Проект «Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!»
Автономное учреждение воронежской области «Воронежский областной детский центр социальной реабилитации и оздоровления
Конкурс «Добронежец — 2017»
«Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!»
Номинация: «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ»
Автор проекта: Бубнова Ирина Васильевна
с. Средний Икорец
Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!
«Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство».
Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников нашего Центра.
Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.
1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.
2) Формирование ключевых компетенций:
— коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
— здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.
4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.
5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.
1. Описание проекта.
1.2. Обоснование выбора темы.
1.3. Актуальность проекта.
1.4. Цель проекта.
1.6. Прогнозируемые результаты.
1.7. План реализации проекта.
1.8. Реализация проекта.
1.2. Обоснование выбора темы.
Выбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье?»:
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.
Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.¹
По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.
Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.
¹ Баслаева Н.М., Савкин В.М. здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996, №2, с. 35 – 37.
² Дробижева Л.Н., директор института социологии РАН. Ценность здоровья и культура нездоровья в России //http: // spkurdymov/narod.ru/Drobizheva3.htm
Социально-реабилитационный центр «Золотой колос» — уникальная среда по многогранности воздействия на ребенка не только в плане оздоровления и отдыха, но и образования, развития ценностного отношения к здоровью, направленности на ведение здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в детско-подростковой среде. Образовательный процесс в Центре осуществляется параллельно с оздоровительным процессом, в целостном непрерывном пространстве.
На базе АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» ведется воспитание осознанного отношения к здоровью, формирование ценностного отношения к культуре здоровья. По словам А. Шопенгауэра «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.
1.3. Актуальность проекта.
Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.
Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.
Все дети, проходящие через социально – реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Франсуа Волетера: «Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».
До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:
«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».
Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
На первом этапе нами проведено исследование факторов, влияющих на ценностные ориентации воспитанников Центра «Золотой колос» по ЗОЖ.
Так дети, нуждающиеся в поддержке государства, по типам семей и количеству в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году распределились следующим образом:
Количество детей в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»
Источник
Ученический проект «Здоровый образ жизни»
Ученический проект «Здоровый образ жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_munitsipalnogo_obrazovaniya_g.docx | 698.03 КБ |
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_munitsipalnogo_obrazovaniya_g.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорска «Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»
«Здоровый образ жизни- основа укрепления и сохранение личного здоровья»
Гарбуз Данил Алексеевич
Ученик 9 «А» класса
Биченко Игорь Александрович
1.1 Здоровье-бесценное богатство …………………………………………5
1.2 Основные аспекты здорового образа жизни …………………………..5
2.2 Результаты анкетирования………………………………………………17
«Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство».
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья .
Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. [1]
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.
Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».
Моя исследовательская работа посвящена тому, как современный школьник оценивает свое здоровье и придерживается ли он здорового образа жизни.
Аннотация исследовательской работы:
Данная исследовательская работы была создана с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью. Проект направлен на укрепление здоровья детей. Проект углубляет у учащихся основные сведения о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих на здоровье. Данная деятельность направлена на активизацию знаний по сохранению своего здоровья.
Цель исследовательской работы :
— формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, понимания изначальности и необходимости здоровья, обучение способам его сохранения и укрепления;
Задачи исследовательской работы:
— создание благоприятных условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к ЗОЖ, как к одному из главных путей в достижении успеха;
-воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью;
— сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся;
— популяризация преимуществ ЗОЖ;
— внедрение инновационных технологий по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.
— повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования;
— снижение показателей уровня заболеваемости среди обучающихся;
Объектом нашей работы является формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, двигательная активность.
Подростки могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.
Ӏ. Теоретическая часть
1.1 Здоровье — бесценное богатство
Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более, чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, ее надо поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же зарядить свой иммунитет? Ответ прост — вести здоровый образ жизни. [1]
Иммунитет человека — это способность его организма защищаться от различных «врагов», т.е. чужеродной генетической информации. С одной стороны, иммунная система защищает организм, а с другой — её состояние зависит от общего здоровья человека. Если человек активен, крепок, подвижен, и жизнерадостен, то и иммунитет у него будет в порядке, а если слаб и пассивен, то иммунная система будет соответственной.
