Профсоюз — территория здоровья
материал
Создание благоприятных условий труда как для учащихся, педагогов, так и для обслуживающего персонала, создание комфортной обстановки в коллективе, способствующей сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профсоюз — территория здоровья | 52.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большенырсинская средняя школа Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан
« Профсоюз — территория здоровья »
Большие Нырси
2020г
Проект принят на заседании
(протокол № 1от 30 августа 2020 года)
Директор МБОУ – Большенырсинская СОШ
Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан _________
« Профсоюз — территория здоровья »
Каримова Г.М., председатель первичной профсоюзной организации МБОУ-Большенырсинской средней общеобразовательной школы Тюлячинского муниципального района;
Фадеев Рем Сергеевич , член профсоюзной организации, учитель первой квалификационной категории;
Гарифуллина Рамиля Мавлетзяновна, ответственный по охране труда;
Семёнова Елена Петровна, член профсоюзной организации, учитель первой квалификационной категории;
Гаязов Марат Галимзянович, руководитель направления Программы «Школа-здоровья», преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории.
Полное наименование проекта
« Профсоюз — территория здоровья »
Разработчики проекта: профсоюзная организация школы, учитель физкультуры, общественность.
Исполнители проекта: профсоюзная организация.
Назначение проекта: проект отражает инновационные направления развития образовательного учреждения, стимулирует работу педагогического коллектива и развитие школы.
Кем принят проект
Проект рассмотрен и утвержден на заседании педагогического совета (протокол № 8 от 30 августа 2020 года).
Информационная справка об образовательном учреждении
Общие сведения об образовательном учреждении.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большенырсинская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан;
422094 Республика Татарстан, Тюлячинский район с. Большие Нырси
Директор школы: Чернов Петр Александрович;
телефоны : 8(84360)5-31-26; 89027192364
Адрес электронной почты: roo_nirsi@mail.ru
Учредителем школы является администрация Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан.
Устав школы принят на собрании трудового коллектива школы, утвержден Главой администрации Тюлячинского муниципального района РТ.
Информационная справка о школе.
МБОУ – Большенырсинская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан была открыта в 1978 году как общеобразовательная школа.
Всего учащихся – 59, в начальной школе — 19, в основной школе — 27, в средней школе — 13. Школа работает в одну смену: 1 класс – пятидневная неделя; 2-11 классы – шестидневная неделя.
Структура школы и еѐ ресурсы.
В школе 18 учебных кабинетов, есть спортивный зал, лыжная база, краеведческий музей, медицинский кабинет, спортивная площадка, детская площадка, географическая площадка, библиотека.
Педагогический портрет школы
В школе работает дружный, творческий коллектив единомышленников. Образовательный процесс осуществляют 24 педагога. Из них: 10 классных руководителей, 1 педагог-организатор, 1 воспитатель ГПД. 98% педагогического коллектива имеют высшее образование. В школе нет текучести кадров, педагогический коллектив стабильный, профессионально грамотный.
Обоснование проекта. Главное действующее лицо в коллективе – человек. Поэтому, в основе работы МБОУ-Большенырсинская средняя общеобразовательная школа и профсоюзного комитета является создание благоприятных условий труда как для учащихся, педагогов, так и для обслуживающего персонала, создание комфортной обстановки в коллективе, способствующей сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит учитель в класс, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников.
Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно педагог в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников. В связи с этим организация работы по сохранению психического и физического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей.
Основная причина, побудившая нас взяться за создание проекта, укрепить состояние здоровья современного педагога. Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться.
Ярко высветив проблему, мы начали искать пути, способы, средства для ее решения, так как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности школы в целом.
Приступая к работе над этой темой, мы создали команду, которая взяла на себя ответственность решить в той или иной степени данную проблему.
В нее вошли учитель физкультуры, председатель первичной организации и члены профсоюза.
Мы разработали проект деятельности на тему « Профсоюз — территория здоровья »
Одной из особенностей труда учителя является необходимость проявлять постоянный самоконтроль, преодолевать свое эмоциональное напряжение, поддерживать концентрацию внимания для достижения высоких педагогических результатов. Другая особенность педагогической деятельности – необходимость постоянно распределять внимание, выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например: сочетать фронтальную и индивидуальную работу; слушать ответ ученика, анализировать его и держать в поле зрения весь класс; объяснять новый материал и поддерживать активность класса; писать задание на доске и объяснять.
Специфика педагогического труда заключается также в постоянной нагрузке на голосовой аппарат, который является очень сложной, тонкой и легкоранимой системой. Поэтому не редки случаи, когда через 5–7 лет педагогической деятельности голос учителя лишается многообразных оттенков, становится тусклым.
Нет в работе учителя (исключая учителя физкультуры) должной физической нагрузки. А для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, в том числе и от мышц.
Сегодня мы говорим о здоровье учителя, имея в виду единство физического, психического и социального благополучия человека — принцип триединого представления о здоровье.
Но чаще всего, здоровье педагогов, как и других профессиональных групп, изучается в основном под медицинским углом зрения, при котором анализируются медико-статистические показатели (число дней нетрудоспособности, статистика заболеваемости, результаты диспансеризации).
Но проблема здоровья учителей имеет свою важную специфику. Следует помнить, что профессия педагога относится к профессиям типа «человек-человек”, а это связано с высокими эмоциональными затратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, накопления тяжелых форм неврозов, соматических проблем. Психологический дискомфорт и состояние стресса возникают в связи с объективно и субъективно существующими причинами: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся; низкая оценка обществом учительского труда; возраст и стаж.
