Меню

Проект по теме здоровье зубов

Исследовательский проект «Здоровые зубы-залог здоровья»

Что такое кариес и кАк он образуется? Можно ли предотвратить кариес? Почему разрушаются зубы? Что влияет на здоровье зубов? Влияет ли здоровье зубов на организм человека? Какие правила необходимо соблюдать, чтобы зубы были здоровыми? Ученик исследует эти вопросы.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_pro_zuby.zip 22.51 КБ

Предварительный просмотр:

-У кого из вас все зубы здоровые?

-Кому доводилось лечить больные зубы?

-А кто может похвастаться своей «голливудской улыбкой»?

Наверное, нет в зале таких людей. В школе у нас есть стоматолог Алла Владимировна. Она регулярно осматривает наши зубы. Многие ребята очень боятся этого кабинета. Мне стало интересно: можно ли сохранить здоровье зубов и почему в зубах образуются «дырки»?

Зубы играют очень важную роль в жизнедеятельности нашего организма. Красивые зубы – признак культуры. Красивые зубы – это символ здоровья и преуспевания. Неопрятность зубов отталкивает и не позволяет добиться желаемого. Я решила провести исследование и выяснить: Что такое кариес и как он образуется? Можно ли предотвратить кариес? Влияет ли здоровье зубов на организм человека? Какие правила необходимо соблюдать, чтобы зубы были здоровыми?

Два месяца я занимались изучением этих вопросов: ходила в библиотеку, беседовала с родителями, стоматологом в больнице, школьным стоматологом, дедушкой, который является стоматологом. Вместе с классным руководителем провела опрос среди одноклассников, конкурс рисунков, классный час «Береги зубы смолоду».

Тема моего исследования: «Здоровые зубы-залог здоровья»

Цель моей работы : выявить,как здоровье зубов влияет на здоровье человека.

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо решить следующие задачи :

  1. Узнать, что вызывает заболевания зубов
  2. Выяснить, как здоровье зубов влияет на организм
  3. Какие правила гигиены нужно соблюдать
  4. Выяснить какие правила питания нужно соблюдать
  5. Узнать какие витамины и минералы необходимы для здоровья зубов

Гипотеза: если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.

Зубы — это твердые костные образования, закрепленные в верхней и нижней челюстях. Все мы знаем, что у человека 32 зуба. Зуб состоит из дентина, эмали, корня.

На протяжении жизни зубы у человека сменяются один раз. В возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет у ребенка вырастают 20 молочных зубов. Второй комплект, из 32 постоянных зубов, в это время уже заложен в челюстях, но появятся они позже. Начиная с 6 лет постоянные зубы постепенно прорезаются, вытесняя молочные, которые выпадают. Самые последние коренные зубы, или так называемые зубы мудрости появляются примерно к 20 годам, но у некоторых людей они могут не прорезаться вообще.

Зубы подвержены различным заболеваниям: парадантоз, периодонтит, гингивит, пульпит и мн.др. Одно из наиболее часто встречающихся заболеваний – зубной кариес. Поэтому мне стало интересно узнать как можно больше об этом заболевании. Мой дедушка, Рязапов Эмир Нагимович — стоматолог. Он уже больше 30 лет работает в Павловской центральной районной больнице. Он мне рассказал об этом заболевании.

Оказывается, самые главные враги зубов-вредные бактерии. Они появляются на зубах после еды и очень быстро размножаются и если не ухаживать за зубами, огромное количество микробов и бактерий начнут разрушать их и возникнет кариес.

Кариес ( от лат. «caries» – костоеда ) Кариес — это размягчение, разрушение твёрдой ткани зуба. Если его не лечить, наступает повреждение пульпы (рыхлой ткани зуба) — воспаление, загноение, омертвление зуба (пульпит).

Кариес, пройдя все стадии развития, становится опасен тем, что через больной зуб в организм может легко попасть инфекция.

Кариес — настоящая беда всего нашего общества. В развитых странах от него страдает 80 % детей. Основная причина кариеса-это кислота, которая образуется после приёма пищи (особенно после приёма сладкого).

Чтобы убедиться в этом, я провела следующий эксперимент. Взяла куриное яйцо, так как состав куриной скорлупы сходен с составом наших зубов, только наши зубы намного твёрже. Ещё я взяла уксусную кислоту, так как после приёма пищи (особенно сладостей) во рту образуется кислота, конечно, не такой консистенции. Затем я поместила яйцо в стакан, залила уксусной кислотой и оставила на 30 минут. После чего я заметила, что скорлупа стала мягкой, она потрескалась, и яйцо разрушилось. Также происходит и с нашими зубами, но не с такой скоростью, а намного медленнее.