Основы здорового образа жизни школьников:
• Режим труда (учебной деятельности) и отдыха.
• Профилактика вредных привычек.
1.2 Основные аспекты здорового образа жизни
Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу.
Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность связана со значительными затратами энергии.
За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Самая полезная пища та, которую человек ест с аппетитом. Пища должна быть разнообразной и вкусной. Очень полезно есть овощи и фрукты. (Приложение №1)
Вредная пища — избыток соли, сахара, незнакомая пища. Сокращайте потребление насыщенных жиров, откажитесь от жаренных во фритюре продуктов, используйте меньше сливочного масла.
Каждому из нас нужен витамин — D, который содержится в лососе, яйцах и молоке. Получение необходимого количества витамина C из фруктов и овощей заряжает иммунную систему. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. (Приложение №2)
Употребляйте белок. Из белка строятся защитные факторы иммунитета — антитела. Если вы будете употреблять в пищу мало мяса, рыбы, яиц, молочных блюд, орехов, то они просто не смогут образовываться. (Приложение №3)
Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.[2]
2. Режим труда (учебной деятельности) и отдыха
Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Полноценный сон является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни. Сон должен быть глубоким и достаточно длительным, чтобы человек после сна чувствовал себя полностью восстановившимся. Нарушение режима сна и бодрствования даже в течение короткого промежутка времени приводит к расстройству психического и физического здоровья. Последствия этого чаще всего проявляются в виде усталости, раздражительности, головных болей, повышенной сонливости днем, снижения концентрации, ухудшения памяти и координации движений.
Крепкий сон — один из лучших способов оставаться здоровым. Хороший ночной сон укрепляет иммунную систему.
4. Занимайтесь спортом .
Физическая нагрузка улучшает общее состояние организма. Согласно исследованиям, люди, регулярно занимающиеся спортом, болеют простудой на 25% реже, чем те, кто не ведет здоровый образ жизни. Тем не менее, не стоит слишком усердствовать. Всего 30-60 минут спорта в день позволяет вам стать здоровее, в то время как более серьезные нагрузки сделают вас слабее. Обязательно включайте в программу отжимания – они способствуют лучшей работе легких и сердца. Обязательно делайте упражнения на пресс.
Ежедневная утренняя зарядка — обязательный минимум физической нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание по утрам. (Приложение №4)
Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Основными средствами закаливания являются такие естественные факторы природы, как воздух, вода и солнечные лучи. К закаливанию лучше всего приступить с детского возраста. Самый простой способ закаливания — воздушные ванны. Огромное значение в процессе закаливания играют и водные процедуры — укрепляя нервную систему, благоприятно влияя на сердце и сосуды. Прежде всего рекомендуется в течение нескольких дней растирать тело сухим полотенцем, а позже переходить к влажным обтираниям. Начинать обтираться нужно теплой водой (35-36 С), поэтапно переходя к прохладной воде, а потом и к обливаниям. Летом водные процедуры лучше принимать на свежем воздухе после зарядки.
С незапамятных времен известно, что ходьба босиком — замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание — высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. (Приложение №5)
6. Личная гигиена
Личная гигиена неотделима от правильного образа жизни и направлена на охрану здоровья. Основы здоровья каждого человека закладываются еще в детстве. Поэтому соблюдение элементарных правил личной гигиены должно воспитываться с ранних лет. Эти гигиенические навыки сохраняются у человека на протяжении всей жизни. Содержание кожного покрова в чистоте — одно из важнейших мероприятий личной гигиены. Кожа принимает активное участие в обмене веществ, осуществляет дыхательную функцию. Огромна связь кожного покрова с нервной системой. Регулярный гигиенический уход за кожным покровом нормализует многие функции и предупреждает развитие различных гнойничковых и грибковых заболевании. Важное гигиеническое значение имеет поддержание в чистоте волосяного покрова головы и гигиена ротовой полости, которая прежде всего сводится к уходу за зубами и деснами. Большое внимание надо уделять содержанию в чистоте одежды, постельного белья и поддержанию чистоты в своем жилище. Правила личной гигиены — это отличная профилактика большинства инфекционных заболеваний. (Приложение №6) [4]
7. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки школьников — предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости. Вредные привычки — проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь. Если раньше вредными привычками страдали подростки более старшего возраста, то в настоящий момент — это характерно для учеников средней школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые. Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни — это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда. (Приложение №7)
Методы борьбы с вредными привычками у школьников
Чем раньше будет выявлено наличие пагубных привычек у школьников, тем более эффективна будет помощь . Вредные привычки школьников можно попробовать искоренить следующими методами:
- распределением свободного времени подростка;
- пропагандой здорового образа жизни;
- положительным примером окружающих.
