Психологическое здоровье педагога -залог успеха!
проект
Актуальность.
Одной из серьёзных проблем современного образования является и «эмоциональное выгорание» педагогических работников. Ему подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость.
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В
ходе обучения и воспитания дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений педагога и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу обучения детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс. Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье.
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение. Появляется
чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны,
появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и
нередко даже после отпуска.
2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек
перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.
3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно
эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей
профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой.
Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи тренинга:
- профилактика синдрома эмоционального выгорания;
- снятие психического напряжения и эмоциональной усталости;
- изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия;
- формирование хорошего психологического климата, навыка эффективной коммуникации и взаимодействия с помощью внутреннего сотрудничества и взаимопомощи внутри коллектива.
Участники проекта: Педагогический состав коллектива ДОУ.
Содержание тренинга.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищами? А может многим из нас сокровище дается при рождении. Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!» — говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят «здоровье – это еще не все. Но без него все остальное – ничто».
Сегодня предлагаю вам принять участие в тренинге с целью профилактики и укрепления нашего психологического здоровья.
1. Упражнение «Комплименты».
Цель: формирование хорошего психологического климата и навыка эффективной коммуникации.
Всем из присутствующих говорили приятные слова, комплименты. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение. Каждый из вас напишет на листе бумаге большими буквами свое имя в столбик. Затем мы поменяемся листочками. Каждый, выбравший себе листочек с именем одного из участника тренинга, напишет комплименты, добрые и ласковые слова, характеризующие этого человека. Каждый комплимент начинается на букву, присутствующую в имени участника.
(Например: И – интересная, Р – работоспособная, А – ангельская). После этого участники озвучивают свои комплименты по очереди. Тот участник, кому сказали комплименты говорит: «Да я такая, а еще я…» и добавляет ласковое, хорошее слово о себе.
- как вы сейчас себя чувствуете;
- приятнее было получать комплимент или говорить комплимент другому человеку;
- трудно ли было выполнять упражнение.
2. Упражнение «Театр Кабуки».
Цель: изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия.
Игра напоминает игру «Камень, ножницы, бумага».
В театре Кабуки есть 3 главные роли:
Принцесса. Чтобы изобразить Принцессу надо присесть покачивая плечами и сказать: «Хи!».
Дракон. Вверх поднимают обе руки изображая когти и произносят: «Р-р-р!»
Самурай. Выхватывают воображаемый меч и резко произносят: «Ха!»
Каждая из команд посоветовавшись выбирает себе роль. При этом надо учитывать, что Самурай убивает Дракона, Дракон съедает Принцессу, а Принцесса очаровывает Самурая. Победившая команда получает очко. Игра продолжается до 5 очков.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. А как вы заботитесь о своём здоровье? (ответы участников тренинга)
Теперь предлагаю вам проверить насколько активно, вы сами заботитесь о своём здоровье и способствуйте его укреплению.
3.Упражнение «Я работаю над своим здоровьем».
Педагоги встают со своих мест и выстраиваются в линию или встаю в круг, в центре круга вывеска «Здоровье».
Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный – не двигайтесь.
- Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
- Я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
- Я посещаю бассейн, тренажерный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;
- У меня отсутствуют вредные привычки;
- Я соблюдаю режим дня;
- Я правильно питаюсь;
- Я эмоционально уравновешен;
- Я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом, ближе всего с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья. И каждому из нас есть над чем задуматься.
Наше здоровье зависит от нашего настроения. А что может поднять нам настроение? Это музыка и танцы. Для этого предлагаю немного потанцевать.
4.Упражнение «Танец отдельных частей тела».
Цель: снятие психического напряжения и эмоциональной усталости.
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен.
— танец всего тела.
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела. При помощи данного упражнения мы с вами избавились от мышечных зажимов, «выплеснули» негативную энергию.
Т.к. мы сегодня говорим о нашем психологическом здоровье, которое непосредственно влияет на наше соматическое состояние, предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
5. Упражнение «Звуковая гимнастика».
Цель: укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, послушайте о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Снятию стресса помогает как смех, так и слёзы. Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеется, живет долго!
Большинство людей признается, что после слез, они чувствуют себя лучше. Ученые считают, что слезы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать.
6.Упражнение «Удовольствие».
Цель: помочь найти ресурсы и осознать необходимость их использования для восстановления сил.
На столах лежат листы бумаги, я предлагаю написать вам 10 видов деятельности, которые приносят вам удовольствие, вы, таким образом, заботитесь о своем душевном здоровье, балуете себя.
Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.
Эти любимые виды деятельности и есть ваши ресурсы, которые можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
7.Упражнение «Правила здорового педагога».
