Воспитательный проект «За здоровый образ жизни»
материал по теме
Данный проект был реализован в школе во время оздоровительной кампании в летнем лагере с дневным пребыванием при школе.
Можно проект использовать в своей работе как учителям физической культуры, так и воспитателям в лагере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_proekt_za_zozh.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Аёвская средняя общеобразовательная школа»
Постановка и актуальность проблемы
Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна насладиться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.
В последнее десятилетие значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников.
Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
При регулярно и рационально организованных занятиях физическими упражнениями развиваются функциональные возможности всех систем в организме, то есть повышаются физиологические, морфологические, биохимические, психологические резервы человека.
Активная двигательная активность ведёт к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них.
Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. Они обогащают играющих новыми ощущениями, представлениями, понятиями. Так же повышают активность, воспитывают волевые качества, дисциплину, коллективизм, честность, скромность. Эти виды физических упражнений хороши ещё и тем, что, не требуя специальной технической подготовки от играющих, отчасти выравнивают у всех шансы на победу.
В конкурсно-игровых программах могут участвовать как отдельные желающие, так и команды, что сближает детей. В основе их лежат идеи праздника, радости, улыбки, что делает человека более активным, уверенным в себе, общительным, счастливым, жизнерадостным.
Эти качества детей ведут к более здоровому образу жизни, отвлекают от безнравственных поступков и черт характера. Участие в конкурсно-игровых программах позволяет реализовать находчивость, развивает ловкость, быстроту и пр. Создание весёлой непринуждённой обстановки позволяет участникам чувствовать себя комфортно и безопасно.
В последнее десятилетие для нашей страны употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку.
Основными причинами, влияющими на распространённость вредных привычек среди несовершеннолетних, являются: стремление доказать свою взрослость, уйти от решения проблем, способность расслабиться, удовлетворить любопытство, желание выделиться среди окружающих.
Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой, физическая культура и занятия спортом, рациональное питание, гармонические взаимоотношения между людьми, негативное отношение к вредным привычкам. Одной из серьёзных предпосылок здорового образа жизни служит правильная организация свободного времени и досуга.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, алкоголя, никотина. Для решения данной проблемы создан проект по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков «Наш выбор – здоровье!» , который составлен на основе учёта психолого-физиологических особенностей детей младшего, среднего школьного возраста.
Источник
воспитательный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и социальный проект «История школы в лицах»
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_proekt.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большемуртинская средняя общеобразовательная школа №2»
663060, Красноярский край, Большемуртинский район, п.г.т. Большая Мурта,
ул. Комсомольская 9. Тел.31-6-23, 31-6-29, 33-0-09
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу »
учащихся 3 классов
Чернова Ирина Сергеевна
Классный руководитель _2А___класса
- Обоснование выбора темы
Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.
Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях.
Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья.
В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в школе и дома, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики.
Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт система образования. Период взросления человека, приходится на время его пребывания в школе, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья, притом, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот во многом риторический вопрос стала разработка проекта — «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу
Здоровьесбережение (сохранение и приумножение здоровья)
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- мотивация здорового образа жизни у школьников
- привлечение школьников к активной жизни, укреплению здоровья и ведению ЗОЖ;
Сформированная у школьников культура здоровья, что отражается в культуре физической (умение управлять своими физическими данными и возможностями); культуре психологической (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуре нравственной (умение вести себя согласно нормам морали и этикета); культуре интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и контролировать их); в умении вести здоровый образ жизни и относиться к здоровью как ценностям.
Основные этапы реализации проекта
1 этап — реализация программы воспитания культуры здоровья.
Целью классного руководителя в процессе воспитания культуры здоровья младших школьников является – всестороннее развитие личности младшего школьника в физической, социальной, эмоциональной и познавательной сферах.
- Изучение личности каждого ребенка и его психофизиологических особенностей.
- Содействие формированию у школьников познавательного интереса к знаниям о своем организме и здоровье; жизненно важных гигиенических умений и навыков и полезных привычек.
- Создание условий для развития у воспитанников ценностного отношения к своему здоровью, понимания важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения желания следовать здоровому образу жизни.
2 этап — реализация программы воспитания культуры здоровья .
Целью работы классного руководителя в процессе воспитания культуры здоровья младших подростков является создание устойчивой положительной мотивационной сферы, направленной на формирование потребностей каждого ребенка вести здоровый образ жизни.
Задачи:
1. Обеспечение условий для формирования положительной мотивации каждого школьника к овладению культурой здоровья.
