Проект во второй младшей группе по формированию ЗОЖ «Если хочешь быть здоров»
Аксана Карацева
Проект во второй младшей группе по формированию ЗОЖ «Если хочешь быть здоров»
нформационная карта проекта
Полное название проекта: «Если хочешь быть здоров»
Сроки реализации: краткосрочный проект (1 МЕСЯЦ).
Участники проекта: педагоги, дети II младшей группы, их родители.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: информационно-творческий.
Цель проекта: формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Актуальность проекта
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребёнок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
К сожалению, в нашей стране здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна. От её решения зависит будущее нации и государства.
Задачи проекта:
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
• Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
• Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
• Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.
Формаработы с детьми и родителями:
— Групповая.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Подборка методического и дидактического материала.
2. Подборка художественной литературы.
3. Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.
4. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
5. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно — ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
6.Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье»
7. Привлечение родителей к реализации проекта.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Ежедневная работа с детьми:
• Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
• Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
• Подвижные игры в группе, на улице
• Воспитание культурно-гигиенических навыков.
• Воспитание культуры поведения за столом.
Содержание работы по образовательным областям:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.
• Дидактическая игра «Правила чистюли».
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
• Д/и «Уложим куклу спать».
Цель: уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
• Д/и «Назови части тела и лица».
Цель: формировать представление о своём теле.
• Беседа «Безопасность в группе».
Цель: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут быть опасными. Формировать у детей основы культуры безопасности.
• Сюжетно-ролевая игра «Больница»
• Сюжетно-ролевая игра «Котенок Тимка заболел»
Цель: учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.
• Сюжетно-ролевая игра «Полезный завтрак»
Цель: формировать у детей представления о полезных продуктах, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
• Трудовое поручение «Поможем няне накрыть на столы».
Цель: воспитывать желание помогать взрослым.
Образовательная область «Физическая культура»
• Подвижные игры в группе и на улице
• Физкультминутки, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики
• Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья»
Цель: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях в детском саду».
Цель: уточнить знания о работе сотрудников детского сада,закрепить названия профессий: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, прачка»; дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми.
• Ситуативный разговор «Где живут витамины?»
Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья.
• Д/и «Угадай на вкус».
Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их на вкус.
• Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН
Цель: формировать умение пользоваться алгоритмом при умывании, проговаривать действия.
• Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены»
Цель: закреплять название и функции различных гигиенических предметов
• Игра-лото «Здоровый малыш» (валеология)
Цель: знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.
• Лото «Овощи, фрукты и ягоды»
Цель: закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.
• Разрезные картинки «Способы закаливания»
Цель: формировать представления о закаливающих мероприятиях; развивать эмоционально-положительное отношение к закаливающим процедурам.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах.
Цель: развивать воображение, мышление, речь; закреплять знания о пользе тех или иных продуктов.
•Беседа: «Кто такие микробы и где они живут?»
Цель: формировать осознанное отношение к необходимости вести здоровый образ жизни.
•Беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»
Цель: Знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; воспитывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты.
• Д/И «4-й лишний» (овощи, фрукты, ягоды, посуда, предметы личной гигиены)
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Закреплять названия предметов и продуктов, полезных для здоровья.
• Рассматривание иллюстраций «Правила гигиены»
Цель: формировать у детей навыки ответа на простые вопросы «Кто? Какой? Что делает?»; ознакомить детей с предметами личной гигиены; формировать привычку заботиться о чистоте рук и тела.
Работа с родителями
• Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье».
Цель: выявление отношения родителей к здоровому образу жизни, соблюдению принципов здорового образа жизни в семье.
• Консультация «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».
Цель: формировать представления у родителей о том, как правильно одевать ребёнка в холодное время года.
• Создание рубрики в родительском уголке «Если хочешь быть здоров»
Цель: ознакомление родителей со способами оздоровления детей в семье.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Выставка семейных фотогазет «Мы за здоровый образ жизни«.
Цель: приобщать родителей к ведению здорового образа жизни к семье.
•Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой.
•Познавательная ценность: У детей и их родителей повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания.
•Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Источник
Краткосрочный оздоровительный проект «Хорошо здоровым быть!» для детей второй младшей группы
Светлана Вершель
Краткосрочный оздоровительный проект «Хорошо здоровым быть!» для детей второй младшей группы
Тема проекта: «Хорошо здоровым быть!»
Возраст детей: 3 – 4 года
Тип проекта:
По доминирующему методу: познавательно – оздоровительно – игровой
По характеру контактов: осуществлялся в контакте с семьей и параллельной возрастной группой
По продолжительности: краткосрочный, в течение 1 недели (26.03.18. –02.04.18.)
