Проект «Психологическое здоровье — залог эффективности учебно-воспитательного процесса в ДОУ»
Татьяна Куницкая
Проект «Психологическое здоровье — залог эффективности учебно-воспитательного процесса в ДОУ»
Психическое здоровье – основа эффективного учебно-воспитательного процесса в
дошкольном учреждении компенсирующего типа.
Основная цель – сохранение психического здоровья детей-логопатов.
Актуальность проекта:
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.
Главная цель дошкольного учреждения компенсирующего типа – это поддержка, обеспечение и коррекция функций детского организма и трудоспособности дошкольников, создание условий для всестороннего развития личности. Эта задача будет выполнима, если обеспечить сохранность и укрепление психологического здоровья дошколят. Дети, имеющие речевые нарушения особенно нуждаются в нашей защите и поддержке, потому как их эмоциональная сфера наиболее ранима из-за проблем в речевом развитии, которые не дают возможности таким детям в полном объёме общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. А недостаток общения, в свою очередь, тормозит развитие познавательных процессов детей-логопатов, ограничивает их в приобретении новой информации. Под натиском негативных явлений современной жизни эмоциональная сфера современного ребёнка подвержена огромным перенапряжениям. Результат подобных неблагоприятных влияний – плохое психологическое здоровье будущего поколения, которое включает в себя огромное количество эмоциональных расстройств, различные негативные проявления в поведении, проблемы в общении.
Исследования показывают, что среди дошкольников огромная часть имеют эмоциональные расстройства (тревожность, страхи, повышенная импульсивность, агрессивность, — как результат – проблемы в общении и обучении. Отсутствие надлежащего внимания и своевременного влияния на эмоционально-волевую сферу дошкольников отрицательно складывается на дальнейшем полноценном его развитии. Именно обеспокоенность психологическим здоровьем детей-логопатов стала одной из основных причин возникновения этого проекта. Только у психически здорового, уравновешенного ребёнка прослеживаются следующие признаки:
• стойкость поведения и адекватность его внешним условиям;
• высокая индивидуальная приспосабливаемость организма к обычным колебаниям внешней среды;
• способность поддерживать обычное комфортное самочувствие.
Внедрение в практику этого проекта позволит сформировать и закрепить вышеперечисленные признаки.
Ожидаемый результат реализации проэкта:
Развивая эмоции детей-логопатов, создавая необходимые условия для позитивных эмоциональных проявлений дошкольника в социальной среде, научив ребёнка эффективным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способам регулирования своего эмоционального состояния и урегулирования конфликтных ситуаций, можно добиться благоприятного психологического здоровья детей – логопатов.
Психологическое здоровье обеспечит адекватную самооценку и самосознание дошкольника, активизирует все жизненные процессы, включая умственную деятельность, позволит овладеть навыками социализации в разных сферах жизнедеятельности, что является неотъемлемой часть психологической готовности детей к предстоящему обучению в школе.
Участники: педагоги, родители, дети.
1. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей по проблеме сохранения и укрепления психического здоровья.
2. Профилактика проблемных ситуаций во взаимоотношениях детей, детей и взрослых, как способ сохранения психологического здоровья детей-логопатов.
3. Пропагандирование здорового образа жизни.
4. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
5. Развитие эмоционально-положительного микроклимата в детском саду и в семьях детей-логопатов.
6. Привычки. Профилактика негативных привычек у детей-логопатов.
Принципы:
3. Дифференцированный подход.
1-ый этап – мотивационный.
Цель:
• выявление особенностей индивидуального развития ребенка;
• выявление особенностей эмоционального микроклимата в детском саду и в семьях детей-логопатов;
• определение уровня психолого-педагогической подготовки педагогов.
2 этап — консультативно-просветительский.
Цель: повышение уровня психолого-педагогической просвещенности педагогов и родителей.
3 этап – практический.
Цель: обучение участников УВП практическим приемам сохранения и укрепления психологического здоровья детей- логопатов.
4 этап – аналитический.
Цель:
• Определение уровня психолого- педагогической просвещенности педагогов и родителей.
• Выявление изменений в детско- родительских отношениях.
• Определение уровня развития ЭВС детей- логопатов.
• Определение готовности детей к предстоящему обучению в школе
Циклограмма рабочей недели старшего воспитателя 1 неделя Понедельник Обход групп. Организационные вопросы. 1. Работа в МК 2. Заседание методсовета (1 раз в квартал) Вторник Обход групп.
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности» я старалась.
