ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ
статья на тему
в статье описываются основные современые психологичемкие проблемы воспитания детей в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ
Суганова Галина Петровна,воспитатель
Шашкова Клавдия Ивановна,воспитатель
д/с № 173 «Василек»
АНО ДО «Планета детства «Лада»,
Аннотация: в статье описываются основные современые психологичемкие проблемы воспитания детей в семье.
Ключевые слова: семейное воспитание, детско-родительская школа, эмоциональная бедность.
Сложные и противоречивые социально — экономические процессы, характерные для современного этапа развития общества в нашей стране, достаточно тяжело отразилось на состоянии практически всех групп населения. Но в самой значительной степени они сказались на наименее защищенной категории – детях.
Существенные изменения происходят в институте семьи, дети зачастую перестают быть её ценностью. В работе ДОО, мы решили направить свою деятельность на оптимизацию детско-родительских отношений в рамках детского сада посредством организации работы детско-родительской группы.
В содержание работы мы включали разнообразные методы, эффективные как для ребёнка, так и для взрослого. Мы выделили несколько основных правил для проведения совместной деятельности:
— формирование группы происходит на добровольной основе – через красочное, яркое объявление в группе за неделю до начала мероприятия;
— вместе с ребёнком занятие посещает кто-то из родителей;
— количественный состав группы 8-10 пар;
— каждое занятие включает в себя какой-нибудь вид продуктивной деятельности, в которой функции лидера и «ведомого» разделяются между родителями и ребёнком;
— в конце занятия – обязательное вручение небольших подарков-сюрпризов детям.
В нашем детском саду прошли «встречи» с родителями и детьми по темам: «Поиграй-ка», «Игры, в которые играют…», «Семейная игротека», «Любить ребенка. Как?», «Ох, уж эти ссоры».
Темы «встреч» выбирались совместно с родителями через анкетирование и «Книгу предложений».
Примерный план работы детско-родительской группы:
Ноябрь : I групповая встреча с элементами тренинга «Счастье детей в наших руках».
Цель: способствовать созданию условий для развития толерантности и бесконфликтного общения родителей со своими детьми.
Методы: элементы арт-терапия и игротерапия, опрос (анкетирование) родителей, информационная составляющая, решение проблемных ситуаций.
1. Результаты анкетирования
2. Информационный блок – знакомство с правовым пространством по защите детей.
3. Работа в подгруппах – «Проблемные ситуации», упражнения «Скала», «Коллаж».
4. Обратная связь – рефлексия.
Январь: II групповая встреча «Укрепление эмоционального контакта между родителями и детьми» — проводится совместно с детьми и родителями.
Цель: способствовать приобретению родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми и другими участниками группы, укрепление эмоционального контакта между родителем и ребёнком, содействие вербальному и невербальному общению родителя и ребёнка.
Методы: элементы и приёмы сказкотерапии (сочинение новых, разыгрывание известных сказок), элементы игровой терапии и арт-терапии.
1. Эмблема семьи;
2. Игры с элементами тренинга «Теремок», «Сказки перепутались»;
3. Коллаж «Счастливая и дружная семья»;
4. Игра с элементами тренинга «Паутинка».
5. Обратная связь – рефлексия.
Март: III групповая встреча «Ох, уж эти ссоры, или немного о детской конфликтности».
Детско-родительский тренинг для дошкольников и их родителей «Навстречу друг другу».
Цель: приобретение родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми и другими участниками группы, получение информации для бесконфликтного общения со своими детьми.
Май: IV групповая встреча «Любить ребёнка. Как?» — проводится совместно с родителями и детьми.
Цель: способствовать приобретению родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми и другими участниками группы, укрепление эмоционального контакта между родителем и ребёнком, содействие вербальному и невербальному общению родителя и ребёнка.
Результаты совместной деятельности детей с родителями оформляем в выставку, фотогазетах в родительских уголках на группах (с целью мотивировать других родителей и детей).
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями. условиях детского сада детско-родительских групп.
1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривается теоретические аспекты понятия психологическое здоровье и даются методические рекомендации по сохраниению психологического здоровья детей дошкольного возраста.Данная разработка со.
