«Формирование культуры здоровья и ЗОЖ у младших школьников»
проект по теме
Проек работы по формрованию ЗОЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovya_i_zozh_mladshikh_shkolnikov.docx | 152.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Троицко – Сунгурская средняя общеобразовательная школа
Формирование культуры здоровья
и здорового образа жизни
у младших школьников.
Авдеева Наталия Валерьевна
учитель начальных классов,
Глава 1. Формирование основ здорового образа жизни школьников
как педагогическая проблема . 5
1.1 Понятие «здоровье» в разных исторических эпохах . 5
1.2. Сущность здорового образа жизни . 6
1.3. Культура здоровья . 8
Глава 2 . Опытно – экспериментальная часть работы по формированию здорового образа жизни и культуры здоровья . 9
Стратегической целью педагогической деятельности современной школы является создание условий для воспитания жизнеспособной личности, всесторонне подготовленной к самостоятельной жизни. В связи с этим актуализируется ценность здоровья учащихся, являющегося основой физического, психического и социального благополучия, условием и базисом полноценного развития личности. Официальная статистика свидетельствует о том, что 40-60% детей поступающих в школу. Уже страдают хроническими заболеваниями, 80-85% учащихся школьного возраста имеют нарушения физического и психического здоровья. Более 60% студентов вузов требуют стационарного лечения. 85% педагогов имеют хронические заболевания. Такое состояние здоровья россиян – не только результат влияния социально-экономических и экологических факторов, но и существующей образовательной практики российских школ. Из исследований ученых следует, что высокие результаты школьного образования устойчиво конкурируют с ухудшением здоровья учащихся и учителей. Устойчивой остается тенденция к увеличению детей и подростков, предпочитающих образ жизни, разрушительно действующий на их здоровье.
Современные авторы (Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, Л.Г. Татарникова) показывают, что решение проблем здоровья школьников должно быть связано не с традиционными гигиеническими, медицинскими мероприятиями, осуществляемыми параллельно с учебным процессом, а с организацией школьной оздоровительной системы, где составляющие её компоненты органически вплетаются в педагогический процесс. Интеграция педагогики и медицины в решении проблемы обеспечения здоровья стала возможной с появлением такой области научного знания, как валеология (основоположник И.И. Брехман).
Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации его жизненных целей и смыслов. Поэтому воспитание культуры здоровья и основ ЗОЖ школьника является важной задачей педагогики.
Проблема формирования культуры здоровья и основ ЗОЖ особо актуальна для младшего школьного возраста, поскольку в этот период происходит становление собственной программы жизнедеятельности.
Сегодня школа является главным звеном в формировании общей культуры и культуры здоровья человека, так как именно через школу проходит все население страны. Реализовать здоровье сберегающий потенциал личности посредством одного предмета проблематично. Поэтому валеологизация базовых учебных дисциплин начальной школы является наиболее оптимальным способом оздоровления школьников.
Особое место в валеологическом образовании принадлежит организации оздоровительной внеурочной деятельности, гигиенических условий обучения.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в начальной школе, т.к. именно в ней ребенок получает базовые знания многих наук, в том числе и о своем организме. На этом этапе происходит понимание и принимание ребенком ценности здорового образа жизни.
Здоровье наших детей необходимо беречь. Поэтому формирование культуры здоровья и основ ЗОЖ у младших школьников необходимо.
Таким образом, актуальность моего исследования обусловлена перечисленными выше проблемами.
В своей работе я исхожу из предположения, что работа учителя по формированию культуры здоровья ЗОЖ будет наиболее эффективной, а здоровье детей будет крепким, если при проведении уроков и внеклассных мероприятий используются здоровьесберегающие приемы и средства.
Целью исследования является создание условий способствующих эффективному формированию культуры здоровья и ЗОЖ .
Объект исследования — процесс формирования ЗОЖ.
Предмет исследования – методы формирования ЗОЖ.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач :
1) проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;
2) определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;
3) провести работу по улучшению состояния здоровья детей.
Глава 1. Формирование основ здорового образа жизни школьников
как педагогическая проблема.
1.1 Понятие «здоровье» в разных исторических эпохах.