Кроме того, современному педагогу необходимо успевать вести проектную и исследовательскую деятельность, постоянно работать над своим самообразованием и решать многие другие задачи, без которых немыслим сам образовательный процесс.
Самому педагогу чаще всего не под силу справиться с накопившимися проблемами, возникает необходимость психологической помощи и поддержки учительства. И для решения этой проблемы необходима, в первую очередь, психологическая работа с учителем, которая заключалась бы в запуске механизмов по формированию способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.
Результаты исследований показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы педагогов.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
— синдром хронической усталости;
Причины таких заболеваний возникают в:
— отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
— сниженная двигательная активность;
— большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
— отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
Проведенный опрос учителей МБОУ – Большенырсинская средняя образовательная школа показал, что: 41,5 % педагогов не уделяют внимания своему здоровью; 45,7% — стараются, но не получается. И только 12,8 % учителей уделяют целенаправленное внимание своему здоровью.
Поэтому в нашей школе организована работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья педагогов, которая предполагает:
— создание комплекса рекомендаций по проблеме сохранения здоровья педагога;
— формирование у педагогов потребность к здоровому образу жизни;
— помощь учителям в организации своей деятельности в рамках рабочего дня без нанесения ущерба своему здоровью.
Модель здорового педагога
Наша школа является муниципальной инновационной площадкой, «Школа здоровья». В школе реализуется программа «Школа здоровья». Эта работа убедила нас, что здоровье детей во многом зависит от личного и профессионального здоровья педагога. Дети органически не приемлют фальши, с ними нельзя говорить на уровне призывов. И отношение учителя к собственному здоровью должно соответствовать требованиям, которые он предъявляет своим ученикам. Личность учителя, одухотворенная благородными мыслями и чувствами, ориентированная на общечеловеческие ценности, в том числе на ценности здорового образа жизни, — единственное средство убеждения детей и нейтрализации того негативного, что ребенок видит и слышит в окружающей его жизни.
Разрабатываемый нами проект призван подчеркнуть неразрывную связь здоровья школьников и учителя, а также облегчить педагогам поиск полезной информации по этим актуальным вопросам и непосредственно использовать ее в своей профессиональной деятельности.
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности школы в целом.
Цели и задачи проекта:
— формирование качественно новой системы подхода к деятельности учителя, направленной на формирование ценностно-мотивационного отношения педагогов к личной физической культуре и здоровому образу жизни.
— создать систему информационной и психолого-педагогической поддержки педагогов, направленной на формирование здоровьесберегающего пространства школы, через организацию семинаров и психотренингом
— создать группы «Здоровья» для поддержания высокой работоспособности и сохранение здоровья
— развивать ценностную мотивацию по укреплению своего здоровья и соблюдению правил поведения, отвечающих принципам ЗОЖ;
— поддерживать благоприятный психологический климат в школе.
Сроки реализации проекта
Этапы разработки проекта.
1 этап – Определение проблемы, цели и задач, названия проекта.
2 этап — Определение механизмов, через которые будет происходить реализация проекта.
3 этап – Описание проекта.
4 этап — Оформление проекта.
5 этап — Защита проекта на педагогическом совете школы.
6 этап – Практическое внедрение проекта в деятельность школы.
Этапы работы по реализации проекта в школе.
I этап – подготовительный этап: выявление проблемы, формулирование темы, целей и задач, сбор и изучении информации о состоянии здоровья педагогов школы, составление плана реализации проекта.
II этап — этап практической реализации проекта.
III этап – обобщающий
При создании проекта мы опирались на следующие принципы:
- Здоровье — это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Твое здоровье — в твоих руках!
2. Физическое и психическое здоровье неразделимы! Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
3. Психологический комфорт, улыбка — факторы хорошего настроения.
Основные направления деятельности:
-включение в план работы профсоюзной организации школы мероприятий по здоровьесбережению для педагога;
-стимулирование учителей, пропагандирующих здоровый образ жизни;
-создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда.
-создание условий для занятий спортом педагогов школы
-организация работы комнаты психологической разгрузки и фитобара
Методы и формы работы:
Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда
Обеспечение материально-пространственной среды для организации учебно-воспитательно-оздоравливающей деятельности.
Соблюдение гигиенических норм и правил.
Оптимизация педагогической нагрузки.
Составление расписания с учетом всех требований санитарных
норм и правил, пожеланий педагогов
Встречи со специалистами медицинских учреждений
Организация встречи с фельдшером ФАП, со специалистами ЦРБ.
«Здоровьесберегающее пространство школы, пути его формирования»
«Основы педагогической психогигиены и психотерапии»
Психофизиологические и гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса в школе. Рациональная организация и гигиена учебной и интеллектуально-творческой работы. Здоровье человека и его социальное окружение. Организация мероприятий, программ в поддержку идей здорового образа жизни.
Двигательная активность и гиподинамия. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Основы оздоровительной и лечебной физкультуры. Защитные системы организма. Иммунитет и его укрепление
Рациональное питание и здоровье. Современные системы оздоровительного питания. Проблема избыточного веса. Психология здоровья. Представления о стрессе и психосоматических заболеваниях
Круглый стол «Неблагополучие здоровья учителей и причины, его определяющие»
Учитель и стрессы. Возможности преодоления стрессов. Отпуск – время дополнительных возможностей. Как поддержать и укрепить свое здоровье. Тренинг личностного роста для педагогов.
Рациональное питание и здоровье. Современные системы оздоровительного питания. Проблема избыточного веса. Психология здоровья. Представления о стрессе и психосоматических заболеваниях.
Организация спортивных и оздоровительных мероприятий
Источник