Социальный проект « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» для учащихся начальных классов
презентация к уроку (2 класс) по теме
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Формировать потребности в здоровом образе жизни.
Задачи проекта:
· Формировать у учащихся систему знаний о здоровом образе жизни,
· потребность в здоровье и сознательном ответственном отношении к нему,
· самопознание, умения и навыки по физическому и нравственному самосовершенствованию.
· Воспитывать любовь к физкультуре и спорту,
· соблюдение режима дня и питания школьника,
· стремление к здоровому образу жизни.
· Привлекать внимание родителей и общественность к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, сохранения и коррекция физического и психического здоровья ребенка;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorove.docx | 572.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 91
« Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
для учащихся начальных классов
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории,
Социальный проект « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Спортивно-игровое — путешествие в страну «Здоровья»
Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека. Самое ценное и важное в нашей жизни – это дети и их здоровье.
В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей. Каждый 4-ый школьник страдает хроническими заболеваниями, (50% младших школьников страдают хроническими и простудными заболеваниями, у 7 человек выявлено нарушение осанки, у 5 пониженное зрение, у детей наблюдаются отклонения в психическом развитии, неврозы.) Задача школы состоит в сохранении и укреплении здоровья, пропаганде здорового образа жизни, в формировании у учащихся ответственности за своё здоровье Планирование работы проходило под девизом « Я здоровье сберегу — сам себе я помогу», защита проекта проходила на неделе здоровья и спорта.
В сентябре, на первом этапе — организовали и провели спортивно- игровую программу в форме игры – путешествия
в страну Здоровья — « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Формировать потребности в здоровом образе жизни.
- Формировать у учащихся систему знаний о здоровом образе жизни,
- потребность в здоровье и сознательном ответственном отношении к нему,
- нравственную культуру,
- самопознание, умения и навыки по физическому и нравственному самосовершенствованию.
- Воспитывать любовь к физкультуре и спорту,
- соблюдение режима дня и питания школьника,
- стремление к здоровому образу жизни.
- Привлекать внимание родителей и общественность к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, сохранения и коррекция физического и психического здоровья ребенка;
Этапы работы над проектом
Создание положительного мотивационного настроя.
Погружение в проект и выдвижение гипотез учащимися. ( октябрь) Подготовительный:
Определение темы, целей и задач, разработка программы действий на ноябрь 2012 года. Распределение поручений между творческими группами , выбор руководителей проекта в мини- группах. Обсуждение коллективного поручения в группе. Поиск и обработка собранной информации . Подготовка защиты проекта (10- 15 ноября)
Презентация проекта (защита проекта )
Спортивно-игровое — путешествие в страну «Здоровья»
Оценка и анализ работы по проектной деятельности мини-групп, самооценка, отдельно каждого ученика, коллектива в целом. Обсуждение положительных и отрицательных сторон в работе. Коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов и процесса работы.
Источник
Проект «Здоровое поколение». 2-й класс
Класс: 2
Исполнитель проекта:
Каргин Сергей,
учащийся 2 класса
Тип проекта: Краткосрочный, исследовательский, творческий.
Сроки проекта: один месяц.
Однажды, учитель физкультуры задал нам домашнее задание о правильном питании. Тогда у меня возникла идея создания этого проекта. О здоровье надо думать не тогда, когда оно потеряно, а всю жизнь, начиная с младых лет — так говорит нам Олег Владимирович. Я подумал, если ребята узнают больше о здоровом образе жизни, если они сумеют поддерживать свой организм в чистоте и порядке, то им намного легче будет сберечь самое дорогое, что у них есть – здоровье.
Актуальность проекта: Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье многих детей ухудшается. Увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих школьников. Информированность учащихся о правильном питании, о профилактики заболеваний, поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.
Проблема: недостаточная осведомленность детей о возможности здорового образа жизни.
Целью моего проекта: стала пропаганда здорового образа жизни, воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека.
Задачи проекта:
- пропагандировать здоровый образ жизни на примере лучших учащихся школы и их достижений в различных областях учёбы, творчества и спорта;
- повышение уровня знаний детей по вопросам здорового образа жизни, повышение мотивации к двигательной активности;
- повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости;
Для воплощения, достижения целей и задач, поставленных в моем проекте, мной был включен план реализации проекта:
План реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
- Исследовать факторы влияния на ценностные ориентации школьников.
- Определить источники информации (научная и справочная литература, интернет-ресурсы, беседы с медицинскими работниками, учителями, воспитателями, родителями, психологом).
