Педагогический проект «Формирование культуры ЗОЖ у учащихся»
проект по биологии по теме
Введение
Каждый человек хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но он не задумывается о том, как сделать, чтобы его дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А секрет этой гармонии прост- физическое и нравственное здоровье. Психологами установлено, что самым благоприятным временем для формирования физического и нравственного здоровья является школа.Через школу проходит всё население, поэтому школа- это важнейшее звено социализации подрастающего поколения и формирования его индивидуального здоровья/
Исходя из вышесказанного был разработан и реализован этот проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt1.ppt | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МБОУ кадетская школа-интернат «Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца» Педагогический проект «Формирование культуры здорового образа жизни у учащихся» учитель биологии Милосердова Лариса Анатольевна
Творческое название : «Здоровому всё здорово!» Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Т.Карлейль.
Актуальность проекта : Здоровье населения –высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь, детей. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку модели новой школы, одной из главных задач, которой является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, воспитание полноценной, активной личности, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности. Стремление помочь учащимся в формирование культуры здорового образа жизни и обусловило выбор темы моего педагогического проекта.
Аннотация проекта : Данный проект : является полипредметным, он реализуется в рамках интеграции следующих предметов: биологии, ОБЖ, физкультуры, элективного курса, а также внеурочной деятельности учащихся, учителей и школьного психолога; рассчитан на обучающихся 8-11 классов; раскрывает последовательность форм и методов работы, их образовательную, развивающую и воспитательную значимость в формировании здоровосбережения учащихся; является одной из форм реализации программы развития учебного заведения.
Противоречия: Между потребностью детей в здоровом образе жизни и несформированностью валеологической грамотности, неустойчивостью интереса к изучаемой проблеме; Между теоретическими знаниями при изучении вопросов валеологического курса и конкретными практическими навыками в вопросах сохранения здоровья; Между обеспечением условий для нормальной жизнедеятельности, развитием каждого ребенка и недостаточными экономическими возможностями большинства семей, семейными укладами жизни каждого конкретного ученика. Между стремлением общества к формированию образа здорового гражданина России и уровнем здоровья современных школьников .
Цель проекта: Формирование валеологических знаний у учащихся, привлечение их к практической и исследовательской деятельности, как способу познания себя и окружающей действительности.
Задачи проекта: Провести мониторинг состояния сформированности здорового образа жизни у учащихся. Создавать мотивацию на здоровый образ жизни. Разработать для обучающихся образовательную программу и методические рекомендации для сформирования компетенций в области сохранения своего здоровья. Создать условия для развития познавательного и творческого интереса учащихся по данной проблеме . Способствовать формированию активности учащихся в пропаганде ЗОЖ через участие в научно-практических конференциях , внеклассных школьных и городских мероприятиях. Стимулировать повышение внимания родителей к вопросам здоровья .
Гипотеза: Я предположила, что у учащихся не достаточно сформированы навыки здоровосбережения, и если правильно подобрать формы и методы работы, то уровень валеологического сознания можно повысить.
Участники и исполнители проекта: Администрация МБОУ УКК (заместитель директора по воспитательной работе ); Педагоги (учителя биологии, ОБЖ, физкультуры , начальных классов, психолог); Ученики; Родители.
Ожидаемые результаты: Повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний и стремление совершенствовать свои умения и навыки в вопросах сохранения своего здоровья; Развитие коммуникативных, организаторских способностей и рефлексивных умений; Повышение общей валеологической культуры учащихся; Поддержка родителей по развитию валеологической грамотности детей; Координация деятельности педагогического коллектива, администрации в вопросах сохранения здоровья школьников.
Реализация: Методы и формы урочной и внеурочной деятельности: дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении; индивидуальная, групповая, коллективная формы работы; приемы : точная постановка вопроса; использование метода активного участия школьников в занятиях (вопросы и ответы); поощрение к дискуссиям и выдвижению идей; уважение мнения учащихся. проблемные методы обучения (беседу, проблемную ситуацию, обобщение), частично-поисковые методы (наблюдение, самостоятельная работа), исследовательские методы (сбор фактов, задание, проектирование), имитация. способ восприятия материала : зрительный, слуховой, осязательный, кинестетический. современные мультимедиа технологии.
Основные темы курса: Драгоценный дар природы человеку — здоровье. Главное- образ жизни человека. Врач лечит- растение исцеляет. О жизни, любви и здоровом сексе. Способы оздоровления организма. Кто ты такой?