2. Содействие изучению школьниками составляющих здоровья и здорового образа жизни.
3. Помощь семьям детей в формировании положительной мотивации воспитания здоровья личности каждого ребенка.
3 этап — реализация программы воспитания культуры здоровья .
Целью работы классного руководителя в процессе воспитания культуры здоровья учащихся является формирование социально активной позиции школьников, позволяющей преодолевать вредные для здоровья и жизни факторы окружающей среды и способствующей сознательному усвоению всех составляющих культуры здоровья.
Задачи:
1. Создание условий для совершенствования культурного общения и повышения социальной активности каждого ребенка.
2. Содействие формированию умений эффективно использовать знания о сохранении и укреплении здоровья.
3. Обеспечение развития творческого подхода детей в осуществлении, защите и пропаганде здорового образа жизни.
4 этап — реализация программы воспитания культуры здоровья.
Целью работы классного руководителя в процессе воспитания культуры здоровья школьников является педагогическая помощь школьникам в создании и реализации их индивидуальных проектов ведения здорового образа жизни.
Задачи:
1.Руководство проектной деятельностью учеников.
2. Содействие учащимся в развитии и совершенствовании навыков воспитания культуры здоровья.
План — карта действий по реализации проекта
Источник
Статья «Проект по воспитательной работе «Здоровье — это здорово»
специалист в области арт-терапии
Проект по воспитательной работе.
“ Здоровье – это здорово!”
Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания,
чем от врачебного искусства.
Здоровье подрастающего поколения – это проблема как социальная так и нравственная, в равной степени. Направить, подсказать, просветить, сформировать здоровые привычки, потребность в спорте, движении – прямые обязанности родителей, педагогов, государства.
Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья – это воспитание образованной духовно-нравственной личности. Требует создания высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства и на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Постановка проблемы : статистика заболеваемости школьников подтверждают, что по мере обучения детей в школе растет частота таких заболеваний, как поражение дыхательных путей, сердечно–сосудистых заболеваний, органов пищеварения, нарушение осанки, зрения. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Частые болезни детей приводят к тому, что они пропускают учебные занятия. Знания не переходят в навыки. Не успевают созревать психические процессы, память, мышление, внимание. Не формируются элементы теоретического мышления. У многих детей в школе проблемы со здоровьем.
Причины проблемы : принято считать, что для ребенка самое важное в школе — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
Воспитывая ребенка в семье и школе, часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам, таким как отсутствие умений плодотворно трудится, организовывать свой труд и отдых, соблюдать режим дня и многое другое, мы относимся безответственно.
Не задумываясь над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.
ЦЕЛЬ: формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения в среднем звене;
создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;
организовать систему профилактической работы по формированию здорового образа жизни, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями — предметниками;
формировать у обучающихся потребности здорового образа жизни через урочную и внеурочную деятельность;
осуществлять медико — физиологический и психолого — педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков;
Сроки реализации проекта : 2 года
Участники и партнеры проекта :
классный руководитель – организатор и координатор
учителя предметники – консультанты
учащиеся – полноправные соучастники проекта;
родители во главе с родительским комитетом: организация экскурсий.
школьный психолог – консультант;
Канцелярские товары, цветная бумага, краски, клей, электронные носители информации.
В результате реализации проекта будут:
снижена заболеваемость или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),
повышено качество обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков;
апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
разработана классная программа по здоровьесбережению;
разработаны рекомендации для родителей, учителей — предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
включено в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в полугодие);
организована система кружковых занятий по формированию ЗОЖ.
Система управления и контроля за реализацией программы.
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляет классный руководитель.
Формы контроля : результативность работы рассматривается 1 раз в год на родительском собрании, методическом совете школы.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
14 % детей практически здоровы;
50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.
Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города школы и отдельно взятого класса.
Возможные причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся:
интенсификация учебного процесса и гиподинамия;
стрессовая ситуация в семье и школе;
несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
недостатки в существующей системе физического воспитания;
Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества (сотворчества) детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое помогало бы каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.
Социально-профилактическая работа по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической должна перейти на уровень системы. Данная профилактика должна стать частью всей системы воспитания.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни должно также стать одним из основных направлений работы психолого-социальной службы школы. Проведение мониторингов по выявлению обучающихся “группы риска” поможет педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики с разными группами учащихся, что даст позитивный результат. Комплексный психолого-педагогический подход к проблеме позволит аккумулировать эффект от взаимодействия всех специалистов.
Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.
С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:
1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:
Источник