Проект по социализации ребёнка с ОВЗ «Мы вместе»
Разделы: Логопедия
Актуальность проблемы
Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.
Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.
Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.
Задачи проекта:
- Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
- Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
- Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
- Внедрение современных образовательных технологий
Ожидаемые результаты
Участники проекта
Ожидаемый результат
Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ
Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ
Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития
Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.
Показатели результативности и эффективности проекта
- Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
- Активность участников взаимодействия — родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
- Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
- Повышение показателей качества обученности ребёнка.
- Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
- Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Описание основных мероприятий проекта
- Подготовительный этап.
- Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
- Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
- Логопедическое обследование ребенка с нарушением слуха.
- Консультация психолога по адаптационному периоду ребёнка с нарушением слуха.
- Изучение методической литературы по работе с детьми, имеющими нарушение слуха.
- Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде слышащих сверстников.
- Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
- Прогнозирование результатов.
Разработка методов реализации проекта
- Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха учителем-логопедом, воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
- Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ.
- Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с нарушением слуха.
- Изменение неверного представления у детей группы по отношению к ребёнку с ОВЗ.
- Разработка игровых тренингов, сценариев, мероприятий, ролевых игр, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив слышащих сверстников.
Календарный план по реализации проекта
Направления работы
Пути реализации
Сроки
Организация адаптационного периода
Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ
Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей
Диагностика состояния речи ребёнка
Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха
Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками
Цикл бесед «Добро живёт рядом»
Индивидуальные фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья»
Поощрение общения детей с Максимом.
Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга.
Поощрение вежливого обращения ребёнка к детям и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям.
Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь,
Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась …девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики»
Дидактические игры «Что правильно — что неправильно»
Творческий познавательный проект «Волшебство новогодних игрушек»
Помощь в налаживании совместной игровой деятельности.
Перевод самой игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе»;
Обучение делать что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам.
Краткосрочный проект (декабрь-январь)
Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных.
Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях),
Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях
Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
октябрь — экскурсия в пожарную часть
Ноябрь — гостиная «День матери»
Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники
Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.)
Оформление фотовыставки о совместном мероприятии (лепка снежной бабы)
Участие в акции «Покорми птиц»
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.
Работа с родителями
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.
Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.
Консультации:
«Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с нарушенным слухом»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»;
«Требования к ребенку и его обязанности в семье» «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка»
Литература.
- Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
- Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
- Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.
Источник
Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 1
надежда пермякова
Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 1
[Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по программе развития (начало).
b]Миссия [/b]КУ Леушинской коррекционной школы-интерната — это интеграция детей с ограниченными возможностями в социум.
Цели:
• Обеспечение максимально возможного качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и развитие их адаптивных возможностей;
• предоставление обучения, соответствующего возможностям и особенностям развития ребёнка;
• обеспечение психологической и физической безопасности, педагогической поддержки и содействия ребёнку в проблемных ситуациях;
• реализация программ развития социальных навыков, способности к адаптации и
интеграции в общество.
В соответствии с Программой развития школы на 2013 — 2017 годы реализованы 14 долгосрочных Проектов. 6 Проектов вышли в финал на «Фестиваль учительских идей». Это Проекты, которые вызвали особый резонанс. В ходе их реализации выявились новые проблемы и обозначились некоторые пути решения этих проблем. Сегодня мне хочется представит краткий обзор этих Проектов.
Проект «Мы среди людей»
Цель: Усвоение социального опыта и активное воспроизведение воспитанниками системы социальных связей (благодаря чему происходит становление личности, развитие самосознания).
Задачи:
1. Совершенствовать представления учащихся с ограниченными возможностями здоровья о правилах пребывания среди незнакомых людей.
2. Сформировать чёткое представление о недопустимости попыток воздействовать на незнакомых людей, которые не выполняют общепринятые правила.
3. Сформировать чёткие представления о границах дистанции в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми.
4. Развивать социальные навыки.
5. Сформировать представление о нормах жизни рабочего коллектива горизонтальных иерархических отношений в любом коллективе.
Формы работы: Экскурсии, праздничные мероприятия, классные часы, внеклассные воспитательные занятия, занятия педагога-психолога.
Результат: Данный проект способствовал повышению социальной компетентности детей с ОВЗ, освоению учащимися, воспитанниками различных актуальных для них социальных ролей, улучшению в ориентировке в сфере межличностного взаимодействия. Проект «Мы среди людей» предоставил ребенку с ОВЗ возможность усваивать систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, что позволит жить в обществе, стать его полноправным членом.
Выход: Методический сборник разработок конспектов занятий, фотоотчет
Проблема
Среди наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности в школе-интернате является понятие о социализации, как о процессе вхождения воспитанника в социальную среду, усвоение им социального опыта, освоение и приобретении системы социальных норм.
В ходе реализации Проекта выявлен ряд факторов, которые отрицательно сказываются на усвоении социального опыта: у наших воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии. Агрессивность, неумение и нежелание признать свою вину, стремление обвинить в своих неудачах окружающих; бедность мотивационной сферы, поверхностные интересы, нервозность, неумение общаться, эмоциональная нестабильность, искажённая потребность в любви. Неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защиты», когда возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других. Тяга к бродяжничеству и побегам. Иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»); отсутствие бережливости и ответственности. Инфантилизм, неспособность к самостоятельному выбору. Перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Пути решения: Реализация долгосрочных социально – педагогических проектов по
воспитанию личности, обладающей нравственными качествами человека-гражданина. Личности, готовой к адаптации в общество, востребованной на рынке труда.
