Меню

Проект как сохранить здоровье детей

защита проекта «Как сохранить здоровье детей в подростковый период «

В настоящее время актуальной проблемой современного общества становится формирование здорового образа жизни людей, который, в свою очередь является не только основой хорошего самочувствия человека, но и путём к оздоровлению нации. При этом необходимо учесть, что здоровый образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Здоровый образ жизни – это укрепление связи человека с природой путём преодоления вредных привычек, физической и духовной закалки, профессионального и культурного саморазвития личности, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-– психологических ситуаций. Политика здорового образа жизни в Республике Татарстан проводится на основе концепции “Года здоровой семьи” на 2016-2017 годы. Вместе с тем, данная работа осуществляется недостаточно, в частности, возникает необходимость решения поставленной проблемы на основе взаимодействия семьи и школы отсюда вытекает актуальность выбранной темы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.Выявить связь семьиишколывформированииздоровогообразажизни.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Здоровый образ жизни.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового образа жизни. .

  1. Изучитьтеоретические материалыдля формированияздоровогообразажизниподростков.
  2. Сравнитьуровеньсформированногоздоровогообразажизнившколахг. Кукмор. Изучитьуровеньсформированногоздоровогообразажизнивсемьяхг. Кукмор.
  3. Определитьусловие развитияздоровогообразажизниуподростков.

Для достижения цели и решения задач исследования использовались следующие методы:

  1. Анализ теоретической литературы по теме здорового образа жизни.
  2. Изучение и обобщение опыта педагогической работы классного руководителя с детьми и с родителями по формированию здорового образа жизни.
  3. Наблюдение, анализ тестов и анкет, обработка полученных результатов.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Разработаны методические рекомендации по реализации здорового образа жизни при взаимодействии семьи и школы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Результаты и материалы исследования могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями.

Скачать:

Вложение Размер
stepanova_gotovoe.docx 53.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУКМОРСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №3»

Межрегиональная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ школьников «Наука и Человек», посвящённая Всероссийскому дню Науки, на базе МБОУ «КСШ №3», Кукморского Муниципального района Республики Татарстан

Исследовательская работа на тему:

«Как сохранить здоровье в подростковый период»

Ученица 10 «Б» класса

II. Индивидуальные особенности подростков

1.1 Морфофункциональные и психофизиологические особенности подросткового возраста. 5

1.2. Духовные факторы развития личности — как основа формирования здорового образа жизни. 10

III. Методы и средства формирования здорового образа жизни

3.1 Основные принципы организации взаимодействия школы и семьи по формированию здорового образа жизни . 12

3.2 Методика позитивного действия. 14

В настоящее время число здоровых подростков уменьшается с каждым годом.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятии здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем – школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе.

В настоящее время актуальной проблемой современного общества становится формирование здорового образа жизни людей, который, в свою очередь является не только основой хорошего самочувствия человека, но и путём к оздоровлению нации. При этом необходимо учесть, что здоровый образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Здоровый образ жизни – это укрепление связи человека с природой путём преодоления вредных привычек, физической и духовной закалки, профессионального и культурного саморазвития личности, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-– психологических ситуаций. Политика здорового образа жизни в Республике Татарстан проводится на основе концепции “Года здоровой семьи” на 2016-2017 годы. Вместе с тем, данная работа осуществляется недостаточно, в частности, возникает необходимость решения поставленной проблемы на основе взаимодействия семьи и школы отсюда вытекает актуальность выбранной темы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявить связь семьи и школы в формировании здорового образа жизни.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Здоровый образ жизни.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового образа жизни. .

  1. Изучить теоретические материалы для формирования здорового образа жизни подростков.
  2. Сравнить уровень сформированного здорового образа жизни в школах г. Кукмор. Изучить уровень сформированного здорового образа жизни в семьях г. Кукмор.
  3. Определить условие развития здорового образа жизни у подростков.

Для достижения цели и решения задач исследования использовались следующие методы:

  1. Анализ теоретической литературы по теме здорового образа жизни.
  2. Изучение и обобщение опыта педагогической работы классного руководителя с детьми и с родителями по формированию здорового образа жизни.
  3. Наблюдение, анализ тестов и анкет, обработка полученных результатов.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Разработаны методические рекомендации по реализации здорового образа жизни при взаимодействии семьи и школы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Результаты и материалы исследования могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: МБОУ КСШ№3

Глава I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ И УЧИТЕЛЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подросткового возраста.

Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья детей. Подростковый возраст, согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, охватывает период жизни от 10 до 18 лет. На данном этапе завершаются процессы морфофункционального и психологического созревания организма, а это требует особого отношения к подростку всех членов общества.

