Практические рекомендации по теме «Правильное дыхание — залог здоровья».
материал (подготовительная группа) на тему
Без дыханья жизни нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attest1.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ».
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты…
К сожалению, состояние здоровья наших детей ухудшается, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья становится государственной.
По данным ведущих педиатров 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, только 32,5% – здоровые дети (с1гр. здоровья), 51,7% — функциональные отклонения (2гр.здоровья),
16,2% — хронические больные.
Первое место в структуре заболеваемости детей занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% — ОРЗ и грипп.
Перефразируя известные слова, можно сказать: «Скажи, как ты дышишь, и я скажу, какое у тебя здоровье».
Всем известно, что дыхание – основа жизни. От правильного дыхания зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. С помощью дыхания можно повысить иммунитет, укрепить организм, восстановить силы. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, развивать и укреплять их.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому им нужны специальные упражнения, которые являются прекрасным средством для развития органов дыхания: укрепляют основную дыхательную мышцу (диафрагму), межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса.
И сегодня мы с вами поговорим не о повседневном дыхательном процессе, а о дыхательных упражнениях.
Пока ребенок дышит через рот, оздоровление не наступает.
Правильному дыханию надо учить. Детям следует напоминать о том, что вдох выполняется через нос легко, бесшумно, не поднимая высоко плечи, выдох должен быть глубоким, через нос воздух увлажняется, согревается и очищается.
Наиболее благоприятные анатомические условия для вдоха и выдоха создаются при выполнении общеразвивающих упражнений.
На первых порах обучения наиболее эффективными являются упражнения, при которых рекомендуется делать вдох, имитируя
«вдыхание аромата цветка», а выдох – «сдувание одуванчика» или
«задувание свечи». Так детям становится понятным движение губ и грудной клетки.
После этого детей надо учить согласовывать дыхание с выполнением ОРУ. На утренней гимнастике дыхательные упражнения выполняются в форме игры. Это достигается путем имитационных движений: чтобы они наклонялись в стороны, изображая, как качаются деревья; для приседания – «какими они стали маленькими». Для выполнения полного выдоха движение сопровождается произношением звуков, например: «ш…ш…ш…» при наклонах в стороны в упражнении «Деревья качаются» или «ж…ж…ж…» в упражнении «Вертушка».
В начале выполнения упражнения педагог должен показать каждое упражнение с правильным вдохом и выдохом, затем дети выполняют упражнение вместе с педагогом. Каждое упражнение сопровождается указаниями о том, где и как делать вдох и выдох. И в дальнейшем следить за правильным сочетанием фазы дыхания и движения.
При выполнении ДУ существуют определенные требования:
- Упражнения выполняются в проветриваемом помещении.
- Перед выполнением упражнений педагог проверяет состояние носоглотки.
- Любое ДУ начинается с энергичного выдоха (в два раза длиннее вдоха).
- Перед упражнением необходимо разогреться несколькими плавными движениями или выполнить потягивание.
- Выполняя упражнение вместе с детьми, педагог следит, чтобы они не напрягали мышцы лица и всего тела.
- Голова, шея и позвоночник должны быть на одной прямой линии.
- Педагог контролирует, чтобы дети дышали только через нос.
Напомню, что под дыхательной гимнастикой (в узком смысле) следует понимать специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.
А какие методики и системы дыхательной гимнастики знакомы вам?
Коротко познакомлю с наиболее часто встречающимися в литературе и рекомендуемыми системами ДГ и их отличительными чертами.
Методика дыхательных упражнений индийских йогов – это древняя оригинальная система, а точнее часть хатха-йоги – «пронаяму» или дыхательный контроль.
Наиболее действенными в хатха-йоге считаются дыхательные упражнения через одну ноздрю. Эта методика положена в основу дыхательной гимнастики и точечного массажа в книге К.К. Утробиной «Занимательная физкультура в детском саду». Специальные дыхательные упражнения необходимы и полезны в сочетании с упражнениями точечного массажа. Это первые элементы самопомощи своему организму. Такие упражнения являются профилактикой простудных заболеваний. Соотношение времени вдоха и выдоха 1:2 (т.е. выдох в 2 раза продолжительнее вдоха).
Дыхательная гимнастика по методике Лазарева .