Источник
ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (старшая группа)
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_psihologicheskogo_zdorovya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Росинка»
ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Пестова Алёна Викторовна
Дошкольное детство — начальная ступень в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.
В Современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования приоритетными направлениями, которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования.
ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и есть здоровьесберегающие технологии.
Основным содержанием проекта является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к своему здоровью. Оно формируется через применение здоровьесберегающих технологий, с которыми он знакомиться в дошкольном детстве.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.
Адресация проекта: проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Тип проекта: познавательно — творческий, групповой
Продолжительность: краткосрочный (неделя)
Участники: дети дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели, педагог-психолог.
Прогнозирующий результат: Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста; становление и проявление здоровьесберегающей компетенции; укрепление психического здоровья; повышение уровня адаптации к окружающему миру; совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.
Цель: формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
- обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального благополучия дошкольника.
- обеспечение детей игровыми пособиями для проведения комплексных мероприятий по профилактике, укреплению и коррекции здоровья детей.
- укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение максимального комфорта, учет индивидуальных особенностей детей.
- обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.
Модель реализации проекта
Этапы реализации проекта:
— изучение научно-методической литературы по теме;
— подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной;
— составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, массажа, зрительной и дыхательной гимнастики;
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
- Уроки здоровья
- Игры и игровые ситуации
- Беседы
- Творческая деятельность
- Чтение художественной литературы
- Продуктивная деятельность
- Физкультурные досуги, праздники
МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ:
- Папки-передвижки
- Родительские собрания
- Буклеты
- Консультации
- Участие в спортивных праздниках
- Оформление наглядно демонстрационного стенда «Здоровый ребенок»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
- Технология музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Психогимнастика
- Минутки вхождения в день
План деятельности по реализации проекта
Минутка вхождения в день
Беседа «Ребёнок и здоровье»
Занятие на укрепление психического здоровья «Моё душевное здоровье»
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Минутка вхождения в день
Занятие на укрепление психического здоровья «Пойми меня»
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Минутка вхождения в день
Занятие «Осанка зеркало души»
Разговор о правильном питании
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Минутка вхождения в день
Занятие «Страна Добрых слов»
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Минутка вхождения в день
Пословицы на тему «Здоровье»
Занятие «Радость – грусть»
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Презентация проекта «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста».
ВЫВОДЫ: Психологический комфорт ребенка в детском саду – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой.
Показатели психологического комфорта детей:
— устойчивое бодрое состояние;
— доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
— высокий физический тонус;
-высокие показатели адаптивности;
— хороший сон, аппетит;
— высокая познавательная и творческая активность;
— дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
Психологический комфорт обеспечивает сохранение психофизиологического здоровья детей:
— высокую продуктивность образовательного процесса;
— высокие показатели качества образования детей;
при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;
— успешность школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на .
В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р.
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь.
В статье описывается процесс формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации.
Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья.
Мастер-класс для педагогов ДОУ. «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста».
Источник
Программа «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»
методическая разработка (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему
Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
PROGRAMMA_PSIHOLOGIChESKOE_ZDOROVE.zip | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Защитное слово Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»
Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги и все здесь присутствующие! Вашему вниманию предлагается защита Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление».
Начну с небольшой пояснительной записки:
Мы живём в эпоху кризисов и социальных проблем. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному.
Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.
Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В. Дубровиной (доктор психологических наук) понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?
Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Демонстрация слайдов – 1 кадр.
Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психологического, стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы.
Какие основные этапы проходит ребёнок за время своего пребывания в детском саду, которые влияют на его психологическое здоровье, и упущение которых нами взрослыми, ведёт к развитию различных негативных проблем у ребёнка? Можно выделить следующие:
1. Адаптация ребёнка к ДОУ;
2. Эмоционально-личностное развитие детей (как основа понимания внутреннего мира маленького человека, его психического состояния, и возможные перспективы коррекции и развития);
3. Подготовка в школу и профилактика дезадаптации.
В 2006 году в ДОУ «Солнышко» Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югра творческим коллективом д/с была создана комплексная программа «Здоровый Малыш» , которая была защищена в этом же году и является на данный момент основой для ведения экспериментальной деятельности.
Демонстрация слайдов – 2 кадр.
А предлагаемая вашему вниманию программа (проект): « ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: сохранение и укрепление» является частью данной (основной) программы и может быть использована как самостоятельная программа.
Демонстрация слайдов – 3 кадр.