2 этап. Планирование работы
- Составить и согласовать организационный план действий по формированию ключевых компетенций школьников в вопросах сохранения и укрепления здоровья; повышению информационной осведомленности школьников о социально значимых заболеваниях.
3 этап. Реализация проекта
- Реализовать проект в соответствии с разработанным планом действий.
- Сделать выводы о степени достижения поставленных целей и задач.
Первым что я сделал – это провел анкетирование. Раздал детям 2-4 класса анкеты, содержащие вопросы о здоровом образе жизни. Из которых узнал, что недостаточную информированность о здоровом образе жизни имеют 56% учащихся. Достаточную информированность 44% учащихся. Поэтому я решил побольше сообщить своему классу о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни включает в себя: правильное питание, профилактику болезней закаливанием, двигательную активность, режим дня и отсутствие вредных привычек.
- Я рассказал о режиме дня,
- Закаливании организма;
- Двигательной активности, физических нагрузках;
- Правильном питании;
- О вреде курения и алкоголя.
Показал свои рисунки о здоровом образе жизни и выступил с презентацией о вреде курения, алкоголя и вредных продуктов питания.
Затем все тоже самое я продемонстрировал в 3 и в 4 классе.
Итогом моей работы явилось оформление стенда о здоровом образе жизни рисунками и плакатами.
А также проведение повторного анкетирования детей 2–4 классов. Выявил, что осведомленность детей о здоровом образе жизни составила теперь 78% учащихся.
После завершения проекта учащиеся смогли:
- назвать полезные продукты питания;
- назвать пословицы, загадки, сказки и стихи о ЗОЖ;
- назвать вредные привычки.
Прогнозируемые результаты
Результаты работы по данному проекту можно оценить по следующим показателям:
- повышение мотивации к здоровому образу жизни;
- улучшение знаний детей о ЗОЖ;
- повышение мотивации к двигательной активности;
- формирование устойчивых интересов к вредным привычкам.
- проведение совместных акций и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни совместно с родителями.
- снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья школьников.
Учитывая актуальность направления, данный проект буду продолжать и расширять, решил взаимодействовать с учителем физкультуры, классным руководителем, с родителями.
Заинтересованность ребят в мероприятиях проекта.
Источник
Проект «Будь здоров»
проект по зож (2 класс) на тему
Проект подготовили дети 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bud_zdorov.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «ЛФМИ №40 « при УлГУ
Г. Ульяновск 2010 г.
1.1Что такое здоровый образ жизни. 5-6
1.2. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье. 6-7
2. Практическая часть
2.1. Исследование №1Опрос учащихся 2 классов 8
2.2. Исследование №2 Результаты медицинских данных 9
2.3. Исследование №3 Опрос родителей 10
2.4. Исследование №4 Опрос « Меры профилактики» 11
2.5 Исследование №5 Анкетирование учителей начальных классов. 11
2.6. Исследование №6 « Старинные рецепты долголетия и здоровья » 12
2.7. Исследование №7 «Лекарственные растения приусадебного участка» 12
4. Заключение 13
5. Проектирование следующих этапов работы 14
6. Литература 15
О здоровом смысле жизни
Обсудить вопрос должны мы.
Как прожить нам много лет?
Как достичь больших побед?
Стать веселым и успешным,
И красивым быть, конечно!
Здоровье человека – тема, которая актуальна для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.
Великие мыслители, писали о необходимости уделять внимание здоровью:
- «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь!» (Гораций)
- Тысячи вещей необходимы здоровому, и только одна больному: здоровье» (И.Вильде)
- «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды
в употреблении лекарств, если в тоже время соблюдать все прочие предписания нормального режима дня» (Авиценна)
О необходимости вести только здоровый образ жизни народ сложил большое количество пословиц и поговорок.
- «Здоровье — всему голова»
- «Здоровому все здорово!»
- «Здоровье дороже денег!»
- «Здоров будешь, всего добудешь!»
- «Крепок телом, богат делом»
- «Береги платье снову, а здоровье смолоду»
- «Лекарств тысяча, а здоровье одно»
В 21 веке здоровье приобретает ценность для человека.
Ученые считают, что здоровый человек – успешный человек в учебе, в обществе,
Объектом исследования данной работы является здоровье, а предметом — составляющие здоровья.
Целью нашей работы стало выявление факторов, влияющих на здоровье и на продолжительность жизни, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения здоровья.
- Рассмотреть и охарактеризовать основные составляющие компоненты здорового образа жизни.
- Рассмотреть методы исследовательской работы по выявлению знаний учащихся начальной школы о здоровом образе жизни и его влиянии на продолжительность жизни.