По количеству участников: групповой
Цель проекта: Формирование представлений о здоровом образе жизни
Задачи:
1. Способствовать формированию здорового образа жизни
2. Познакомить детей с формами закаливания
3. Совершенствовать навыки и умения в области питания, гигиены и режима дня
4. Создать условия для тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса в вопросе формирования здорового образа жизни
5. Способствовать воспитанию стремления к самостоятельности, опрятности и аккуратности
Проблемные вопросы проекта:
• Привлечение внимания детей и родителей к формированию норм здорового образа жизни
• Сложность в привитии правильных привычек, т. к. данный вопрос должен быть актуальным не только в детском саду, но и дома, должна быть заинтересованность всех участников образовательного процесса
• Низкая или недостаточная осведомленность родителей в вопросах оздоровления детей
• Недостаточная укомплектованность физкультурного уголка группы
Необходимое оборудование:
— Мольберт; магнитная доска;
— Картинки с изображением разного времени суток, деятельность детей и их режим дня;
— Разрезные картинки «Весёлые человечки»;
— Произведения К. Чуковского «Доктор Айболит», «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Видео диск мультфильма «Мойдодыр»;
— Иллюстрации «Виды спорта», загадки о спорте;
— Лук севок – по количеству детей;
— Тоннель, маленькие цветные мячики, 2 корзины для мячей, муляжи овощей и фруктов, расческа, зеркальце, мыло, щётка зубная, паста, заколки, обручи 8 шт. ;
— Музыкальная колонка, музыка «Буги – Вуги», весёлая музыка для конкурсов;
— Фрукты для угощения, медальки, благодарственные письма.
Актуальность проекта: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на решение определенных задач, среди которых самой актуальной является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Задача осложняется тем, что во многих семьях детская потребность в движении удовлетворяется далеко не полностью. Многие мамы и папы предпочитают активным формам досуга сидение перед телевизором, за компьютером, некоторые родители не разрешают детям много и активно двигаться на прогулке, дети мало находятся на свежем воздухе. В результате: слабое физическое развитие детей, дети испытывают «двигательный дефицит», и, одна из основных причин – неосведомлённость родителей в вопросах воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни.
Краткое содержание: Создание условий для тесного сотрудничества, взаимопонимания в решении поставленной цели проекта: анкетирование родителей, разработка и ознакомление всех участников проекта с планом работы, подбор информации и т. д. Реализация проекта в соответствии с разработанным планом мероприятий. Основная цель – повышение уровня компетентности в вопросе «Здоровый образ жизни» всех участников образовательного процесса, создание условий для формирования правильных привычек (информационный материал для родителей, выполнение норм и правил КГН, выполнение запланированных мероприятий). Организация выставки физкультурных пособий, сделанных руками родителей, игровая деятельность детей с новыми пособиями и играми в физкультурном уголке группы, проведение заключительного мероприятия, на котором детки показывают уровень своих знаний и практических умений в вопросе «Здоровый образ жизни».
Предполагаемые продукты проекта:
• Привлечение внимания родителей к существующей проблеме, повышение компетентности родителей по данному вопросу
• Расширение представлений у детей группы о здоровом образе жизни, ежедневное выполнение КГН и норм здорового образа жизни
• Пополнение физкультурного уголка группы нетрадиционными физкультурными пособиями, сделанными руками родителей
• Кулинарная книга «Коллекция полезных рецептов для детей»
• Создание в группе мини – огорода.
Реализация проекта:
I этап. Предварительная работа:
• Изучение и подбор познавательной и методической литературы, обращение к ресурсам интернета
• Составление плана на каждый день проектной недели
• Подбор информации для родительского уголка
• Объявление родителям о начале проекта, о выставке нетрадиционного физического оборудования, о составлении кулинарной книги «Коллекция полезных рецептов для детей», о закупке лука севка для опытно – экспериментальной деятельности детей
• Договорённость с медицинской сестрой о проведении экскурсии в медицинский кабинет
• Договорённость с инструктором ФИЗО о выходе детей за территорию детского сада в поход
II этап. Выполнение проекта:
Познавательно – оздоровительно – игровой проект «Хорошо здоровым быть!» мы начали в календарно – тематическую неделю «Неделя здоровья».
Каждый день недели имел своё название, в течение дня проходили познавательные беседы, определенные мероприятия согласно названию дня. Каждое утро начиналось с утренней гимнастики. В течение дня мы проводили закаливающие мероприятия: полоскание рта прохладным кипятком, хождение босыми ногами перед сном и после пробуждения, хождение по массажным коврикам и ребристой дорожке, пробуждающая гимнастика после сна, активные прогулки на свежем воздухе.
Понедельник 26.03.18.
Тема: «Мы порядком дорожим – соблюдаем свой режим».
Задачи: Познакомить детей с распорядком дня, сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья, воспитывать желание придерживаться правил по его выполнению.
• Беседа «Режим дня»
• Беседа по произведению К. Чуковского «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книге
• Рисование «Железная дорога для Айболита»
• Игра – соревнование «Кто быстрее всех разденется и аккуратнее всех повесит свою одежду»
• Опытно – экспериментальная деятельность «Посадка лука севка»
• Информация в родительском уголке «Чем важен и полезен дневной сон для дошкольника»
Вторник 27.03.18.
