Проект «Правильная осанка — залог здоровья»
Ольга Попова
Проект «Правильная осанка — залог здоровья»
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это главное желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Болезни позвоночника — одна из основных причин ухудшения качества жизни и потери трудоспособности в современном обществе. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность внутренних органов. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость, изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.
Поступая в детский сад,многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, уплощение стоп, слабый мышечный корсет, излишний или недостаточный вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений.
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (4 — 7 лет). Работу по формированию правильной осанки и коррекции нарушений стопы должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться совместно с педагогами и родителями систематически. Именно в дошкольном возрасте у ребенка легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела во время занятий, стоянии и ходьбе. Поэтому формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течение всей жизни.
Чтобы познакомить и научить родителей и детей в повседневной жизни следить за правильным положением тела и создавать необходимые условия ДОУ и в семье для формирования правильной осанки предлагается проект «Правильная осанка – залог здоровья»
Срок реализации проекта: 1 год
Цель проекта:
Систематизировать работу по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.
• повысить компетентность педагогов в области профилактики нарушений осанки у дошкольников
• систематизировать и внедрить в педагогическую работу систему упражнений и мероприятий для профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста;
• сформировать у детей устойчивую мотивацию, потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;
• разработать и реализовать систему мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей по формированию правильной осанки у дошкольников.
Прогнозируемые результаты проекта
• Повышение профессионального мастерства педагогов в области профилактики нарушений осанки у дошкольников;
• Создание условий, направленных на формирование правильной осанки у дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
• Сформировать у детей умение и потребность следить за своей осанкой;
• Повышение интереса, компетентности, участия родителей в работе по формированию правильной осанки
Участники проекта:
• инструктор по физической культуре
• воспитатели средней, старшей, подготовительной групп
Этапы реализации проекта:
• Интервьюирование детей на тему «Что такое правильная осанка?»
• Подбор и подготовка методических рекомендаций и консультаций для воспитателей
• Оснащение педагогического процесса методическими материалами
• Составление плана работы
II. Организационно- практический
Работа с педагогами:
«Формирование осанки у детей дошкольного возраста»
«Нарушение осанки. Лечение физкультурой»
«К правильной осанке через игру»
Круглый стол «Осанка дошкольника. Медицина или педагогика?»
Час педагогического общения «Нестандартное физкультурное оборудование для профилактики и коррекции нарушений осанки и стопы»
Смотр-конкурс «Развивающая физкультурно-оздоровительная среда как условие формирования правильной осанки»
Работа с детьми
Использование разнообразных методов и приёмов обучения детей правильной осанке на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, в индивидуальной работе,в ходе режимных моментов:
— упражнения для развития различных мышечных групп
— упражнения на развитие координации движений и равновесия
— гимнастические упражнения с разнообразными атрибутами
— подвижные игры с элементами упражнений на равновесие, ловкость, координацию движений
Цикл валеологических занятий
Вернисаж детских творческих работ
Физкультурные развлечения и праздники
День здоровья
Работа с родителями
Информационные листы и памятки:
«Правильная осанка – залог здоровья ребёнка!»
«Как сохранить правильную осанку?»
«Первые признаки нарушений осанки и стопы у дошкольника»
«Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга».
«Фитбол- гимнастика как средство формирования правильной осанки»
«Профилактика и коррекция нарушения осанки у дошкольников».
Изготовление спортивных атрибутов (ходунки, балансиры)
Включение в повестку дня родительских собраний вопросов по теме
Вернисаж творческих работ «Наш домашний спортзал»
Выпуск газеты «Наша дружная, спортивная семья»
Час общения «Умеешь сам – поделись с другими»
Спортивный праздник «Папа, мама, я – здоровая семья»
1. «Здоровьеформирующее физическое воспитание. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет»
под ред. М. М. Безруких. – М. : Владос, 2001
2. «Стройность и красота. Содержание работы по обучению, воспитанию и формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста» Ю. В. Боковец.— Издательство: Белый ветер, 2015г.
3. «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Л. Ф. Асачева, О. В. Горбунова.— Издательство: Детство- Пресс, 2013г.
4. «Правильная осанка. Как спасти ребёнка от сколиоза» Л. Савко.— Издательство: Питер, 2011г.
5. «К правильной осанке через игру»» Ю. В. Боковец.— Издательство: Содействие, 2008г.
6. Использование интернет- ресурсов.
Прикреплённые файлы:
pravilnaja-osanka-zalog-zdorovja_1hadn.pptx | 2332,19 Кб |
Проект «Чистота — залог здоровья» Проект «Чистота- залог здоровья» Актуальность проекта Деятельность каждого человека происходит в определенных условиях жизни и зависит от.
Консультация для родителей «Залог здоровья малыша» Очень часто мы слышим много такого рода вопросы: «От чего зависит здоровье ребенка?», «Когда начинать заботиться о здоровье ребенка?» и.
