Проект по пропаганде ЗОЖ и профилактике неполезных привычек «Здорово жить здорово!»
Проект направлен на вовлечение детей в коллективное дело и предполагает высокие результаты в плане оздоровления детского коллектива. Целью проекта является формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненой позиции и ответственного отношения к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syromyatnikova_proekt.docx | 84.3 КБ |
Предварительный просмотр:
по пропаганде здорового образа жизни и профилактике неполезных привычек среди воспитанников детского дома:
« Здорово жить здорово! »
Сыромятникова Татьяна Ивановна
Актуальность. Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно рядом — плачет, смеётся, задаёт вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее — наши дети. Сегодня всё в их судьбе как будто зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Наши дети взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно они смогут жить, если мы сегодня поможем им стать здоровыми. Организм ребёнка находится в процессе роста и развития. В силу этого он особенно пластичен и в большей степени подвержен влиянию различных факторов окружающей среды, чем организм взрослого человека. При этом характерно, что влияние внешних факторов на функциональное состояние детского организма не ограничивается моментом воздействия, а в значительной мере сказывается на дальнейшем ходе его развития. Анализируя условия жизни воспитанников до поступления в детский дом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, в обстановке, которая несла прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети приобретают в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Среди воспитанников детского дома отмечается тенденция роста табакокурения, злоупотребления психоактивными веществами. Дети сегодня становятся менее защищёнными от токсикомании и алкоголизма, от наркотиков и СМИ, пропагандирующих культ жестокости и насилия, мотивацию на «лёгкую жизнь» любой ценой. Анализируя результаты анкетирования и диспансеризации воспитанников детского дома (см. приложение), мы пришли к выводу, что, имея тяжелейшие хронические заболевания, дети сохранили резерв, который позволяет им не чувствовать боли, а значит они не видят в здоровье предмета особого внимания.
Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда. Воспитательная работа с такими детьми должна иметь повышенный развивающий потенциал, чтобы компенсировать недостатки развития детей в раннем детстве. Необходимо проводить специальную профилактическую и коррекционную работу, способную довести детей до такого уровня, чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь они, по возможности, не испытывали чувства ущербности, неполноценности своей личности, ограниченности своих жизненных, профессиональных и физических возможностей.
На сегодня наиболее оправданным, на наш взгляд, является подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника детского дома своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на самостоятельное управление своим поведением с учетом существующих стандартов, норм и законов общества.
В связи с этим возникла острая проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях детского дома и разработки проекта по пропаганде здорового образа жизни и профилактике неполезных привычек. Здоровый образ жизни не ограничивается знаниями о способах сохранения здоровья. Эта информация лишь ориентирует воспитанников в окружающем мире, но не определяет их поведение. Для того чтобы дети в своей повседневной жизни ориентировались на полученные знания, следовали принципам здорового образа жизни, необходимо сформировать у них убеждения и соответствующие умения. В связи с этим важно научить проводить самонаблюдения, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье, психическое состояние, формировать умение управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими. Как это сделать.
Один из способов достижения этих целей является проектная деятельность. В педагогической литературе достаточно подробно представлены основы проектной деятельности, но большей частью на уровне теоретического описания. Вот почему по-прежнему воспитатели детских домов нуждаются в практических рекомендациях. Успешное педагогическое управление дает возможность воспитанникам научиться выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать, распределять и планировать свою деятельность.
Общее во всех типах проектов — вовлечение воспитанников в коллективное дело. Однако проектная деятельность и личностно ориентирована, она позволяет детям учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес.
Реализация данного проекта предполагает прогнозирование личностью таких результатов по оздоровлению себя и коллектива, которые будут возможны в сложившихся условиях, что поможет воспитаннику соединить достигнутое и планируемое, объективное и субъективное через эволюционное развитие способностей адаптироваться к среде для максимального обеспечения физического, психического и социального благополучия, творческой самореализации личности.
Мы думаем, что не нужно никого убеждать в том, что только здоровая личность может полноценно развить и реализовать свои природные возможности. С другой стороны, методы развития индивидуальных способностей могут оказывать позитивное влияние на физическое, психическое и социальное духовное благополучие воспитанника. Мною был разработан проект « Здорово жить здорово!», главной целью которого является формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни и обучение способам сохранения и укрепления здоровья.
Суть внедрения проекта заключается в комплексной медико – физиологической и социально – психологической оценке условий жизнедеятельности, воспитания и обучения детей – сирот, позволяющих создать систему предпосылок для формирования здорового образа жизни, а также в осуществлении мониторинга показателей индивидуального развития, прогнозирование вероятных изменений состояния здоровья воспитанников и проведение соответствующих коррекционных мероприятий.
Нельзя врачевать тело, не врачуя души.
(Сократ)
Цель проекта: — формирование у детей потребности в здоровом образе
жизни, понимания изначальности и необходимости здоровья,
обучение способам его сохранения и укрепления;
— создание благоприятных условий для формирования у
воспитанников ценностного отношения к ЗОЖ, как к одному
из главных путей в достижении успеха;
-воспитание активной жизненной позиции, ответственное
отношение к своему здоровью.
Задачи проекта: — сохранение и укрепление физического и психического
— популяризация преимуществ ЗОЖ;
— оказание помощи ребёнку в поисках и обретении
ценностей смысла жизни, ясных целей планирования
— внедрение инновационных технологий по
профилактике неполезных привычек и пропаганде
здорового образа жизни.