- Обосновать основные методы профилактики преждевременного старения организма, показать роль здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья.
Здоровье подрастающего поколения является одной из важнейших проблем современного общества. Очень важно формировать навыки здорового образа жизни с раннего возраста.
В ходе исследования мы использовали следующие методы:
1. Изучение научной литературы.
4. Социологический опрос.
Объект исследования – учащиеся 2 классов, родители.
Принимали участие в исследовании учителя начальной школы.
Для того, чтобы ответить на поставленный нами вопрос, мы изучили литературу, различные источники и проанализировали их.
Медицинские работники утверждают, что подавляющее большинство школьников сегодня относится к категории ослабленных (они часто болеют, имеют хронические заболевания).
Что же значит быть здоровым? Что такое здоровье? Мы нашли ответ в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля:
ЗДОРОВЬЕ или здравие -ср., состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.
Значит, «не болеть» и «быть здоровым» — это одно и то же.
А как помочь себе не болеть? Что надо делать, для того, чтобы быть здоровым?
Для решения этой задачи есть разные пути, о которых мы сегодня расскажем. Мероприятия по профилактике многих заболеваний просты и доступны. Они должны выполняться в каждой семье с первых дней жизни ребенка. Но если по каким-либо причинам вы не делали – не стоит отчаиваться. Начинать их можно в любом возрасте. Соблюдение режима дня, правил гигиены, полноценное питание, закаливание направлены не только на обеспечение гармоничного физического и нервно-психического развития, но и на повышение сопротивляемости организма ребенка заболеваниям, устойчивым к неблагоприятным факторам внешней среды.
Каждому человеку вне зависимости от того, признается ли он в этом открыто или держит свои мысли в тайне, всегда хочется подольше пожить. И обязательно сохранить при этом свое здоровье, бодрость духа, работоспособность, ясный ум. Организм человека – наиболее совершенное творение природы. Но его состояние находиться в прямой зависимости от здоровья. Здоровье человека зависит от целого комплекса определенных факторов: наследственности; окружающей среды – природной и социальной; уровня культуры; образа жизни человека; его привычек, пристрастий. Как сохранить и укрепить здоровье в современном мире? В этом случае вступает в силу древняя мудрость: «Помоги себе сам», т.е. веди здоровый образ жизни. Здоровье – это системное качество организма и психики человека, определяемое совокупностью физических и духовных качеств и свойств, которые являются основой долголетия и необходимым условием для осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда, на благо общества, создания крепкой и дружной семьи, рождения и воспитания детей. Продолжительность жизни у различных людей не одинакова, она предрасположена генетически и зависит от образа жизни самого человека. Образ жизни – одно из составляющих здоровья. Это тот единственный фактор, на который можно повлиять человек и очень эффективно. Очень часто именно образ жизни лежит в основе целой группы болезней. Здоровый образ жизни – это показатель культуры личности, это сохранение здоровья человека и продление его жизни. Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что здоровье населения более чем на 50% зависит от образа жизни, на 15-20% — от состояния окружающей среды, 20-25% от наследственности человека и системы здравоохранения. (Данные еженедельника «Аргументы и факты») Если образ жизни будет отвечать оптимальным гигиеническим требованиям и нормам, то возникнет высокая работоспособность, творческое долголетие и резкое снижение заболеваемости населения.
Окружающая среда, как природная, так и социальная, имеет целый комплекс факторов, положительно или отрицательно влияющих на состояние здоровья человека.
Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.
Факторы, укрепляющие здоровье. Помогает сохранить здоровье чёткий режим дня. Приём пищи, сон, гигиенические процедуры и другое лучше выполнять в одно и то же время. Благодаря чёткому режиму организм испытывает нормальную нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.
Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Современный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности и сельском хозяйстве, развиваются средства транспорта и так дате. В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространённым стало слово гиподинамия. «Происходит оно от греческих слов
« гипо» — под, внизу и «динамик» — сила. Следовательно, гиподинамия – это недостаточная физическая нагрузка. Это состояние превратилось характерную особенность образа жизни многих подростков. При гиподинамии ослабляется деятельность сердца, накапливается избыточная масса тела, ослабевает мышечная система. Нарушение нормальных соотношений между мышечными и психическими усилиями приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы. В результате снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, к различным перегрузкам, падает работоспособность. Постоянное общение с природой, помогает человеку укрепить здоровье и справиться с болезнями. Свежий воздух содержит достаточное для организма количество кислорода и способствует бодрому, активному настроению, высокой работоспособности. Пониженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе ведёт к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести и сжимающей тупой боли в голосе.
