Меню

Проект сохранение психического здоровья

Проект по профилактике и сохранению психологического здоровья педагогов Детского сада «Солнышко»
проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский Детский сад «Солнышко»

Проект по профилактике и сохранению психологического здоровья педагогов

Детского сада «Солнышко»

Авторы проекта: Карманова О.С., Злыгостева О.А.

специалисты психологической службы

с. Яр-Сале, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность, цели, задачи и практическая значимость проекта

2. Направление работы и ожидаемый результат

3. Этапы реализации проекта

4. Перечень учебно-методического и программного обеспечения

5. Приложение 1. Перспективный план работы

6. Приложение 2. Результаты опросника «Психологический портрет педагога»

Актуальность

Эмоциональное выгорание – это защитный механизм, защита от тяжелой реальности. Это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Основная причина эмоционального выгорания – это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к педагогу, и его реальными возможностями. Часто оно вызывается несоответствием между стремлением иметь огромную степень ответственности и самостоятельности, определять способы их достижения, и, взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождениях во мнениях, оценке ситуации, перегруженность ответственными делами, объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью и непродуманные требования, и новации.

Понаблюдав за педагогами в рабочих ситуациях, беседах, проведя диагностику, посредством опросника Г.В. Резапкиной «Психологический портрет педагога» (приложение 2), психологическая служба детского сада пришла к выводу, что в нашем детском саду существуют проблемы эмоционального выгорания, препятствующие оптимальной реализации педагога в профессии, и получение удовлетворения от профессиональной деятельности. Чтобы помочь педагогам сформировать здоровый образ профессиональной и в целом социокультурной жизни, повысить качество и эффективность взаимодействия всех участников процесса, сохранения ими себя в профессии, было принято решение создать проект по профилактике и сохранению психического здоровья сотрудников детского сада «Солнышко». Цель, которого, это разработка системы мероприятий, способствующих укреплению психического здоровья педагогов и профилактике эмоционального выгорания.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с приемами саморегуляции, научить техникам и приемам снятия стрессов и эмоционального негативизма
  2. Разработать комплекс мероприятий по профилактике «эмоционального выгорания», коррекционно-профилактической направленности, способствующих творческой самореализации педагогов и их профессиональному росту.
  3. Создать условия: для развития эмоциональной устойчивости педагогов, профилактики возникновения негативных состояний психики педагога, для развития коммуникативной компетентности педагогов.
  4. Снять психоэмоциональное напряжения и создать позитивные установки.

Тип проекта: долгосрочный (рассчитан на 2 года).

Участники проекта: педагоги детского сада

Практическая значимость проекта заключается в составлении и подборе занятий с элементами тренинга, семинаров, упражнений, разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания составлении картотеки по дыхательным и релаксационным техникам.

Направления работы педагога-психолога:

  • психопросвещение (консультации, семинары, наглядная информация);
  • психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – занятия с элементами тренинга, психологические игры, психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация);
  • психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).

Психотерапевтические техники:

  • Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».
  • Кинотерапия – одно из направлений арт-терапии, которое заключается в просмотре и обсуждении фильмов совместно с психологом. Фильм является средством многоуровневого воздействия на психику и организм в целом – через аудиовизуальную систему.
  • Цветоэнерготерапия (Аура-Сома) – это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Аура-Сома – это живая свето-цвето-арома-кристаллотерапия.
  • Аутотренинг – это техника саморегуляции психического состояния, в основе которой лежат разные формы самовнушения, один из способов самостоятельно избавиться от стрессов и психологических проблем.
  • Релаксация –это методика, которая применяется для расслабления организма и общего благоприятного воздействия на него.
  • Медитация(от лат.meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания.
  • Аффирмация – это позитивное утверждение, которое улучшает настроение, делает нас счастливее и уверенным в себе.
Читайте также:  Капельницы для поддержания здоровья

Ожидаемый результат:

  1. Улучшение психологического здоровья педагогов.
  2. Улучшение психологического климата в коллективе;
  3. Улучшение психологического климата в группах ДОУ и тем самым повышение психологической защищенности каждого ребенка, укрепление его психического здоровья;
  4. Рост творческого потенциала педагогов.

