Меню

Проект по психологическому здоровью дошкольников

ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (старшая группа)

Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_formirovanie_psihologicheskogo_zdorovya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Росинка»

ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Пестова Алёна Викторовна

Дошкольное детство — начальная ступень в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.

В Современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования приоритетными направлениями, которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования.

ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и есть здоровьесберегающие технологии.

Основным содержанием проекта является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к своему здоровью. Оно формируется через применение здоровьесберегающих технологий, с которыми он знакомиться в дошкольном детстве.

Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.

Адресация проекта: проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Тип проекта: познавательно — творческий, групповой

Продолжительность: краткосрочный (неделя)

Участники: дети дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели, педагог-психолог.

Прогнозирующий результат: Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста; становление и проявление здоровьесберегающей компетенции; укрепление психического здоровья; повышение уровня адаптации к окружающему миру; совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.

Цель: формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

  • обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального благополучия дошкольника.
  • обеспечение детей игровыми пособиями для проведения комплексных мероприятий по профилактике, укреплению и коррекции здоровья детей.
  • укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение максимального комфорта, учет индивидуальных особенностей детей.
  • обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

Модель реализации проекта

Этапы реализации проекта:

— изучение научно-методической литературы по теме;

— подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной;

— составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, массажа, зрительной и дыхательной гимнастики;

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

  • Уроки здоровья
  • Игры и игровые ситуации
  • Беседы
  • Творческая деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Продуктивная деятельность
  • Физкультурные досуги, праздники

МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ:

  • Папки-передвижки
  • Родительские собрания
  • Буклеты
  • Консультации
  • Участие в спортивных праздниках
  • Оформление наглядно демонстрационного стенда «Здоровый ребенок»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

  • Технология музыкального воздействия
  • Сказкотерапия
  • Психогимнастика
  • Минутки вхождения в день

План деятельности по реализации проекта

Минутка вхождения в день

Беседа «Ребёнок и здоровье»

Занятие на укрепление психического здоровья «Моё душевное здоровье»

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Минутка вхождения в день

Занятие на укрепление психического здоровья «Пойми меня»

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Минутка вхождения в день

Занятие «Осанка зеркало души»

Разговор о правильном питании

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Минутка вхождения в день

Занятие «Страна Добрых слов»

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Минутка вхождения в день

Пословицы на тему «Здоровье»

Занятие «Радость – грусть»

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Презентация проекта «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста».

ВЫВОДЫ: Психологический комфорт ребенка в детском саду – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой.

Показатели психологического комфорта детей:

— устойчивое бодрое состояние;

— доминирование положительных эмоций, радостное настроение;

— высокий физический тонус;

-высокие показатели адаптивности;

— хороший сон, аппетит;

— высокая познавательная и творческая активность;

— дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;

Психологический комфорт обеспечивает сохранение психофизиологического здоровья детей:

— высокую продуктивность образовательного процесса;

— высокие показатели качества образования детей;

при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;

— успешность школьного обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на .

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р.

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь.

В статье описывается процесс формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации.

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья.

Мастер-класс для педагогов ДОУ. «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста».

Источник

Укрепление психологического здоровья дошкольников посредством проектной деятельности
проект (старшая группа) на тему

Одной из основных задач детского сада, и в частности психологической службы, в области сохранения и укрепления психологического здоровья детей является создание благоприятных для развития детей условий в едином образовательном пространстве «семья — детский сад». Причем родители, в соответствии со стандартом дошкольного образования, должны стать активными участниками образовательного процесса. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Ключевые слова проекта «Мы друг другу улыбнемся!»: психологическое здоровье ребенка – суть гармоничное развитие, а значит эмоциональная грамотность и знание навыков самопомощи, и обязательно чуткие взрослые рядом: умеющие принимать и понимать своего ребенка, быть с ним «в контакте». Все это еще и о счастье – детском, взрослом, детско-родительском.

Скачать:

Вложение Размер
ukreplenie_psihologicheskogo_zdorovya.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Укрепление психологического здоровья дошкольников посредством проектной деятельности

ФГОС ДО рассматривает укрепление психологического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Под психологическим здоровьем, в общем , понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях. П сихологические здоровье ребенка — это особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к действительности.

На формирование и состояние психологического здоровья детей влияют объективные и субъективные причины. К объективным относят психотравмирующие факторы, с которыми ребёнок сталкивается в семье и детском саду. Психотравмирующие факторы в семье – это, прежде всего, повышенная тревожность, эмоциональная холодность в отношениях с ребёнком, семейные конфликты, гиперопека. В детском саду основными психотравмирующими факторами является неэффективное взаимодействие воспитателя и конфликтные отношения со сверстниками. К субъективным факторам, оказывающим влияние на состояние психологического здоровья, относят личностные особенности (самооценка, темперамент, характер).

Одной из основных задач детского сада, и в частности психологической службы, в области сохранения и укрепления психологического здоровья детей является создание благоприятных для развития детей условий в едином образовательном пространстве «семья — детский сад». Причем родители, в соответствии со стандартом дошкольного образования, должны стать активными участниками образовательного процесса. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является не только универсальным средством обеспечения активного сотворчества детей и взрослых, но и позволяет изменить стиль взаимодействия с семьёй и таким образом вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

Тема психологического здоровья достаточно многогранна и ключевым словом для его описания является слово «гармония», прежде всего, между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, но также это и гармония между человеком и окружающим миром. Наблюдения за детьми показывают, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Поэтому особую актуальность сейчас приобретает развитие эмоционального интеллекта и выработка у дошкольников способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях. От чего еще зависит счастье ребенка? От людей, которые его окружают. Современным детям, на самом деле, очень непросто, они живут в век – информационный, скоростной… когда люди порой не успевают радоваться моменту, не успевают справляться с накопившимся напряжением. Вот почему увеличилось количество гиперактивности, агрессии, тревожности в детях, да и во взрослых тоже. Так возникла идея нашего практико-ориентированного проекта «Мы друг другу улыбнемся!» , направленного на укрепление психологического здоровья детей и гармонизацию детско-родительских отношений.

