Сообщение «Эмоционально — психологическое здоровье воспитанников»
статья (старшая группа)
Сообщение «Эмоционально- психологическое здоровье воспитанников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.odt | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение «Эмоционально — психологическое здоровье воспитанников».
Воспитатель старшей группы «Ромашка» Улитина Л.Н.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми (К. Н. Вентцель) Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, — признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Для решения данной проблемы мы создали соответствующие условия, организовали предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости.
Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.
Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.
Поэтому важна работа с детьми дошкольного возраста по преодолению негативного эмоционального настроения,
Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.
Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий: организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.
Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу нам воспитателям нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с педагогом проводят в детском саду большую часть своего времени.
Оказывать поддержку индивидуальности и инициативе детей (свобода выбора детьми деятельности), вовлекать ребенка в различные групповые, интересные виды деятельности. Нам необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью была разработана модель модернизации предметно – развивающей среды в группе «Уголок психологической разгрузки «Маленькая страна».
- создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;
- создать условия саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей; использовать игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников
- умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции;
- снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
- благодаря материалам психологического уголка раскроются тревожные и застенчивые дети;
- умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.
Уголок психологической разгрузки «Маленькая страна» применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.
Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:
- для психологической разгрузки воспитанников;
- обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
- обучение детей бесконфликтному общению;
- повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Так, например, в первую очередь, мы организовали для детей «Полянку настроения», которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко и тучка. Дети, заходя в группу, брали солнышко или тучку и наклеивали на свой шкафчик. Этим они определяли свое настроение . После того как прием закончен мы выходили в коридор и подсчитывали сколько ребят с хорошим настроением и сколько с плохим. Затем усаживались в круг брались за руки или за плечики качались, здоровались носиками или щечками, обнимались, говорили, передавая друг другу мяч ласковые слова. И те дети, которые пришли в плохом настроении все забывали. Полянка настроения» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ. «Полянку настроения» можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов. Можно отследить настроение ребёнка на протяжении всей недели и вести дневник наблюдений воспитателя .
Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др.
В качестве оборудования для психологического уголка ещё представлены «Мешочки настроений». «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения . «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.
Наличие в группе мягкой мебели даёт возможность расслабиться, рассмотреть семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии — что способствует снятию напряжения, поднятию настроения, помогают формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге. У нас в группе есть альбом » Как мы растем» там собраны фотографии детей маленьких до года и дальше.
«Шкатулка секретов». В ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани и т.д. Ребёнок закрывает глаза, педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом “Что это? Угадай?”.
Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.
Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев (агрессия) в приемлемой для окружающих форме, используются «Коврик злости», «Упрямая подушка», «Лист гнева»
В уголке размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток . Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвую и я.
Наматывая нитку на большой палец правой руки, я начинаю петь песенку (например, «Колобок», «Теремок»). Затем передаю клубок ребёнку, называя его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.
Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Кукла Мирилка». Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. От куклы дети не только забывают обиды, но и стараются сразу поиграть с ней.
В дополнение в группе имеется спортивный уголок , где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия.
Для снятия стресса, мышечного зажима применяется мышечная релаксация. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоиться, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Используется ноутбук с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций.
Широко применяются упражнения на дыхание . Ровное, спокойное дыхание – ум находится в покое, частое – ум встревожен. Упражнения на дыхание направлены на успокоение ума, развивают гибкость и плавность движений, поэтому выполняя их можно снять очаги напряжения в теле, расслабиться. Выполнение упражнений любого комплекса развивает способность к концентрации.
Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка. это под столом завешивают различными тряпками.
Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.
А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и «Шкатулка добрых посланий», в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.
Стена изменения настроения. Ребятишки при помощи рук перемещаются от грустного изображения к более веселому, при этом останавливаясь напротив каждого объекта, передавая изображенную на нем эмоцию. Дети отвлекаются от своих отрицательных переживаний и как следствие забывают о них, таким образом, налаживается микроклимат в группе. (большой экран когда включен проектор).
Подборка расслабляющей музыки . Релаксационные упражнения с использованием музыки необходимы для снятия у детей напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы.
Ширмы – легкое, многофункциональное сооружение, которое ребенок может переносить по группе и отгораживать себе укромное, удобное и спокойное местечко. Ребенок отгораживает себе личное пространство.( мольберт)
Волшебный стул – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника праздновавшего свой день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.
Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность. В конце недели ребенок рассказывает про свою работу, изготовленную с родителем и получает приз.
Театрализованный уголок – в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог (используют парики, маски ).
Портфолио – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Раньше мы использовали
Центр воды и песка — который является мощным ресурсом предметно-развивающей среды, помогающий создать радостное настроение, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка.
Таким образом, созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы
Результатом работы стали, следующие изменения:
— значительно пополнилась развивающая среда (уголки уединения и настроения, организованы центры эмоциональной разгрузки).
