ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (старшая группа)
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_psihologicheskogo_zdorovya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Росинка»
ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Пестова Алёна Викторовна
Дошкольное детство — начальная ступень в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.
В Современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования приоритетными направлениями, которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования.
ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и есть здоровьесберегающие технологии.
Основным содержанием проекта является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к своему здоровью. Оно формируется через применение здоровьесберегающих технологий, с которыми он знакомиться в дошкольном детстве.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.
Адресация проекта: проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Тип проекта: познавательно — творческий, групповой
Продолжительность: краткосрочный (неделя)
Участники: дети дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели, педагог-психолог.
Прогнозирующий результат: Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста; становление и проявление здоровьесберегающей компетенции; укрепление психического здоровья; повышение уровня адаптации к окружающему миру; совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.
Цель: формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
- обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального благополучия дошкольника.
- обеспечение детей игровыми пособиями для проведения комплексных мероприятий по профилактике, укреплению и коррекции здоровья детей.
- укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение максимального комфорта, учет индивидуальных особенностей детей.
- обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.
Модель реализации проекта
Этапы реализации проекта:
— изучение научно-методической литературы по теме;
— подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной;
— составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, массажа, зрительной и дыхательной гимнастики;
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
- Уроки здоровья
- Игры и игровые ситуации
- Беседы
- Творческая деятельность
- Чтение художественной литературы
- Продуктивная деятельность
- Физкультурные досуги, праздники
МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ:
- Папки-передвижки
- Родительские собрания
- Буклеты
- Консультации
- Участие в спортивных праздниках
- Оформление наглядно демонстрационного стенда «Здоровый ребенок»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
- Технология музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Психогимнастика
- Минутки вхождения в день
План деятельности по реализации проекта
Минутка вхождения в день
Беседа «Ребёнок и здоровье»
Занятие на укрепление психического здоровья «Моё душевное здоровье»
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Минутка вхождения в день
Занятие на укрепление психического здоровья «Пойми меня»
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Минутка вхождения в день
Занятие «Осанка зеркало души»
Разговор о правильном питании
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Минутка вхождения в день
Занятие «Страна Добрых слов»
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Минутка вхождения в день
Пословицы на тему «Здоровье»
Занятие «Радость – грусть»
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Презентация проекта «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста».
ВЫВОДЫ: Психологический комфорт ребенка в детском саду – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой.
Показатели психологического комфорта детей:
— устойчивое бодрое состояние;
— доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
— высокий физический тонус;
-высокие показатели адаптивности;
— хороший сон, аппетит;
— высокая познавательная и творческая активность;
— дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
Психологический комфорт обеспечивает сохранение психофизиологического здоровья детей:
— высокую продуктивность образовательного процесса;
— высокие показатели качества образования детей;
при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;
— успешность школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на .
В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р.
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь.
В статье описывается процесс формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации.
Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья.
Мастер-класс для педагогов ДОУ. «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста».
Источник
Укрепление психологического здоровья дошкольников посредством проектной деятельности
проект (старшая группа) на тему
Одной из основных задач детского сада, и в частности психологической службы, в области сохранения и укрепления психологического здоровья детей является создание благоприятных для развития детей условий в едином образовательном пространстве «семья — детский сад». Причем родители, в соответствии со стандартом дошкольного образования, должны стать активными участниками образовательного процесса. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Ключевые слова проекта «Мы друг другу улыбнемся!»: психологическое здоровье ребенка – суть гармоничное развитие, а значит эмоциональная грамотность и знание навыков самопомощи, и обязательно чуткие взрослые рядом: умеющие принимать и понимать своего ребенка, быть с ним «в контакте». Все это еще и о счастье – детском, взрослом, детско-родительском.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ukreplenie_psihologicheskogo_zdorovya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Укрепление психологического здоровья дошкольников посредством проектной деятельности
ФГОС ДО рассматривает укрепление психологического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Под психологическим здоровьем, в общем , понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях. П сихологические здоровье ребенка — это особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к действительности.
На формирование и состояние психологического здоровья детей влияют объективные и субъективные причины. К объективным относят психотравмирующие факторы, с которыми ребёнок сталкивается в семье и детском саду. Психотравмирующие факторы в семье – это, прежде всего, повышенная тревожность, эмоциональная холодность в отношениях с ребёнком, семейные конфликты, гиперопека. В детском саду основными психотравмирующими факторами является неэффективное взаимодействие воспитателя и конфликтные отношения со сверстниками. К субъективным факторам, оказывающим влияние на состояние психологического здоровья, относят личностные особенности (самооценка, темперамент, характер).
Одной из основных задач детского сада, и в частности психологической службы, в области сохранения и укрепления психологического здоровья детей является создание благоприятных для развития детей условий в едином образовательном пространстве «семья — детский сад». Причем родители, в соответствии со стандартом дошкольного образования, должны стать активными участниками образовательного процесса. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является не только универсальным средством обеспечения активного сотворчества детей и взрослых, но и позволяет изменить стиль взаимодействия с семьёй и таким образом вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Тема психологического здоровья достаточно многогранна и ключевым словом для его описания является слово «гармония», прежде всего, между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, но также это и гармония между человеком и окружающим миром. Наблюдения за детьми показывают, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Поэтому особую актуальность сейчас приобретает развитие эмоционального интеллекта и выработка у дошкольников способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях. От чего еще зависит счастье ребенка? От людей, которые его окружают. Современным детям, на самом деле, очень непросто, они живут в век – информационный, скоростной… когда люди порой не успевают радоваться моменту, не успевают справляться с накопившимся напряжением. Вот почему увеличилось количество гиперактивности, агрессии, тревожности в детях, да и во взрослых тоже. Так возникла идея нашего практико-ориентированного проекта «Мы друг другу улыбнемся!» , направленного на укрепление психологического здоровья детей и гармонизацию детско-родительских отношений.
