Исследовательская работа по теме: «Правильная осанка – это наше здоровье»
Актуальность моего исследования я вижу в том, что в настоящее время наблюдается ухудшение состояния позвоночника у значительной части младших школьников. Изменения в осанке обнаруживается примерно у 30% всех обследованных.
Проблема: проблема правильной осанки у учащихся, стоит на первом месте в нашем классе. У некоторых учеников выявлены отклонения в развитии позвоночника.
Объект исследования: учащиеся 4 класса школы №1, у которых определяли медицинские аспекты осанки.
Цель: Выявить причины нарушения осанки у учеников нашего класса, найти конкретные рекомендации для сохранения и улучшения осанки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dashi.docx | 50.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа» № 1
Гороховецкого района Владимирской области
Исследовательская работа по теме:
«Правильная осанка – это наше здоровье»
ученица 4 класса «Б»
учитель начальных классов
Макарова Ольга Николаевна.
Когда строители начинают воздвигать высокое здание, они, прежде всего, сооружают каркас. А потом уже укрепляют на этом каркасе бетонные плиты стен, потолков и полов. На прочном стальном каркасе держится всё здание. Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле. Его название скелет.
Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – всё это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности.
Тема: «Правильная осанка – это наше здоровье».
Актуальность моего исследования я вижу в том, что в настоящее время наблюдается ухудшение состояния позвоночника у значительной части младших школьников. Изменения в осанке обнаруживается примерно у 30% всех обследованных.
Проблема: проблема правильной осанки у учащихся, стоит на первом месте в нашем классе. У некоторых учеников выявлены отклонения в развитии позвоночника.
Объект исследования: учащиеся 4 класса школы №1, у которых определяли медицинские аспекты осанки.
Цель: Выявить причины нарушения осанки у учеников нашего класса, найти конкретные рекомендации для сохранения и улучшения осанки.
1.Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2.Ознакомиться с нормативами СанПин 2.4.2 1178-02 «О введении санитарно – эпидемиологических правил и нормативов».
3.Провести наблюдения и исследования на правильную осанку.
4.Найти рекомендации и советы ученикам и родителям нашего класса для сохранения осанки.
Гипотеза: если выработать у учащихся стойкие навыки правильной посадки за партой, то можно избежать искривлений позвоночника.
Наблюдение, сбор информации из книг, анализ, опрос, эксперимент.
II. Основная часть.
Что такое осанка? Значение осанки.
Значение осанки особенно у нас — у детей — велико, так как в этот период идет рост и формирование нашего скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.
Так, что такое осанка и чем хорошая осанка отличается от плохой?
Самое простое определение осанки звучит так: «Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения».
Осанку рассматривают в самых разных аспектах:
- Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений;
- Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека;
- Осанка — это язык тела, который говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, это индивидуальность;
- Осанка — это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, я отправилась в библиотеку. Свое исследование я начала с медицинского словаря . В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе.
Открываю толковый словарь С.И. Ожегова . Узнаю, что осанка – от корня -сан-. Родственные слова – сан, сановник, приосаниться. Осанка – строй, склад живого тела, и общность приемов и всех движений его, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. Осаниться, принимать осанку, прибодриться, стараясь придать себе осанистый вид.
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля : «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное — стан, осанка, рост. У вельможи все сановничьи приемы. Сановитый, осанистый, взрачный, видный, рослый и статный ». В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова».
В словаре Ушакова , осанка — внешность, манера держать свою фигуру. Грозен осанкой и пышен нарядом. Таких красивых высказываний много в художественных произведениях русских писателей.
А в Современном Толковом словаре Ефремовой , осанка – манера держаться.
Главная задача нашей осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травм за счет рационального выравнивания частей тела и баланса мышц. При правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его, и сохранит устойчивость в целом.
Осанка является также показателем наших психических особенностей. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.
Плохая осанка — это или продление болезни, или состояние перед болезнью. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз). Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости.
Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания. Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. Близорукость может развиться от привычки сутулиться — и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки.
При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника. Плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Изгибы позвоночника выражены умеренно. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.
Как определить: есть ли у вас искривление позвоночника?
Чтобы определить, есть ли у вас искривление позвоночника, нужно встать спиной к ровной стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, голени и пятки соприкасались с ней. Там, где находится изгиб спины, нужно просунуть ладонь. Если проходит кулак или не проходит ладонь – есть искривление.
Основные проблемы с осанкой.
