Социальный проект «Мы за здоровый образ жизни» для учащихся начальных классов
специалист в области арт-терапии
Филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Мошенское» в д. Кабожа
Мошенского района Новгородской области
Социальный проект «Мы за здоровый образ жизни».
(для учащихся начальных классов)
Автор: Важнецова Валентина Андреевна,
учитель начальных классов, высшая категория.
Младший школьный возраст — это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому именно с начальной школы надо пропагандировать здоровый образ жизни и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Наша школа отводит особое место вопросам формирования у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Ведь именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика даже больше, чем врач. Педагог может дать знания, которые будут способствовать формированию у учащихся здорового образа жизни и сознательной заботы о своём здоровье. Проблема сохранения здоровья сегодня является очень актуальной. Дмитрий Медведев сказал: «Нам сегодня нужно подумать о том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни».
Одним из направлений своей работы я выбрала отработку и внедрение в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих форм, методов, приёмов и технологий, которые направлены на обеспечение возможности сохранения здоровья школьника за период обучения в начальной школе, формирование у него необходимых ЗУН по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни. Эта работа даёт возможность охватить всех учащихся начальной школы, создать такую обучающую, воспитывающую, развивающую среду, которая способствует максимальной реализации выбранных мною задач. Осознание учащимися того, что в данном направлении движется весь коллектив школы, позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности ребят, формировать самостоятельность, активность, свободно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, учит со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, формирует культуру здоровья.
Возраст учащихся: 7-11лет ( 1 – 4 класс).
Пропаганда и формирование у учащихся необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и сознательной заботы о своём здоровье.
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
формирование чувства ответственности за свое здоровье;
снижение уровня заболеваемости учащихся;
повышение качества образования и воспитания школьников;
сохранение работоспособности на уроках;
личностный рост учащихся;
развитие творческих способностей и познавательного и интереса учащихся;
создание сплоченного коллектива класса.
непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
принцип активного обучения — учащиеся являются непосредственными участниками здоровьесберегающих мероприятий;
последовательность и систематичность — проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков;
доступность — определяется прежде всего ролью учителя как консультанта, а не «легкостью» материала, учитель — организатор процесса;
прочность — знания подкрепляются практикой, в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Направления, по которым ведётся работа:
Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.
Тесное сотрудничество школы и ФАПа, Мошенской ЦРБ.
Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, и, как следствие, принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.
Снижение заболеваемости среди детей.
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Личностный рост учащихся.
Повышение качества знаний.
Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в библиотеке.
Приобретение коммуникативных навыков.
Создание сплоченного коллектива класса.
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, мини – сочинений, отзывов, рисунков, фотографий, презентаций и др.
Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Повышение профессиональной компетентности учителя.
Этапы реализации проекта
Подготовительный (август – сентябрь 2010 года)
Сплочение учащихся и родителей для работы над проектом.
Выявление и анализ отношения к проекту всех участников.
Разработка плана по подготовке и реализации проекта.
Изучение учебно-методической документации и литературы, освещающей вопросы формирования здорового образа жизни учащихся.
Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
Проведение групповой и индивидуальной работы с родителями с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся.
Изучение медицинских карт школьников.
Разработка содержания проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.
Практический (2010- 2014 учебные годы)
Реализация целей и задач проекта через отработку и внедрение в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих форм, методов, приёмов и технологий.
Внесение необходимых корректив в содержание проекта.
Обобщение и осмысление опыта по пропаганде и формированию здорового образа жизни учащихся (2011 /2014 учебный год)
Осуществление анализ эффективности проекта.
Определение теоретической и практической значимости проекта.
Отчёт о результатах проекта. Выступление на МО учителей начальных классов. Выступление на педагогическом совете школы с целью обмена опытом.
Соблюдение гигиенических норм:
организация горячего питания в школе.
Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий:
рациональная организация урока: разнообразные виды деятельности, частота их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 80%;
использование активных методов и активных форм обучения: работа в группах, парах, ролевая игра, дискуссия, выступление с сообщениями, создание учащимися презентаций, решение проблемных ситуаций, составление проектов;
использование различных видов уроков: уроки-игры, уроки-праздники, уроки-практикумы, уроки на свежем воздухе и т.д.;
благоприятный эмоционально-психологический климат;
смена позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки, динамическая пауза;
активное использование инновационных методов обучения – мультимедиа, портфолио, проектная деятельность.
Система психолого-педагогического сопровождения:
диагностика психо-физиологического развития учащихся совместно с Центром ППМ;
работа по программе Н.Гусевой «Волшебная страна чувств», которая включает социально-психологические игры и занятия, направленные на гармонизацию межличностных отношений в классе, формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия;
ведение портфолио учащихся.
физкультминутки на уроках и динамическая пауза;
физические упражнения на переменах: малоподвижные игры, игры-считалки, скакалка, «резиночка», хула-хуп, кегли;
«Весёлые старты»: ежегодное участие в школьных и районных спортивных соревнованиях;
«Мама, папа, я – спортивная семья» — школьная ежегодная спортивная игра с участием семейных команд;
поощрение посещения школьных и внешкольных спортивных секций, через оформление портфолио учащихся, через обсуждение спортивных достижений и побед учащихся на классных часах.