Однако самым действенным методом борьбы с вредными привычками среди детей является собственный пример взрослых. Ребенок, какого возраста он бы ни был, не должен видеть вредные привычки взрослых. Ведь у детей очень сильно развит инстинкт подражания. А значит, перед глазами ребенка должен стоять пример человека, ведущего здоровый образ жизни. Это и послужит самым действенным методом профилактики и борьбы с вредными привычками у школьников.[3]
Согласно исследованиям, люди, имеющие положительный эмоциональный стиль — счастливы, невозмутимы и полны энтузиазма, а также менее подвержены простудам. Веселье и здоровый образ жизни неотделимы друг от друга. [1]
II. Практическая часть
Для того, чтобы узнать ведут ли здоровый образ жизни учащиеся нашего класса я провел анкетирование на данную тему. Что же входит в само понятие здоровый образ жизни? По мнению учащихся 9 класса в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие компоненты:
— отказ от вредных привычек.
С целью опровержения или принятия гипотезы проекта я предложил учащимся ответить на вопросы анкет, включающих в себя вопросы, охватывающие все аспекты здорового образа жизни:
Анкета №1 «Здоровый образ жизни – что это?»
Анкета №2 «Моя двигательная активность»
Анкета №3 «Моё питание»
Анкета №4 «Личная гигиена»
Анкета №5 «Вредные привычки»
В анкетировании приняли участие 4 обучающихся 9 класса.
Анкета№1 «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Внимательно прочитайте вопрос, отметьте любым способом
не более трёх пунктов
1. Что такое на твой взгляд, здоровый образ жизни?
- это образ жизни, направленный на сохранение здоровья;
- это соблюдение режима дня и правильного питания;
- это занятия спортом и закаливание.
- не знаю.
2. Является ли твой образ жизни здоровым?
в) частично; г) не знаю.
3. Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?
а) на 80-100% б) на 50-70%
в) на 10-40% г) не зависит.
4. Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?
- чтобы не беспокоили болезни; б) чтобы жить долго;
в) чтобы выглядеть красиво; г) чтобы всего добиться в жизни.
5. Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни?
- пример родителей;
- пример уважаемых мной людей;
- болезни;
- наглядная информация в фактах и цифрах;
6. Употребляешь ли ты алкоголь, табак, наркотики?
в) пробовал; г) уже отказался.
7. Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?
в) пытаюсь, но не получается высказать всё, стесняюсь;
г) пытаюсь, но родители неправильно меня понимают.
8. Как ты справляешься со стрессом?
- слушаю классическую музыку; б) иду в спортзал;
в) обливаюсь холодной водой;
г) хватаюсь за сигарету или банку пива.
9. Есть ли у тебя три заветных желания?
