Проект профессиональное обучение здоровью
8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
Городской проект «Профессиональное обучение»
Проект «Профессиональное обучение» предполагает освоение основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счёт средств бюджета города Москвы в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы.
К обучению допускаются: лица различного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования, и лица до 18 лет, не имеющие основного общего или среднего общего образования.
В результате освоения программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в московских колледжах школьники сдают квалификационный экзамен и получают свидетельство о профессии с присвоением квалификации. Сегодня более 4,1 тыс. обучающихся московских школ прошли профессиональное обучение и получили свидетельства о профессии.
Цели:
- ранняя профессиональная социализация лиц в возрасте до восемнадцати лет;
- удовлетворение потребности в профессиональном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- расширение интереса к трудовому и профессиональному обучению в условиях структурных изменений на рынке труда, роста конкуренции, определяющих постоянную потребность экономики города Москвы в профессиональной мобильности молодёжи.
Источник
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»
В 2019 году в рамках национального проекта «Демография» начата реализация мероприятий по обучению лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста (федеральный проект «Старшее поколение», в 2020 году – по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости (федеральный проект «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»).
За период реализации указанные мероприятия показали свою эффективность и востребованность у граждан.
Вместе с тем, повышение напряженности на рынке труда, связанное с распространение новой коронавирусной инфекцией и негативными финансово-экономическими последствиями, выявляет дополнительную потребность со стороны иных категорий граждан в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании в целях поддержания уровня, а также приобретения дополнительных навыков и компетенций для трудоустройства на новое место работы.
Указанный период отмечается ростом увольнения работников организаций в связи с ликвидацией предприятий, сокращением численности или штата работников, а также повышением уровня безработицы. В связи с сохранением экономической нестабильности организаций в настоящее время отмечается значительная численность граждан, находящихся под угрозой высвобождения.
В этой связи с 2021 года в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» организована реализация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию для отдельных категорий граждан: граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан, лиц в возрасте 50-ти лет и старше, лиц предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, стремящихся возобновить трудовую деятельность.
Обучение будет осуществляться при посредничестве федеральных операторов: некоммерческой организации «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)», федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Ежегодно в рамках федерального проекта «Содействие занятости» пройдут профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, не менее 115тыс. человек.
Источник
Проект профессиональное обучение здоровью
Профессиональное обучение без границ предполагает освоение основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета города Москвы в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.
К обучению допускаются: лица различного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования и обучающиеся 9-11х классов образовательных организаций города Москвы.
В результате освоения программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в московских колледжах школьники сдают квалификационный экзамен и получают свидетельство о профессии с присвоением квалификации. Сегодня более 60 тыс. обучающихся прошли профессиональное обучение и получили свидетельства о профессии.
Ранняя профессиональная социализация лиц в возрасте до восемнадцати лет
Удовлетворение потребности в профессиональном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья
Расширение интереса к трудовому и профессиональному обучению в условиях структурных изменений на рынке труда, роста конкуренции, определяющих постоянную потребность экономики города Москвы в профессиональной мобильности молодежи
Основные направления проекта
Приобретение профессиональных компетенций школьниками
Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья
Источник
Текстовая часть к проекту «Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»
специалист в области арт-терапии
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский строительный колледж»
отделение профессионального обучения
« ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
Выполнила преподаватель профессиональных
дисциплин высшей категории Холодова Н.И.
1. Актуальность темы …………………………………………………. .стр.3
2. Цели и задачи профессионального обучения лиц с ОВЗ …………. стр.3
3. Этапы профессионального обучения лиц с ОВЗ ………………….. стр.4
3.1 Профессиональная ориентация …………………………………….. стр.4 3.2 Профессиональное обучение ……………………………………….. стр.4 3.3 Мое педагогическое кредо………………………………………….. стр.5
3.4 Современные инновационные педагогические технологии……… стр.7
3.5 Личностно-ориентированное обучение……………………………. стр.7
3.6.Трудоустройство выпускников ……………………………………. стр.8
3.7 Индивидуальная профессиональная самореализация…………. стр.9
4. Выводы …………………………………………………………….. стр.10
5. Литература…………………………………………………………. стр.11
« Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо
от его потребностей и других обстоятельств, полностью
реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и
стать полноценным его членом…»
Каждый ребенок особенный,
Актуальность темы.