Очень часто причиной формирования плохой осанки является систематическое неправильное ношение школьного портфеля (например, на одной лямке вместо двух). Также негативно сказывается избыточное сидение перед телевизором, компьютером, видеоиграми. Многие дети сутулятся во время ходьбы и еды.
На всё есть свои нормы.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Вес ранца с учебниками у учеников начальной школы превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его.
С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические
требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального
образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Для учащихся 1 – 4 классов – 300 граммов.
Для того чтобы сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему нужно учитывать ежедневно тяжесть поклажи за спиной.
Одной из главных причин от чего зависит правильная осанка – это соответствие столов и стульев росту ребёнка. Государственным стандартом России, утверждены размеры ученических столов и стульев.
Источник
Социальный проект » Правильная осанка — залог здоровья»
Много времени на уроках и дома при выполнении домашнего задания мы проводим, сидя, невольно меняем позу, облокачиваемся на парту грудью или боком. Как следствие, мы привыкаем к неправильной рабочей позе, наш позвоночник искривляется . К чему это приводит? Мы решили провести исследования и выяснить, можно ли с помощью физических упражнений исправить осанку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 84.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное обще
Леньковская основная школа
ученики 5 класса
учитель физической культуры Лисовский Я.А.,
классный руководитель Мазина Т. С.
Глава 1.Этапы реализации проекта …………………………. ..5
Глава 2. Методы и организация исследования ………………..7
Глава 3. Результаты исследования проекта………..………. 11
Ежегодно наш класс проходит медицинский осмотр. Оказалось, что за время обучения в средней школе у учащихся нашего класса появились проблемы нарушения осанки.
Как сохранить правильную осанку, так как большинство ребят сидят за партой неправильно, носят тяжёлые портфели, мало двигаются?
Много времени на уроках и дома при выполнении домашнего задания мы проводим, сидя, невольно меняем позу, облокачиваемся на парту грудью или боком. Как следствие, мы привыкаем к неправильной рабочей позе, наш позвоночник искривляется . К чему это приводит?
Мы решили провести исследования и выяснить, можно ли с помощью физических упражнений исправить осанку.
Объект исследования: правильная осанка обучающихся 5 класса.
Предмет исследования: факторы, влияющие на правильную осанку.
Гипотеза: Мы предполагаем, что для формирования правильной осанки необходимы физические упражнения, так как это наше здоровье.
Цель исследования : изучение значения осанки для здоровья человека, выявление факторов, влияющие на правильную осанку и состояние здоровья школьников, разработка комплекса упражнений на формирование правильной осанки.
1. познакомиться с понятием «правильная осанка», результатами медосмотра 5 класса;
2. узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья учащихся;
3. изучить литературу, в которой рассказывается о физических упражнениях для формирования правильной осанки;
4. провести тестирование, анкетирование и выявить факторы, влияющие на правильную осанку и состояние здоровья школьников;
4. разработать комплекс упражнений для формирования правильной осанки в школе и дома, рекомендации для учащихся и их родителей;
5. составить буклеты для обучающихся 5 класса.
-разработать упражнения на формирование правильной осанки, составить буклеты для обучающихся 5 класса; — получить практические навыки контроля над своей осанкой.
Продукт проекта: буклет.
Глава 1.Этапы реализации проекта
- Определение темы исследования;
- выделение предполагаемых направлений работ;
- создание активной группы из 4 человек и распределение обязанностей в группе.
Первая неделя октября
Определение проблемы и задач исследования (использование метода «круглого стола»);
- выдвижение гипотез и способов их решения;
обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений, и т.д.);
написание плана работы группы (см. Приложение№1);
распределение работы между частниками группового проекта;
- начало работы по сбору информации.
- анализ справочной литературы по данному вопросу;
Вторая неделя октября
— самостоятельная работа в группах по сбору информации по теме для решения поставленных задач ; — систематизация собранного материала; — анализ полученных результатов медицинского осмотра; — тест на правильную осанку; — провести анкетирование «Правильная осанка – залог здоровья» и сравнить с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189, дали оценку своей школе;
— составление таблиц, графиков, диаграмм; — обработка и описание полученных результатов; — оформление результатов в виде буклетов.
