Проблема здоровья детей дошкольного возраста
статья
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора. Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.
Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из задач — «формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни…». Образовательная область «Физическое развитие» включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.). Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от согласованного взаимодействия в триаде ребѐнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Актуальность опыта определяется следующими противоречиями между:
∙ объективной необходимостью в организации эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни и недостаточной методической разработанностью этой проблемы;
∙ необходимостью единства педагогов и родителей во взаимодействии и непрерывности воспитательного воздействия на ребенка и формализмом и авторитаризмом их отношений, отсутствием гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями.
Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и дошкольного учреждения, так как их объединяет общие цели, развитие личности ребѐнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребѐнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребѐнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд), педагогики (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.), области взаимодействия семьи и ДОУ (В.П. Петленко, Н.Г. Веселова, Т. А. Куликова и др.) В работах психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина отмечено, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье — это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Как отмечает ряд авторов С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, О.Ю. Толстова — правильно организованная воспитательно- образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. По словам физиолога Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Здоровый образ жизни он характеризует, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным звеном первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [3, стр.23]. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Социальное направление в решении проблемы здорового образа жизни прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова.
Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам
Источник
Проблемы здоровья детей дошкольного возраста
Ольга Прокопьева
Проблемы здоровья детей дошкольного возраста
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества является охрана и укрепление здоровья детей. Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций,которые становятся фундаментом всей последующей жизни.
В этот период закладываются качества,делающие человека человеком,появляются его индивидуальные черты. Говоря о дошкольном возрасте,нельзя не подчеркнуть право ребенка не только на развитие,но и на счастье как ощущение полноценной жизни. Личностно-орентированная модель воспитания включает такой критерий психического здоровья,как чувство радости существования. Таким образом, фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье.
По данным Института возрастной физиологии РАО оказыватся,что:
-80-90% детей шести-семи лет имеют те или иные отклонения в физическом здоровье;
-18-20% пограничные (негрубые)нарушения психического здоровья;
— около 60% нарушения речевого развития;
-около 30% несфомированность зрительно-пространсвенного восприятия;
-более 30% несформированность сложно- координированных движений руки и графических движений;
-более 70% несформированность интегративных функций (зрительно-моторных,слухомоторных,сенсорно-моторных координаций);
-примерно у 13% наблюдается компенсаторная леворукость,сопряженная с нарушениями речевого развития;
-около 25% имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).
Это означает,что существуют объективные причины,которые затрудняют процесс обучения, и учебные занятия должны быть организованы в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.
Современные медицинские исследования указывают. что 75% заболеваний взрослых людей были заложены в детстве. Данные о состоянии дошкольников вызывают тревогу. 50% детей нуждаются в психокоррекции,находятся в состоянии серьезного психологического неблагополучия,которое является причиной многих соматических заболеваний. В среднем каждый ребенок имеет 54 пропуска по причине болезни или карантина. Возрастает количество детей,страдающих ожирением-в среднем на 1% каждый год.
Поэтому,сейчас, как никогда актуальна задача воспитания интереса к движению,повышения естественной двигательной активности детей
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.
Источник
Консультация для воспитателей «Проблемы здоровья детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Консультация для воспитателей «Проблемы здоровья детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей «Проблемы здоровья детей дошкольного возраста» | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН
Консультация для воспитателей
«Проблемы здоровья детей дошкольного возраста »
Воспитатель МАДОУ детского сада № 19
Кучер Елена Георгиевна
Проблемы здоровья детей дошкольного возраста
Внимание к оздоровительной направленности физического воспитания связанно с продолжающимся ухудшением состояния здоровья детей. Роль системы дошкольного образования в жизни современного общества трудно переоценить. Кроме образовательных задач, связанных с профессиональной помощью семье, дошкольное образование обеспечивает социальную защиту семьи и ребенка, регулярное медицинское обслуживание и контроль развития маленьких детей. Результаты обследования детей показывают, что в последнее время в детский сад приходит больше детей, имеющих различные отклонения в здоровье и развитии. Стремительно растет число хронических, социально обусловленных болезней, снижаются показатели физического развития, растут психические отклонения и нарушения в продуктивной системе. В связи с этим проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Одно из важных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей – создание полноценных условий, способствующих охране физического и психологического здоровья каждого ребенка, обеспечивающих эмоциональное благополучие, свободное и эффективное развитие. Современная практика работы с детьми показывает, что в отдельных случаях состояние ребенка может измениться в зависимости от тех или иных причин и условий развития и воспитания.
Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. От того, как проведет ребенок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Именно поэтому задача всех работников дошкольного учреждения – обеспечить условия для всестороннего развития ребенка и подготовки его к систематическому обучению в школе. Использование физических упражнений в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребенку полностью проявлять себя в жизни. Таким образом, в дошкольном учреждении физическая культура – один из ведущих компонентов деятельности детей.
Большинство дошкольных учреждений имеют необходимые условия и хорошую оздоровительную базу: оборудованы спортивные залы, медицинские кабинеты, кабинеты для проведения массажа, ингаляций, бассейны или летние плескательницы. Особое внимание уделяется созданию в группах комфортной атмосферы и оснащению развивающей среды. В настоящее время развивающая среда детских садов требует обновления. Детям нужны красивые игрушки и модули, современные спортивное и игровое оборудование, мебель.
Для решения этой проблемы необходимы дополнительные источники финансирования: спонсорская помощь, оказание платных услуг, привлекать попечительские советы и т.д..
Необходимо менять отношение к проблемам дошкольного образования. Необходимо помнить, что здоровье маленьких граждан сегодня – залог завтрашнего дня нашей страны.
За последнее время удалось многое изменить в системе дошкольного образования: увеличена сеть муниципальных детских садов, открыты ранее нефункционирующие, организаторы вариативные формы дошкольного образования. А это значит, что порог детского сада переступило большее количество детей. Привлечение детей в детские сады в первую очередь дает возможность увидеть состояние здоровья и развития каждого ребенка, вовремя помочь и обеспечить равные стартовые возможности при подготовке к школе.
Но тревожит тот факт, что только 56% детей посещают детские сады. К сожалению, в школу приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, имеющие нарушения зрения, слуха. Как правило, эти дети не посещали дошкольные учреждения. Многие по состоянию здоровья и по ряду причин не могут посещать детский сад весь день. Поэтому необходимо искать пути привлечения детей. Один из них – организация групп кратковременного пребывания детей. Такие группы имеются во многих детских садах нашей станицы.
Растет авторитет дошкольных образовательных учреждений, превращая их в Центры дошкольного образования. Для формирования у детей привычки к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности педагогами используются современные программы и здоровые сберегающие технологии, осуществляется использование инновационных технологий оздоровления, воспитания детей. Во многих детских садах сложилась определенная система оздоровительной работы с детьми. Предусмотрен гибкий режим дня, составленный с учетом требований программы, времен года, психологических особенностей детей, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития.
С детьми необходимо проводить занятия по физкультуре всех видов (традиционные, занятия – соревнования, зачеты, самостоятельные, праздники и развлечения). Дети должны заниматься ритмикой и хореографией, необходимы комплексы психологических мероприятий (психодиагностика, психогимнастика, элементы сказкотерапии и др.). Нужна система эффективных закаливающих процедур, активизация двигательного режима детей, использование оздоровительных технологий на занятиях, строгое соблюдение двигательного режима и режима дня.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, которые способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости и формирующих привычку к здоровому образу жизни.
Детям обеспечивается защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь. Ведущее место в системе оздоровительной работы занимает физическая культура, обеспечивающая удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности. В некоторых дошкольных учреждениях стало доброй традицией проведений недель здоровья, спортивных игр, дней открытых дверей, праздников, экскурсий в природу.
Мы должны помнить не только о развитом, но и здоровом детстве, так как здоровье – не только сиюминутное состояние, но возможность быть здоровым в будущем.
Источник