Факторы, ослабляющие здоровье. Ослабляют здоровье следующие факторы: неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдения правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя.
При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, может развиться стресс. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. В частности, он увеличивает вероятность заболеваний.
Изучив материал, мы предположили, что можно болеть реже, а быть может, и вообще не болеть и решили провести ряд исследований.
2.1. Исследование №1.
Первое исследование – опрос. Были опрошены учащихся 2 классов. Им предстояло ответить на вопросы:
1) Что такое здоровье?
2) Как помочь себе быть здоровым?
3) Кто может сохранить здоровье?
1 вопрос: « Что такое здоровье»?
«Здоровье – это жизнь, добро, счастье» — 35 учащихся.
«Здоровье — самое лучшее в жизни» — 12 учащихся.
«Здоровье – это хорошее самочувствие»– 8 учащихся.
2 вопрос: « Кто может сохранить здоровье»?
- «Здоровье ты должен себе сделать сам» — 31 человек.
- «Здоровье должны сохранить родители» — 15 человек.
- «Здоровье должен сохранить врач» — 9 человек.
3 вопрос: «Как помочь себе быть здоровым?»
Правильное питание – 19 человек.
Вовремя принимать лекарство – 15 человек.
Занятия спортом -11 человек.
Соблюдать гигиенические требования – 10 человек.
2.2. Исследование №2.
Второй метод исследования — сбор данных о состоянии здоровья детей у школьного врача. Мы хотели узнать, какими заболеваниями чаще всего болеют учащиеся.
Результаты исследования представлены ниже (показатели заболеваемости за период с 01.2009г. по 05.2010г)
Вывод: учащиеся начальных классов часто болеют простудными заболеваниями, 226 случаев заболевания за 2 полугодие 2009/2010 учебного года.
2.3 Исследование №3 – анкетирование родителей
2 класса (19 человек)
Следующий метод исследования – анкетирование. Оно проводилось с целью выявления частоты заболеваемости детей, методов лечения, наличия профилактических мер простудных заболеваний.
Анкета состояла из 4 вопросов:
1) Как часто болеют дети простудными заболеваниями?
2) Каким методам лечения отдаете предпочтение?
3) Проводите ли профилактические мероприятия и какие?
На предложенные вопросы отвечали родители учащихся 2Б класса.
1 вопрос: Как часто болеют дети?
Часто болеющих детей в классе — 12
Редко болеющих детей — 7
2 вопрос: Каким методам лечения отдаёте предпочтение?
Медикаментозный метод лечения — 10
Народные методы лечения -3
Комбинированные методы лечения – 6
3 вопрос: Проводите ли Вы профилактические мероприятия?
Закаливание и спорт -8
Укрепление иммунитета – 7
Консультация специалиста – 2
Не проводятся — 2
Вывод : судя по результатам ответов, часто болеющих детей в классе – 12; родители для лечения простудных заболеваний отдают предпочтение традиционным, т.е. медикаментозным методам лечения (их -10), хотя есть и такие родители, которые традиционное и нетрадиционное лечение используют в комплексе (их – 6). Профилактические мероприятия проводят 17 семей из 19.
2.4 Исследование №4
Мы провели опрос среди своих друзей и одноклассников:
- Опрошены учащиеся 2 классов.
1 вопрос: «Какие меры профилактики заболеваний знаете»?
Витамины, фрукты – 21 человек.
Закаливание, спорт – 18 человек.
Консультация у врача – 10 человек.
Соблюдение гигиенических требований – 8 человек
2 вопрос: «Какими мерами профилактики пользуетесь?»
- Витамины – 35 человек.
- Мёд,чеснок, лук, лечебный чай- 17 человек.
- Травы – 3 человека.
- Закаливание 2 человека.
2.5 Исследование №5
Анкетирование учителей начальных классов
Принимали участие 11 человек.
1 вопрос: Нужно ли заниматься профилактикой заболеваний?
2 вопрос: Какие методы профилактики предпочитаете?
Медицинские -2 человека.
Народные — 3 человека.
Комбинированные -6 человек.
3 вопрос: Является ли закаливание и занятие физической культурой профилактикой заболеваний?
4 вопрос: Кто Вам сможет сохранить здоровье?
Сам человек-9 человек.
Врач – 2 человека.
2.6 Исследование №6
Провели исследование « Старинные рецепты долголетия и здоровья».
Мы обратились к своим родным за информацией и узнали, что рецептов долголетия сохранилось мало, а рецептов профилактики и лечения различных заболеваний много. Мы выпустили книжки – малышки с рецептами долголетия.