В понятии «здоровье» отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире, поэтому и подход к его рассмотрению должен быть комплексным, междисциплинарным.
Любые представления о здоровье и болезни всегда относительны, историчны, как и обуславливающие их социокультурные нормы и стереотипы. «Здоровье» и «болезнь» относятся к числу тех диалектических взаимодополняющих понятий, которые в принципе не могут быть однозначно определены, и их постоянное осмысление, переоценка приводит к становлению нового знания, к формированию более целостного взгляда на феномен человека.
Одно из самых ранних формулировок понятия здоровья было сформулировано еще в античной культуре и принадлежало античному философу Алкмену. В начале 5 века до н. э. Алкмен определил здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил. В качестве противодействующих сил он рассматривал первоэлементы, составляющие природу человека и определяющее различные состояния. Соответственно болезнь обратное явление, определялось им как следствие единовластия одного из таких элементов над остальными.
Согласно Платону, здоровье, как и красота (прекрасное) определяется соразмерностью, требует согласия противоположностей и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного.
Античные принципы здорового существования нашли отражение и в средневековой медицине. Авиценна подчеркивал необходимость не только изучения и лечения болезней, нои научного постижения основ здоровья, тщательного исследования «режима (образа жизни) здоровых людей». Он выделил в медицинской науке две части – теоретическую и практическую. Последняя, в свою очередь, также включает две составляющие. Это, во-первых, «изучение режима здоровых тел» — раздел, посвященный вопросам сохранения здоровья или «наука сохранения здоровья». И, во-вторых, «знание режима больного тела» — дисциплина, указывающая «путь возврата к здоровому состоянию» и обозначенная как «наука лечения».
Традиции здорового образа жизни, бережное отношение к здоровью ребенка издавна присущи российской этнокультуре. Проблема здоровья человека всегда была в центре внимания видных ученых отечества, просветителей, общественных деятелей, о чем свидетельствуют творческие работы В.Г. Белинского, С.П. Боткина, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского и других.
Здоровье – бесценное достояние каждого человека и общества в целом. В последнее время все очевиднее становится катострофическое ухудшение здоровья не только взрослых, но и детей. Наряду с неблагоприятными социальными, экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
1.2 Сущность здорового образа жизни.
В последние годы вопросы сохранения здоровья детей приобретают особую актуальность.
По мнению академика Н.М. Амосова, для того чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия. Помочь в этом человеку может валеология – наука о закономерностях, способах и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья.
Установка на здоровье не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.
Существует несколько направлений формирования ЗОЖ: физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, общегигиеническое, культурно-просветительное.
Суть физкультурно-оздоровительного направления – в признании огромного значения для здоровья двигательной активности.
Реабилитационно-профилактическое направление предполагает понимание и умение востонавливать здоровье после болезни, предупреждать ее возобновление и осложнения.
Цель культурно – просветительного направления – доказать, что посещение различных учреждений культуры, получение дополнительного образования отучают школьников от множества негативных привычек, наносящих непоправимый вред здоровью.
Очень важно именно в младшем школьном возрасте реализовать общегигиеническое направление ЗОЖ: включать школьников в гигиеническое обучение и воспитание школьников в семье и школе, показывать престиж здоровья, формировать привычки и навыки ЗОЖ.
Выражение «Движение – жизнь» стало аксиомой. Действительно, оптимальный двигательный режим основной компонент ЗОЖ.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, подчеркивая, что от здоровья, жизнерадостности ребенка зависят его духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Исследования ученых показывают, что продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% от периода бодрствования (3,5-4ч). Более низкие показатели объема и продолжительности двигательной активности должны рассматриваться как чрезвычайное проишествие. Дети стали жертвами гипокинезии. Это привело к тому, что за последнее время у детей резко возросло (в 4-6 раз) количество хронических заболеваний.
О том, что надо делать зарядку, известно всем. Но как приобщить каждого ребенка к ее выполнению? Наилучший способ – заинтересовать, увлечь. Для младших школьников порой достаточно личного примера учителя, родителей. На смену подражанию со временем придет привычка.