Творческий Проект «Трудовая мозаика»
Цель: Социализация и трудовая адаптация детей с ОВЗ в социум.
Задачи:
1. Формирование интеллектуальных умений в труде.
2. Формирование осознанной регуляции трудовых действий, трудовых операций.
3. Лицензирование дополнительных направлений углубленной трудовой подготовки.
Технологии работы: Личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные.
Формы работы: КТД, экскурсии, игры, конкурсы, соревнования, мастер-классы, выставка.
Результат: Данный проект способствовал расширению у детей знаний и представлений о профессиях, о содержании и результатах работы по направлениям: цветовод, скорняжное дело, гончар, вышивальщица, картонажно-переплетное дело, выжигальщик по дереву, уборщик служебных помещений, санитарка.
Выход: Методический сборник разработок конспектов занятий, фотоотчет
Проблема
Лицензирование на дополнительные направления углубленной трудовой подготовки не пройдено.
Предложение: Создать необходимые условия для получения лицензий на дополнительные направления углубленной трудовой подготовки
Социальный Проект «Навстречу детям»
Цель: Развитие мотивации личности, творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптации их в современном обществе с учётом психофизического развития.
Задачи:
– Расширение видов творческой деятельности воспитанников в различных направлениях.
– Создание максимальных условий для усвоения учащимися, воспитанниками духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа.
– Изучение интересов и потребностей воспитанников в дополнительном образовании.
– Укрепление здоровья учащихся, воспитанников, формирование здорового образа жизни, удовлетворение потребностей, учащихся в занятиях физической культурой и спортом.
– Социализация их к жизни в обществе. Профилактика правонарушений, наркомании, безнадзорности и др. асоциальных проявлений несовершеннолетних.
Формы работы: Беседы, коллективные творческих дела, кружковая работа, посещение бассейна, тренинги, внеклассные занятия, видеосалоны, трудовые десанты, акции, экскурсии, игры, конкурсы, соревнования.
Результат: Расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами обучающихся и их родителей.
Выход: По итогам реализации Проекта прошла выставка детского творчества.
Выпущен школьный методический сборник материалов занятий, готовы к печати 2 сборника в СМИ.
Проведён интернет-лекторий (все материалы лектория объедены в один методический школьный сборник).
Участие в бессрочной Международной акции «Гирлянда дружбы».
Проблема
Проблемы мотивации детей с ОВЗ приводят к выводу, что нельзя подготовить воспитанников специальной школы к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи.
Предложение: Реализация социально – педагогического проекта «Из школы в жизнь»
Основные субъекты проекта: учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры.
Цель: Воспитание социально-успешной личности, обладающей духовно-нравственными качествами гражданина, готовой к самореализации и адаптации в обществе, востребованной на рынке труда.
Задачи:
– формирование мотивации к трудовой и учебной деятельности, установок на самообеспечение на основе осознанности собственных возможностей и представлений о реальной жизненной перспективе;
– развитие навыков продуктивного взаимодействия учащихся, коммуникативной компетентности педагогов;
– формирование гражданской активности и правового самосознания, патриотизма, потребности в ЗОЖ на основе привития общечеловеческих ценностей;
– формирование понимания приоритетности решения задач социализации школьников педагогами, родителями, социумом.
Ожидаемый результат проекта:
1. Расширение макросоциума школы (Социальное партнерство школы, сотрудничество с организациями).
2. Социализация выпускников.
3. Стойкая тенденция к снижению количества учащихся, состоящих на профилактических учетах.
Конспект занятия для учащихся школы-интерната «Ямал — моя Родина!» Тема: «Ямал – моя Родина!» Салиндер Алма Ивановна воспитатель МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» Изучение родного.
Коррекционно-воспитательное мероприятие для учащихся школы-интерната «Смеяться разрешается!» Коррекционно-воспитательное мероприятие «Смеяться разрешается!» Мероприятие к 1 апреля Подготовила и провела воспитатель Арженовская Л. Ю.
Обучение и воспитание детей в игре. Долгосрочные игровые проекты к лексическим темам недели. Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений.
Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната «Народы мира» Школа-интернат Цель: продолжать знакомить детей с культурными традициями разных народов мира, показать сходства и различия людей, познакомить.
Открытое занятие для учащихся школы-интерната «А мир прекрасный, если бы…» Цели: 1. Развитие навыков у уч-ся видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков; 2. Развитие умений.
Правовой турнир для учащихся школы-интерната «Мы, наши права и обязанности» Цель: • Формирование правовой грамотности обучающихся. • Обобщить знания детей об основных правах ребенка. • Знакомство с основными правами.
Викторина по биологии для учащихся школы-интерната для детей с ОВЗ «Самый-самый» Сценарий биологической викторины «Самый- самый» Цель: закрепить и расширить знания по биологии. Задачи: 1. развивать мотивацию к изучению.
Самоподготовка в 7 классе школы-интерната для глухих детей Тема: Самоподготовка в 7 классе школы-интерната для глухих детей Цели: • закреплять знания, умения, и навыки, полученные на уроках; •.
Сценарий внеклассного мероприятия для воспитанников школы-интерната «Театр и дети» Цель: Приобщить детей к театральной культуре. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
Внеклассное занятие для учащихся школы-интерната «Лесная школа» Внеклассное занятие: «Лесная школа». Цели: 1. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Воспитывать доброжелательность, уважение.
Источник
➤ Adblockdetector