Третья неделя октября
- Представление результатов выполнения проекта – буклет;
- презентация проекта;
- рефлексия;
• внесение коррективов в работу и оформление отчётов;
-ознакомление учащихся, родителей, учителей с результатами проекта
Четвертая неделя октября
Глава 2. Методы и организация исследования
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
— анализ научно-методической литературы;
— сбор статистических данных медицинского осмотра;
— тестирование (определение плечевого индекса (ПИ)); — анкетирование «Правильная осанка – залог здоровья»;
— методы математической статистики (вес рюкзаков и портфелей, сравнили с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189).
— анализ полученных результатов.
Для исследования мы создали активную группу из 4 человек: Виктория Н., Виктория С., Глеб Ц., Анатолия Ч.
Спланировали работу группы на месяц. (Приложение №1)
Исследования проводились в 4 этапа в МБОУ Леньковская основная школа.
На первом этапе:
— провели анализ научно-методической литературы, по изучаемой проблеме;
— познакомились с понятием «осанка», «правильная осанка».
Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. Правильная осанка — простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника ( Попов С.П. Лечебная физическая культура — М.: «Физкультура и спорт», 1990 г).
При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.
Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как ходишь.
Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека, которое рассматривается как прямое отражение здоровья.
Неправильная и правильная осанка и ее значение для здоровья учащихся
У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперед, одно из них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления.
При неправильной осанке и плоскостопии позвоночник и стопы теряют способность пружинить и смягчать сотрясения и толчки при беге, ходьбе и прыжках. Нарушается нормальная работа сердца, легких, желудка и других внутренних органов. Могут появиться боли в мышцах, суставах, пояснице и стопах. Все это ухудшает самочувствие и настроение.
Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.
Можно встать перед зеркалом в такую позу — и увидеть, какой стала красивой фигура. Конечно, с непривычки долго держать такую позу трудно. Однако если будем делать специальные упражнения и постоянно следить за своей осанкой, то через некоторое время поддерживать правильную позу не составит никакого труда.
На втором этапе мы изучили факторы, которые влияют на правильность осанки и решили исследовать некоторые из них в нашей школе (Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей. сб. Физическое воспитание детей школьного возраста. — Новокузнецк, 1998 г.) :
— отрицательное влияние окружающей среды;
— длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела (за партой, перед телевизором, компьютером);
— несоответствие мебели росту ребенка;
— превышение веса портфеля;
— систематическое неправильное ношение школьного портфеля;
— несоблюдение здорового режима дня (чередовать учебу, отдых на свежем воздухе, отдых дома);
— слабость мышц, недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия).
Социологический опрос учащихся.
Мы провели опрос среди учащихся среднего звена и старших классов. И выяснили, что учащиеся мало информированы об осанке, но они хотят заниматься спортом. А старшие классы знают все, но физические упражнения для них не интересны.
— провели анализ полученных результатов медицинского осмотра 5 класса за период с 2015-2018 года;
— всего было исследовано8 человек; — с помощью тестирования выяснили, у кого правильная осанка.
Тест на правильную осанку.
Определение плечевого индекса (ПИ).
Измерили сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины — плечевую дугу. При измерении спереди сантиметровая
лента проходит на уровне ключиц, а при измерении сзади — по надлопаточным остям.
Плечевой индекс = ширина плеч : плечевая дуга х100%. Если ПИ равен 90-100% правильная осанка; Если величина ПИ меньше 90% – есть признаки нарушения осанки; Если показатель ПИ очень низкий 60-70 % это значительные признаки нарушения осанки, при которых необходима консультация ортопеда.
— провели анкетирование «Правильная осанка – залог здоровья»; — в анкете принимали участие обучающиеся 5 класса , отвечали письменно на заранее подготовленные вопросы (Приложение №2 ); -выявили основные факторы, которые могут повлиять на правильную осанку; -взвесили рюкзаки и портфели 5 класса и сравнили с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189 и сделали выводы (Приложение № 3);
— обработали и описали полученные результаты и оформили работу;
— разработали упражнения на формирование правильной осанки;
— составили буклеты для обучающихся 5 класса.
Глава 3. Результаты исследования проекта
В процессе исследования были получены следующие результаты.
Мы исследовали 8 человек (5 кл.) на правильность осанки. Наш осмотр показал, что из 8 исследуемых учеников у 4 человек выявилось искривление позвоночника.
Составили таблицу медицинского осмотра 5 класса (за 3 года) 2015 – 2018 учебных годах.
Проанализировали анкетирование «Правильная осанка – залог здоровья» выявили факторы влияющие на осанку и отобразили в таблице .
