Меню

Проблемы здоровья детей сирот

Факторы влияющие на состояние здоровья детей-сирот дошкольного возраста

Нефотенко Диляра
Факторы влияющие на состояние здоровья детей-сирот дошкольного возраста

Формирование здоровья детей — проблема, нетеряющая свою актуальность. На сегодняшний день в нашей стране прослеживается тенденция к ухудшению здоровья граждан, которая может существенно дестабилизировать демографическую ситуацию в стране, поэтому государство уделяет много внимания здоровью населения, в том числе детей-сирот.

К тому, что дети-сироты требуют к себе особого внимания при воспитании и развитии впервые обратил внимание американский ученый Дж. Боулби, отметивший трудности в развитии эмоциональной сферы, когнитивного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей. В трудах ученого было отмечено, что сиротские учреждения не выполняют полноценную роль идеальной модели воспитания, так как большая часть детей-сирот имеют проблемы развития, переживают сложные травмы, нуждаются в существенном внимании со стороны специалистов [2].

К. Д. Чермит отмечает значительное влияние депривации на состояние здоровья и уровень развития детей, находящихся на попечении у государства [10]. В. П. Власова и соавторы отмечают, что среди детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей практически не наблюдаются дети с нормальным уровнем развития и функционирования организма [4]. Л. В. Радионова констатирует, что уже на дошкольном этапе практически здоровые дети составляют не более 10% от общего числа [9].

В исследовании С. П. Дуварова показано, что у большинства детей-сирот раннего возраста уже при поступлении в дом ребенка физическое и нервно-психическое развитие отстает от нормативов здоровых детей [6].

Анализ данных здоровья детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме г. Красноярска, показал, что из двадцати двух детей в возрасте от трех до семи лет (на 01.01.2020 г.) двадцать детей имеют заболевания связанные с осложнениями в перинатальном периоде. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата наблюдается у 20 воспитанников, также выявлены такие заболевания, как ДЦП, плоскостопие, рахит, недоразвитые конечности, ретинопатия (патология недоношенных детей). Имеются такие нарушения зрения, как косоглазие, миопия (близорукость,нарушения слуха: нейросенсорная тугоухость (слабослышащие, есть неврологические заболевания. У одного ребенка наблюдается эпилепсия, а расстройство аутистического спектра выявлено у двоих детей. У 16 детей выявлены задержка речевого развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Анализ литературы позволил нам выделить три группы факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья детей-сирот: биологические (генетические, психологические и социальные. Рассмотрим их подробнее.

К биологическим факторам относят: наличие наследственных заболеваний, патологии при беременности, ее неправильное течение, угроза выкидыша во время беременности, патологии при родах. К этой же группе можно отнести влияние экологических характеристик окружающей среды, качества питания, в том числе грудного вскармливания, медицинской помощи.

Е. А. Стребелева отмечает, что генетическими факторами обусловлены такие заболевания, как умственная отсталость, нарушения слуха и зрения. Такие заболевания, как правило, являются причинами отказа родителей от детей и помещение их в интернатное учреждение. К нарушению развития ребенка на внутриутробном этапе приводит также инфекционные, токсические, травматические факторы: инфекционные заболевания, перенесенным матерью во время беременности, алкогольная и наркотическая интоксикация являются причинами болезней органов зрения, слуха, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, черепно-лицевых аномалий, возникновения неврозов и нарушений поведения [3, с. 15].

Особо следует остановиться на таком факторе, как употребление матерью алкоголя, наркотических средств. По данным А. Н. Магомедовой, большинство детей, находящихся в интернатных учреждениях, имеет негативную наследственность, в частности, алкоголизм, наркоманию. Именно дети матерей, употреблявших алкоголь во время беременности, имеют такие врожденные физические и психические аномалии, как умственная отсталость, шизофрения [6, с. 45].

В особенно тяжелом положении в детских домах оказываются дети-сироты с такими заболеваниями как аутизм. Они не обеспечены необходимой медико-психологической помощью, зачастую не могут сами себя обслужить, позвать на помочь. В то же время выборочные обследования показывают, что неверная оценка интеллектуальных отклонений у этих детей достигает 50-90% [6, с. 45].

Психологические факторы, такие как наличие эмоциональной и других деприваций (материнской, сенсорной, двигательной и т. д.) могут вызвать задержку умственного и недостаточность эмоционального развития ребенка. Психика ребенка подвергается тяжелому испытанию при разлуке с матерью, когда ее лишают родительских прав, при переводе из привычного учреждения в другое, особенно если это связано с отрывом от братьев и сестер. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития.

У детей, воспитывающихся вне семьи с самого рождения, наблюдаются глубокие личностные отклонения и психологические проблемы. В результате частой смены взрослых, родителей, опекунов, педагогов, ребенок не успевает к ним привязаться, и поэтому у него развивается незаинтересованность в социальных взаимоотношениях. Образ взрослого не ассоциируется у него ни с теплом, ни с любовью. У ребенка в этом случае не формируется доверие к окружающему миру. И. В. Дубровина, проводившая сравнительное исследование детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, выяснила, что дети, воспитывающиеся в детских домах, отстают в физическом и психическом развитии [8, с. 16].