Ключевые слова проекта : психологическое здоровье ребенка – суть гармоничное развитие, а значит эмоциональная грамотность и знание навыков самопомощи, и обязательно чуткие взрослые рядом: умеющие принимать и понимать своего ребенка, быть с ним «в контакте». Все это еще и о счастье – детском, взрослом, детско-родительском.
- Психологическая поддержка, а также укрепление психологического здоровья детей;
- развитие личности и самосознания детей;
- расширение и обогащение представлений детей об эмоциях, чувствах, способах их выражения и саморегуляции;
- создание положительного эмоционального фона в процессе общения детей со сверстниками и родителями;
- гармонизация детско-родительских отношений.
- Разработать систему работы с семьей, направленную на укрепление психологического здоровья.
- Расширить представления детей о внутреннем мире человека – характере, мыслях, чувствах.
- Развить интерес ребенка к самому себе и своему эмоциональному состоянию; учить осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
- Обогатить формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; учить устанавливать связь между поступками, настроением и самочувствием людей; учить навыкам саморегуляции.
- Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей, формировать активную позицию по отношению к жизни детского сада.
- Устанавливать эмоциональный контакт, партнерские отношения с родителями.
Проект был реализован на базе старшей группы, в которой данные психодиагностических исследований и наблюдений за детьми показали потребность семей воспитанников в психологической помощи. К реализации проекта были привлечены воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре и родители – как активные участники проекта. Подобная интеграция и координация участников воспитательно-образовательного процесса позволила комплексно воздействовать на личность ребёнка.
Для реализации проекта была составлена план-программа, где были прописаны темы, формы мероприятий и участники. Каждый проектный день был посвящен определенной тематике, например, знакомству с какой-либо эмоцией. В процессе работы над проектом дети с помощью педагога-психолога исследовали свой внутренний мир, учились распознавать различные эмоции и управлять своим настроением – учились прогонять злость, справляться со страхами и обидами, помогать тому, кто загрустил. В ходе проекта заполнялось панно «Календарь настроения» на основе наблюдений за своим настроением в течение дня.
Помогали ребятам «волшебные» предметы -пособия, несущие психотерапевтическую функцию, направленную на формирование навыков самопомощи в эмоционально трудных ситуациях: мешочек радости и грусти, подушка гнева, которую можно побить, чтобы не злиться, зеркало любви, показывающее детям их хорошие стороны и баночка злости, в которую можно выдохнуть накопившееся напряжение. Дети отражали свои впечатления в рисунках на темы: «У меня бывает разное настроение», «Кого (чего) я боюсь», «Как я справляюсь с бесполезными страхами?», «Отчего я злюсь», «Мои обиды», «Отчего я грущу», «Мой портрет» (в технике мандала-терапии), «Мои друзья». Вместе с воспитателями дети рассуждали на темы: «Какие мы? Какими хотим стать и что для этого нужно сделать? Чем отличаются взрослые и дети? Легко ли быть родителями? Кто такие друзья?», учились творчески находить позитивные решения возникших проблемных ситуаций. Воспитатель по физической культуре занималась формированием телесного осознания эмоций у детей и навыков саморегуляции: телесно-ориентированные игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, релаксационные тренинги и кинезиологические упражнения.
Родители учились вместе с нами понимать и принимать себя и своих детей, видеть детские «изюминки» и просто быть вместе, быть «в контакте» с ребенком – без телефона, телевизора и других бесконечных забот. В качестве домашнего задания родителям предлагались различного рода памятки с рекомендациями, правилами, советами, «шпаргалки» с описанием игр и упражнений с ребенком дома.
Завершился проект итоговым мероприятием – родительской гостиной. Свои новоприобретенные знания по эмоциональной грамотности и навыки самопомощи дети продемонстрировали на психологическом занятии «Ежик и море». А мастер-класс совместных физминуток объединил дошколят и их родителей в веселых играх. Актуальными оказались и видео-советы от детей по воспитанию. Участники проекта обменялись впечатлениями о проведённых мероприятиях, полученных навыках.
Результатом работы проекта «Мы друг другу улыбнемся!» являются успешная апробация заявленного материала; поиск путей, обеспечивающих создание системы психопрофилактической работы в ДОУ, практического инструментария по развитию эмоционального интеллекта и самосознания дошкольников; активизация стремления родителей к повышению уровня психолого-педагогической компетентности; создание условий для гармонизации детско-родительских отношений.
Подводя итоги работы по проекту «Мы друг другу улыбнемся!», можно говорить о следующих результатах:
- Овладение детьми азами эмоциональной грамотности и навыками самопомощи в эмоционально трудных ситуациях;
- 100% удовлетворенность родителей, участвовавших в проекте, постпроектными эффектами;
- 100% готовность родителей к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения;
- Расширение сферы психолого-педагогических знаний о развитии и воспитании детей старшего возраста;
- Гармонизация детско-родительских отношений.
Отзывы родителей, педагогов подтверждают необходимость проведения совместной работы, направленной на укрепление психологического здоровья детей и семьи в целом, на овладение детьми азами эмоциональной грамотности и навыками самопомощи в эмоционально трудных ситуациях, на расширение знаний родителей о развитии и воспитании детей старшего возраста в каждом дошкольном учреждении.
Источник