«Дети – это цветы жизни» — так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.….
Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи.
Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи.
Данная презентация очень полезна для родителей тем, что родители узнают о функциях семьи и составляющей здоровья семьи.
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно .
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на .
Источник
Презентация к родительскому собранию на тему: «Психологическое здоровье семьи»
презентация на тему
Данная презентация очень полезна для родителей тем, что родители узнают о функциях семьи и составляющей здоровья семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МБДОУ детский сад «Теремок» с. Арыг-Узюнский Ст. воспитатель: Дамыймаа С.Б. Психологическое здоровье семьи
Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство» Конфуций
Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность личности. Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения какого-либо опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улицы. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших ф акторов социализации личности.
Репродуктивная функция, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения. Воспитательная функция: формирование личности ребенка Обучающая функция Коммуникативная функция Экономическая функция Эмоциональная функция — это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Духовно-психотерапевтическая функция Развлекательно-рекреативная функция : совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга. Защитная функция: в о всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов .
« Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»
здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет; здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя. здоровье социальное – гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей). здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.
От чего зависит здоровье человека ● Образ жизни (питание, условия труда, материально-бытовые условия) – 45-55% ● Здравоохранение – 8-10% ● Внешняя среда и природно-климатические условия – 17-20% ● Генетическая биология человека – 8-10%
более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие, как детей, так и взрослых
Признаки благоприятного психологического климата : сплоченность семьи; возможность всестороннего развития личности каждого ее члена ; высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу; чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности; гордость за принадлежность к своей семье ; стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу
Нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада М огут возникнуть: беспричинные страхи; нарушения сна ; нарушения , связанные с приемами пищи и пр.
Семейные традиции Стиль воспитания Умение найти компромисс Ответственность Доброжелательность И другое
Семья – это счастье, любовь и удача Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно!
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полноценные взаимоотношения ребенка с родителями являются одним из важнейших факторов формирования его личности, его успешной социализации. На уровень этих взаимоотношений влияют различные составляющи.
Цель: ознакомить родителей с понятием «психологическая готовность к школе», что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол.
Родительское собрание на тему «Психологическая готовность ребёнка к школе». Текст собрания был составлен мной, предполагается проведение такого собрания в подготовительных группах. Создана также.
Школьная готовность, компоненты школьной готовности, психологическая готовность.
Что такое психологическая готовность к школе? Какие умения должны быть сформированы у ребенка дошкольника.
Родительское собрание на тему:Психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
Сообщение(на родительском собрании)на тему:«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению».
Источник
Доклад «Психологическое здоровье семьи, его основные критерии»
Здоровье семьи в психологическом смысле — это состояние душевного психологического благополучия семьи.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Психологическое здоровье семьи, его основные критерии»»
МОУ «Новохоперская СОШ №91»
Психологическое здоровье семьи, его основные критерии
Подготовил педагог-психолог Ю. В. Волина
Здоровье семьи в психологическом смысле — это состояние душевного психологического благополучия семьи. Психологическое здоровье семьи — это целый комплекс социально-психологической активности членов семьи, во внутрисемейных отношениях, в социальной и профессиональной среде. Существуют критерии психологического здоровья семьи, которые позволяют создавать гармоничные отношения внутри семьи и благоприятную атмосферу для воспитания детей. Итак, отчего зависит психологическое здоровье семьи?
Критерии психологического здоровья семьи:
Сходство семейных ценностей — совпадение и единство взглядов супругов на общепринятые нормы, правила, ценности.
Функционально-ролевая согласованность — особо развитые взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение.
Эмоциональная удовлетворенность — эмоциональное принятие друг друга и уважение в семье. Эмоциональная близость — особое качество здоровой семьи, т.к. позволяет супругам поддерживать друг друга, прощать и идти дальше.