По данным А. Н. Магомедовой, во многих случаях (85-92%) дети детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы [8, с. 16].

Также сюда относится негативный опыт семейного воспитания, отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей, что влечет а собой потенциальные проблемы в построении семейной жизни и отношениях с собственными детьми. Ограниченность социальных контактов, отсутствие всей гаммы социально-ролевых отношений не даёт в полной мере ребенку опробовать свои возможности для адекватного выбора жизненного пути, профессии. Формирование особой ролевой позиции сироты, затруднение процессов саморегуляции и самоконтроля, неразвитость эмоциональной сферы развития, отсутствие способности к эмпатии негативно влияет на отношение общества к детям-сиротам.

Среди социальных факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья детей-сирот социального сиротства типичны безнадзорность и гипоопека. Остро стоит проблема жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Так, анализ внутренних отчетов сотрудников Красноярского детского дома показал, что из 22 детей проживающих в учреждении на данный момент, 17 детей систематически страдали от действий насильственного характера.

По данным А. Н. Магомедовой, отсутствие родительской любви, недоедание, истязания приводят к сенсорной и социальной депривации, отставанию в развитии. У детей-сирот выявляются признаки мозговой дисфункции, энурез, нарушениями познавательной деятельности, эмоциональной неустойчивость [8, с. 16].

Патогенным фактором является отсутствие родительской семьи с благополучной организацией жизни. Отрыв ребенка от матери способствует развитию депривационных психических расстройств. Разлука с матерью, ведет к результатам, трагическим для личности ребенка. Это связано с тем, что привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и психологическим условием для нормального развития ребенка [8, с. 16]. Между тем, попав в благоприятные условия, ребенок способен догнать сверстников, воспитывающихся в семье.

Влияние социальных факторов выражается в отсутствие стабильного поддерживающего окружения, эмоционально насыщенных длительных и непрерывных связей ребенка с другими людьми, а также отсутствие эмоциональной теплоты со стороны родителей. Также в эту группу факторов входят внешние факторы такие как состояние инфраструктуры учреждения, в котором содержаться дети-сироты, качество воды и пищи, уровень физической активности, вредные привычки, пропаганда ЗОЖ, уровень учебной и общественной нагрузки, уровень медицинского сопровождения, наличие прививок и т. д. Данная группа факторов прямо влияет на состояние здоровья детей: отсутствие прививок провоцирует развитие инфекционных заболеваний, недостаток физической активности провоцирует недостаток развития физической формы и снижение иммунитета, уровень учебной нагрузки влияет на интеллектуальное развитие.

Среди социальных факторов следует назвать и низкое качество воспитательного процесса. В частности, во многих учреждениях интернатского типа не учитываются психические особенности детей; нет понимания того, что здоровье и развитие ребенка зависит не только от правильного питания, режима дня и т. п., но и психологического комфорта; в детских домах сохраняется четкий и регламентированный порядок дня, не дающий возможности для творчества и развития, монотонность жизни, отсутствие свободы выбора в поведении, играх, занятиях и пр.

Для успешной работы в сфере здоровьесбережения детей-сирот, необходимо учитывать данные группы факторов, которые способны оказать существенное влияние на состояние здоровья детей.

1. Аксенов А. М. Обеспечение психологического здоровья у детей-сирот в условиях образовательного, воспитательного, реабилитационного пространства школы-интерната // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 3. С. 636.

2. Антопольская Т. А. Опыт создания развивающей среды и оказания психологической помощи детям-сиротам // Мат. научно-практ. конф. «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технология, эксперимент». Курск, 2001. С. 22-24.

Читайте также:  Что нужно человеку для здоровья каждый день

3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение, 2005.

4. Власова В. П. Здоровье детей-сирот в контексте гуманизации современного общества / В. П. Власова, М. В. Куянова // Гуманитарные науки и образование, 2015. № 1 (21). С. 36-40.

5. Вахидова Б. Р. ЗОЖ и детские дома / Б. Р. Вахидова, А. М. Толстых // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий, 2013. № 3 (19). С. 32 -36.

6. Дуваров С. П. Особенности оценки нервно-психического развития детей раннего возраста в условиях Дома ребенка / С. П. Дуваров // Защити меня, 2001. №4. С. 32-37.

7. Лаврентьева З. И., Фуряева Т. В. Технологии социальной работы с детьми-сиротами.Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018 г. 176 с.

8. Магомедова А. Н. Психологические особенности детей-сирот. Мир науки, культуры, образования, 2014. № 3 (46). С. 16-20.

9. Родионова Н. Л. О роли органов управления образованием в работе по социализации воспитанников детских домов//Проблемы школьного воспитания. -2010.-№3.- С. 21-25.

10. Чермит К. Д. Влияние депривации на качество общения ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками и со старшими в процессе игры / К. Д. Чермит, О. А. Исаков, Н. Х. Хакунов // Физическая культура, спорт – наука и практика, 2016. №1. С. 56-62.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол — гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Слагаемые здоровья» .