Консультация для воспитателей «Осанка — основа здоровья» «Осанка – основа здоровья» Подготовила: инструктор по физической культуре ГБДОУ д/с № 69 Красносельского района Санкт – Петербурга Булакова.
Консультация инструктора ДОУ «Правильная осанка у дошкольников» Консультация инструктора по физической культуре. ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА У ДОШКОЛЬНИКОВ Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим.
Осанка и её значение для укрепления здоровья детей Исследователи называют разные причины этого — от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом почти все специалисты.
Осанка и её значение для укрепления здоровья детей. Продолжение Этиология и патогенез нарушений осанки. А. В. Овечкин доказывает, что неправильная, патологическая осанка формируется в результате комплекса.
Осанка — важный фактор сохранения здоровья с раннего детства На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число.
Проект «Чистота залог-здоровья» для детей среднего дошкольного возраста Вид проекта: познавательно-исследовательский, игровой. Масштаб: краткосрочный. Участники: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.
Проект «Красота — залог здоровья!» Тема проекта: «Эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста» Возраст детей участников проекта: 5-6, 6-7 лет (старшая и.
Проект для учащихся 4 класса «Правильное питание — залог здоровья» униципальное общеобразовательное учреждение Инзенская начальная общеобразовательная школа Тема: «Правильное питание – залог здоровья».
Источник
Проект «Красивая осанка – залог здоровья» (подготовительная группа)
проект (подготовительная группа)
Цель проекта: выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья дошкольников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_krasivaya_osanka_podgotovitelnaya_gruppa.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Красивая осанка – залог здоровья»
«Стройность, величавость, приличие, красота…»
— так определял понятие «осанка»
В.И. Даль — врач и языковед
Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является воспитание здорового ребёнка.
Здоровье – самое важное в жизни человека, но лишь с возрастом мы начинаем понимать, что беспокоиться о нём надо с ранних лет.
Сегодня нарушение осанки можно назвать бичом современности, ведь с этой проблемой сталкивается каждая вторая семья. Причиной такой печальной статистики являются снижение физической активности у детей и долгое просиживание их за телевизором и компьютером.
Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Следует помнить, что позвоночник ребенка 5-7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям, поэтому особое внимание следует уделить укреплению мышц спины. В тех местах группы, где дети долго сохраняют статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания и т.п.).
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Ребенка следует учить элементам разминки и релаксации.
Мы решили изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.
Выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья дошкольников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки.
- Развивать знания об основах здорового образа жизни и приобщать детей к физической культуре
- Помочь осознать детям, что правильная осанка это — здоровье
- Уточнить и расширить представление об осанке
- Дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой
- Вызвать интерес к спорту и физическим упражнениям
- Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ
Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и залогом крепкого здоровья.
Дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, специалисты ДОУ (инструктор по физической культуре, врач – педиатр, инструктор по физической культуре (бассейн), медицинская сестра)
Срок реализации проекта:
Долгосрочный: ноябрь – апрель.
Используемые образовательные технологии:
— информационно – коммуникационная технология,
Формы, методы, приемы:
- Утренняя гимнастика.
- Бодрящая гимнастики после сна.
- Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки.
- Спортивные игры.
- Физкультурные досуги.
- Игры на улице.
- Самостоятельная двигательная активность.
- Физкультминутки.
- Беседы.
- Сохранение и укрепление здоровья детей через воспитание осознанного отношения к своему здоровью
- Повышение эмоционального, психологического и физического благополучия
- Организация работы по оздоровлению детского организма с помощью игр и упражнений оздоровительной направленности
- Родители получат необходимые теоретические знания о профилактике нарушения осанки у детей
- Информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию
Оснащение (оборудование и материалы, ресурсы):
- Спортивный зал
- Физкультурный уголок в группе
- Спортивный участок на территории детского сада
- Спортивный инвентарь
- Картотеки игр и упражнений
- Подборка методической литературы
- Фотоаппарат, компьютер, принтер, видеокамера, DVD-проигрыватель, телевизор, мультимедийные системы.
Этапы работы над проектом «Красивая осанка – залог здоровья»:
- Постановка проблемы
- Определение целей и задач проекта
- Составление плана реализации основного этапа проекта
- Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта
- Ознакомление родителей с проектом
- Исследование состояния осанки у детей
- Составление конспектов НОД с детьми 5 — 7 лет без предметов и с предметами
- Составление картотеки упражнений и игр для профилактики и коррекции нарушения осанки
- В тех местах группы, где дети долго сохраняют статические позы, продумали способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания)
- Составление комплексов утренней и бодрящей гимнастики
- Изготовление нестандартного оборудования: цветные косички, разные дорожки, мешочки с наполнителем, колпачки
- Подбор музыкального сопровождения
- Пособие для укрепления осанки детей дошкольного возраста «Цветная дорожка»
- Подведение итогов
- Оформление выставки творческих работ: «Красивая осанка — залог здоровья»
- Спортивный досуг «Будь здоров!»