Организация внеклассной работы:
1). Классные часы:
«Как вести себя с незнакомцем»;
«Как вести за столом»;
«Режим дня школьника»;
«Правила рационального питания»;
«Волшебные телефоны: 01, 02, 03»;
«Огонь — друг или враг»;
«Пожар – стихийное бедствие»;
«Я хочу быть здоровым»;
«Профилактика вредных привычек»;
«Безопасный подход к школе»;
«Осторожно дорога! Правила поведения на дороге в зимний период»;
«Умей сказать нет»;
«Нарушения осанки и их профилактика»;
«Закаливание и профилактика простудных заболеваний»;
«Укрепление здоровья школьников в каникулы»;
«Личная гигиена и уход за зубами»;
«Профилактика простудных заболеваний»;
«Витамины на твоём столе»;
«Почему мы болеем?»;
«Чистота — залог здоровья»;
«Моё здоровье в моих руках»;
«Что такое здоровый образ жизни?»;
«Хочешь быть здоровым, умным, красивым? Закаляйся!»;
2). Спортивный кружок «Богатырь».
3). Всемирный день здоровья: беседы:
Беседы по ПДД и ОБЖ по учебному плану в течение года на уроках окружающего мира и физкультуры (ежегодно);
Беседы фельдшера Андреевой В.Н. «Профилактика заболеваний» (1 раз в месяц);
Выступление старшеклассников (ежегодно;)
4). Ежегодный профилактический осмотр и беседа стоматолога из районной поликлиники.
5). Предметные недели:
экологическая игра «Природа и мы»;
викторина «Не шути с огнём»;
школьная акция « Я выбираю спорт»;
школьная акция « За безопасность дорожного движения»;
творческое дело «Снежная сказка». Создание скульптур, крепостей, сказочных предметов из снега;
конкурс рисунков на асфальте по ПДД (ежегодно);
конкур рисунков, беседа по профилактике противопожарной безопасности (ежегодно);
конкур рисунков «Спорт в моей семье»;
районный конкурс рисунков по ПДД «Дорога и мы»;
участие в районном конкурсе по ПДД «Внимание, дети!»
7). Творческие дела и проекты:
творческая мастерская «Безопасный перекрёсток»;
творческая мастерская «Мой режим дня»;
творческая мастерская «Правила поведения за столом»;
проект «Охрана здоровья»;
конкурс детских презентаций «Дорога и мы»;
конкурс детских презентаций «Ядовитые и лекарственные растения»;
конкурс детских презентаций «Не шути с огнём», «Один дома»;
конкурс детских презентаций «Домашний питомец»;
конкурс рисунков «Здоровый образ жизни»;
конкурс плакатов «Правильное питание и витамины»;
сочинение «Я и здоровый образ жизни», «Моё здоровье в моих руках».
8). Формирование сплоченного коллектива класса:
— участие в школьных и районных праздниках, смотрах, конкурсах, фестивалях;
организация учителем и учащимися бесед, конкурсов, праздников в классе;
— организация детского летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием детей.
9). Работа с родителями:
— анкетирование и опрос родителей с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся;
— родительские собрания на темы «Режим дня школьника», «Учебные нагрузки и здоровье ребёнка», «Питание школьника в семье и школе»; « Как уберечь ребёнка от насилия»; «Профилактика вредных привычек;
Источник
Социальный проект для младших школьников «Здоровым быть здорово»
специалист в области арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Автор: учитель начальных классов МБОУ ООШ № 34
Гребенщикова Елена Викторовна
«Здоровым быть здорово»
МБОУ-ООШ № 34, ст Новоминская, ул. Кубанская, 37,
Чернобай Борис Иванович
Гребенщикова Елена Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Родители, администрация и педагогический коллектив.
Численность участников проекта
Краткое содержание проекта
Проект предполагает способствовать формированию и развитию здоровьесберегающей компетенции участников проекта для приобретения ими навыков здорового образа жизни путём проведения оздоровительных и пропагандистско-просветительских мероприятий, направленных на формирование у детей потребности ведения здорового образа жизни.
Срок реализации проекта
Декабрь 2014 – февраль 2015 года.
Краснодарский край, ст Новоминская
Основание для разработки Проекта
— Закон «Об образовании»
— Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.
— Конвенция о правах ребёнка
— Закон РФ «О правах ребёнка»
— Устав МБОУ ООШ № 34
Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все знают – и как его сохранить, и чем поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы все больше и лучше, но результат пока неутешительный. Увы, касается это и наших детей. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относится к числу здоровых, 50% имеют патологию, а 40% — относятся к группе риска.
Младший возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 16-17 лет этой средой является школа, так как для детей 80% времени его бодрствования связано именно со школой.
В этой связи перед школой встают сразу две задачи. Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение. А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы ребенок желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет или наркотиков.
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у них отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха – основная задача нашей школы.
Главная цель проекта «Здоровым быть здорово!» — повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к здоровью своему и окружающих, а учителей к внедрению здоровьесберегающих технологий.
Задачи проекта «Здоровым быть здорово!»:
• воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей;
• развитие субъектного, ответственного отношения школьников к своему здоровью;
• повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
• формирование у младших школьников устойчивой мотивации к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков;
• овладение умениями противостоять негативному давлению социума;
• привлечение внимания младших школьников к физической активности, как составной части здорового образа жизни;
• освоение учащимися знаний о здоровом питании;
*освоение и использование в работе современных и инновационных здоровьесберегающих технологий;
*обеспечение психологического комфорта и условий для самосовершенствования личности ученика.
Данный проект является частью реализации общешкольной программы по здоровьесбережению учащихся «Школа — территория здоровья» и рассчитан на 3месяца . В результате реализации данного проекта у учащихся будут сформированы основные понятия о ЗОЖ (процедуры закаливания, принципы рационального питания, формы активного отдыха и др.) и приобретены навыки здорового образа жизни, а также привлечено внимание общественности к проблеме здоровья детей.
Программа проекта вовлекает ребят младшего школьного возраста ( 1-4-х классов, 7-10 лет ) и разных физических возможностей в увлекательные события, конкурсы, акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта – темы здорового образа жизни.
Участники проекта
Источник