Учебные исследования : 1. Миниопросы, анкеты: «Моё отношение к а лкоголю, сигаретам, наркотикам»; «Терпеливы ли вы?» «Ваш характер». 2. Лабораторные работы: Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя. Какой сок натуральный? 3. Практические работы: Оценка состояния здоровья. Измерение мышечной силы. Выявление нарушений осанки. Определение типа кожи на разных участках лица. 4. Составление индивидуальной карты здоровья учащихся . Лаб. работа Практическая работа
Анализ научной литературы, фильмов: 1. Литература: — Книги — Статьи газет («Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «ЗОЖ») 2. Фильмы: — «Роковой шаг» (о проблеме наркомании среди подростков); — «Умей сказать- «НЕТ!»» (как противостоять вредным привычкам)
ИКТ: 1. Использование ресурсов Интернет: www.immunomed.ru www.fondsozidanie.ru portfolio.1september.ru www.my-zozh.ru . http .// wiki . iteach . ru www.id4.ru/idea/zdorovie/ http://www.pedsovet. ru http :// informine . ucr . edu / searcli / bioagsearch . phtml — база данных по биологии 2. Проведение занятий в форме презентаций ( Power Point) 3. Отчёты учащихся о работе с использованием программ Power Point , Excel . 4. Компьютерное тестирование (тесты из мультимедийного учебника — Биология- 8 «Просвещение», 2005 ) Работы уч-ся
Письменные работы. Эссе: Алкоголь- добро или зло? Трансгенные продукты «за» и «против». — Этические аспекты клонирования. Рефераты: Заболевания ОДА и их профилактика Вредные привычки и здоровье человека. Ответы на вопросы: Как ты понимаешь сущность ЗОЖ? Что такое рациональное питание?
Семинары, круглые столы: 1. Семинары: Опасные жители нашего организма. Алкоголь путь в некуда! Способы оздоровления организма. 2. Встречи с врачами: Инфекционные болезни и их профилактика. Венерические заболевания. Наркотическая и алкогольная зависимость.
Внеклассные мероприятия: 1. Общешкольные мероприятия : — «За здоровый образ жизни»; — « Питание и здоровье человека». 2. День здоровья, Турград. 3. Месячник Здоровья: — «Что такое витамины?» — «Берегите зрение, детвора!» 4. Городская акция «Молодёжь за ЗОЖ» 5. Научно- практическая конференция. 6. Родительские собрания. — «Режим дня вашего ребёнка». — «Воздействие вредных привычек на растущий организм
Школьная конференция День здоровья, Турград. . Родительские собрания . Общешкольные мероприятия Месячник Здоровья
Результативность: Сравнение результатов тестирования учащихся на начальном и конечном этапе педагогического проекта по уровням сформированности здорового образа жизни
Мнения о проекте: Полухина Марина (8 кл.): «Мне проект понравился, потому что мы там выполняем интересные работы: измеряем рост, вес, свою силу, определяем свой характер и самочувствие» Бабешко Миша (9 кл.): «…Я понял, что моё здоровье зависит только от меня» Иванова Л.В. (мама ученицы 10 кл): «Данный проект нужен нашим детям, потому что они получили очень полезные для себя знания по ЗОЖ. Самое главное, что это делалось не в форме назиданий, а в доброжелательной, раскрепощённой обстановки. Моя дочь стала более серьезно относится к своему здоровьем» Серухин Алёша (8 кл.): «…Рассказывают, какие- то страшилки, даже захотел бросить курить…» Миронов Вадим (8 кл.): «…Нравится, что не задают учить домашнее задание, что бываем часто в компьютерном классе, а не нравится, что постоянно надо где-то участвовать, даже нет времени погулять на улице»
Выводы: 1. Повысился уровень сформированности ЗОЖ. 2. Повысилась коммуникабельность детей в общении со взрослыми и сверстниками; 3. Обучающиеся научились работать с различными источниками информации, научились оформлять материал и доносить его до слушателя; 4. Ребята научились не бояться участвовать в различных мероприятиях, публично выступать.
Заключение: Результаты меня удовлетворили, данный проект можно считать первым этапом, началом формирования культуры здорового образа жизни. Конечно, полностью поставленная цель в рамках одного проекта не может быть реализована, поэтому работа по данному направлению будет продолжаться и совершенствоваться.
«…Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Академик Н.М. Амосов.
Ресурсы: Г.Л. Билич. Основы валеологии.- СПб.:«Издательство Фолиант», 2002 г. С.Е.Мансурова. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс- М.: «5 за знания», 2006 г. Л.С. Литвинова. Нравственно-экологическое воспитание школьников.- М.: «5 за знания», 2005 г. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Метод. Пособие/ Под общей редакцией О.В.Селивановой,- Тамбов,ТОИПКРО, 2006 г. Организация проектной деятельности в профильном обучении /Авторы- сост.: Солопова Н.К., Селиванова О.В. И др.,- Тамбов, ТОИПКРО, 2009 З.П. Матюхина. Основы физиологии, гигиены и санитарии.- М: ИРПО, 1999 г. Биология в школе. Научно- теоретический и методический журнал, подборка 2002-2008 г. С.В. Шутова. Экология человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля.
