Меню

Проект ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

«Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Содержание материала даёт ответы на актуальные вопросы В каких организациях, учреждениях реализуется служба ранней помощи? Кому нужна эта помощь? Каковы цели и задачи службы ранней помощи?

Скачать:

Вложение Размер
mezh_2.docx 23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года:

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность реализации данного направления обусловлена:

  • расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовности детей с ОВЗ и инвалидностью к интеграции в ДОУ,
  • с наличием региональных различий в положении детей с ОВЗ, инвалидностью, их семей, отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи,
  • потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточная эффективность использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей,
  • значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения,
  • необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развития ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы,
  • необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).

Кому нужна ранняя помощь?

• Во-первых, это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и их семьи.

• Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

• В раннем возрасте в первую очередь речь будет идти о тех детях, у кого наблюдается отставание в развитии (например, задержка психомотрного развития, задержка речевого развития), либо выявлены нарушения, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Контингент таких детей может быть достаточно обширен, а имеющиеся у них проблемы крайне вариативны: снижение слуха 2-4 степени, слепота, церебральный и спинальный параличи любой этиологии, генетические синдромы и хромосомные абберации и др. Здесь речь идет о необходимости специальной, в том числе и психолого-педагогической помощи, начиная с самого рождения.

• Во-вторых, группы ранней помощи могут создаваться для детей от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию с целью поддержки семьи, не обладающей достаточным воспитательным потенциалом и нуждающейся в сопровождении специалистов. Такие группы позволяют безболезненно адаптировать ребенка раннего возраста к условиям детского сада.

Цель службы ранней помощи оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, оказание помощи их семьям, в первую очередь посредством развитой консультативной деятельности, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачи службы ранней помощи:

• выявление на основе психолого-педагогического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (или потенциальные риски) и возможных трудностей семей, в которых они воспитываются;

• оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушения в развитии) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушений развития);

• включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

В каких типах организаций/учреждений реализуется ранняя помощь?

Ранняя помощь детям с ОВЗ оказывается:

  • в дошкольных образовательных организациях,
  • в учреждениях здравоохранения,
  • в учреждениях социальной защиты,

в центрах психолого-педагогической и социальной помощи

Основные принципы, лежащие в основе работы службы ранней помощи

1. Семейно-ориентированная деятельность. Работа специалистов службы направлена на поддержку семьи, сохранение ее психологического благополучия и воспитательного потенциала. В связи с этим определяется профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с его родителями, другими членами семьи, людьми из ближайшего окружения .

2. Междисциплинарный подход. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

3. Добровольность. Работа с ребенком и семьей строится на потребности семьи в помощи специалистов и начинается с инициативы обращения родителей (лиц их заменяющих) в службу ранней помощи. Принцип добровольности лежит в основе и тесно связан с еще одним принципом — принципом партнерства.

4. Партнерство. Принцип подразумевает установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи и ближайшим окружением. Крайне важным является понимание, что родители и другие члены семьи не просто наблюдатели, они активные участники всего процесса.

5. Конфиденциальность. Принцип во многом основан на этических нормах работы специалистов. Информация о ребенке и семье, появляющаяся у специалистов во время их сопровождения, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

В оказания ранней помощи детям с ОВЗ в нашем детском учреждении составляется календарный план по реализации работы, который включает в себя несколько этапов. И первый этап – диагностический : изучение и анализ современных научно-методических разработок в области психолого- педагогического сопровождения, методических рекомендаций по организации игровых занятий с использованием специального оборудования. Сюда же входит и работа по установлению контакта с семьями воспитанников с ОВЗ , нуждающихся в данной услуге. .

Организационный этап — разработка дорожной карты по внедрению системы ранней помощи детям с ОВЗ и обсуждение направлений деятельности.

Практический этап. Сюда входит организация пилотной площадки: приобретение и размещение специального оборудования, перераспределение игровых зон, перестановка мебели, в соответствии с контингентом воспитанников, формирование реестра, разработка программ, обеспечение кадрового состава группы, зачисление воспитанников, заключение договоров с родителями, (законными представителями) об образовании образовательных услуг, повышение профессионального роста педагогов посредством организации курсов повышения квалификации, оказание педагогической помощи родителям через индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий, формирование профильной страницы на официальном сайте детского учреждения.