— у детей появилась возможность отрабатывать свое эмоциональное состояние.
— мы стали отмечать, что у детей заметно снизилась тревожность, они стали более спокойны, открыты для общения со сверстниками и взрослыми (на примере Настя…сейчас она первая приходит в д/с без слез и в хорошем настроении).
Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для психологического здоровья дошкольников как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.
Источник
Педагогический проект на тему» Эмоциональное благополучие детей старшего возраста».
консультация (старшая группа) на тему
Педагогический проект «Эмоциональное благополучие детей старшего возраста». Можно использовать в работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогический проект «Эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста »
Актуальность темы Главная и первая задача ФГОС ДО – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие эмоционального благополучия. Сложившаяся социальная обстановка вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, от которых зависит их здоровье и безопасность. Эмоциональное благополучие для ребёнка, всё равно, что для ростка свет, тепло, влага и т.д. Чтобы нормально расти, ребёнку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых. Эмоциональное благополучие — одно из базовых качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте. Эмоции (от лат emoveo — потрясаю, волную) — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. потребностям и интересам детской личности» (А.В. Запорожец). Эмоциональное благополучие ребёнка свидетельствует, что представления взрослых о том, что интересно и необходимо ребёнку, соответствует его реальным потребностям. Проблема заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста порой не понимают своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей, не имеют представлений о способах выражения собственных эмоций, не умеют управлять своим эмоциональным состоянием.
Гипотеза проекта Только при создании основных педагогических условий, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста умений понимать своё эмоциональное состояние, эмоциональное состояние окружающих людей, формированию представлений о способах выражения собственных эмоций, умений управлять своими эмоциями, можно повысить уровень эмоционального благополучия детей в детском саду.
Длительность проекта: Долгосрочный (сентябрь 2015 – май 2016) Вид проекта: Познавательно-исследовательский Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, специалисты ДОО, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, родители воспитанников, психолог.
Общение с воспитателем на основе личностно-ориентированной модели воспитания создание предпосылок для гибкого и жизнерадостного поведения детей в разных жизненных ситуациях на основе игровой деятельности Формирование у ребенка положитнльного отношения к взаимодействию со сверстником Создание эмоционально-развивающей среды Реализация потребности ребенка в общении и совместной деятельности со сверстниками , свободной самостоятельной деятельности Условия способствующие эмоциональному благополучия детей в условиях детского сада
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о способах выражения своего эмоционального состояния.
Задачи проекта Для педагогов: 1.Повысить знания о теоретических основах проблемы эмоционального благополучия ребёнка как основы его психологического здоровья. 2. Выявить уровень эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и реализовать план по формированию у детей
Для воспитанников: Образовательные: 1.Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению: своего эмоционального состояния, эмоционального состояния окружающих людей; — способов выражения собственных эмоций; — способов управлять своими эмоциями. Развивающие: 1.Способствовать развитию позитивных эмоций, творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников. 2.Развивать коммуникативные навыки воспитанников. Воспитательные: 1. Воспитывать культуру отношения к другому и самому себе. 2. Воспитывать положительное отношение к окружающим.
Для родителей: 1.Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей в области эмоционального благополучия ребёнка. 2.Оптимизировать детско-родительские отношения. 3.Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОО как активных субъектов.
Этапы реализации проекта: 1 этап – Подготовительный(сентябрь) № Содержание Сроки Ответственные Результат 1. Изучение теоретического материала 1-2 Недели сентября Воспитатель Конспект в тетради по самообразованию 2. Обсуждение целей и задач 1-2 Недели сентября Воспитатель Цели и задачи 3. Создание условий для реализации проекта Сентябрь Воспитатели родители Зона двигательной активности, для снятия эмоционального напряжения; уголок изобразительной деятельности игровые двигательные модули, игровая «жилая комната», центр развивающих игр, элементы некоторых видов театра, зона «ряженья».