Право на образование – одно из фундаментальных прав любого человека. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья образование жизненно важно поскольку способствует развитию личности, повышению ее социального статуса и защищенности.
Обеспечение прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на реабилитацию средствами образования является важной составляющей государственной политики нашей страны. В соответствии с ФЗ от 25.12.2015 г. № 273 «Об образовании в РФ» лица с ограниченными возможностями здоровья имеют равную доступную возможность получить профессиональное образование по программе подготовки специалистов начального и среднего звена.
Профессиональное обучение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – одно из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в общественной жизни; успешной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей профессией, зависит, как будет проходить дальнейший процесс его социализации в жизни.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Основной целью профессионального обучения является:
-формирование профессионально-компетентностного, социально-адаптированного выпускника в условия реализации ФГОС нового поколения
Отсюда исходят следующие задачи:
— Создание условий для получения профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
— реализация образовательных программ профессионального обучения
— формирование социально активной, творческой личности, способной осуществлять адекватный выбор относительно различных сфер жизнедеятельности, в том числе и профессиональной.
Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья — это комплекс мероприятий, направленных на приобретение профессии или обучение профессиям, доступным им по состоянию здоровья, который включает 4 этапа:
1 этап- профессиональная ориентация — направлена на развитие профессиональных потребностей, способствующих осознанию профессионального выбора, профессионального самоопределения.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует саморегуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и самообразованию. В связи с этим, профориентационная работа с ними строится с учетом индивидуальных особенностей. Целью профориентационной работы лицами с ограниченными возможностями здоровья является оказание помощи и подбор видов и направлений профессиональной деятельности, максимально соответствующих физическому и психическому развитию, функциональному состоянию отдельных органов и систем, состоянию здоровья в целом и одновременно отвечающим интересам, способностям человека, потребностям рынка труда. Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них положительную мотивацию, активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.
В рамках профессиональной ориентации в нашем учебном заведении проводим дни «Открытых дверей» с организацией мастер- классов, выставок технического творчества, показом презентаций о профессиях, раздачей буклетов и т.д. Принимаем активное участие в региональных мероприятиях, например: в Областном трудовом форуме, во Всероссийской неделе профориентации, в форуме «Жить и работать в России» и другие. Участие в профориентационных мероприятиях содействуют профессиональному самоопределению учащихся, так как
2 этап -профессиональная подготовка – формирование профессиональных компетенций, способствующими пониманию значимости и смысла профессиональной деятельности, овладение профессией.
Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания максимально благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с недостатками в умственном или физическом развитии в среде подростков, не имеющих отклонений в поведении и развитии. Содержание и организация образовательного процесса ориентированы на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении трудовой, физической и общекультурной подготовки и регламентируется учебными планами и программами, разрабатываемыми образовательным учреждением самостоятельно, с учетом медицинских рекомендаций, на основе государственных образовательных стандартов. В соответствии с ранее перечисленными условиями и задачами в учебном заведении методическим объединением разработан учебно-методический комплекс, который включает: — адаптированную образовательную программу для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; -рабочие учебные программы профессиональных модулей, учебных дисциплин образовательного, профессионального и общепрофессионального циклов; предметов коррекционной направленности; — Методические рекомендации для выполнения практических работ по профессиональным модулям, учебным дисциплинам образовательного, профессионального и общепрофессионального циклов; предметов коррекционной направленности; — Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных работ по профессиональным модулям, учебным дисциплинам образовательного, профессионального и общепрофессионального циклов; предметов коррекционной направленности; — Контрольно-оценочные средства для оценки знаний, умений, навыков по профессиональным модулям, по учебным дисциплинам образовательного, профессионального и общепрофессионального циклов.
В нашем учебном заведении обучение проходит в общем образовательном пространстве, но в специализированных группах, где создаются специальные образовательные условия. Формируется безбарьерная среда для обеспечения постоянного общения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися детьми, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Мое педагогическое кредо Я работаю преподавателем профессиональных дисциплин в учебном заведении более 35 лет. И на протяжении этих лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Обучение и воспитание детей данной категории – это интересный, нелегкий, но увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, дисциплинированности, профессионализма, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, постоянного самосовершенствования. Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств – человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, объективность, уважение к людям, нравственность, оптимизм.
Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним – мой первый принцип в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Второй принцип в моей работе – это принцип организации на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятие которых формируется духовная культура человека. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – следующий принцип моей педагогической деятельности. Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способностей ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Умение увлечь учеников, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся; создать комфортные условия обучения. Это еще один принцип моей педагогической деятельности. Не менее важный принцип считаю также – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание.
Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.
В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, развивать у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, достигать самостоятельных результатов, умение радоваться каждому своему успеху.
Для этого стараюсь на своих уроках создать следующие организационно-педагогические условия: — атмосфера эмоционального комфорта; — формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого; — формирование у обучающихся позитивной учебной мотивации; — применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов и приемов; — адаптация содержания учебного материала; — создание условий для адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников во внеучебной деятельности, внеклассных мероприятиях.
Современные инновационные педагогические технологии
С целью повышения познавательной активности, развития интереса к профессии, повышения мотивации обучающихся использую в своей педагогической деятельности элементы современных инновационных педагогических технологий:
— Технология коллективного способа обучения;
— Технология развития критического мышления;
— Технология интерактивного обучения.
Многие учебные занятия провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Обучающиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые знания, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Проведение нестандартных форм уроков с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники способствует глубокому проникновению в профессию, повышает их мотивацию, познавательный интерес, развивает их творческие способности, так как обучающиеся проводят большую подготовку к таким занятиям и во внеурочное время .Например, урок-презентация, экскурсия в профессию,, урок-путешествие, урок-деловая игра, звездный час,, урок-соревнование и т.д. На таких занятиях обучающиеся с ОВЗ ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний обучающихся.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога и ученика. Личностно- ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект субъектного обучения, диагностики личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в конспект жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социальном и образовательном пространстве.
Личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому обучающемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Главное в личностно-ориентированном обучении с детьми с ограниченными возможностями здоровья – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ученику чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.
Формирование профессиональных компетентностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется и на занятиях учебной и производственной практики. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей профессией, зависит, как будет проходить дальнейший процесс его социализации в жизни.
Цель практики: освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по профессии. Первые навыки наши обучающиеся получают в учебных мастерских под руководством мастеров производственного обучения, где проходит учебная практика.
Одним из важнейших принципов педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации обучающихся является социальное партнерство — вовлечение работодателей в адаптационный процесс. Учебное заведение имеет тесную связь с предприятиями города, где принимают наших обучающихся для прохождения производственной практики.
На протяжении всего обучения стараюсь вовлечь ребят в кружок технического творчества, результатами которого являются различные макеты, стенды, технологические карты и другое. Ребята своими руками творят, создают, что дает возможность еще глубже приобщиться к профессии. Увлечение техническим творчеством—залог качественной подготовки профессиональных кадров.
3 этап профессионального обучения -трудоустройство — предполагает подбор для выпускников с ограниченными возможностями здоровья подходящей работы, расширение связей взаимодействия и договорной базы с учреждениями и организациями, принимающими на работу лиц с ОВЗ.
Содействие трудоустройству предполагает совместную деятельность классных руководителей и мастеров производственного обучения, заместителя директора по социально-педагогической работе, ответственного за профориентационное содействие трудоустройству, ответственного за сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Многие наши выпускники по рекомендации работодателей получают повышенные разряды, устраиваются на предприятия, где проходили производственную практику.
Трудоустроившись, выпускники с ограниченными возможностями здоровья становятся уверенными, успешными и независимыми людьми.
4. Индивидуальная профессиональная самореализация – развитие адаптационных механизмов, позволяющих выпускникам закрепиться на конкретном рабочем месте.
После окончания учебного заведения многие наши выпускники с ограниченными возможностями здоровья поддерживают взаимосвязь с преподавателями, мастерами производственного обучения, социальными работниками. Мы отслеживаем их дальнейшую судьбу, иногда они обращаются к нам за советом или помощью .
Источник