М.Л. Лазарев, зав.лабораторией валеологии ИПКРО (г. Москва), национальный координатор Европейской сети школ укрепления здоровья, директор программ «Познай себя», «Здравствуй».
Его дыхательная гимнастика направлена на отработку у ребенка основных (семи) дыхательных качеств и оптимизацию функции дыхания. Эта методика представлена в программе формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй» в разделе «Чудо-нос».
В описываемых способах дыхательной гимнастики использованы элементы дыхательной музыкотерапии, направленной не только на формирование здоровья здоровых детей, но и на реабилитацию детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, в частности бронхиальной астмой.
По этой методике ребенок начинает заниматься дыхательной гимнастикой через приятный, эмоционально окрашенный вид деятельности – пение, чтение стихов, игру на духовых инструментах. Это формирует у него «дыхательное удовольствие», которое чрезвычайно важно в процессе оздоровления дыхательной функции.
Автор знакомит с играми и игровыми упражнениями, используемыми в работе с детьми по программе «Здравствуй».
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой .
Александра Николаевна Стрельникова по профессии певица и считает, что органы дыхания проявляют себя в четырех функциях: в собственном дыхании, разговоре, крике, пении. Пение, по её мнению, самая сложная форма проявления дыхания.
В поисках лечения и восстановления певческого голоса появилась парадоксальная дыхательная гимнастика. Она основана на мощной, активной, очень быстрой технике выполнения дыхательных упражнений.
Гимнастика Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий, резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку.
Правила выполнения дыхательных упражнений .
- Вдох – «громкий», короткий активный (просто шумно, на всю комнату шмыгайте носом, как бы нюхая запах гари). Чем естественнее получается, тем лучше!
- Выдох – абсолютно пассивный, уходит через рот или нос (кому как удобно). Лучше если это выдох через нос. О выдохе думать запрещено. Если будете о нем думать – собьётесь!
- В стрельниковской гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями: хватаем – нюхаем. Например: «Ладошки» (с 24), «Погончики» (с26), «Насос» (с 27) и др.
(«Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Москва, 2007г.).
Методика дыхательной гимнастики по Бутейко – лечебная, т.к. автор – врач. Методика успешно применяется при лечении некоторых болезней, особенно астмы.
Еще в 1952 году молодой врач К.П. Бутейко пришел к выводу, что причиной многих болезней нашего времени является глубокое дыхание, которое снижает уровень углекислого газа в организме, т.е. его нехватка. После научно-исследовательской работы был разработан способ восстановления здоровья, лечения и профилактики многих болезней путем нормализации дыхания.
Суть метода ВЛГД – волевая ликвидация глубокого дыхания – заключается в основании неглубокого дыхания. По мере задержки дыхания и при неглубоком дыхании кровь и ткани лучше насыщаются кислородом и углекислым газом.
Тест по Бутейко: замерьте, сколько секунд вы можете задерживать дыхание после небольшого вдоха в покое — МП –максимальная пауза.
Если вам трудно не дышать после 3-5 секунд, то это признак серьезной болезни.
Пауза в 30 секунд свидетельствует, что вы здоровый, но глубоко дышащий человек.
Абсолютно здоровый человек без усилий способен не дышать одну минуту и более.
Продолжительная максимальная пауза – это залог хорошего здоровья, высокого иммунитета, нормальной работы всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и гормональной, правильного обмена веществ.
Тренировка по данному методу требует больших усилий воли, настойчивости и времени.
В работе с детьми-дошкольниками должен работать врач или специалист, прошедший подготовку.
Можно встретить дыхательную гимнастику по методике Толкачёва.
Толкачёв Б.С., педагог, занимающийся с детьми, страдающими респираторными заболеваниями. Его дыхательная гимнастика основывается на выполнении упражнений дренажного характера, которые помогают очищению легких и бронхов от мокроты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильному дыханию — одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к н.
Конспект заседания клуба «Здоровый малыш»Правильное дыхание – залог здоровья.Цель. Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольни.
РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ-НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ И ЗДОРОВЬЯ ОРГАНИЗМА ВЦЕЛОМ.
Дыхательная гимнастика — это упражнения лечебного и общеукрепляющего характера, которые назначаются детям часто болеющим простудными заболеваниями и имеющим проблемы с речью. Гимнастика мож.
Рекомендация для родителей«Питание – залог здорового образа жизни».
