Проект «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Елена Долженко
Проект «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Проект » Инклюзивное
образование детей с ОВЗ в
условиях реализации
ФГОС«.
Автор проекта: Долженко
МБДОУ № 22 «Светлячок»
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением, в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки,переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.
Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни. В МБДОУ № 22 «Светлячок» г. Мыски находятся трое детей с ограниченными возможностями. Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей.
Создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).
Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться дошкольники.
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБДОУ № 22 «Светлячок» г. Мыски. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду учреждения. В результате реализации проекта педагоги освоят технологию обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения и воспитание своих детей в ОУ по индивидуальному маршруту, который будет, разрабатываться на каждого ребенка Воспитанники ОУ получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности. Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни детского сада, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов сада, в состав которой войдут администрация сада, педагог-психолог, логопед. Всего в проекте будут принимать участие 8 педагогов и 3 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях города Мыски. В перспективе, это поможет решить давно назревшую российскую проблему постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБДОУ № 22 «Светлячок» г. Мыски, усовершенствование системы работы сада в плане воспитания, социальной реабилитации и самореализации детей с ОВЗ путем внедрения инклюзивного образования.
1. Разработать программное обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.
2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.
3. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
4. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.
Этапы реализации проекта.
-Разработка нормативно-правовой базы.
— создание базы данных детей с ОВЗ, посещающих ОУ.
— курсовая подготовка кадров.
— создание «безбарьерной» среды в образовательной организации (обеспечение доступности помещений ОУ, материально-техническое обеспечение.)
-адаптация образовательной программы в связи с базой данных детей с ОВЗ.
Этап запуска проекта
-подготовка адаптированных программ по областям,
-начало непосредственной работы детей с ОВЗ.
Август, сентябрь 2017
-работа с детьми с ОВЗ.
-накопление методического инструментария, передового опыта работы в рамках инклюзии.
Сентябрь 2017-май 2018
— анализ и оценка достигнутых результатов,
— оценка перспектив развития в направлении работы по инклюзивному образованию в образовательной организации
Апрель, май 2018
-обеспечение права детей с ОВЗ на равный доступ к образованию, независимо от состояния здоровья, места проживания;
-совершенствование учебного процесса, повышение компетентности педагогических работников в области инклюзивного образования;
-создание психологически комфортной среды для детей с разными возможностями;
-оказание доступной и качественной медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;
-создание возможности для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем ОУ могут возникнуть определенные риски,которые я выделяю как наиболее значимые:
Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т. к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все педагоги понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.
Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в группе присутствуют “особые” дети. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание педагога будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.
В-третьих, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.
Критерии оценки реализации проекта:
1. Описание особенностей образовательной среды.
2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы.
3. Благоприятный микроклимат в ОУ.
4. Стабильные показатели набора воспитанников детского сада.
5. Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
6. Динамика эмоционального состояния ребенка. Изменение социального статуса ребенка в группе.
8. Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования
9. Увеличение числа педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте.
10. Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ
Доля родителей детей с ОВЗ, посещающих родительские собрания, являющихся членами Родительского клуба.
Мероприятия по реализации проекта.
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение.
1. Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов.
Директор, заместитель заведующего по УР.
2. Создание базы данных детей с ОВЗ.
Заместитель заведующего по УР.
3. Курсовая подготовка педагогических кадров.
4. Создание «безбарьерной» среды.
5. Разработка и адаптирование программ.
6. Изучение, накопление передового опыта работы с детьми с ОВЗ.
Педагоги, психолог, логопед.
7. Семинары по инклюзивному образованию.
Заместитель заведующего по научно-методической работе.
8. Контроль и анализ работы ОУ по инклюзивному образованию.
Апрель-май. Администрация сада.
2. Работа с родителями
1. Анкетирование, диагностика семей с детьми с ОВЗ.
2. Организация работы «Родительского собрания».
Заместитель заведующего по ВР, педагоги, психолог
3. Консультирование семей с детьми с ОВЗ.
Психолог, логопед, медработник
4. Включение родителей в воспитательную работу школы (досуговые мероприятия).
Заместитель заведующего по ВР, педагоги.
3. Организация образовательного процесса
1. Диагностика обучающихся с ОВЗ.
Май, сентябрь, в течение года.
2. Разработка индивидуальных программ обучения.
3. Коррекционная работа с детьми с ООП.
1. Повышение квалификации.
2. Разработка адаптированных программ.
3. Накопление и транслирование передового педагогического опыта.
Заместитель заведующего по научно-методической работе, педагоги.
4. Консультации, диагностика.
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с детьми с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.
6. Воспитанники учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.
Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС «Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС». С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.
Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО «Института развития образования»Свердловской области и проводит муниципальные.
Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.
Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.
Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.
Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства — очень.
Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.
Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.
Источник