От состояния зубов зависит и общее состояние человека, состояние его органов пищеварения.

Запах выдыхаемого человеком воздуха определяется состоянием его зубов. Если зубы нездоровы, выдыхаемый запах будет неприятным, что, в свою очередь, делает общение собеседника с обладателем таких зубов тоже неприятным. Вид больных, особенно передних, зубов — зрелище далеко не эстетичное.

Чтобы убедиться в том, что больные зубы отрицательно влияют на организм, я обратилась к стоматологам и педиатрам Павловской центральной районной больницы. Стоматологи привели такие данные: из 100 обращений школьников -90 –по поводу зубного кариеса. Педиатры в свою очередь отметили тот факт, что 87 % детей страдающих кариесом , имеют заболевания желудочно-кишечного тракта.

Я решила обратиться к интернет и литературным источникам для того, чтобы узнать о взаимосвязи кариеса с организмом человека.

Специалисты из различных областей медицины (терапевты, урологи, кардиологи, гинекологи) сходятся в едином мнении о том, что необходимо своевременно устранять гнойные очаги в ротовой полости.

Итак, собрав полученную информацию, я сделала вывод, что если вы плохо следите за зубами, то у вас резко увеличивается риск:

1.сердечно-сосудистых болезней и инсультов
2.диабета
3.респираторных заболеваний

Учеными было доказано влияние инфекций в ротовой полости на развитие психических нарушений, депрессии, нарушений сна и возникновения неврозов.

Существует научно доказанный факт, что здоровье всего организма зависит от состояния зубов и дёсен. Доктор медицинских наук, профессор из московского ЦНИИ стоматологии Геннадий Банченко убежден, что зубы реагируют на внутренние неполадки в организме, каждый заболевший зуб напрямую связан с нездоровьем какого-то из внутренних органов.

Я проверила этот научный факт на всех членах нашей семьи.У мамы поражены 7,8 зубы, которые связаны с желудком, поджелудочной железой, сердцем. На самом деле мама страдает гастритом, аритмией, холестицитом. У папы зубной камень на 1,2 зубах, которые связаны с ухом, почками. На самом деле у папы пиелонефрит и часто болят уши. Оказывается зубы – это зеркало организма.

Убедившись в том, что заболевания полости рта приводят к серьёзным заболеваниям, я задумалась: а нельзя ли предотвратить эти заболевания в школьном возрасте? А знают ли ребята почему возникает кариес? Изучив, всю необходимую литературу по данной теме, мною было проведено исследование по проблеме возникновения кариеса и профилактике данного заболевания. Сначала я обратилась к школьному стоматологу, чтобы получить данные по заболеванию кариесом среди учеников 2-4-х классов. Из диаграммы видно, что из 93 учащихся -71 страдают кариесом.

Затем учащимся было предложено ответить на вопросы. Проанализировав анкеты, сопоставив результаты на диаграммах заметно, что количество ребят, которые сталкиваются с зубной болью и редко употребляют фрукты, а витамины не употребляют вообще, примерно одинаково. Из анкет видно, что к стоматологу чаще обращаются те, кто нерегулярно или вообще не чистят зубы и неправильно питаются. А мы знаем, что состояние зубов зависит от соблюдения гигиены и правильного питания.

Вот те продукты, которые отрицательно влияют на зубы:

  1. Конфеты
  2. Печенье
  3. Сдоба
  4. Шоколад
  5. Газированные напитки
  6. Жевательные резинки с сахаром
  7. Фруктовая кислота

Также способствует возникновению кариеса:

1.Неправильного питания матери во время беременности.

2.Неправильной гигиены полости рта.

3.Неправильного образа жизни человека .

5. Механического воздействия

Возраст до 12 лет — критический для зубов. Если вы хотите на всю жизнь сохранить крепкие зубы ребенка — позаботьтесь о рациональном питании. На классном часе я рассказала ребятам о том, что самое важное — наличие кальция и витамина Д, который образуется в организме самого ребенка.

Какие же продукты полезны для зубов?