Рекомендация для родителей«Питание – залог здорового образа жизни».
Соблюдение правил личной гигиены залог здоровья для ребенка .
Источник
Проект «Правильное дыхание-основа жизни, здоровья, долголетия»
презентация к уроку (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_pravilnoe_dyhanie.pptx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад п. Ключ жизни ПРОЕКТ «Правильное дыхание-основа жизни, здоровья, долголетия» Воспитатель:Дроворуб Н.С. .
Вид проекта: краткосрочный (с 14 ноября по 21 ноября 2016года.) Тип проекта: познавательно-оздоровительный.. Автор: Дроворуб Н.С.– воспитатель старше-средней группы Цель: Воспитание физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Обучение детей правильному дыханию. Задачи: -развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни; -поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания; -овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма; -формирование навыков самооздоровления ; -создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.
Образовательная область: познание По количеству участников : групповой Участники проекта: *дети старше-среднего дошкольного возраста *воспитатель * медицинская сестра *родители
«Правильное дыхание – основа жизни, здоровья, долголетия». Обучение правильному дыханию — одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества.
Почему же правильное дыхание так нам нужно? Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться ). Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма.
Дыхательные игры и упражнения играют важную роль в усилении легочной вентиляции, улучшения окислительно-восстановительных процессов, укреплении дыхательных мышц. Кроме того, они помогают снизить нагрузку при выполнении физических упражнений.
Почему дыхательная гимнастика нужна? Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
В течение недели мы включали дыхательных упражнения в различные режимные моменты Поэтому я предлагаю с ребенком заниматься развитием дыхательного аппарата в форме игры Дыхательного упражнения «Гуси летят». Гуси высоко летят На детей они глядят
Упражнение с шариком: « надуть- сдуть » (показ как легкие расширяются при вдохе и сужаются при выдохе).
«Носик поет песенку» На выдохе малыш постукивает пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу «Носик нюхает приятный запах» Ребёнок выполняет10 вдохов-выдохов, через правую и левую ноздрю поочередно закрывая их указательным пальцам . Дыхательные упражнения (закаливающее дыхание)
«Поиграем носиком» Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание
Исследовательская деятельность по теме «Могу ли я обойтись без воздуха?» Дети рассматривают картинки «НОС» и «РОТ».
Исследовательская деятельность по теме «Как увидеть воздух, которым я дышу?» Игра «Бульканье»
Дыхательное упражнение «Насос» Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд — вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов
«Каша кипит» Цель: формирование дыхательного аппарата. ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук « ф-ф-ф-ф ». Повторить 3-4 раза.
Игра: «Чей кораблик дальше?» (тренинг на силу дыхания) Капитаны». Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.
Игра с нетрадиционным оборудованием для дыхательных упражнений: «Футбол». «Осенние листочки»
Исследовательская деятельность: «Сколько во мне воздуха?» Детям раздаю мешочки, прикрепленные плотно к трубочкам. Ребенок выполняет один длительный выдох в трубочку, видит, как мешочек наполняется воздухом.
Дыхательные упражнения «Ежик» Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз
Игра с детьми «Рисование на крупе через соломинку»
Для родителей были проведены консультации : «Умеем ли мы правильно дышать» и «Изготовление совместно с родителями нестандартного оборудования по дыханию».
Вместе с детьми родители подготовили нетрадиционное оборудование по дыханию
Выставка нетрадиционных оборудований для дыхания
Обучив ребёнка простым и веселым дыхательным упражнениям, мы сделаем неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания с использованием игр и применения тренажеров БОС-Дыхание по методу А.А.Сметанкина.
Дыхание — наиболее совершенный, простой и доступный инструмент, способный улучшить наше состояние здоровья. Существует прямая связь между дыханием и здоровьем. Неправильное ды.
В данной статье говорится о роли дыхания в развитии речи детей. Приводятся параметры правильного ротового выдоха, рекомндации к проведению дыхательной гимнастики.
Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и д.
Без правильного дыхания невозможно выразительная речь, так же как невозможна жизнь без воздуха.
Изложены упражнения на развитие речевого дыхания.
Приступая к развитию у ребенка речегого дыхания необходимо развить бесшумный, спокойный вдох , не поднимая плеч , а также сформировать плавный ротовой выдох. При проведении игр.
Источник