Утро – Тема: «Я и моё тело».
Задачи: Закреплять знания детей о том, как устроено тело и лицо человека, вызвать желание заботиться о своём организме, беречь своё здоровье.
• Беседа «Как устроено тело человека», «Наши помощники – органы чувств»
• Экскурсия в медицинский кабинет
Вечер – Тема: «Чистота – залог здоровья».
Задачи: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур, воспитывать стремление к самостоятельности, опрятности и аккуратности.
• Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
• Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
• Беседа по произведениям К. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций в книгах разных художников
• С/Р игра «Больница»
Среда 28.03.18.
Тема: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
Задачи: Познакомить детей с закаливающими процедурами, рассказать о их пользе для организма.
• Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
• Пеший поход по лесной тропинке
• Пробуждающая гимнастика после сна «Медвежата»
Четверг 29.03.18.
Тема: «Полезные продукты».
Задачи: Способствовать формированию у детей представлений о разнообразии питания и важности соблюдения пищевого режима, дать представление о витаминах и о продуктах, в которых они содержатся.
• Беседа «Моё здоровье и витамины»
• Лепка «Витамины для игрушек»
• П/И «Мы делили апельсин…»
• Изготовление кулинарной книги «Полезные рецепты для детей»
• Наблюдение в уголке природы за первыми всходами лука севка
Пятница 30.03.18.
Тема: «С физкультурой дружить – здоровым быть!»
Задачи: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию, повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
• Анкетирование родителей «Растем здоровыми»
• Беседа с детьми «Что такое здоровье?»
• Посещение выставки нетрадиционного физкультурного оборудования, созданного родителями детского сада «Радуга»
• Работа в спортивном уголке: рассматривание иллюстраций «Виды спорта», загадывание загадок о спорте, обыгрывание нетрадиционного физического оборудования которое изготовили наши родители
III этап. Заключительный, подведение итогов:
В понедельник 02.04.18. у нас состоялось заключительное мероприятие: спортивное развлечение «День здоровья с Доктором Айболитом»
Задачи: Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, повысить интерес к физической культуре и спорту, развивать двигательные умения и навыки, воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Заключительное мероприятие состоялось во время прогулки на спортивной площадке. В спортивном развлечении приняли участие ребята из двух параллельных II младших групп.
Дети, разделившись на две команды, под весёлую музыку участвовали в спортивных эстафетах. На праздник пришли герои, Девочка Чумазая и Доктор Айболит. Детки показали высокий уровень знаний и умений. Научили Девочку Чумазую заниматься физкультурой, следить за внешним видом, соблюдать правила гигиены: умываться с мылом, заплетаться, аккуратно одеваться. Помогли Доктору Айболиту разобрать полезные продукты (овощи и фрукты) по разным корзинкам. Станцевали все вместе зажигательный и весёлый танец «Буги – Вуги». Доктор Айболит похвалил ребят за активное участие в эстафетах, пожелал всем здоровья, на память вручил медальки «Будь здоров» и угостил всех ребят фруктами. Все остались довольны таким весёлым праздником.
Вечером состоялось вручение благодарственных писем семьям, принявшим участие в выставке нетрадиционного физкультурного оборудования своими руками и изготовлении кулинарной книги «Полезные рецепты для детей»
Результат проекта:
• На протяжении всей недели у всех участников проекта сохранялось радостное праздничное настроение, дети с большим желанием шли в детский сад, спешили успеть на утреннюю гимнастику.
• Дети стали бережней относиться к своему здоровью, чётко соблюдать правила личной гигиены, распорядок дня.
• Стали интересоваться правильным и полезным питанием. Содержатся ли в тех или иных продуктах витамины? Приносят ли они пользу детскому организму?
• Проявляют большой интерес к занятиям физкультурой, закаливающим мероприятиям, подвижным играм.
• Ежедневно ведут наблюдения за прорастанием лука, поливают.
• Большую часть нахождения в саду проводят в физкультурном уголке, обыгрывают нетрадиционное оборудование, которое создали родители.
• Массу положительных эмоций произвел на детей выход за территорию детского сада в пеший поход на лесную тропинку по болоту. Детки – молодцы! Прошли такой длинный путь без капризов и замечаний. В лесу мы устроили небольшой привал, попили теплый чай с гренками, побегали по дорожке, попрыгали в снегу и под конец прогулки вернулись в группу весёлые и розовощёкие. Очень повезло с погодой: светило яркое солнышко и не было ветра. Все остались довольны таким оздоровительным мероприятием.
• Родители стали: легче одевать детей на прогулку, спокойней относиться к прогулке в любую погоду, вечером после детского сада дают деткам возможность погулять, в выходные дни четко соблюдают режимные моменты, обязательно укладывают детей на дневной сон, выходят на прогулку.
• Фото отчет проекта в виде презентации (Приложение).
Источник