Анкета №2 «Моя двигательная активность»
1.В первом полугодии 2019-2020 учебного года я посетил:
А) все уроки физкультуры
Б) пропустил не более 10 уроков по болезни
В) пропустил более 10 уроков по болезни
Г) пропускаю уроки постоянно
Д) освобожден(а) от уроков физкультуры
2. Я с удовольствием посещаю уроки физкультуры
Б) да, но хотелось бы снизить нагрузку на уроках
Г) затрудняюсь ответить
3. Я делаю утреннюю гимнастику
В) не делаю, потому что не успеваю
Г) не делаю, так как считаю это бесполезным
4. Я провожу на свежем воздухе
А) не менее 2-х часов в день
Б) не менее 1 часа в день
В) не гуляю в течении рабочей недели из-за нехватки времени
Г) не гуляю на свежем воздухе, потому что не люблю проводить время на улице
Д) гуляю на улице только в выходные дни
5. Я занимаюсь в спортивной секции
Если занимаешься, укажи в какой
6. Мне нравится активный отдых
7. У меня есть коньки, зимой я хожу на каток не реже 1 раза в неделю
8. У меня есть лыжи, зимой я катаюсь на лыжах не реже 1 раза в неделю
9. Я часто катаюсь на велосипеде летом
Б) не реже 3 раз в неделю
В) 1 раз в неделю
10 . В течение дня я хожу пешком
А) не более километра
Б) от 1-2 километров
В) более 2-х километров
Г) только до школы и обратно
11. Я провожу у телевизора и компьютера в среднем
А) не более 1 часа в день
Б) от 1-2 часов в день
В) от 2-3 часов в день
Г) более 3 часов в день
12. Я трачу на выполнение домашнего задания в среднем
А) не более 1 часа в день
Б) от 1-2 час в день
В) от 2-3 часов в день
Г) более 3 часов в день
13. Я посещаю дополнительные занятия по учебным предметам
А) 1 раз в неделю
Б) 2 раза в неделю
В) 3 раза в неделю
Анкета №3 «Моё питание»
Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас. Номера выбранных ответов сложите и получите набранное количество баллов.
Сколько раз в день Вы едите?
3. 7-8 раз, сколько захочу.
Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?
1. да, каждый день
2. иногда не успеваю
Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1. булочку с компотом,
2. сосиску, запеченную в тесте,
3. кириешки или чипсы.
Едите ли Вы на ночь?
1. стакан кефира или молока,
2. молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3. мясо (колбасу) с гарниром.
Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1. всегда, постоянно,
2. редко, во вкусных салатах,
3. не употребляю.
Как часто на вашем столе бывают фрукты?
2. 2 – 3 раза в неделю,
Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1. всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2. ем иногда, когда заставляют,
3. лук и чеснок не ем никогда.
Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
2. 1- 2 раза в неделю,
3. не употребляю.
Какой хлеб предпочитаете?
1. хлеб ржаной или с отрубями,
3. хлебобулочные изделия из муки в/с.
Рыбные блюда в рацион входят:
1. 2 и более раз в неделю,
2. 1-2 раза в месяц,
3. не употребляю.
Какие напитки вы предпочитаете?
1. сок, компот, кисель;
В вашем рационе гарниры бывают:
1. из разных круп,
2. в основном картофельное пюре,
3. макаронные изделия.
Любите ли сладости?
1. все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2. пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3. могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
Отдаёте чаще предпочтение:
1. постной, варёной или паровой пище,
2. жареной и жирной пище,
3. маринованной, копчёной.
Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
Анкета №4 «Личная гигиена»
Что такое личная гигиена?
Почему необходимо мыть руки перед едой?
Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем все тело?
Зачем надо коротко стричь ногти?
Сколько раз в день необходимо умываться?
Как часто нужно мыть все тело и голову?
Как часто нужно мыть руки?
Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?
Как часто надо мыть ноги?
Необходимо ли ставить прививки и почему?
Сколько раз в день нужно чистить зубы и почему?
Можно ли использовать средства личной гигиены другого человека (расческа, зубная щетка, полотенце и т.д.) и почему?
Как ты считаешь, соблюдаешь ли ты все правила личной гигиены
Анкета №5 «Вредные привычки»
- С какого возраста, по твоему, человеку можно:
- курить ___________
- употреблять спиртные напитки ___________
- наркотические вещества _______________
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить _____
- спиртные напитки _______
- наркотические вещества _______
- Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
- куришь ___________
- употребляешь спиртные напитки __________
- наркотические вещества _____________
- Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
- положительного:
- отрицательного:
- Что заставляет тебя употреблять спиртное?
- встреча с друзьями;
- праздники;
- одиночество, невезение в жизни;
- семейные драмы;
- иное;
- не употребляю.
- Что заставляет тебя курить?