Количество обучающихся, принимавших участие в анкете
Письменный стол освещён
Вес рюкзака превышает норму больше 2,5 кг
Не имеют дома спортивного уголка
Вывод: Данные таблиц показывают, что более половины учащихся имеют отклонение от норм по трём основным фактором:
1. Неправильно освещённый письменный стол.
2. Превышение веса портфеля.
3. Отсутствие спортивного уголка.
Провели тестирование в 5 классе.
Плечевой индекс(ПИ) = ширина плеч : плечевая дуга х100%. Если ПИ равен 90-100% правильная осанка; Если величина ПИ меньше 90% – есть признаки нарушения осанки. Сделали диагностику правильной осанки в 5 классе.
Вывод: Диагностика показала, что у 4 человек в 7 классе правильная осанка, а у 4 нарушение осанки.
Результаты математической статистики отобразили в таблице — вес рюкзаков и портфелей и сравнили с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189
Всего проанкетированных человек
Вес рюкзака от 2,5 до
По данным СанПиН, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 5-6-х классов – более 2,5 кг.
В действительности из 8 ранцев, взвешенных в ходе исследования в нашей школе, лишь 25 % весили до 3 кг. Сумки весом более 3 кг носят с собой 75 % учеников 5 класса. Лишь менее 25% родителей рассказали, что они каждый день следят за тем, что ребенок носит с собой в школу. При взвешивании выяснилось, что сильнее всего на вес школьных портфелей влияет спрятанные в них планшеты, книги и бутылки с водой. Суммарный вес ненужных вещей в ранцах некоторых детей достигает 1,5 килограммов.
Вывод: необходим контроль за весом школьного рюкзака.
Разработали комплекс упражнений (Приложение№ 4).
Мы с помощью литературы подобрали физические упражнения. Разработали комплекс упражнений для исправления неправильной осанки. На протяжении 6 месяцев мы вместе с испытуемыми будем выполнять упражнения.
Составили буклеты для учащихся 5 класса по формированию правильной осанки (Приложение №5).
Разработали рекомендации для учащихся и их родителей по формированию правильной осанки:
— выполнять физические упражнения по укреплению туловища;
-учебный уголок должен находиться возле окна;
-мебель должна соответствовать росту;
-свет должен падать слева (у левши — справа);
-сидеть за письменным столом нужно правильно: голову слегка наклонить вперед, спину держать прямо;
-через каждые 20 минут работы за столом необходимо делать перерыв;
-некоторые устные домашние задания можно выполнять, лежа на полу, на животе, подложив опору под локти;
-детская кровать должна быть жесткой и на 20-25 см больше роста ребенка.
-необходимо контролировать вес школьного портфеля. Он должен весить не более 2,5 кг, и носить его надо за спиной в виде ранца( на двух лямках);
-важно соблюдать здоровый режим дня (чередовать учебу, отдых на свежем воздухе, трудовые дела дома).
Наш проект показал, что на правильную осанку и состояние здоровья школьников влияет не один, а несколько факторов.
Мы сделали вывод, что если учащиеся будут, невнимательно относится к своей осанке, то в будущем они часто будут болеть различными заболеваниями. Чем раньше учащиеся обратят внимание на свою осанку и будут работать, постоянно выполнять упражнения для поддержания своей правильной осанки, то в будущем им придется меньше времени потратить или не потратить его совсем для того, чтобы исправлять осанку и лечить себя.
Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как ходишь. Особенно важно заниматься физическими упражнениями, укреплять мышцы, соблюдать режим дня и питания, заниматься физкультурой и спортом, подбирать по росту учебную мебель и оборудование, устранять из жизни привычки, способствующие нарушению осанки.
Если человек непринужденно, свободно держит голову и корпус прямо, плечи слегка опущены, отведены назад на одном уровне, живот подтянут, колени выпрямлены, грудь несколько выступает вперед, то можно сказать, что у него правильная, хорошая осанка. Она отражает и внутреннее состояние человека — его настроение и самочувствие. Известно, что когда мы здоровы, бодро настроены, мы внешне подтягиваемся — распрямляем плечи, ровнее держимся, чувствуем себя уверено. Мы верим, что проблему нарушения осанки в нашем классе будем решать вместе: учителя, родители, ученики.
Исправление осанки требует настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны учителя, а прежде всего — со стороны самого школьника и его родителей, которые обязаны строго контролировать осанку ребёнка дома.
Проект можно использовать на уроках физкультуры, классных часах и родительских собраниях.
Источник
➤ Adblockdetector