Предлагаю вашему вниманию «Правила здорового педагога». Чтобы узнать их, выполните задание: дополните фразу недостающими словами.
1) Спокойствие, только ____________! (Спокойствие)
2) Выходите из дому только с _________сумочкой! (Дамской)
3)__________сон — важное условие твоего здоровья. (Крепкий)
4) _____________ ___________прежде, чем полюбить ближнего. (Полюби себя)
5) Всю __________ выполняйте только на работе! (Работу)
8.Упражнение «Аплодисменты».
Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-крепко соединить в аплодисменты.
Список используемой литературы:
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
- Под редакцией Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия: психологический тренинг. – СПб.: Издат-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001.
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
«Психологическое здоровье педагога — залог успеха!»
Источник
Проект «Сохранение психологического и физического здоровья педагога»
план-конспект урока по теме
В течение последних лет проблема сохранения психического здоровья педагога образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье, и, как следствие этого, педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение»..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_pedagogov.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Сохранение психологического и физического здоровья педагога»
Актуальность проекта: В течение последних лет проблема сохранения психического здоровья педагога образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье, и, как следствие этого, педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение»..
Данная проблема актуальна и для нашего учреждения.
В нашем учреждении была разработана своя определенная система здоровьесбережения воспитанников, но реализация этой системы невозможна без сохранения и укрепления физического и психологического здоровья важного звена педагогической цепочки ДОУ – педагога. Поэтому в этом году, был разработан проект «Сохранение психологического и физического здоровья педагога».
Цель данного проекта: сохранение и укрепление психологического и физического здоровья педагога.
- Повышение компетентности педагога по вопросу сохранения его физического и психологического здоровья.
- Диагностика и коррекция психо-эмоционального и физического состояния педагога.
- Обучение и отработка навыков психического самовоздействия с целью снятия эмоционального и физического напряжения.
- Повышение самооценки и уверенности в себе и собственных силах педагога.
- Поддержание позитивного самочувствия и повышение продуктивности работы педагога.
Длительность: 9 месяцев (долгосрочный). Занятия проводятся 2 раза в месяц, длительность одного занятия 40-50 минут.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Формы реализации проекта:
- Диагностика, анкетирование.
- Тренинги.
- Занятия с инструктором по физической культуре.
Реализация проекта планируется в три этапа:
Цель: диагностика уровня состояния психологического и физического здоровья педагогов МКДОУ ДС №1 пгт Даровского Кировской области.
Цель: составление программы для сохранения и укрепления психологического и физического здоровья педагога, реализация программы.
Данная программа состоит из 4 блоков:
1 блок. Цель: : повышение компетенции педагогов по вопросу психологического и физического здоровья, сплочение группы, снижение эмоционального и физического напряжения.
2 блок. Цель: повышение тонуса организма, снятие мышечных зажимов.
3 блок. Цель: снижение уровня тревожности и формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, повышение уверенности в себе, укрепление физического здоровья организма.
4 блок. Цель: формирование доверия между участниками программы и повышение эффективности работы в паре.
Цель: вторичная диагностика уровня состояния психологического и физического здоровья педагогов МКДОУ ДС №1 пгт Даровского Кировской области и соотнесения полученных результатов с результатами первичной диагностики для оценки эффективности программы.
Перспективный план проекта
Занятие, цель занятия
I этап: цель: диагностика уровня состояния психологического и физического здоровья педагогов
1 неделя сентября
Цель: диагностика уровня состояния психологического и физического здоровья педагогов.
1.Методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания»
2.Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга (адаптация Т.И. Балашовой).
3. Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности).
4. Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан.
5.Анкета удовлетворенности трудом.
Для исследования уровня физического здоровья:
- Анализ заболеваемости педагогов по больничным листам
- «Анкеты СОЗ» и практического теста
- «Как рассчитать свой биологический возраст».
Психолог, инструктор по ФИЗО
2 неделя сентября
Обработка результатов исследования
Составление сводной таблицы по результатам диагностики. Ознакомление педагогов с результатами диагностики.
II этап: 1 блок. Цель: повышение компетенции педагогов по вопросу психологического и физического здоровья, сплочение группы, снижение эмоционального и физического напряжения.
1 неделя сентября
1. «Порядковый счет»
Цель: сплочение группы, объединение группы установление зрительного контакта со всеми участниками.
2. «Правила группы»
Цель: введение групповых норм и «заключение контракта» на их выполнение с каждым членом группы.
3. Информационный блок:
Цель: повышение компетентности по вопросу «Психологическое и физическое здоровье».
4.Упражнение-медитация «Цветение розы» (сопровождается релаксационной музыкой)
Цель: снятие напряжения, повышение уверенности в себе, повышение самооценки.