Четвертый этап инновационного проекта – заключительный перевод инновационных механизмов в режим функционирования, анализ проведенной работы, выводы, диссеминация опыта работы.

Таким образом , раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптация детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы и вариативные формы дошкольного образования организованные с целью создания равных стартовых возможностей для получения образования на первой ступени и при поступлении в школу, а также более широкого охвата детей дошкольным образованием. Они предполагают разный режим пребывания детей в образовательном пространстве, предоставление образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ.

Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ.

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи.

методическая разработка для логопедов.

В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентр.

Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчиво-го положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод ки.

Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра.

Источник

ПРОЕКТ «Создание отделения ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по теме

Актуальность :

Сегодня в России каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза. Эти синдромы у детей могут не иметь органической природы, но без коррекции ведут к формированию минимальной мозговой дисфункции. При ранней и систематизированной реабилитации нормализация состояния нервно-психического развития к году происходит примерно у 20% детей, к двум годам еще у 40%, 30% детей нуждается в более длительной работе с ними, которая к трем-семи годам позволяет преодолеть соматическое нездоровье и плохую обучаемость. Значительное отставание в развитии констатируют обычно не более чем у 10% детей.
Проблема ранней диагностики и коррекции развития обусловлена рядом противоречий:

— недостаточностью специальных психолого-педагогических, социальных и медицинских учреждений

— отсутствием ранней психолого-педагогической и социальной поддержки детям с патологией

— отсутствием системы психолого-медико-педагогических консультаций и специальных учреждений, обеспечивающих квалифицированными рекомендациями специалистов

— отсутствием системы раннего обнаружения детей группы риска

Скачать:

Вложение Размер
proekt.docx 22.36 КБ
rannyaya_pomoshch.pptx 1.07 МБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ
«Создание отделения ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня в России каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза. Эти синдромы у детей могут не иметь органической природы, но без коррекции ведут к формированию минимальной мозговой дисфункции. При ранней и систематизированной реабилитации нормализация состояния нервно-психического развития к году происходит примерно у 20% детей, к двум годам еще у 40%, 30% детей нуждается в более длительной работе с ними, которая к трем-семи годам позволяет преодолеть соматическое нездоровье и плохую обучаемость. Значительное отставание в развитии констатируют обычно не более чем у 10% детей.
Проблема ранней диагностики и коррекции развития обусловлена рядом противоречий:

  • недостаточностью специальных психолого-педагогических, социальных и медицинских учреждений
  • отсутствием ранней психолого-педагогической и социальной поддержки детям с патологией
  • отсутствием системы психолого-медико-педагогических консультаций и специальных учреждений, обеспечивающих квалифицированными рекомендациями специалистов
  • отсутствием системы раннего обнаружения детей группы риска

Основной целью Центра является создание — Лекотеки для ранней стимуляции и коррекции развития детей с патологией.

Одной из организационных форм ранней помощи является — лекотека.

Сущность лекотеки – это структурно – функциональная единица, в которой специалисты реализуют индивидуально – ориентированные коррекционно – развивающие программы , проводят работу по психологическому сопровождению семьи, в процессе игровой деятельности.

В помещении, где проводятся занятия, есть постоянные зоны ( спортивная сенсорная, коррекционно – развивающая).

  • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
  • Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития;
  • Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные учреждения , помощь в адаптации в семье и в других социальных группах.
  1. Создание условий для психологической разгрузки воспитанникам центра;
  2. Организация системы работы по оказанию психологической помощи детям-инвалидам, не посещающих центр;
  3. Оказание помощи родителям, испытывающим психологические трудности;
  4. Помощь и поддержка родителям, имеющих детей-инвалидов.

