Комлева Н.А. Проект «Музыка и здоровье»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 50 города Тюмени
Проект «Музыка здоровья»
Комлева Наталья Аркадьевна, музыкальный руководитель
Пояснительная записка
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Ученые доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает стрессовое состояние. Человек живет в звуковом пространстве, а как сказал древний философ Платон, «звук строит все пространство Вселенной».
Известно, что звуковой спектр состоит из высоких, средних и низких частот. Чрезмерная громкость и ритмы современной музыки безвозвратно уничтожают хранилища памяти и разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта. Такая музыка замедляет рост, снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже вызывает их гибель.
Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с её удивительными свойствами регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, рассеянность, страх, боязнь чего-либо. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией может стать эффективным методом лечения детских неврозов. Нам, педагогам-музыкантам, нужно формировать у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в целом.
Образовательная область: музыка
Актуальность: художественно-эстетическое развитие детей, приобщение к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытие в детях разносторонних способностей с целью укрепления психического и физического здоровья.
Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация
Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры, музыкальной школой), групповой, творческий, долгосрочный.
Цель проекта:
Создании педагогических условий, способствующих формированию и развитию певческих способностей для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования при использовании возможностей музыкального искусства.
Цель достигается в процессе решения поставленных задач.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления, фантазии
- . Учить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание песенного репертуара
- Обучать умению использовать приобретенные навыки на практике.
Развивающие:
- Развивать музыкально-творческие способности и активные стороны личности
- Развивать способности к самосозиданию и самовыражению
- Формировать коммуникативные навыки
Оздоровительные:
- Укреплять психическое и физическое здоровье детей
- Уделять внимание профилактике простудных заболеваний
- Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья: собственного и окружающих людей.
Речевые:
- Воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая основные чувства
- Укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики
- Формировать четкую и правильную дикцию
- Пополнять словарный запас, образность речи
- Развивать певческие умения, отмечать правильность звукообразования
Воспитательные:
- Воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую, зрительскую культуру и художественный вкус
- Формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители;
Организационные условия реализации проекта:
Возраст детей: 5-7 лет
Состав группы: от 10 до 15 человек
Продолжительность занятия: 25-30 минут
Количество занятий: групповое – 1 раз в неделю, после дневного сна; индивидуальное – по необходимости
Продолжительность реализации проекта: 2 года
Форма организации учебного занятия: кружковое.
Планируемые результаты:
- Формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности, расширение кругозора.
- Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности.
- Улучшение общего состояния здоровья детей.
- Повышение их самооценки и уверенности в себе.
- Достижение оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу.
Содержание проекта:
Слушание музыкальных произведений:
- Музыкотерапия
- «Эффект Моцарта»
- Сказкотерапия
Пение музыкальных произведений:
- Вокалотерапия (разучивание и исполнение песенного репертуара)
- Дыхательная гимнастика (по методу А.Н. Стрельниковой)
- Артикуляционная гимнастика
- Дикционные упражнения (скороговорки, дразнилки, пословицы)
Музыкально-ритмические упражнения:
- Ритмотерапия (ритмические игры, упражнения, игры-импровизации)
- Логоритмика
- Терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика, игра на шумовых и музыкальных инструментах)
Игровое творчество:
- Пальчиковая гимнастика
- Музыкальные игры.
Релаксация:
- Музыкальный аутотренинг (по методу М.А.Давыдовой)
- Улыбкотерапия.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
- Практические (упражнения, динамические паузы, голосовые и подвижные игры)
- Словесные (рассказы, беседы, объяснения, пояснения)
- Наглядные (схемы-таблицы, иллюстративный материал)
- Методы стимулирования и мотивации (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка)
Итоговые мероприятия:
- Показ музыкально-творческих номеров, проведение творческих программ для родителей и детей
- Участие в фестивалях детского творчества, родительских конференций
- Отчет музыкального руководителя.
1 этап.
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
- Обсуждение целей и задач проекта.
- Распределение материала на блоки, составление плана работы.