  1. 1. Жесткие овощи и фрукты
  2. 2. Зелень
  3. 3. Ягоды
  4. 4. Орехи
  5. 5. Молочные продукты
  6. 6. Цитрусовые
  7. 7. Морепродукты
  8. 8. Яйца
  9. 9. Мёд
  10. 10. Напитки

Восполнить недостаток витаминов и минералов в пище позволяет употребление витаминно-минеральных комплексов. Опрос учащихся показал, что чаще всего применяются: компливит, пиковит, алфавит, джунгли, кальцинова, мультитабс, ревит. Прежде чем остановит свой выбор на витаминах, необходимо изучить их состав.

Зубы необходимо правильно чистить. Мой дедушка показал, как правильно нужно чистить зубы.. Поводить щёткой по зубам недостаточно! Об этом я расскажу на макете, который мы сделали с дедушкой. Зубы чистят так: (на верхней челюсти — сверху вниз, на нижней — снизу вверх. Внутреннюю поверхность зубов чистят в тех же направлениях. Чистка зубов внутри препятствует образованию зубного камня. Необходимо одновременно массировать десны, так как от их состояния зависит здоровье зубов. Язык тоже нужно очищать. Между зубами нужно очищать зубной нитью-флоссом).

В результате проведённого мною исследования можно сделать вывод, что здоровье зубов влияет на:

-красоту улыбки и лица,

-дикцию и выразительность речи,

-защиту организма от инфекций,

-работу желудочно-кишечного тракта,

-работу других важных ор ганов.

Наша гипотеза подтвердилась, и мы сделали вывод:

К заболеваниям зубов предрасполагают несбалансированное питание с чрезмерным употреблением углеводов, гормональные сдвиги в организме, общесоматические заболевания, микрофлора полости рта, недостаточный гигиенический уход за зубами, количество, состав и свойство слюны, неправильное употребление жевательной резинки, курение.

Мы с одноклассниками теперь не боимся кабинета стоматолога и твёрдо решили:

  1. Соблюдать режим, больше бывать с ним на свежем воздухе, заниматься физкультурой, закаливанием, вести здоровый образ жизни.
  2. Правильно питаться: ежедневно пить молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года. Употреблять твердую пищу: это укрепляет десна и зубы.
  3. Восполнять недостаток витаминов и минералов витаминно-минеральными комплексами.
  4. Развивать привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером .
  5. Не злоупотреблять жевательной резинкой.
  6. Не реже 2 раз в год надо посещать стоматолога.

Как поел, почисти зубки!

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идём

В год два раза на приём.

И тогда улыбки свет

Сохранишь ты много лет!

Я благодарю за внимание. Я буду рада, если мой проект окажется полезным!

Для учителей и учеников мы с классным руководителем составили памятки-буклеты «Чтобы зубы были здоровыми», «Как сохранить улыбку красивой» и рекомендации « Что делать, чтобы у ребёнка были зубы здоровыми?», которые даны в приложении к моей работе.

Источник

Проект «Здоровые зубы»
проект (подготовительная группа)

Проектная деятельность, область «Познание»

Скачать:

Вложение Размер
proekt_zuby.docx 86.12 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №163 «ОАО РЖД»

Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы.

Продолжительность: краткосрочный (две недели).

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Тип проекта: информационный, познавательно-исследовательский.

Каждый человек заботится о зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знаний часто не хватает и у детей возникают проблемы с зубами. Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку следить за гигиеной полости рта. Нам с детства говорят, что за полостью рта необходимо ухаживать постоянно. Но всё ли мы знаем о зубах и уходе за ними? Работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна проводиться в контакте с родителями, чтобы уделять этому время и дать необходимые знания детям. Эффективной работой в этом направлении будет являться данный проект. Этот метод работы дает возможность детям и родителям подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активными участниками в реализации этапов проекта.

Две недели работы в данном направлении не решат всех проблем. Но значительно помогут детям дать необходимые знания о гигиене полости рта, о строении и функции зубов, овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами, разовьют у них самостоятельность и ответственность за своё здоровье.

Мы реализуем наш проект не только через систему знаний, но и в свободное время через чтение художественной литературы, в игровой деятельности, в экспериментировании, участии в выставках, в просматривании видеоматериалов, мультфильмов и т.д.

Цель проекта: развитие познавательных интересов, творческих способностей детей в разрешении проблемной ситуации. Формирование у детей культурно- гигиенических навыков по уходу за зубами. Выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Дать детям необходимые знания о зубах, выработать на основе полученных знаний необходимые навыки и привычки.

Образовательные : расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах: что такое зубы, строение зубов, роль зубов в жизни человека; познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей; создать основные правила ухода за зубами.