4. Подбор диагностического инструментария 1-2 Неделя сентября Воспитатель, Психолог Диагностические карты 5. Анкетирование родителей 3 Неделя сентября Воспитатель Результаты анкетирования 6. Самодиагностика педагога 4 Неделя сентября Воспитатель Результаты самодиагностики 7. Диагностическое обследование детей 3-4 Недели сентября Воспитатель Психолог Результаты диагностики
2 этап – Основной Срок ( сентябрь 2015 – апрель 2016) № Содержание Сроки Ответственные Результат 1 Беседы.«Кого можно считать близким «своим», а кого «чужим»; «Всегда ли вы правы?»; «Что может тебя порадовать?»; «Как ты проявляешь чувство радости?»; «Как можно догадаться о чувствах, которые испытывает человек?»; «За что меня любит мама»; «Зачем нужны эмоции»; «Чего я боюсь»; «Как поругать друг друга»; В течение дня Воспитатели Вопросы 2 Чтение художественной литературы В течение дня Воспитатели Библиотека
3 Рассказы детей и взрослого В течение дня Воспитатели Рассказы детей из личного опыта 4 Игры и игровые упражнения В течение дня Воспитатели Картотека 5 Психогимнастика ; «Фотография на память»; «Круглые глаза»; «Так будет правильно»; «Справедливый папа» — отображение положительных черт характера; Этюды «Потерялся»; «Маленький скульптор»; «Робкий ребёнок» — на выражение радости, печали, стыда, гнева. В течение дня Психолог Воспитатели Фотографии Модели Пиктограммы 6 Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций В течение дня Воспитатели Альбомы 7 Накопление позитивного социально-эмоционального опыта в повседневной жизни «Почему люди улыбаются?» ; «От чего возникают ссоры Постоянно Воспитатели Дискуссии. 8. Работа с пиктограммами По плану Воспитатели Пиктограммы 9. Слушание музыкальных произведений В течение дня Воспитатели и Музыкальный руководитель Аудиотека
10. Продуктивная деятельность По плану Воспитатели Выставки 11. Игры-драматизации «Доверчивый ежик»; «Пропала собака» По плану Воспитатели Театральный уголок 12. Инсценирование «В группу пришел новенький» По плану Воспитатели Иллюстрации 13. Шкала эмоционального состояния Ежедневно Воспитатели и дети Экран 14. НОД «Волшебный мир эмоций » Ноябрь Воспитатель Выставка рисунков «Моё настроение».
Работа с родителями № Содержание Сроки Ответствен-ные Результат 1. Анкетирование родителей Сентябрь Воспитатели Приложение № 1 2. Индивидуальные консультации «Воспитание терпения и воли»; «Роль сказок в воспитании детей»; «Понимаем ли мы своего ребенка». «Безусловное принятие». «Что я знаю о своем ребенке» — блиц-игра для родителей. По необходимости Воспитатели Конспекты Памятки Буклеты 3. Информационно-наглядные материалы «Дети и компьютер»; «Конвенция о правах ребенка»; « Гиперактивный ребенок». В течение года Воспитатели Буклеты, папки – передвижки, памятки
4. Совместные праздничные досуги : «День матери»; «День птиц» — викторина с участием родителей; «День семьи». В течение года Воспитатели и Музыкальный руководитель Сценарии 5. Спортивные и тематические праздники : «Осенние забавы»- спортивное развлечение; «Богатырские игрища» — спортивный праздник В течение года Воспитатели и Музыкальный руководитель Сценарии , Фотоотчеты 6 Совместное творчество детей и родителей: «Дары осени» Конкурс поделок из природного материала; «Мастерская Деда Мороза» — конкурс новогодних игрушек»; «Мой папа — лучший» конкурс поздравительных открыток; «Мама, папа и я – дружная семья»- конкурс рисунков; Участие в конкурсе «Лучший выходной день». В течение года Родители Дети Выставки, Презентации, Альбомы, Стенгазеты. 7. Тематические фотовыставки «Мой выходной день» Ноябрь Родители Дети Фотоотчеты .
8. Родительские собрания «Эмоциональное благополучие наших детей». Январь Воспитатели Психолог Протокол. 9. Театрализованные представления «Лесная сказка» — с участием родителей.; Театрализация по Коми народной сказке «Мышь плывет в лодке»; Декабрь Воспитатели, Музыкальные руководители, Педагог дополнитель-ного образования Сценарий, Фотоотчет. 10 творческий отчёт «Коми гаж » -( коми народные песни, игры, игра на коми – инструментах) Апрель Воспитатели, Музыкальные руководители, Педагог дополнитель-ного образования Сценарий, фотоотчет .
3 этап – заключительный (май-2016) № Содержание Сроки Ответственные 1. Сравнительный анализ диагностики Сентябрь — Май Воспитатели Психолог 2. Сравнительный анализ анкетирования Сентябрь — май Воспитатели 3. Проект Апрель Воспитатели 4. Итоговое мероприятие «День семьи» 1 Неделя мая Воспитатели Музыкальный работник
Планируемый результат. Для воспитанников : 1.Умеют понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей. 2.Используют способы выражения собственных эмоций. 3.Умеют управлять своими эмоциями и чувствами. Для педагогов: 1.Повышена компетентность в области теоретических основ проблемы эмоционального благополучия ребёнка как основы его психологического здоровья. 2. Выявлен уровень эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработан и реализован план по формированию у детей старшего дошкольного возраста умений понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей, по формированию представлений о способах выражения своего эмоционального состояния, по развитию положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. 4.Экспериментальным путём проверена эффективность плана.