Взаимосвязь здоровья учащегося младшего школьного возраста с физической активностью определяет поиск оптимальных вариантов повышения биологической надежности, что в н.
Современному российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личност.
Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом — является главным в методике преподавания любого предмета, в частности, информатики. Модернизаци.
АННОТАЦИЯ Проект направлен на достижение цели развития у учащихся ведущих интеллектуальных индивидуально-личностных способностей, навыков исследовательс.
Формирование экологической культуры обучающихся через подготовку и проведение экологических праздников.
Знак «ГТО»На груди у него.Больше не знаютО нем ничего…….. Это стихотворение известного детского п.
Источник
Проект по теме «Формирование навыков здорового образа жизни школьников – ресурс социально-педагогической деятельности школы»
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_formirovanie_navykov_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского
Итоговый практико-значимый проект
« Формирование навыков здорового образа жизни школьников – ресурс социально-педагогической деятельности школы »
Выполнила: Алыкова Людмила Вадимовна,
учитель физики МБОУ лицея №4
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни
1.1 Сущность и элементы здорового образа жизни
1.2 Здоровьесберегающая образовательная среда как необходимое условие формирования здорового образа жизни
1.3 Характеристика здоровьесберегающих технологий
Глава 2. Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни учащихся
2.1 Основные направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся
2.2 Описание здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы
2.3 Методы диагностики состояния здоровья школьников
Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективность его творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [12, с. 29].
Правильное отношение к своему здоровью следует формировать у человека с детства, чтобы воспитать гармонично развитую, здоровую личность. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса, поэтому проблема формирования здорового образа жизни школьников остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения.
Объект : Процесс формирования здорового образа жизни школьников.
Предмет : Особенности формирования здорового образа жизни школьников в общеобразовательном учреждении.
Цель : Раскрыть особенности работы педагога по формированию здорового образа жизни у школьников.
1. Раскрыть сущность и элементы здорового образа жизни.
2. Выявить характеристики здоровьесберегающей образовательной среды и раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий.
3. Выявить особенности формирования здорового образа жизни школьников в общеобразовательном учреждении.
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни
- Сущность и элементы здорового образа жизни
Существует более 300 определений понятия «здоровье». По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» [ 2, с.1 ] .
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности [3, с. 93].
Элементы здорового образа жизни.
В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми следующие:
— воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
— окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
— отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;
-питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
— движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
— гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи;
— закаливание [3, с. 97].
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы [4, с. 32] также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:
— эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
— интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
— духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
Некоторые исследователи [5, с. 49] выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.
Это приведет к формированию потребности вести здоровы образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Поэтому образовательное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни детей, используя различные формы работы.
Общеобразовательное учреждение должно стать школой здорового стиля жизни детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни.
1.2 Здоровьесберегающая образовательная среда как необходимое условие формирования здорового образа жизни. здоровый образ жизнь учащийся
Формирование здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды.
Образовательная среда – это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования [6,с.56].
Исходя из потребностей ребенка, можно выделить характеристики образовательной среды, значимые для сохранения его здоровья [13]:
— общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.);
— стиль взаимодействия участников образовательного процесса;
— двигательный режим учащихся;
— санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;
— медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;
Образовательная среда учащегося – это все то, что его окружает в процессе обучения, все то, с чем он взаимодействует в данном процессе. Характеристику здоровьесберегающей образовательной среды учащегося можно рассматривать как организацию образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью [8,с.20]. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи — сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
1.3 Характеристика здоровьесберегающих технологий
При внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, которые предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья учащихся, формирование у них ценностного отношения к своему здоровью, происходит организация здоровьесберегающей образовательной среды учащегося [9,с.15].
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [9,с.1].
Здоровьесберегающие технологии выполняют следующие функции:
— формирующую: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
— информативно-коммуникативную: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью.
— здоровьесберегающую (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
— оздоровительную (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
— воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) [8,с.22].
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Таким образом, формирование у школьников здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий.
2. Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни учащихся
2.1 Направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей.
Работа по формированию ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики [ 5,с.19 ] :
- Принцип ненанесения вреда.
- Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
- Принцип триединого представления о здоровье.
- Принцип субъект – субъективного взаимодействия педагога с учащимися.
- Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
- Принцип контроля за результатами.
Программы по формированию ЗОЖ для образовательных учреждений ставят перед педагогами следующие задачи [ 13 ] :
1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.