Развивающие : развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы, отвечать на вопросы, делать выводы и умозаключения; собирать необходимую информацию совместно со взрослыми, представлять свой опыт в форме продуктов исследования.

Воспитательные : воспитывать желание иметь здоровые и красивые зубы; положительно относиться к посещению врача-стоматолога; повысить знания родителей в вопросах профилактики и предупреждения заболеваний зубов и полости рта.

Гипотеза : если соблюдать правила гигиены полости рта, употреблять в пищу полезные продукты, витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит быть здоровым.

-подбор методического и информационного материала;

-разработка плана работы

-проведение анкетирования родителей воспитанников

-анализ проделанной работы

Повысятся и углубятся знания детей о строении и функции зубов.

Расширятся знания детей о возникновении болезни зубов и полости рта.

Повысится уровень культурно-гигиенических навыков.

Дети будут более осмысленно использовать знания в практической деятельности по уходу за полостью рта.

Этапы реализации проекта:

I этап . Организационный / Подготовительный.

— Подбор и разработка дидактических игр;

— Подбор художественной литературы;

— Подбор видео, аудио материала;

— Разработка консультаций и анкеты для родителей;

— Подготовка выставки детских работ.

— Выяснить, что знают дети по теме проекта, и получить ответ на вопросы:

— Как устроен зуб?

— Почему зубы называются молочными?

— Как правильно чистить зубы?

— Что можно сделать для здоровья зубов?

Способ получения информации :

— спросить у взрослых людей, спросить у родителей;

— в энциклопедии, в книгах, в журналах;

— посмотреть мультфильм, видеофильм;

— спросить у врача стоматолога.

II этап . Основной.

Познакомить детей со строением зубов, их назначением и функцией.

Познакомить с правилами ухода за зубами, дать информацию о зубной пасте и зубной щетке, как о предмете личной гигиены, научить технике чистки зубов.

« Почему зубы называются молочными?»

«Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?»

«Полезная и вредная еда для наших зубов»

«Витамины для зубов»

Игровые образовательные ситуации:

«Микробы и зубная щетка»

« Какие предметы нужны нам, чтобы зубы были чистыми и здоровыми»

Дидактические игры / упражнения:

«Запрещается – разрешается», «Что есть во рту», «Какие у нас зубы»,

«Полезная и вредная еда».

«На приеме у врача стоматолога»

Куликовская Т. «Знакомство с язычком и его домиком»

Боромыкова О. «Моем, чистим зубы»

Чтение художественной литературы:

К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит».

С. Войтюк «Королева Зубная Щетка»,

Н. Карпова «Разболелся зуб у Волка!»

Е. Гурина «Сказка про большие зубки», «Я страдаю дня четыре»

Л. Генералова «Молочный зуб»

Разучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок о зубах, зубной пасте, щетке и воде.

— лепка «Здоровый и больной зуб»

— рисование «Веселый и грустный зубик», «Микробы и зубная щетка».

1. Самостоятельно рассмотреть в зеркало внешний вид зубов.

2. Найти отличие зубов друг от друга, выяснить причины такого строения.

3. Сосчитать количество зубов.

Тема : «Защитные функции зубной пасты».

Цель : дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитный слой зуба. Изучить влияние зубной пасты на прочность зубов.

Работа с родителями в ходе проекта:

— Памятка «Чистые зубки-здоровые зубки»

— Папка-раскладушка «Здоровые зубы-красивая улыбка»

— Консультация «Как ухаживать за молочными зубами», «Играя чистим зубки»

— Рекомендации «Ведение календаря чистки зубов дома»

Примерные беседы с детьми о зубах

Зуб — это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:

1) коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
2) шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

3) корень – часть зуба, которая уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти

Зуб покрыт эмалью – самой твердой тканью в организме человека, она-то и является главным защитником зуба, хотя и очень тонким. Эмаль состоит из кальция.
Под эмалью находится дентин – вещество, похожее на кость, но более твердое. Когда кариес победит эмаль, на защиту зуба встает дентин. Под слоем эмали и дентина находится сердцевина зуба – пульпа. Пульпа – это мягкая ткань, которая содержит нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Через кровеносные сосуды в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.

Основание зуба со всех сторон окружено десной – слизистой, очень плотной и толстой оболочкой, снабженной кровеносными сосудами и нервами. Очень важно, чтобы десны были здоровыми, и в них не проникала инфекция. Иначе она может распространиться на зуб и разрушить его.

На протяжении жизни зубы у человека сменяются один раз. Сначала вырастают молочные, а затем они выпадают и вырастают постоянные. Все мы знаем, что у человека 32 зуба. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда.

