выработать навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Научить участников тренинга распознавать различные типы манипуляции, с которыми можно столкнуться в педагогической практике
Познакомить педагогов с понятием «стресс». Развитие способности анализировать и управлять стрессовыми ситуациями
Расширить знания об эмоциональной сфере людей. Отработать умение принимать положительную и отрицательную информацию о себе
Консультации для родителей и педагогов «И это хорошо, и это плохо»
Вопросник «Отношение детей к педагогу»
позволяет определить не только наличие или отсутствие нарушений в отношении ребенка к педагогу, но степень и место этих нарушений.
получение информации (о состоянии, особенностях, уровнях, свойствах и др.), выявление сильных сторон личности ребенка, определение аффективных комплексов, а возможно, и решение проблем ребенка, раскрытие индивидуальных особенностей ребенка не только для окружающих взрослых, но и для самого ребенка.
Консультация «Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей дошкольного возраста?»
Отмечаются признаки, по которым можно предположить неблагополучие во взаимоотношениях педагога и ребенка; различные проявления неблагополучия во взаимоотношениях педагогов и детей;
Трудности педагогов во взаимоотношениях с детьми; условия необходимые для нормализации взаимоотношений педагогов и детей:
Памятки для педагогов и родителей:
— О столкновении с психологическими защитами
Источник