Для родителей: 1.Повышена психолого-педагогическая компетенция родителей в области эмоционального благополучия ребёнка. 2.Положительная динамика детско-родительских отношений. 3. Повышен уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОО как активных участников образовательных отношений.
Подведение итогов проекта . Создана модель организации педагогического процесса с целью обеспечения эмоционального благополучия ребёнка Разработана картотека игр, упражнений и этюдов для детей по обеспечению эмоционального благополучия Разработан тематический план образовательной деятельности
Выгодский Л. С. Считал, что « эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога». В процессе данного исследования раскрыто понятие эмоционального благополучия ребёнка, выявлены причины возникновения отрицательных эмоций у ребёнка. При анализе психолого-педагогической литературы найдены методики выявления эмоционального благополучия в группе ДОО. В процессе работы над проектом выделены педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении.
Библиографический список. АВДЕЕВА Н.Н., КНЯЗЕВА Н.Л., СТЕРКИНА Р. Б., «Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» — СПб. : «Детство – Пресс», 2004. -144 с. ВАЙНЕР М. Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников»» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96 с. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» для занятий с детьми 2-7 лет. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,20016. – 64 с. « Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. -218 с. «Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа /авт. – сост. М. Ю. МИХАЙЛИНА. – Волгоград: Учитель,2009. – 116с. «Развитие эмоционально–двигательной сферы детей 4 – 7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия / авт.- сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель 2011. – 155с.
Интернет-ресурс http://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово» http://archives.ru Портал «Архив» http:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября» http:// solnet / ru Детский портал «Солнышко». http://u209.48.spylog.com Патриарший центр Духовно- нравственного воспитания детей и молодежи России nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников http://www.sisp.nkras.ru/ Электронный научный журнал «Современные исследование социальных проблем».
Модель организации педагогического процесса ребенка на день Режим Групповые Индивидуальные Образовательная деятельность Организация развивающей среды Утро «Утро радостных встреч» или минутки вхождения в день; Гимнастика корригируюющая ; Артикуляционная гимнастика Шкала «Какое у тебя настрое-ние » ; Модели-рование ситуаций. Проблемные ситуации «Если меня..» Игра « Комплименты » Спокойная классическая музыка НОД Динамические паузы Дифференцированный подход Определение своего эмоционального состояния в конце НОД Шкала
Обед, работа перед сном Сказкотера-пия: характерис-тика героев, свое отношение. Д.игра «Хорошо – плохо» Ситуативный разговор «Внешность бывает обманчива». Иллюстрации Вечер Гимнасти-ка бодрящая; Упражне-ния , игры, снимаю-щие психоэмо-циональное напряжение (5-10 мин.) Ситуативные беседы Игры на коррекцию поведе-ния Совместно с детьми планировать завтрашний день; Коммуникативные игры; Подведение итогов дня. Игровые модули;
Модель организации педагогического процесса с целью обеспечения эмоционального благополучия ребёнка на неделю. Импровизация (раз в неделю) Тренинги (раз в неделю) Развивающие игры (раз в неделю) Проблемные ситуации (два раза в неделю) Моделирование ситуаций (раз в неделю) Чтение (ежедневно) Рисование мнемотаблиц (раз в неделю) Релаксация (ежедневно) Беседы (ежедневно) Этюды (раз в неделю) Игровая терапия (раз в неделю) Упражнения на коррекцию поведения (раз в неделю) Формы работы
Тематический план образовательной деятельности Сроки реализации Тематика Формы Ответственные Результат сентябрь Обследование эмоционального состояния воспитанников Карты, Диаграммы Рисуночные тесты, Вопросы Воспитатель, Психолог. Диагностические карты с результатами исследования октябрь Понятие эмоция; Основные эмоции: Радость; Грусть; Злость; Страх; Обида; Удивление. Игры на развитие эмоций. Пиктограммы, Иллюстрации. Воспитатели «Покажи, что ты чувствуешь». ноябрь Причины появления эмоций; Эмоции: положительные и отрицательные. Чтение, Психологические этюды Воспитатели «Найди нужную эмоцию». декабрь Формы проявления эмоций. Практические задания, Этюда на выражение эмоций; Воспитатель Иллюстрации; Пиктограммы.
февраль Эмоциональный тон ощущений – наше отношение к качеству ощущений (нравится запах цветов и т.д.) Слушание музыкальных произведений; Рассматривание художественных произведений. Воспитатель, Музыкальный руководитель Музыкальные этюды; Звуки природы; «Звуки вокруг нас». март Настроение – длительное эмоциональное состояние. Причины положительного настроения, отрицательного настроения. Цветотерапия . Воспитатели «Нарисуй свое настроение» апрель Закрепление. Игры – драматизации, инсценировки. Воспитатели Пиктограммы май Анкетирование. Диагностика Воспитатели Результаты исследования
Сравнительный анализ сентябрь Февраль(промежуточный)
Источник