- Презентация проекта «Красивая осанка – залог здоровья»
ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
— Утренняя профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия)
— Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья», воздушное контрастное закаливание, босохождение
— Утренняя гимнастика под музыкальным сопровождением
— Ежедневные прогулки с двигательной активностью детей
— Внедрение в двигательный режим упражнений для профилактики и коррекции нарушения осанки;
— Включение игровых упражнений на развитие правильной осанки в организованную образовательную деятельность;
— Исследование состояния осанки у детей (Приложение 1);
— Беседа с детьми «Будем спортом заниматься»;
— Анкетирование родителей «Как оценить осанку ребёнка?».
— Познакомить детей с понятием — осанка;
— Просмотр презентации «Красивая осанка», видеофильма «Позвоночник и его строение»;
— Изготовление пособий, атрибутов к играм («Веселые колпачки», «Цветная дорожка»);
— Проведение консультации для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»;
— Обучение детей элементам разминки и релаксации;
— Физкультурный досуг «Твоё здоровье в твоих руках»;
— Включение в двигательный режим игр для сохранения правильной осанки.
— Составление картотек: игр, считалок, загадок;
— Организация зимних игр на улице: «Выше ноги поднимай», «След в след», «Эй, мороз»;
— Разучивание игр на выработку правильной осанки: «Встань правильно», «Тише едешь – дальше будешь», «Выполняй правильно», «Палка-скакалка», «Ровная спина»;
— Включение в двигательный режим игр для сохранения правильной осанки;
— Оформление папки-передвижки «Семь полезных советов для красивой осанки»;
— Спортивный праздник «Зимушка – зима».
— Включение игровых упражнений на развитие правильной осанки в организованную образовательную деятельность;
— Подбор пословиц и поговорок «О здоровье»;
— Проверка соответствия роста детей и высотой стула и стола; схема рассаживания;
— Физкультурный досуг «Путешествие в страну здоровья»;
— Круглый стол для родителей, специалистов, педагогов «Формирование правильной осанки дошкольников посредством игр и упражнений».
— Оформление выставки творческих работ: «Красивая осанка — залог здоровья»;
— Разработка памятки для родителей « Красивая осанка – здоровый ребёнок»;
— Включение игр направленных на сохранения правильной осанки;
— Физкультурный досуг «Спортивный мяч».
— Подведение итогов. Анализ выполнения плана мероприятий;
— Спортивный досуг «Будь здоров!»;
— Презентация проекта «Красивая осанка – залог здоровья».
Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.
Мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Правильная осанка – залог не только красивой фигуры, но и хорошего состояния здоровья.
Все отклонения в осанке, представляют большую опасность. Но мы теперь знаем, как можно избежать этих проблем.
И главное – лучше формировать осанку в раннем детстве, чем потом исправлять её в зрелости.
В ходе проведения проекта по теме «Красивая осанка — залог здоровья», нас заинтересовали ответы на такие вопросы как:
- Сколько весит школьный ранец и как это влияет на осанку?
- Каким должен быть правильный рюкзак школьника?
- Как правильно выбрать рюкзак?
- Рабочее место первоклассника
И поэтому мы решили, что необходима тема семинара-практикума: «Скоро в школу»
Список литературы и ЭОР:
- Бабенко Е.А. «Игры, которые лечат» для детей 5-7 лет – М.: 2010.
- Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. М., «Творческий центр», 2006.
- Видеофильмы «Если хочешь быть здоров», «Позвоночник и его строение»
- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников, учебно-методическое пособие, М.:2012.
- Журналы «Здоровье дошкольника»
- Казина О. Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей. Ярославль «Академия развития», 2005.
- Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. М., «Просвещение», 2003.
- Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2010.
- Музыкальные физкультминутки «Времена года», «Повторяй за мной», «Веселая зарядка»
- Презентации «Красивая осанка», «Секреты здоровья», «Если хочешь быть здоровым»
- Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: ООО Изд. «Детство-Пресс», 2012.
Исследование состояния осанки у детей старшего дошкольного возраста
Если положить на голову книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной – книга упадёт.
В результате мы убедились, у многих из детей нарушена осанка.
Встать вплотную к шкафу или к стене. Сомкнуть стопы, посмотреть прямо вперёд. Руки опущены по швам. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырёх точках – затылок, лопатки, ягодицы, пятки, и ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперёд.
Оценить осанку ребенка поможет и так называемый плечевой индекс. Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, со стороны спины (плечевую дугу).
Плечевой индекс: ширина плеч/плечевая дуга*100%
Если плечевой индекс равен 90-100 %, у ребенка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о ее нарушении.
Источник