Психолог, инструктор по ФИЗО
2 неделя сентября
2. «Все мы похожи»
1. «Нас объединяет»
Цель: сплочение группы, обучение умению находить схожие качества со всеми участниками тренинга.
Цель: объединение группы, снятие дистанционного барьера между членами группы.
3. Упражнения на растяжку, дыхательная гимнастика :
Цель: снятие эмоционального и физического напряжения.
4. Упражнение на визуализацию (аутогенная тренировка по Шульцу ).
Цель: снятие психологического напряжения.
Психолог, инструктор по ФИЗО
3 неделя сентября
Цель: снятие психологического напряжения и обучение навыку отстранения от проблем (разделение работа-дом).
Цель: показать способ неформального общения между всеми членами группы.
Цель: снятие стеснения и психологических барьеров выступая перед группой.
Цель: повышение сплоченности группы, снижение стеснения.
2 блок. Цель: повышение тонуса организма, снятие мышечных зажимов.
1 неделя октября
Цель: научить приему оценки собственного эмоционального состояния и отработать способ снятия негативного переживания через прием рисования.
- «Снятие напряжения в 12 точках».
Цель: снятие мышечного напряжения, отработать навыки снятия напряжения.
3. Упражнения на повышение тонуса организма
Цель: повышение тонуса организма через физические упражнения.
Цель: обучение технике саморазрядки.
Психолог, инструктор по ФИЗО
5. «Солнечный зайчик»
Цель: обучение приемам снятия волнения и возбуждения.
Цель: повышение компетентности педагогов по вопросу причины, признаки и места возникновения на теле мышечных зажимов.
- «Тряпичная кукла и солдат» (2-3 раза)
Цель: отработка приемов снятия мышечных зажимов тела.
- «Солнечный зайчик», «Пчелка», «Бабочка», «Качели».
Цель: отработка приемов снятия мышечных зажимов с мышц лица.
Цель: достижение состояния покоя не только психологического, но и телесного.
1 неделя ноября
6. «Работа с тестом (глиной)
Цель: отработка навыка беспристрастной регистрации смысла происходящего за день.
Цель: отработка навыка анализировать свои ощущения, чувства, помочь выходу негативных эмоций через прием работы с тестом (глиной).
3. «Расслабление всего тела»
Цель: отработка приемов снятия
мышечных зажимов со всего тела
4. Дыхательная гимнастика при различных заболеваниях.
Психолог, инструктор по ФИЗО
3 блок. Цель: снижение уровня тревожности и формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, повышение уверенности в себе, укрепление физического здоровья организма.
1 неделя декабря
- «Приемы саморегуляции психического самочувствия» (лекция с элементами практики)
Цель: познакомить педагогов с приемами снятия напряжения.
Цель: отработка навыка снятия тревожности перед каким-либо значимым событием.
- Упражнения на укрепление организма.
Цель: отработка упражнений на повышение тонуса и укрепление организма.
Психолог, инструктор по ФИЗО
3 неделя декабря
- «Упражнение на повышение самооценки»
Цель: осознание и принятие педагогами своих сильных сторон, повышение компетенции педагогов в вопросе «Польза адекватной самооценки»
Цель: осознание педагогами своих сильных и слабых сторон
Цель: осознание и принятие педагогами своей проблемы, изменение образа самого себя в проблеме, моделирование желаемого образа в проблеме, объединение итогового образа с самим собой
3 неделя января
(занятие проводится на улице)
1. «Охотничий азарт»
Цель: активизировать участников на совместную работу, закаливание (прогулка на воздухе)
Цель: повышение самооценки, повышение доверия со стороны коллег, отработка навыков работы в команде (педагоги рекламируют тех, чья самооценка занижена)
Цель: повышение общего тонуса организма, сплочение группы, осознание собственной значимости в работе всей команды
Цель: расслабление всего тела
Психолог, инструктор по ФИЗО
1 неделя февраля
10. «Отдых и передышка»
Цель: сплочение группы, снятие защитных блоков межличностного общения
Цель: подчеркнуть собственную значимость перед коллегами (для педагогов с низкой самооценкой)
Цель: отработка навыков расслабления в стрессовой ситуации,
обучение техникам снижения уровня тревожности в стрессовой ситуации через дыхательные упражнения.
Цель: осознание собственной значимости среди коллег.
4 блок. Цель: формирование доверия между участниками проекта и повышение эффективности работы в паре.
3 неделя февраля
Цель: настроить команду на совместную работу
Цель: снижение межличностных конфликтов, определение ведущего и ведомого в рабочей паре.
- «Физические упражнения в паре»
- «Моечная машина»
Цель: снятие защитных блоков межличностного общения, осознание степени напряжения своего тела.