Основные участники проекта

  1. Воспитанники центра
  2. Дети- инвалиды
  3. Дети дошкольного возраста не посещающие детский сад.
  4. Коллектив сотрудников центра

Создание ранней психолого-педагогической помощи позволит ослабить или предотвратить последствия патологии, если:

— организация и содержание программы коррекционной помощи будут соответствовать потребностям ребенка с патологией и его семьи;

— при реализации содержания программы сотрудники центра и родители будут готовы работать междисциплинарной командой;

— родители, получившие помощь в Центре, будут активно реализовывать в жизнь полученные знания и умения, добиваться положительной динамики в развитии ребенка;

— организация, содержание и структура программы будут строиться с учетом как общедидактических принципов, так и специальных.

Посещение данной комнаты положительно скажется на психическом здоровье детей дошкольного возраста, окажет благоприятную эмоциональную направленность. Необычная развивающая среда создаст новые условия и возможности обучения детей, доставит много радостных минут и счастливых мгновений детям инвалидам, детям переживших стресс и трудности в семье.

Систематическая работа комнаты психологической разгрузки позволит оказывать релаксационные паузы большому количеству населения .

Отличительной чертой нашей системы коррекционного воздействия является интеграция социально-психологических, педагогических и терапевтических программ ранней помощи, где центром работы является психическое и соматическое здоровье, развитие личности ребенка с патологией при непосредственном участии родителей, особенно матери, поскольку материнское общение имеет решающее значение для раннего психического и соматического здоровья.

Реализация проекта рассчитана на 5 лет 2012-2017 г.г.

Разработать гибкую систему функционирования Центра исходя из потребностей семьи и общества (домашнее визитирование 0-1 мес.; консультационная группа; группа кратковременного пребывания от 1 мес. до 1 года; коррекционные группы от 1 до 3 лет; общеобразовательные группы от 3-7 лет).

— Мотивировать родителей и членов семьи на активное участие в воспитании и обучении собственного ребенка, раскрывать значимость психолого-медико-педагогической работы для стимуляции развития ребенка (предусматривается организация занятий, семинаров, дискуссионных групп, тренингов для вхождения семьи в работу Центра, которые проводятся не только специалистами, но и родителями, имеющими опыт воспитания детей с особенностями развития).

— Выявить внутрисемейные отношения, диагностировать типы воспитания, осуществлять коррекционную работу.

— Разработать и апробировать различные методы раннего выявления, диагностирования психомоторных нарушений и оценки уровня развития ребенка.

— Оказывать психолого-медико-педагогическую помощь детям раннего возраста с неврологической патологией и семье.

ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Представляет собой надомную работу с ребенком, имеющим патологию, от рождения до 1 месяца. Специалист приходит в семью 1-2 раз в неделю. Содержание его работы включает в себя различные формы стимуляции психомоторного развития и обучение родителей способам ухода и общения с новорожденным ребенком, оказание семье консультативных услуг.

Представляет собой создание и организацию постоянно действующей медико-психолого-педагогической консультационной группы для детей раннего возраста от 1 мес. до 3 лет .

В состав консультационной группы включаются все специалисты коррекционного центра: психолог, логопед,учитель — дефектолог, воспитатель, инструктор по ЛФК, педиатр, невропатолог и другие.

Представляет собой создание группы кратковременного пребывания, основная функция которой заключается в создании специальных условий для формирования у ребенка раннего возраста с патологией возрастных, типичных видов деятельности, а также осуществляется коррекционная работа с целью последующей интеграции этих детей в общеобразовательные дошкольные учреждения.

Представляет собой создание постоянно действующих групп компенсирующего вида для детей с патологией в возрасте от одного до трех лет.

Работу в Центре отделения ранней психолого-медико-педагогической помощи необходимо построить в тесном сотрудничестве с детской поликлиникой, женской консультацией, муниципального управления здравоохранения, дошкольными образовательными учреждениями.

Софинансирование проекта включает : сухой бассейн, мячи массажные, комплект многофункциональных мягких модулей, сенсорная тропа для ног, тренажеры

Финансовое состояние проекта

Участие МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в софинансировании проекта составляет 25 % — 57 000 рублей, необходимые средства составляют 230 000 рублей, что включает в себя:
ремонт помещения- 150 000 рублей и приобретение сенсорного оборудования на сумму 80 000 рублей.

Источник

Читайте также:  Продукты для женского здоровья матки
Adblock
detector