Цель программы (проекта):
- развитие и укрепление психологического здоровья у детей
— психологическая профилактика и коррекция негативных проблем.
Задачи программы (проекта):
- создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия.
- скорректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей.
- вовремя выявить проблему и оказать соответствующую помощь ребёнку.
- обеспечить выпуск ребёнка к школе в соответствии с разработанной «Моделью выпускника», которая включает в себя следующие компоненты: психологическая и социальная готовность к школе; развитие психофизиологических функций; развитие познавательной деятельности и состояние здоровья будущего школьника.
Демонстрация слайдов – 4 кадр.
Демонстрация слайдов – 5 кадр.
Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников.
Демонстрация слайдов – 6 кадр.
Структура программы (проекта)
Программа (проект) предусматривает 3 подпрограммы:
1. «Тропинка в детский сад» (Адаптация ребёнка к ДОУ)
( I и II младшая группа)
2. «Тропинка к своему Я» (Эмоционально-личностное развитие детей)
(средняя и старшая группа)
3. «Тропинка в школу» (Подготовка в школу и профилактика дезадаптации)
Демонстрация слайдов – 7 кадр.
- рассчитана на определённый возраст;
- имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения положительного результата в работе;
- позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционной работы после отслеживания первичных результатов диагностики;
- имеет свой механизм реализации, который тесно взаимосвязан с этапами реализации самой программы (проекта) «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» в течение учебного года;
- формы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ;
- предусматривает обязательную совместную деятельность педагога-психолога с сотрудниками детского сада;
- имеет свои ожидаемые результаты.
Демонстрация слайдов – 8 кадр.
Содержание программы (проекта):
1. Подпрограмма «Тропинка в детский сад»
(Адаптация ребёнка к ДОУ)
I и II МЛАДШИЕ ГРУППЫ:
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам приходят и участвуют в этом сложном процессе от 30 до 40 и более малышей.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.
Исходя из всего выше сказанного, необходимо отдать должное внимание проблеме адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Поэтому в нашем детском саду (да и в любом другом) нужно вести систему работы по устранению у детей адаптационного синдрома.
Я предлагаю для своего детского сада разработанную подпрограмму «Тропинка в детский сад».
Цель: психодиагностика, профилактика и преодоление дезадаптации младших дошкольников к условиям детского сада.
1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
3. Закладывать основы будущей личности.
Демонстрация слайдов – 9 кадр.
2. Подпрограмма «Тропинка к своему Я»
(Эмоционально-личностное развитие детей (коррекция наиболее типичных проблем в развитии детей дошкольного возраста))
СРЕДНИЕ И СТАРШИЕ ГРУППЫ:
В процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоционально-личностной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции.
Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.
Сама по себе эмоционально-личностная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. При их разработке должны учитываться составляющие эмоциональной характеристики ребёнка. Поэтому была создана подпрограмма «Тропинка к своему Я».
Цель: психопрофилактика и коррекция развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.
1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
2. Обучение рефлексивным умениям;
3. Формирование потребности в саморазвитии.
4. Содействие росту, развитию ребёнка.
Демонстрация слайдов – 10 кадр.
3. Подпрограмма «Тропинка в школу»
( Подготовка в школу и профилактика дезадаптации)
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.
Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении».
Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
На основании выше сказанного решением данной проблемы в нашем детском саду я посчитала разработку подпрограммы «Тропинка в школу» по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации у детей подготовительной к школе группы.
Цель: подготовка ребёнка к школе и профилактика дезадаптационного
периода при поступлении дошкольников в школу.
1. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
2. Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
3. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
4. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.
Демонстрация слайдов – 11 кадр.
В подпрограмму входят следующие минипрограммы:
1. Минипрограмма для дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу «Введение в школьную жизнь».
— формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей;
— формирование школьной мотивации;
— формирование и развитие произвольной деятельности;
— формирование сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости;
— формирование и развитие планомерного и расчленённого восприятия, элементов теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщённых форм мышления и основных логических операций, смыслового запоминания;
— формирование умения выделять учебную задачу и превращать её в самостоятельную цель деятельности;
— формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
2. Минипрограмма для домашних детей, поступающих в первый класс: «Пять
— формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей;
— формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
Демонстрация слайдов – 12 кадр.
Этапы реализации работы по Программе «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» в течение учебного года
Разработка индивидуальных и групповых форм работы.
1. Адаптационный процесс у младших дошкольников;
2. Эмоционально-личностное развитие детей среднего и старшего возраста;
Источник