— повышение мотивации здорового образа жизни,
формирование индивидуального способа
— снижение показателей уровня заболеваемости
— снижение количества воспитанников,
обладающих неполезными привычками;
— улучшение эмоционального климата.
Объектом нашей работы является формирование у воспитанника потребности в здоровом образе жизни.
В реализации проекта принимают участие:
- Педагогический коллектив и сотрудники детского дома;
- Воспитанники детского дома;
- Представители различных инфраструктур.
Принципы организации проектной деятельности.
Принцип научности требует, чтобы предлагаемый материал отвечал современным достижениям науки. Те элементарные познания об окружающем мире, которые учащиеся получают в младшем возрасте, не должны отвергаться впоследствии, а должны лишь только расширяться и обогащаться.
2. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Предполагает необходимость постоянного внимания к особенностям формирования личности воспитанника, своеобразию духовного мира, индивидуальным возможностям с учётом противоречий развития ребёнка.
3. Принцип здорового образа жизни.
Обусловлен необходимостью воспитания здорового поколения, формирования
у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье.
4. Принцип сотрудничества.
Обусловлен необходимостью структурирования взаимоотношений людей в коллективе. Он означает развитие умения коллективно решать творческие задачи, работать в команде, развитие культуры взаимодействия людей разного возраста, воспитателей и воспитанников, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению других.
5. Принцип преемственности, непрерывности, цикличности.
Обусловлен целостностью процесса воспитания и обучения детей ЗОЖ, системным, комплексным характером его осуществления, требованием систематической, регулярной работы, так как воспитание по своей сути – процесс непрерывный.
6. Принцип развития самостоятельности и инициативы.
Предполагает развитие детского самоуправления, создание ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственность за их выполнение. Требует активного участия коллектива учреждения.
7. требований. Принцип единства
Создание в коллективе единого воспитывающего влияния на подрастающее поколение на основе единства уважения и требовательности.
Проект предусматривает следующие формы организации работы с воспитанниками:
- Беседа – диалог, видеолекторий, диспут, дискуссия, круглый стол;
- Ролевая игра, театрализованное представление, конкурс, марафон;
- Экскурсии, походы, соревнования,
- Анкетирование, тестирование, тренинг.
- Презентация, акция, лекция.
Проект предусматривает следующие методы работы:
- педагогические наблюдения, демонстрация, упражнения,
- проблемные ситуации, игровая коррекция,
- мотивирование и приобщение к действию,
- убеждение, организация успеха, самовоспитание,
- арт-терапия, игротерапия,
Средствами реализации проекта являются следующие направления:
- Формирование гражданского самосознания.
- Стимулирование стремления формировать свою среду, свои действия по эстетическим и этическим критериям.
2. Здоровое тело.
- Формирование стремления к здоровому образу жизни.
- Осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.
3. Здоровые привычки.
- Формирование знаний о здоровом образе жизни.
- Приобретение навыков, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья.
- Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.
- Развитие познавательных способностей.
5. Здоровые отношения.
- Воспитание чувства гуманности, толерантности по отношению к окружающим.
- Приобщение к общечеловеческим ценностям.
1. «Режим и правила поведения в детском доме»
Источник
Социальный проект по пропаганде здорового образа жизни «Делаем вместе с детьми, делаем ради детей»
специалист в области арт-терапии
МБОУ ООШ с. Абабково
«Делаем вместе с детьми, делаем ради детей»
Павловский район, МБОУ ООШ с. Абабково,
Учитель начальных классов:
Калягина Ирина Николаевна,
стаж работы -5 лет,
тел.: 89047854565
Учитель русского языка и литературы:
Павлова Ирина Алексеевна,
стаж работы — лет
Название проекта: «Делаем вместе с детьми, делаем ради детей»
Направление проекта: содействие в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни.
Организаторы проекта: Калягина Ирина Николаевна, Павлова Ирина Алексеевна.
Участники проекта: учащиеся школы, учителя, родители.
Материально-финансовые — грамоты, канцтовары, мультимедийная аппаратура, энциклопедии, справочники по теме, интернет, школьная библиотека.
Актуальность и важность темы.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Для решения данной проблемы, необходимо эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья.
Цель проекта: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.
— активная пропаганда здорового образа жизни;
— профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;
— стимулирование и поддержка деятельности школьного самоуправления;
— формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
— повышение двигательной активности;
— формирование потребности коллективной работы;
-воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношение к своему здоровью.
1.Подготовительный этап — включает в себя планирование, оповещение активов классов, разработка планов дел. Подбор информации, сценариев по теме проекта.
-оформление стенда о ЗОЖ
-утренняя зарядка в начальной школе (проводят старшеклассники )
-выступление членов ДОО для 5-9 классов (презентации)
-конкурс рисунков «Жить здорово!»
-распространение буклетов «Мы выбираем спорт» (5-9 классы)
— встреча со спортсменами-призерами
— посещение детского сада с целью проведения спортивного мероприятия
— конкурс снежных скульптур «Снеговоляние»
— Подведение итогов, награждение классов и самых активных участников.
В течение реализации проекта члены ДОО Росток проводят классные часы на тему:
(5-6 класс – «Здоровье — бесценное богатство»; 7-9 классы — «Алкоголь-враг здоровья»)
3. Рефлексия – выбор лучших мероприятий года «Мы за ЗОЖ» путём голосования.
— улучшение знаний детей о ЗОЖ;
— повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни
— расширение опыта работы в коллективе;
— повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков;
— вовлечение в активную деятельность большого круга детей;
— расширение методической копилки волонтёрского объединения.
Источник