2.7 Исследование №7 «Лекарственные растения приусадебного участка». Мы обратились к учителю биологии, а также проявили свою наблюдательность, нашли лечебные растения, которые нас окружают. Затем оформили собранные сведения в мини-проекты. Результатом работы стал альбом с мини-проектами «Лекарственные растения приусадебного участка».
- Результаты нашего исследования показали, что если проводить профилактические мероприятия, то можно укрепить своё здоровье и предупредить заболевания.
- Здоровье человека на 12% зависит от наследственности, на 17% — от работы медиков. Остальные 71% — в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек и от наших усилий.
Результаты нашего исследования показали, что если проводить профилактические мероприятия, то можно укрепить своё здоровье и предупредить заболевания.
Для того чтобы помочь себе не болеть, надо следовать некоторым рекомендациям, которые мы хотим предложить.
Мероприятия по профилактике заболеваний просты и доступны.
- Соблюдайте режим дня и правила гигиены
- У вас должно быть полноценное питание
- Закаляйтесь
- Занимайтесь спортом
- В период с осени по весну принимайте поливитамины, пейте противовирусные чаи.
- А самое главное – радуйтесь жизни!
Работа над исследованием проводилась в четыре этапа.
- На первом этапе исследования мы ознакомилась с научной литературой, из которой узнала новые интересные сведения о здоровом образе жизни.
- На втором этапе мы в содружестве с руководителем проводили различные тесты, викторины и опросы.
- На третьем этапе мы подсчитывали результаты тестов и заносили их в таблицы и графики. Каждый график или таблицу анализировали.
- Четвертым этапом нашего исследования было обобщение всей проделанной работы. После чего мы предложила некоторые советы по сохранению своего здоровья.
На протяжении всего исследования мы пытались ответить на волнующие нас вопросы: как ученики относятся к своему здоровью? Думают ли о нём постоянно или вспоминают лишь тогда, когда оно начинает ухудшаться?
Исследования показали, что ученики понимают смысл термина «здоровый образ жизни», но не совсем стремятся его поддерживать. Это связано с тем, что, во-первых, знания и рекомендации по здоровому образу жизни даются ученикам в категоричной форме и не вызывают положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются правил повседневной жизни; и в-третьих, средства массовой информации преподносят нашему вниманию нездоровый образ жизни: курение сигарет и чрезмерное употребление спиртных напитков. Видя всё это, ученики стремятся попробовать их, и у них проявляется алкогольная или никотиновая зависимость.
Исходя из всего выше сказанного, можно отметить, что современному обществу следует задуматься: «А как же сделать так, чтобы у нас было как можно меньше вредных привычек?», ведь мы не в силах справиться в одиночку, нам надо помочь!
Работа над этим проектом была очень интересна, несмотря на то, что проводить тесты, викторины и опросы, было намного интереснее, чем обрабатывать их результаты. Так как исследования проводились впервые, возникали некоторые трудности в обработке анкет и тестов.
Проектирование следующих этапов работы над проектом:
1. Создание проектов: « Вредные привычки и здоровье».
2. Выпуск газет по здоровому образу жизни
3. Пропаганда всеми возможными средствами (создание буклетов, рекомендаций и т.д.) здорового образа жизни.
В Интернете мы нашли самый интересный рецепт здоровья и долголетия
“Рецепт “Коктейля здоровья”
Возьмите стакан свежей ключевой воды , согретой светом весеннего солнца и насыщенной пузырьками свежего воздуха .
Добавьте ломтики любимых фруктов, богатых витаминами .
Перемешайте быстрым, энергичным движением .
Сверху посыпьте щепотку первоапрельского юмора.
Выпейте не торопясь, с наслаждением, делая небольшой отдых между глотками, чтобы почувствовать всю полноту вкуса.
Приятного аппетита! Желаем вам крепкого здоровья!
Список используемых информационных ресурсов
- Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. — М., 1982.- 80 с.
- Белецкая В.И. Школьная гигиена. — Спб., 2003г.
- Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. – М.: Советский спорт, 1990.
- Ивченкова Г.Г. Окружающий мир: 1-й кл.: Учебник для четырехл. нач. шк. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – 6-е изд. испр.- М.: АСТ: Астрель, 2008. – 143, [1] c.: ил. – (Планета знаний).
- Лаптев А.П. Закаляйтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991.
- Татарникова Л.Г. Я и мое здоровье. – Волгоград, 2002. – 74с.
- Чумаков Б.Н. Режим дня. – М., 2001. – 34с.
Источник