Роль зубов в жизни человека

Не все молочные зубы одинаковые. Это потому что разные зубы выполняют разные задачи. На каждой челюсти спереди есть четыре острых резца (чтобы кусать и грызть). По одному клыку справа и слева (чтобы удерживать и разрывать пищу). И совсем глубоко во рту, с каждой стороны, по два больших плоских коренных зуба (чтобы жевать). Каждый из них выполняет определённую работу.

— Резцы — острые передние зубы, используемые для откусывания.

— Клыки – конусообразные зубы, которые рвут пищу.

— Моляры (коренные зубы) — они тоже дробят и размалывают пищу.

Если все молочные зубы на месте, то их на верхней челюсти десять и на нижней челюсти тоже десять зубов. Значит, в молочном прикусе двадцать молочных зубов.

Так же зубы участвуют в разговорной речи.

Без них мы не сможем чётко разговаривать. Выпадение нескольких зубов, или неправильное их развитие, может резко сказаться на чёткости речи. Даже при потере одного переднего зуба у ребёнка, речь станет шепелявой.

Ну и, конечно же, зубы делают человека красивым. С человеком приятно общаться, когда у него красивые, ухоженные зубы.

Как и почему разрушаются зубы

Причин, которые приводят к разрушению зубов, может быть несколько:

— Механическое повреждение эмали.

Челюсть дана человеку для пережевывания еды, а не для разгрызания орехов, кусания предметов, не предназначенных в пищу, таких как игрушки, карандаши и ручки. Все это царапает зубную эмаль и может привести к кариесу.

Зубы могут портиться, если сразу после горячей еды выпить, например, холодный сок, воду или съесть мороженое. Эмаль не выдерживает столь резких температурных перепадов, и трескается, оставляя зуб без защиты.

Неправильное питание приводит к потере зубов. Для того, чтобы эмаль была крепкой, а зубы здоровыми и блестящими, нужно употреблять в пищу молочные продукты, содержащие кальций.

— Плохая гигиена полости рта.

Наверное, самый главный фактор. Во рту у каждого человека есть бактерии. Они кормятся остатками пищи, которая оседает на зубах. Чем больше пищи для бактерий, тем активнее они размножаются. Пока микробов немного, организм справляется с этой опасностью — специальные вещества, содержащиеся в слюне. Но если бактерии не удалять, они продолжают налипать на зубы как пластилин. Особенно интенсивно этот процесс происходит при употреблении сладкой, мягкой, липкой и вязкой пищи. Бактерии выделяют огромное количество кислоты, которая разрушают зубы и десны. Самым распространенным заболеванием зубов является кариес.

Кариес – это разрушение эмали зуба. Когда разрушение доходит до образования дырки, больной зуб начинает давать знать о себе болями в ответ на принятие холодной и горячей пищи, сладких, соленых и кислых блюд. Если больной упорно не хочет лечить кариес, все заканчивается удалением зуба. Регулярная чистка зубов позволяет предотвратить возникновение кариеса.

Как правильно чистить зубы?

Уход за зубами — привычное и повседневное дело, но многие не знают , что чистка зубов два раза в день имеет важное значение для здоровья полости рта.

Вот несколько правил, которые стоит запомнить:

1. Сама процедура чистки зубов должна занимать около 3 минут.

2. Зубную щетку следует держать под наклоном в 45 градусов относительно зубов.

3. Чистка должна начинаться с передних зубов, после чего стоит медленно продвигаться к задним зубам.

4. При чистке нижних зубов, следует производить движения щеткой снизу вверх.

5. При чистке верхних зубов, движения должны быть сверху вниз.

6. С помощью круговых и одновременно выгребающих движений, следует чистить жевательную поверхность зубов.

7. Хорошо стоит чистить моляры — труднодоступные коренные зубы.

8. После чистки зубов выплюньте зубную пасту или прополощите ротовую полость небольшим количеством воды. Делать это нужно таким образом, чтобы не смыть всю пасту с зубов. В противном случае вы рискуете смыть весь фторид, а значит он не сможет оказать полезное действие на зубы.

9. После чистки стоит почистить язык, используя щетину зубной щетки.

10. Для чистки зубов лучше использовать мягкую зубную щетку. Её размер и форма должны быть такими, чтобы вы беспрепятственно могли доставать до любого зуба и легко его почистить

Источник

Читайте также:  Оформление группы доу уголок здоровья
Adblock
detector