Психолог, инструктор по ФИЗО
12. Чаепитие «Парочки»
Цель: развитие навыков эффективного общения в паре, объединение усилий и повышение сплоченности.
Перед началов второго упражнения можно рассказать выдержку из беседы юного Моцарта и Гёте после концерта во Франкурте-на-Майне»…
«Оптимисты и скептики»
Цель: оценка коллегой сильных и слабых профессиональных сторон своего коллеги (что мешает и помогает в работе в паре).
Цель: осознание поддержки коллеги в ситуации конфликта (все участники перечисляют слабые стороны одного из членов пары, а паре необходимо совместно переубедить остальных в том, что это его сильная сторона, приводя доводы – совместная защита).
4.«Физические упражнения в паре»
Психолог, инструктор по ФИЗО
13. «Я в тебе уверен…»
1. «Слепой и поводырь»
Цель: осознание участниками своей жизненной роли и своей позиции.
2. «Я в тебе уверен…»
Цель: повышение уверенности в коллеге.
Цель: сплотить группу за счет совместной работы, определение лидера, оценить умение группы распределять обязанности в ситуации совместной работы.
Психолог, инструктор по ФИЗО
1 неделя апреля
14. «Слепой полет»
Цель: сплочение группы через телесные упражнения.
Цель: отработка навыков взаимодействия в паре в тесном контакте друг с другом.
Психолог, инструктор по ФИЗО
3 неделя апреля
15. «Совместная деятельность»
1. .«Восковая палочка»
Цель: повысить уровень доверия участника по отношению ко всей группе через телесные ощущения.
Цель: объединение пары на совместную эффективную работу.
Цель: отработка навыков взаимодействия в паре через создание совместной работы.
4. Физические упражнения.
Психолог, инструктор по ФИЗО
16. Прогулка на улице
Цель: повысить уровень доверия в группе между участниками тренинга.
2. «Полоса препятствий» (для группы)
Цель: отработка навыков работы в группе, повысить уровень доверия одного участника по отношению к группе.
3. Физические упражнения.
Цель: повысить эмоциональное состояние участников группы, сплочение, осознание участником себя как единицы группы.
Шеринг по всему циклу занятий (ответьте на вопросы)
Психолог, инструктор по ФИЗО
III этап. Аналитико-результативный
Цель: диагностика уровня состояния психологического и физического здоровья педагогов.
1.Методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания»
2.Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга (адаптация Т.И. Балашовой).
3. Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности).
4. Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан.
5.Анкета удовлетворенности трудом.
Для исследования уровня физического здоровья:
- «Анкеты СОЗ» и практического теста
- «Как рассчитать свой биологический возраст».
Психолог, инструктор по ФИЗО
Обработка результатов исследования.
Обработка и сравнение результатов исследования первого и третьего этапа программы.
- Снижение уровня эмоционального выгорания у участников проекта.
- Повышение самооценки и уверенности в себе педагогов.
- Снижение уровня тревожности.
- Сплочение коллектива, повышение уверенности у участников проекта в поддержке и понимании со стороны коллег.
- Повышение эффективности труда в парах.
- Повышение компетентности по вопросам физического и психологического здоровья педагогов.
- Участники проекта отработают навыки саморегуляции и самовоздействия на собственное психическое здоровье, научатся самостоятельно повышать физическое здоровье, через отработку физических упражнений.
- В результате анкетирования определятся «рычаги» мотивационного стимулирования труда педагогов, планы на ближайшие 2 года, критерии профнеудовлетворенности участников образовательного процесса, значимые характеристики профтруда, что позволит руководящему составу данной ОУ планировать более эффективную работу с педагогами.
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., Информационно-издательский дом ‘Филинъ», 1996.
2. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978. Интернет.
3. Орел В.Е. Феномен выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г. сентябрь.
4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.
5. Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46.
6. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, том 23, №3. – с.85-95.
7. Руководство для волонтеров, работающих в области ВИЧ/СПИДа. – М., Медицина для Вас, 2005 г., с. 2-8.
8. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.
9. Трунов Д.Г. Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., 5.
10. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж. Вопросы психологии»,1994 г.,
11. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности // Под ред. Г.С. Никифорова и др. СПб., 2001г.
- Краски гуашь (6 цветов) – 5 шт – 500 руб
- Кисточки – 10 шт – 200 руб
- Восковые мелки (6 цветов) – 6 шт – 80 руб
- Ватманы – 5шт – 50 руб
- Мука – 3кг – 110 руб
- Яйца – 6 шт – 28 руб
- Доски для лепки и аппликаций 10шт – 120 руб
- Скотч 2 шт- 62 руб
- Клей ПВА 10шт – 180 руб
- Ножницы 10 шт – 63 руб
Источник