- Изучение компетентности родителей по теме проекта
2 этап:
- Планирование работы воспитателей с детьми.
- Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
- Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
- Создание базы данных о концертных залах города Тюмени.
- Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
- Составление семейных мини-проектов «Классическая музыка дома».
- Организация тематических выставок, создание фотогазет, мини-презентаций.
3 этап:
Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Презентация проекта «Музыка здоровья».
Методическая основа проекта.
- «Музыкально-рациональная терапия» педагога-музыканта В.И. Петрушина
- Дыхательная гимнастика А.П. Стрельниковой
- Теория Б.М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей
- Теория Н.А. Ветлугиной о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников
Учебно-тематический план
Первый год обучения (5-6 лет)
Источник
Проект «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Современные методы здоровье сбережения должны присутствовать во всех видах педагоги ческой деятельности. Организация в ДОУ музыкальных заня тий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоро вью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_zdorovesberezheniyu.docx | 911.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Лангепасское городское муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1 «Теремок»
«Музыкальные занятия как средство сохранения и укрепления
здоровья детей дошкольного возраста»
(совместный с родителями и педагогами)
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА………………………………………. …3
ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ…..…13
Укрепление и сохранение здоровья детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях…………………………………………………………..15
Особенности построения музыкальных занятий с технологиями здоровьесбережения……………………………………………………………..20
УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС……………. …………………..23
Оздоровительные и фонопедические упражнения…………………………….32
Музыкально – валеологические занятия……………………………………….35
Оценка эффективности музыкальных занятий с технологиями здоровьесбережения……………………………………………………………..37
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Актуальность. Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности. На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии. Проблема в недостатке методических разработок по музыкально-валеологическому воспитанию дошкольников.
Научная основа проекта базируется на программах и методических пособиях по музыкальному воспитанию М.Картушиной, Н. Ветлугиной, О. Радыновой, Т.Тютюнниковой, К. Орфа; а также по воспитанию здорового ребенка и диагностике — Г. Урунтаевой, А.Бурениной, С.Рубинштейн.
Инновационная направленность. Музыкальные занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии. Музыкальное воспитание в нашем ДОУ параллельно решает валеологические задачи и задачи укрепления и сохранения здоровья детей.
Сущность опыта. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Целью музыкальных занятий со здоровьесберегающими технологиями является организация эффективных методов оздоровительной работы, связанной с формированием мотивации укрепления здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни дошкольников.
«Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка — целитель здоровья».
Актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей — одно из главных направлений деятельности всего общества. Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20 % — от природного окружения, на 7-10 % — от уровня здравоохранения и на 50% — от образа жизни человека. В связи с этим проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания культуры здорового образа жизни у детей является особенно актуальной.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается, что одной из основных позиций обновления детского сада на современном этапе развития общества является охрана и укрепление здоровья детей. В дошкольном возрасте стремительно развиваются физические и психические функции, которые становятся фундаментом всей последующей жизни. Поэтому воспитание здорового образа жизни должно начинаться в дошкольном возрасте.
Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром. Небольшие по объему и длительности оздоровительные игры и упражнения принесут детям огромную радость и пользу для здоровья.
Идея проекта. Использование наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий (валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, коммуникативные игры) в игровой форме в системе музыкально-оздоровительной работы.
Цель проекта. Организация на музыкальных занятиях эффективных методов оздоровительной работы, связанной с формированием мотивации укрепления здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни дошкольников.
Гипотеза исследования. При систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме будут эффективно развиваться музыкальные способности дошкольников, а их здоровье сохраняться и укрепляться.
Сформулированная гипотеза определила задачи проекта.
- развивать музыкальные способности детей, максимально реализуя здоровьесберегающие возможности педагогических средств воздействия на них;
- создавать условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности;
- совершенствовать речевые навыки у детей в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
- формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к самому себе, его оценку действительности, взгляды, вкусы, идеалы;
- воспитывать и развивать детей с учётом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одарённости в музыкальной деятельности.