Социально-ролевая адекватность — это уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий (от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли. Отец — мужчина, добытчик, опора в трудной жизненной ситуации. Мать — заботливая, хранительница очага. Дети — помощники, опора родителей в будущем)
Адаптивность в семейных отношениях — способность приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи. На адаптивность супругов влияют трудности и проблемы вне семьи. Если каждый сумеет оставлять проблемы внешнего мира на «входе в семью», то внутренний мир в семье будет сохранен.
Идентичность и стабильность семьи. Идентичность — это эмоциональное и когнитивное «МЫ» семьи. А стабильность — это «сохранение в изменении», т.е. несмотря на конфликты, трудности, семья сохраняет свою идентичность.
Устремленность на семейное долголетие — постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование. В здоровой семье должны быть ближайшие и перспективные семейные цели.
Данные показатели психологического здоровья семьи являются степенью благополучия семьи.
В комплексной оценке психологического здоровья семьи наиболее значимы личностная, групповая, деятельностная составляющие и соответствующие их содержанию показатели: сходство семейных ценностей, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, адаптивность в микросоциальных отношениях, эмоциональная удовлетворенность, устремленность на семейное долголетие.
1. Сходство семейных ценностей (ССЦ) отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции: первая — поляризация ценностных ориентаций среди членов семьи, как правило родителей и детей; вторая — деформация семейных ценностей и появление отлйчных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на психологическое здоровье семьи.
2. Функционально-ролевая согласованность (ФРС) представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, вза- имотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включающихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи; тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе стабильность и устойчивость.
3. Социально-ролевая адекватность (СРА) обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процесс ее жизнедеятельности складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец — мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т.п.; жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т.п.; дочь, сын — помощники родителей, опора в будущем, наследник (наследница) и т.д.). Однако при усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в ней. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует падение уровня развития семьи, как следствие — ослабевает способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизационных проявлений ее членов.
4. Эмоциональная удовлетворенность (ЭУ) показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости — пристрастное отношение друг к другу — составляет особое качество здоровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между членами семьи опосредуются их совместной деятельностью, задачами, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и т.д.
5. Адаптивность в микросоциальных отношениях, или внутрисемейная адаптивность (ВСА), характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня, после пребывания в иной социальной среде и т.д. Семья может успешно решать одну из главных своих психологических задач — эмоциональную разрядку — лишь в том случае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений.
На адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаще наблюдается у представителей профессии типа «человек—человек» (врачи, педагоги, менеджеры, милиционеры, священники, общественные деятели, психологи, социальные работники и т.д.), приводит к коммуникативному перенасыщению, сопровождающемуся со временем нарастанием раздражительности, усталости, переходом на «силовые методы» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, супругу). Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять законы жизнедеятельности ее составляет важный показатель психологического здоровья семьи.
6. Устремленность на семейное долголетие (УСД) представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. В формировании, выборе способов их достижения и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлетворенность их реализацией — важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятельности, в этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. В свою очередь, психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (профессиональную, учебу и т.п.), тем самым обеспечивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи извне.
Рассмотренные показатели психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет семьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия. В то же время для социального педагога и социального работника, занимающегося проблемами семьи, как правило, важны и частности, например преобладающий стиль межличностного общения в семье, выраженность социальной фацилитации или ингибиции, супружеская совместимость и т.п., проявляющиеся в конкретной сфере жизнедеятельности семьи. В таком случае специалист по социальной работе исходит из того, что семье как малой социальной группе в данный момент присуща своя специфическая деятельность, в которой реализуются строго определенные, жизненно важные для нее функции. Их знание и учет их особенностей позволяют расширить границы понимания сущности самих социально-психологических явлений и процессов, протекающих как в самой семье, так и при ее взаимодействии с социальной средой.
Наряду с вышеназванными основными показателями комплексной оценки психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и др.
1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб. : Речь, 2007. – 384 с
2. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. — 160 с.
3. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001.
4. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 304 с.
5. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.- М., 1998., 208 с.
6. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личном опыте. /Перев. с англ. А.З. Шапиро. — М.: Независимая фирма “Класс” (Библиотека психологии и психотерапии)
7. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. — М.: Класс, 2000. — 320 с.
Источник