Нервная система . Состояние нервной системы у подростков совершенно иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усилении активности тех её отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения со стороны жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого: повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость и др. – могут явиться предпосылкой для развития различных нарушений здоровья, в том числе хронических заболеваний.

Эндокринная система. Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез. Основой особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус — гипофиз. Высокая активность этой системы определяет многообразие изменений гормонального статуса и, соответственно, морфофункциональных особенностей бурно растущего организма.

Гормон роста воздействует непосредственно на развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биологический синтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста гипофизом увеличивается с 10-летнего возраста, достигая пика к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой “скачок” у подростков.

С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям, которые обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и закрепления других социально значимых условных рефлексов.

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Они влияют на все виды обмена веществ, развитие мозга, уровень интеллекта, физического развития, созревание репродуктивной системы, на адаптационные возможности. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляет” гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка, обеспечивает необходимый уровень обмена.

Половое созревание занимает особое место в развитии ребёнка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в 13-15 лет, у девочек — на 2 года раньше (11-13лет). Девочки начинают обгонять в росте мальчиков примерно с 10 лет. После 13-14 лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их.

Иммунная система. Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к внешним воздействиям, является иммунная система. Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний. Это необходимо учитывать при организации медицинского наблюдения, при определении объёма и спектра оздоровительных мероприятий, проводимых в школах.

Сердечно-сосудистая система. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается его полостей. Эти процессы определяют характер основных показателей функции сердца и сосудов, в частности уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей.

Особенности развития и функционирования сердечно – сосудистой системы в подростковом возрасте определяют многообразие нарушений её функций, которые в ряде случаев могут вызывать субъективные жалобы. Чаще они выявляются в виде неприятных ощущений в области сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), а также повышенной утомляемости, склонности к обморочным состояниям.

Костно-мышечная система. В период полового созревания в основном совершается формирование костной ткани. Для нормального роста костей скелета необходимо поддержание положительного уровня кальциевого обмена, т.е. подросток должен получать более значительное, чем взрослый и ребенок.

Кроме того, обмен кальция зависит от функционального состояния органов пищеварения, мочевыделения и других систем, с которыми связаны поступление и выделение этого минерала из организма. Важно иметь в виду, что в подростковом периоде недопустимо хроническое недополучение организмом кальция.

Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных продуктов, а также содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки могут привести к нарушениям обмена кальция и ухудшению формирование костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней обстановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника (сколиозы), а в будущем – к раннему и быстрому снижению минеральной плотности кости. Вот почему надо использовать все возможности для профилактики нарушений формирования костного скелета (включение в технологию урока элементов оздоровительной и корригирующей гимнастики, контроль за адекватностью нагрузок на уроках физкультуры и др.).

Мышечная ткань в период полового созревания подвергается значительным морфофункциональным преобразованиям, при этом отмечается интенсивное увеличение мышечной массы. У девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин в возрасте 14-15 лет. У юношей мышечная сила значительно увеличивается в возрасте 14 лет, но уровень ее достигает уровня взрослого значительно позже, чем у девушек. В подростковом возрасте недостаточность кальция и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц. На фоне ускорения роста может иметь место отстаивание развития координации движений в связи с различными темпами роста костей и скелетных мышц, что нередко сопровождается угловатостью, неповоротливостью при движении.

Органы пищеварения. В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К 10-11 годам – желудок, к 11-13 годам – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Подросткам свойственно усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность желудка. Эти особенности создают предпосылки для формирования различных нарушений функции желудка. Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков является высокая её ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении. Это необходимо иметь в виду при организации учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах школы, в беседах с родителями по вопросам режима труда и отдыха.

Нервно-психическое развитие. Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик её у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: Целеустремлённость и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность – сменяться лёгкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств – циничностью, враждебностью и даже жестокостью.

Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является умственная отсталость. Как правило, выраженные её формы диагностируются в раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые, клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов личности (психопатии).

Состояние здоровья подростков

Количество подростков по годам

Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются редким ухудшением состояния здоровья детей и подростков. На формирование отклонений в состоянии здоровья подростков существенное влияние оказывают факторы биологического риска, условия окружающей среды (в том, числе профессионально-производственные факторы при трудовой деятельности и профессиональном обучении), социально-гигиенические условия (включая режимов и условия обучения в общеобразовательных учреждениях), а также отсутствия психологических установок на здоровый образ жизни.

В нашем наличие число подросткового возраста – 104, из них 17,3 % состоят в учете невропатологии, 2,8 % в органы пищеварения, 0,9 % в органы дыхания, эндокринологии и сердечно – сосудистой системе.

Источник

Читайте также:  Польза веганства для здоровья научное обоснование
Adblock
detector