Ключевые слова проекта : психологическое здоровье ребенка – суть гармоничное развитие, а значит эмоциональная грамотность и знание навыков самопомощи, и обязательно чуткие взрослые рядом: умеющие принимать и понимать своего ребенка, быть с ним «в контакте». Все это еще и о счастье – детском, взрослом, детско-родительском.

  • Психологическая поддержка, а также укрепление психологического здоровья детей;
  • развитие личности и самосознания детей;
  • расширение и обогащение представлений детей об эмоциях, чувствах, способах их выражения и саморегуляции;
  • создание положительного эмоционального фона в процессе общения детей со сверстниками и родителями;
  • гармонизация детско-родительских отношений.
  • Разработать систему работы с семьей, направленную на укрепление психологического здоровья.
  • Расширить представления детей о внутреннем мире человека – характере, мыслях, чувствах.
  • Развить интерес ребенка к самому себе и своему эмоциональному состоянию; учить осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  • Обогатить формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; учить устанавливать связь между поступками, настроением и самочувствием людей; учить навыкам саморегуляции.
  • Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей, формировать активную позицию по отношению к жизни детского сада.
  • Устанавливать эмоциональный контакт, партнерские отношения с родителями.

Проект был реализован на базе старшей группы, в которой данные психодиагностических исследований и наблюдений за детьми показали потребность семей воспитанников в психологической помощи. К реализации проекта были привлечены воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре и родители – как активные участники проекта. Подобная интеграция и координация участников воспитательно-образовательного процесса позволила комплексно воздействовать на личность ребёнка.

Для реализации проекта была составлена план-программа, где были прописаны темы, формы мероприятий и участники. Каждый проектный день был посвящен определенной тематике, например, знакомству с какой-либо эмоцией. В процессе работы над проектом дети с помощью педагога-психолога исследовали свой внутренний мир, учились распознавать различные эмоции и управлять своим настроением – учились прогонять злость, справляться со страхами и обидами, помогать тому, кто загрустил. В ходе проекта заполнялось панно «Календарь настроения» на основе наблюдений за своим настроением в течение дня.

Помогали ребятам «волшебные» предметы -пособия, несущие психотерапевтическую функцию, направленную на формирование навыков самопомощи в эмоционально трудных ситуациях: мешочек радости и грусти, подушка гнева, которую можно побить, чтобы не злиться, зеркало любви, показывающее детям их хорошие стороны и баночка злости, в которую можно выдохнуть накопившееся напряжение. Дети отражали свои впечатления в рисунках на темы: «У меня бывает разное настроение», «Кого (чего) я боюсь», «Как я справляюсь с бесполезными страхами?», «Отчего я злюсь», «Мои обиды», «Отчего я грущу», «Мой портрет» (в технике мандала-терапии), «Мои друзья». Вместе с воспитателями дети рассуждали на темы: «Какие мы? Какими хотим стать и что для этого нужно сделать? Чем отличаются взрослые и дети? Легко ли быть родителями? Кто такие друзья?», учились творчески находить позитивные решения возникших проблемных ситуаций. Воспитатель по физической культуре занималась формированием телесного осознания эмоций у детей и навыков саморегуляции: телесно-ориентированные игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, релаксационные тренинги и кинезиологические упражнения.

Родители учились вместе с нами понимать и принимать себя и своих детей, видеть детские «изюминки» и просто быть вместе, быть «в контакте» с ребенком – без телефона, телевизора и других бесконечных забот. В качестве домашнего задания родителям предлагались различного рода памятки с рекомендациями, правилами, советами, «шпаргалки» с описанием игр и упражнений с ребенком дома.

Завершился проект итоговым мероприятием – родительской гостиной. Свои новоприобретенные знания по эмоциональной грамотности и навыки самопомощи дети продемонстрировали на психологическом занятии «Ежик и море». А мастер-класс совместных физминуток объединил дошколят и их родителей в веселых играх. Актуальными оказались и видео-советы от детей по воспитанию. Участники проекта обменялись впечатлениями о проведённых мероприятиях, полученных навыках.

Результатом работы проекта «Мы друг другу улыбнемся!» являются успешная апробация заявленного материала; поиск путей, обеспечивающих создание системы психопрофилактической работы в ДОУ, практического инструментария по развитию эмоционального интеллекта и самосознания дошкольников; активизация стремления родителей к повышению уровня психолого-педагогической компетентности; создание условий для гармонизации детско-родительских отношений.

Подводя итоги работы по проекту «Мы друг другу улыбнемся!», можно говорить о следующих результатах:

  1. Овладение детьми азами эмоциональной грамотности и навыками самопомощи в эмоционально трудных ситуациях;
  2. 100% удовлетворенность родителей, участвовавших в проекте, постпроектными эффектами;
  3. 100% готовность родителей к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения;
  4. Расширение сферы психолого-педагогических знаний о развитии и воспитании детей старшего возраста;
  5. Гармонизация детско-родительских отношений.

Отзывы родителей, педагогов подтверждают необходимость проведения совместной работы, направленной на укрепление психологического здоровья детей и семьи в целом, на овладение детьми азами эмоциональной грамотности и навыками самопомощи в эмоционально трудных ситуациях, на расширение знаний родителей о развитии и воспитании детей старшего возраста в каждом дошкольном учреждении.

Источник

Читайте также:  Здоровье по матрице пифагора
Adblock
detector