2. Сформировать у школьников активную жизненную позицию.
3. Сформировать у учащихся представления о своем теле и организме.
4. Учить детей укреплять и сохранять свое здоровье.
5. Привить школьникам осознание необходимости движений в физическом развитии человека.
6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
7. Привить детям умения оказывать элементарную помощь при травмах.
8. Формировать у учащихся представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Работа по формированию здорового образа жизни должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса. Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих :
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни — так называемое «обучение здоровью» ( Приложение 1. Разработка классного часа « Здоровье — привилегия мудрых» )
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании.
В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения.
4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Важную роль в формировании здорового образа жизни детей играет семья. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными — туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Поэтому педагогу необходимо вести просветительскую работу и с родителями учащихся. ( Приложение 2. Разработка родительского собрания « Семья без табака »)
Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни. Помочь родителям в этом — задача педагога.
Создавая благоприятные условия для формирования здорового образа жизни у школьников, необходимо учитывать психолого-педагогические технологии формирования здорового образа жизни.
Выделяют психолого-педагогические технологии формирования здорового образа жизни [ 1,с.48 ] :
1. Снятие эмоционального напряжения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменимый интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке.
С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий , учитывающих особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.
Эффективность решения задач по формированию у школьников ЗОЖ можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.
2.2 Описание здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы
Для школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний :
Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни.
Обучающий аспект этой системы включает в себя:
• освоение учебных программ по здоровому образу жизни;
• освоение пособий для педагогов и учащихся;
• создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;
• обучение педагогов общеобразовательных школ активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.
При организации здоровьесберегающей образовательной среды необходимо учитывать следующие её компоненты:
1. Воздушно-тепловой режим классного помещения [ 7,с.75 ]
2. Освещение классного помещения [ 10,с.67 ]
3. Школьная мебель [ 10,с.67 ] .
4. Организация урока [ 11,с.89 ] .
Грамотное использование и учет всех составляющих здоровьесберегающей образовательной среды позволит в дальнейшем не только сохранить здоровую личность младшего школьника, но и укрепить его здоровье, а также развить интерес к здоровому образу жизни.
2.3. Методы диагностики состояния здоровья школьников
В целом здоровье учащихся можно отслеживать по следующим компонентам [ 5,с.125 ] .
1. Физическое развитие школьника.
Критериями физического здоровья выступают медицинские показатели школьника и уровень его физической подготовленности.
2. Социальное развитие школьника.
Критерием социального здоровья учащегося выступает степень благополучия его социальной ситуации развития. В школе это проявляется в социальном статусе ребенка. В ученическом коллективе он измеряется с помощью социометрии.
3. Психологическое развитие школьника.
Психологическое здоровье учащегося связано с развитием индивидуально – психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. В качестве диагностической процедуры школьникам можно использовать мини – сочинение на разные темы, связанные с ЗОЖ, например, «Почему необходимо вести здоровый образ жизни?». Также для выявления отношений к ЗОЖ можно использовать анкетирование. В зависимости от полученных результатов диагностики можно определить пути работы по выявленным проблемам.
Таким образом, формирование здорового образа жизни школьников включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании; побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.
Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ позволяет определить пути работы по профилактике и укреплению здоровья учащихся.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.
Элементы здорового образа жизни являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание.
Формирование у школьников здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий.
Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ позволяет определить пути работы по профилактике и укреплению здоровья учащихся.
- Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова.- М.: МГОУ, 2004. — 100с.
- Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье/ И. И. Брехман — М.: ФиС, 1990. – 217 с.
- Вайнер Э.Н. Валеология / Э. Н. Вайнер. — М.: Флинта: Наука, 2005.
- Дорошкевич М. П. Основы валеологии и школьной гигиены / М. П. Дорошкевич. – М., 2003. — 238 с.
- Дыхан Л. Б. Педагогическая валеология / Л. Б. Дыхан. – М. : Март, 2005. — 527 с.
- Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.-2005.- №3.- С.52-87.
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В. Карасева // Начальная школа.-2005.- № 11. — С.75.
- Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе/ К. Петров // Воспитание школьников.-2005, -№2.- С.19-22.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов — М.: АПК и ПРО, 2002.- 121с.
- Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования /Т.М. Чурекова, Н.Г. Блинова, А.В. Сапего // Валеология.-2004, — №4. — С.67-70.
- Шевченко Л. Л. От охраны здоровья к успеху в учебе / Л.Л. Шевченко // Начальная школа.-2006,- № 8. — С.89.
- Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни/ В. Р. Шухатович // Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003. – С. 79 – 79.
26. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. [ Электронный ресурс ] / М.Павлова
Источник