Источник

Проект по сохранению психического здоровья дошкольников с ОВЗ «Я среди людей»

специалист в области арт-терапии

Проект «Я в мире людей»

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения. Обладая врож­денной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходя­щие в обществе изменения в системе внутрисемейных отноше­ний и социально-культурного сообщества, в которое он попадает в первые годы своей жизни.

Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Здоровье детей — главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Дошкольное детство — короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значе­ние, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка.

Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д. Правильное понимание здоровья человека даёт представление о его социально-биологической сущности.

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Одним из важных факторов укрепления здоровья воспитанников детского сада становится сохранение психологического или психического здоровья.

Организованная своевременная работа по сохранению психического здоровья в общей системе воспитательно-образовательных развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения обеспечения психического и эмоционального благополучия ребёнка-дошкольника

Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия ребёнка, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой.

В структуру психологического здоровья входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др.

Сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка помогает психологическая компетентность родителей и педагогов. Одной из основных составляющих психологической компетентности является знание путей гармонизации эмоционально-волевой сферы детей. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно, поскольку именно такое умение помогает найти адекватные способы снятия напряжения.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Читайте также:  Тейваз руна значение здоровье

Актуальность данной проблемы состоит в том, что совре­менная семья включается во множество сфер жизнедеятельно­сти общества. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения дошкольников и сохранение их психологического здоровья.

С этой целью был разработан проект по сохранению и укреплению психологического здоровья «Я в мире людей».

сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников с в условиях ДОУ.

Обучение выражению эмоций и их распознаванию, инициировать самопознание детей.

Формирование у детей модели правильного поведения в детском коллективе.

Расширение и систематизация знаний педагогов о коммуникативном взаимодействии.

Развитие позитивной Я-концепции всех участников проекта.

Развитие познавательно-ориентировочной активности ребенка дошкольного возраста;

Воспитание саморегуляции, самозащиты и самокоррекции при помощи направленных игр.

Создание мотивации на изменение себя в лучшую сторону (самокоррекция).

Участники проекта: дети 5–7 лет; педагоги–психологи, воспитатели, родители.

Основные направления реализации проекта: тренинги для педагогов и семейных диад; занятия для детей; психолого-педагогическое просвещение; оснащение предметно-развивающей среды.

Диагностики: «Волшебный дворец», «Кактус» М. А. Панфилова, интерпретативный тест «Грустная мама», вопросник «Отношение детей к педагогу», анкета «Отношение педагога к ребенку», самодиагностика настроения отражающие различное эмоциональное состояние.

Предварительные беседы по формированию положительного и отрицательного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.

Создание игрового оборудования для повышения психологической компетентности ребенка («груши», подушки, мягкие дубинки, «волшебный сосуд») в «уголке психологической компетентности ребенка».

Памятки, бланки для родителей, педагогов и детей.

Подбор научно-методической литературы.

I. Тренинги эффективного взаимодействия «Вместе с мамой».

Тренинг рассчитан на 4 занятия, продолжительностью 2 часа каждое, интенсивность занятий – 1 раз в квартал. Количество пар участников (ребенок–родитель) не более 8 (16) человек. В группу входят родители, имеющие детей 6–7 лет. Вне тренинговых занятий участники могут получить необходимую психологическую помощь в ходе индивидуальных консультаций.

II. Коррекционно-развивающие занятия с детьми «Поиграем, помечтаем».

Курс рассчитан на 9 занятий, продолжительностью 30 минут каждое, интенсивность занятий 1 раз в неделю. Максимальное количество детей в подгруппе 10 человек.

III. Консультации для родителей и педагогов «И это хорошо, и это плохо».

Курс рассчитан на 8 занятий, продолжительностью 1,5–2 часа каждое, интенсивность занятий 1 раз в месяц. Число участников группы – 12–16 человек.

Высокий результат культуры общения среди педагогов; владение навыками как делового, так и неформального общения. Осознание собственных профессиональных и личностных проблем; умение конструктивно решать проблемные ситуации.

Дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно находить конструктивные формы выражения своих отрицательных эмоций.

Развитие родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности.

Модели занятий с элементами тренинга для сотрудников детского сада «И это хорошо, и это плохо».

Модели коррекционно-развивающих занятий с детьми «Поиграем, помечтаем».

Модели тренингов эффективного взаимодействия «Вместе с мамой».