- встреча с друзьями;
- праздники;
- одиночество, невезение в жизни;
- семейные драмы;
- иное;
- не курю
- Как ты относишься к тезису: «Курить — это модно»?
- Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать, принимать наркотики (безразлично, завидую, осуждаю )______________________________)
- Как твои родители относятся к таким привычкам?
- категорически против
- осуждают
- безразлично.
- Есть ли у тебя друзья, которые употребляют (да, нет)
— алкогольные напитки __________
- Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по десятибалльной системе).
_________________________ - Твои родители
- курят _____________
- употребляют спиртные напитки _____________
- наркотики _____________
2.2 Результаты анкетирования
«Здоровый образ жизни – что это?»
Из 4 опрошенных, только 2 смогли точно сформулировать — что означает понятие здоровый образ жизни и что необходимо делать, чтобы вести здоровый образ жизни (Приложение 1 диаграмма 1, 1). На вопрос, «Как ты считаешь, верно утверждение «Я веду здоровый образ жизни» для тебя? 3 опрошенных ответили – нет, один не знаю. (Приложение 1, диаграмма 1,2)
«Моя двигательная активность »
По результатам анкеты №2 (Приложение 1 диаграмма 1-13) можно сказать, что режим дня у учащихся не выполняется. Они мало времени уделяют прогулкам мало спят. Много времени проводят у телевизора, компьютера и за уроками и дополнительными занятиями по предметам. Утреннюю гимнастику не делают все 4 опрошенных, ссылаясь на то, зарядка проводится в школе перед 1 уроком. 2 человек посещают спортивные секции. Что же касается летнего активного отдыха то можно сказать, что время велосипеда давно прошло. Лишь 2 опрошенных из 4 катаются на велосипеде не реже 3 раз в неделю, многие вообще не признают велосипед как вид активного отдыха и предпочитают скутер или мопед для передвижения и прогулок. Двигательная активность у подростков низкая и режим дня нельзя назвать правильным.
Из анкеты №3 мы делаем вывод, что 50% детей не завтракают, едят всухомятку, употребляют много газированных напитков, сухарики, чипсы, сладкое. Только 2 человека в обед едят первые блюда, многие пропускают обед, не каждый день употребляют молочные продукты и фрукты, мало едят овощей. Покупая продуты, практически все не задумываются об их пользе или вреде. Все опрошенные понимают, что питаются неправильно.
Правила личной гигиены знают все 4 опрошенных (Приложение 1 диаграммы 1-13). 2 опрошенных полностью соблюдают все правила личной гигиены, лишь 1 человек не всегда успевает делать все правильно ( почистить вечером зубы, умыться перед сном), 1 человек не смог дать ответ на данный вопрос.
4 человека из опрошенных пробовали курить. Большинство опрошенных указали, что курить и употреблять спиртное можно лишь с 18 лет, употреблять наркотики нельзя с любого возраста.
Обработав анкеты, сделали вывод, что практически все обучающиеся не соблюдают правила здорового образа жизни.
Обязательно необходимо проводить работу по пропаганде здорового образа жизни, правильном питании, профилактике вредных привычек.
Вывод: в основном дети в нашем классе заботятся о своем здоровье и стараются вести здоровый образ жизни.
В ходе работы наша гипотеза полностью оправдалась. Подростки могут объяснить, что включает в себя понятие Здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.
Все знают, что такое здоровый образ жизни, его составляющие, но очень мало детей, которые его соблюдают.
Для пропаганды здорового образа жизни совместно с одноклассниками были разработаны буклеты по пропаганде здорового образа жизни. (Приложение 9).
Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так и физическом состоянии здоровья.
В своей работе я постарался раскрыть понятие здоровья и значения здорового образа жизни для человека. В ходе работы над проектом, изучая дополнительную литературу и Internet – ресурсы выявил, что здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.
В своей экспериментальной части проекта я провел анкетирование одноклассников. По результатам был сделан вывод: в основном дети в нашем классе заботятся о своем здоровье и стараются вести здоровый образ жизни.
Хотелось бы отметить, что все поставленные цели и задачи данного проекта выполнены и раскрыты в полном объеме.
Источник