Дети в младшем школьном возрасте живут на уровне эмоций. Они восприимчивы к любым внешним влияниям. Их души обладают чудесным качеством: открытости всему истинному, полезному, добросердечному. «Питанием» для этих добродетелей является благоприятная эмоциональная атмосфера. Создание такой атмосферы необходимое условие полноценного здоровья ребенка.
Сохранение и поддержание здоровья – один из важнейших аспектов человеческой жизни. Поэтому необходимо уделять особое место формированию у детей готовности к оздоровительной деятельности и положительного отношения к ней.
1.3 Культура здоровья
В формировании культуры здоровья недостаточно знания способов и методов укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повысить «роль личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни» сформировать культуру здоровья – значит пробудить в человеке (взрослом или ребенке) внутреннюю потребность в здравосозидании.
Здоровый образ жизни детей имеет прямую зависимость от той среды, в которой он находится, а это, как правило, семья и школа. В семье дети самостоятельны, активны, проявляют большую инициативу к осуществлению здоровьесберегающих действий, но взрослые не всегда обладают достаточным опытом и знаниями для решения проблем, связанных со здоровьем. Именно поэтому необходимо построение воспитательного процесса таким образом, что обе его стороны – школа и семья – активны, деятельны.
Исследования ученых (Н.Н.Куинджи, Н.Б. Коростелев и др.) свидетельствуют о том, что уже в младшем школьном возрасте некоторые дети попадают в зависимость от алкоголя,табака и наркотиков. Профилактика этих вредных пристрастий у детей представляет непростую задачу. На ребят 9 -10 лет слабо действуют беседы, нотации учителей и родителей, так как прогнозируемый от них вред представляется слишком далеким от настоящей жизни. По этой причине в работе с младшими школьниками необходимо опираться на особенности их эмоционального реагирования и адекватные возрасту формы организации деятельности: игры, практикумы, инсценировки и др.
Одна из самых частых причин пропусков учащимися школьных занятий – простуда. В младшем школьном возрасте необходимо знакомить ребят с основными видами и правилами закаливания. Говорить с младшими школьниками о закаливании следует еще и потому, что оно не только оздоравливает ребенка, но и способствует выработке у него силы воли, целеустремленности, решительности и других нравственных качеств.
Чтобы сформировать у детей культуру здоровья, нужно рассматривать не только физиологический, но и психологический, нравственный аспект здоровья.
Можно выделить следующие критерии сформированности культуры здорового образа жизни: отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; сформированность гигиенических навыков и привычек; наличие физической и умственной активности; умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Забота о здоровье и его укрепление – естественная потребность культурного человека.
Культура здоровья младших школьников – это осознанное, ежедневное выполнение учащимися здоровьесберегающих норм и правил, умение предвидеть влияние результатов своих действий на собственное здоровье и здоровье окружающих людей. От уровня сформированности культуры здоровья в детстве зависит последующий образ жизни человека, степень реализации его личностного потенциала.
Глава 2. Опытно – экспериментальная часть работы по формированию здорового
образа жизни и культуры здоровья.
Работая с детьми много лет, отмечаешь, что в последнее время здоровье детей резко ухудшилось. Дети приходят в 1 класс имея хронические заболевания. В классах здоровых детей 2-3 человека. Невольно приходишь к такому выводу, что необходимо, начиная с 1 класса, вести работу по формированию у детей культуры здоровья и основ ЗОЖ. В своей работе я хочу показать, как я работаю над этой проблемой со своими детьми.
Набрав детей в первый класс, я знакомлюсь с их медицинскими картами и провожу анкетирование родителей и детей.
Затем строю работу так, чтобы донести до детей, что для того чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни. Забота о здоровье и его укрепление – естественная потребность культурного человека. В начале учебного года я провожу диагностику сформированности культуры здорового образа жизни своих учеников по нескольким методикам:
1. Методика «Знания о здоровье» (Приложение 1)
Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и
здоровом образе жизни.
- низкий уровень- слабая ориентировка в вопросах сохранения и подержания здоровья.
- средний уровень – знания о ЗОЖ и здоровье фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные.
- приемлемый уровень – хорошая ориентировка в вопросах сохранения здоровья. Знания осознанные полные.
- высокий уровень – необходимый объем и глубина знаний и представлений о здоровом образе жизни и здоровье.
Источник