Пакет рекомендаций для педагогов и родителей.

Совместные рисунки семейных диад.

Основные разделы проекта

1. «Вместе с мамой» – тренинги эффективного взаимодействия с семьёй на родительских собраниях

2. «Поиграем, помечтаем» – Коррекционно-развивающие занятия с детьми с детьми

3. «Азбука общения» — занятия с элементами тренинга для педагогов

4. «И это хорошо, и это плохо» консультации для родителей и педагогов

Тренинги эффективного взаимодействия «Вместе с мамой»

Знакомство участников друг с другом выяснения ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей

Читайте также:  Ансуз перевернутая значение здоровье

«Мир детский и мир взрослый»

Научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникать у родителя при взаимодействии с ребенком

«Расскажи о себе»

Выявить различия в проблемах детей и родителей во взаимоотношениях «родитель-ребенок; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания»

«Что такое семья?»

Обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе

Тематическое планирование занятий с детьми
«Поиграем, помечтаем»

Коррекционно-развивающие
занятия с детьми

«Я обижаюсь», или «Не подходи ко мне, я обиделся!»

Учить умению реагировать на обиды, учиться просить прощение и прощать. Способствовать формированию у детей модели правильного поведения в детском коллективе

«Я радуюсь! Я смеюсь! Я веселюсь!»

Учить детей различать эмоции (радость); упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения положительных эмоций и управления ими

«Я боюсь! Мои страхи ночью и днем»

Научить детей давать словесное обозначение своим внутренним переживаниям. Воспитывать у детей уверенность в себе умение управлять своими чувствами, принимать себя

«Я сержусь! Мой гнев»

Учить осознавать и принимать свои чувства, воспитывать у детей навыки управления своими негативными чувствами, формировать способы самокоррекции своего эмоционального состояния.

Расширить представления об эмоциональном мире человека

«Я растерялся! Я справился!»

Осознание детьми своих достижений и проживание позитивного эмоционального опыта

Развивать у детей коммуникативные качества: сочувствие, сопереживание. Учить детей находить позитивные способы установления контактов со сверстниками и взрослыми

Расширять знания детей о чувстве доброты, развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека

«Я сочиняю, я фантазирую»

Познакомить детей с понятием «воображение». Развивать произвольное воображение детей

Занятия с элементами тренинга для сотрудников детского сада
«Азбука общения»

Создать в группе атмосферу доброжелательности. Помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные и слабые стороны в общении, определить существующие проблемы, которые можно разрешить

«Вербальные средства общения»

Познакомить педагогов с азами психологии вербального общения и принципами построения речевой коммуникации

«Невербальные средства общения»

Познакомить педагогов с азами психологии невербального общения. Отработка навыков взаимодействия с помощью невербальных средств общения, развитие быстроты реакции, внимания

«Метод активного слушания»

Познакомить педагогов с азами техники активного слушания. Применять техники активного слушания

Познакомить педагогов с понятием «конфликт». Выработать навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций

Научить участников тренинга распознавать различные типы манипуляции, с которыми можно столкнуться в педагогической практике

Познакомить педагогов с понятием «стресс». Развитие способности анализировать и управлять стрессовыми ситуациями

Расширить знания об эмоциональной сфере людей. Отработать умение принимать положительную и отрицательную информацию о себе

Консультации для родителей и педагогов «И это хорошо, и это плохо»

Вопросник «Отношение детей к педагогу»

позволяет определить не только наличие или отсутствие нарушений в отношении ребенка к педагогу, но степень и место этих нарушений.

получение информации (о состоянии, особенностях, уровнях, свойствах и др.), выявление сильных сторон личности ребенка, определение аффективных комплексов, а возможно, и решение проблем ребенка, раскрытие индивидуальных особенностей ребенка не только для окружающих взрослых, но и для самого ребенка.

Консультация «Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей дошкольного возраста?»

Отмечаются признаки, по которым можно предположить неблагополучие во взаимоотношениях педагога и ребенка; различные проявления неблагополучия во взаимоотношениях педагогов и детей;

Трудности педагогов во взаимоотношениях с детьми; условия необходимые для нормализации взаимоотношений педагогов и детей:

Памятки для педагогов и родителей:

— О столкновении с психологическими защитами

Источник

Adblock
detector