- приучать дошкольников сознательно относиться к укреплению собственного здоровья;
- знакомить их с доступными способами его укрепления;
- формировать у воспитанников валеологические знания;
- активно привлекать к участию в воспитании здорового ребенка родителей воспитанников.
Научная основа проекта базируется на следующих программах и методических пособиях: программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э.Тютюнниковой, концепция Карла Орфа, «Весёлая артикуляционная гимнастика» Н.В.Нищевой, «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой, дыхательная гимнастика Б.С.Толкачёва, «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, «Массаж биологически активных зон» А.А.Уманской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева, «Фонопедический метод развития голоса» В.А.Емельянова, «Пальчиковые игры» М.М.Кольцова, «Зелёный огонёк здоровья» М.Ю.Картушиной, пальчиковые игры Е.Железновой, О.В.Узоровой, В.В. Коноваленко, речевые игры Т. А. Боровик и Т.Э.Тютюнниковой.
Длительность проекта. Данный проект рассчитан на четыре года.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста; родители дошкольников; педагоги.
Этапы реализации проекта.
I этап – организационный
- изучение и анализ методической литературы по данной проблеме;
- выдвижение гипотезы, определение целей и задач;
- накопление и обоснование собственного опыта;
- организация музыкально-обогащенной развивающей среды группы;
- выявление уровня представлений родителей о влиянии используемых на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий на здоровье дошкольников.
Формы работы: самообразование; самоанализ; изучение и выбор здоровьесберегающих технологий, соответствующих возможностям их применения на музыкальных занятиях; анкетирование родителей (приложение 1).
Подбор основных источников информации: нормативных документов, методической литературы, Интернет-ресурсов.
II этап – диагностический
- исследование начального уровня развития музыкально-творческих способностей дошкольников;
- диагностика физической подготовленности дошкольников
- выявление уровня заболеваемости в дошкольном учреждении.
Форма работы: мониторинг детей при участии заместителя заведующего по УВР, инструктора по физическому воспитанию, старшей медицинской сестры ДОУ.
Подбор диагностического инструментария: методик и протоколов исследования, стимульного материала.
III этап – практический
- разработка методической основы для реализации проекта.
Формы работы: музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий; музыкально-валеологические занятия; самообразование.
Содержание работы: разработка перспективного планирования с детьми, родителями и педагогами (приложение 2); внедрение в работу здоровьесберегающих технологий; практическая работа с детьми; составление картотеки пальчиковых, речевых игр; сборников практических материалов по здоровьесбережению; мастер-классы; семинары-практикумы; консультации.
IV этап – обобщающий
- выявление результатов практической деятельности.
Формы работы: итоговый мониторинг детей: уровня развития музыкальных способностей и речи; физической подготовленности; заболеваемости в ДОУ.
Содержание работы: анализ и обобщение итоговых результатов; разработка методических рекомендаций, практических пособий; уточнение и корректировка содержания и методического обеспечения.
В основу программы заложены следующие принципы.
Принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.
Принцип активности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Принцип преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья будущего школьника.
Принцип результативности — реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе исполнительской музыкальной деятельности.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики особенностей общих и специальных исполнительских умений детей и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе развивающей работы.
Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе исполнительской деятельности. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности, желание участвовать в музыкально-исполнительской деятельности.
Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации исполнительской деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Подразумевает этот принцип и тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду, поскольку музыка непрерывно и постоянно сопровождает педагогический процесс дошкольного учреждения.
Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития общих исполнительских умений в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать и отображать музыкальные образы.
- положительная динамика развития музыкальных и творческих способностей детей;
- повышение уровня общего эмоционального благополучия ребёнка;
- улучшение результатов диагностики развития речи;
- снижение уровня заболеваемости;
- осознанное отношение детей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
- повышение педагогической культуры родителей;
- родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ в решении проблем оздоровления детей.
- активность во взаимодействии с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
- повышение уровня педагогической компетентности в области здоровьесбережения.
ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Здоровый малыш — это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребенка, наше ДОУ выбрало физкультурно-оздоровительную работу приоритетным направлением. Педагоги, в том числе и музыкальные руководители, общими усилиями решают задачи психофизического развития ребенка, подготовки его к школе, широко используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии.
Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось издавна в трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека, способом его гармонизации с общественной жизнью. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Согласно концепции Аристотеля, в душе зрителя, находящегося на древнегреческих представлениях, происходило исцеление от болезней. С точки зрения ученого, «уравновешивающее воздействие на психику человека оказывает дорийский лад — мужественный и серьезный. Фригийский лад воспринимался им как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский — как жалобный и размягчающий. В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалось сочинять, исполнять и слушать музыку,
написанную главным образом в дорийском ладу, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого поколения не допускать».
Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях» — не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма, «такта», античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого — жизни космоса, основанной на законах вселенской гармонии. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль.
Платон прямо связывает звучащую музыкальную среду, распространенность определенных музыкальных произведений с духовным могуществом, силой государства. Он считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того, в каких ладах и каких ритмах в нем звучит музыка. В государстве должна звучать скромная стыдливая музыка, помогающая возвыситься индивиду до уровня общественных требований».
Инструментальное воздействие музыки проявляет себя следующим образом:
- звучание ударных инструментов дают ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически бодрят, придают человеку силы;
- медные духовые инструменты мгновенно выводят человека из состояния сна и действуют на него подобно звуковому холодному душу;
- интеллектуальной сфере более всего соответствуют клавишные инструменты, которые ярче всего проявляют в фортепианном звучании. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей, по сравнению с другими музыкантами, памятью.
- Совершенно другая структура звука у струнных инструментов. Они прямо воздействуют на сердце. Струнные, в особенности скрипки и виолончели, гитары, ориентированы на развитие сострадания. Известно выражение, что скрипки «смеются и плачут», соединяют людей, способствуют созданию особого настроя, при котором чрезвычайно хорошо решаются вопросы милосердия.
Вокальная музыка воздействует на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение не просто говорить, но интонировать и модулировать свои слова и выражения становится настоящим искусством подчинения людей своей воле, создания определенного образа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, работающего в сфере коммуникаций.
Итак, с одной стороны — музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии), используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.
Укрепление и сохранение здоровья детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Музыкальные занятия – основная организационная форма музыкальной деятельности, в ходе которой осуществляется системное, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Занятия подразделяются на виды: фронтальные, групповые, индивидуальные, объединенные в зависимости от состава детей. И в зависимости от содержания занятий – тематические и комплексные.
В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности.
Система музыкально — оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий (приложение 3).
Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом.
Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, К. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Итак, использование на каждом музыкальном занятии выше перечисленных здоровьесберегающих технологий позволяет:
- повышать показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей;
- повышать показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшать музыкальную память, внимание;
- укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению;
- осуществлять профилактику заболеваний верхних дыхательных путей;
- повышать защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма;
- нормализовать вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата, эндокринных желез;
- развивать речь, двигательные качества;
- соединять пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях добавит новую струю в традиционные занятия, а также внесет в них элемент игры, забавности и удовольствия.
Необходимо, также отметить доступность использования здоровьесберегающих упражнений, гимнастик и заданий для детей различных уровней подготовки, с некоторыми видами заболеваний.
Особенности построения музыкальных занятий с технологиями здоровьесбережения
Говоря о музыкальных занятиях с применением здоровьесберегающих технологий, подразумевается использование их в каждом виде музыкальной деятельности как игрового приема с оздоровительным эффектом (приложение 4). Что легко возможно при особенностях этих оздоровительных технологий, а именно: они динамичны в исполнении, проводятся в игровой форме, решают задачи музыкального воспитания, не занимая много времени, без ущерба структуры. Таким образом, в целом структура построения музыкального занятия с технологиями здоровьесбережения напоминает классическую.
музыкальных занятий с применением здоровьесберегающих технологий
Источник