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Источник

“Неблагополучные” дети: медицинские и социальные проблемы

Медицинское наблюдение за детьми из социально неблагополучных семей требует оценки характера хронической патологии и степени так называемой “социальной недостаточности” [23, 7, 2]. Вопрос о состоянии здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, до н

Медицинское наблюдение за детьми из социально неблагополучных семей требует оценки характера хронической патологии и степени так называемой “социальной недостаточности” [23, 7, 2].

Вопрос о состоянии здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, до настоящего времени мало изучен. Эта проблема очень актуальна, поскольку число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает расти [35, 9, 5]. Кроме того, резко повышается актуальность социальной защиты и охраны здоровья детей из социопатических семей [4, 41]. Термином “социопатическая семья” обозначают семью, в которой один или оба родителя страдают алкоголизмом, находятся в заключении либо им присущи иные черты антисоциального образа жизни [3].

От органов и учреждений здравоохранения требуется большое внимание к вопросам правильной организации работы в домах ребенка [15, 16]. В стране сложилась определенная система, обеспечивающая целенаправленное развитие и воспитание детей в домах ребенка. Большой вклад в это дело внесли многие крупные организаторы здравоохранения, ученые-педиатры, специалисты по преддошкольной педагогике, работники домов ребенка [1, 9, 31, 35].

В настоящее время в дома ребенка часто направляются дети с нарушениями умственного и физического развития. Многие дома ребенка полностью перепрофилированы для обслуживания детей с органическими поражениями центральной нервной системы. Учитывая большие возможности специализированных учреждений, во многих домах ребенка организуются группы для детей с пограничными состояниями, имеющих минимальную задержку психического развития, которые особенно нуждаются в индивидуальном уходе и лечебно-педагогической коррекции. Результаты деятельности таких групп самые благоприятные — многие дети после соответствующего лечения переводятся в обычные дошкольные учреждения и потом успешно обучаются в общеобразовательных школах [10].

По данным Государственного доклада “О положении детей в РФ”, в 1996 году впервые с 1992 года не увеличивалось число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — 113243 (по сравнению с 113296 в 1995 году).

Наилучший выход — устраивать относящихся к этой категории детей в новые семьи [11, 44]. Распространенными формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются усыновление и опека (попечительство). Одной из новых форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью считается приемная семья. Однако пока этот институт устройства детей на воспитание в семью широко не распространен. Утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации “Положение о приемной семье” во многом разрешило ранее существовавшие проблемы: определены статус ребенка после достижения им совершеннолетия, гражданско-правовые отношения приемных родителей с ребенком, права и обязанности приемных родителей ребенка. В 1996 году в 333 таких семьях воспитывалось 2,4 тыс. детей (включая родных детей).

По данным комиссий по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 1996 году на учете состояло 184 тыс. неблагополучных семей, в которых проживало 348 тыс. детей. Безнадзорность детей является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса физического развития и социализации ребенка.

В 1996 году в специализированных учреждениях для несовершеннолетних социальную, юридическую, медицинскую помощь и реабилитацию получили более 100 тыс. детей (табл. 1).

Таблица 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в Российской Федерации* (на начало 1997 года)

Учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 572,4 Находятся под опекой 278,1 Усыновлены 141,1 Воспитываются в интернатных учреждениях 153,2 В том числе: в домах ребенка 11,5** в детских домах 56,7 в школах-интернатах для детей-сирот 25,3 в интернатах общего типа 6,3 в школах-интернатах для детей с недостатками умственного или физического развития 37,3 в домах-интернатах 16,1 кроме того, находятся в семейных детских домах*** 2,4 * Данные Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
** Данные Министерства здравоохранения Российской Федерации
*** В семейных детских домах находятся не только дети-сироты, но и дети родителей-воспитателей, эти дети не учтены в общем показателе

Организация медицинской помощи детям, проживающим в социально неблагоприятных условиях, требует экспертной оценки характера и степени их социальной недостаточности [8, 36]. Наличие в семье инвалидов, хронических больных или престарелых, также нуждающихся в уходе; алкоголиков, наркоманов, лиц с асоциальными проявлениями, особенно если речь идет об одном или обоих родителях, — все это является свидетельством выраженной социальной недостаточности такой семьи.

Крайним проявлением социальной недостаточности семьи следует признать воспитание ребенка одной матерью, которая вынуждена работать, уделяя уходу за ребенком минимум внимания.

Необходимо иметь в виду приспособленность жилища, где проживает ребенок, к осуществлению медико-реабилитационных мероприятий [33, 43], и способность матери адекватно следовать полученным рекомендациям.

Превентивные мероприятия в отношении сохранения здоровья детей должны начинаться с поддержки семей, особенно если их жизненный уровень ниже прожиточного минимума. В этом отношении в странах Европы делается гораздо больше, чем в США [37].

Дети, живущие в неблагоприятных условиях, обычно отстают в развитии, плохо учатся, склонны к поведенческим нарушениям и антисоциальным поступкам [40, 14].

Практические врачи осознают, что на уровне первичной медицинской помощи возможны ошибки в распознавании умственной отсталости и даже ятрогении. Требуется высокая квалификация врача и знание психологии детского возраста [9, 26].

Поступление детей, оставшихся без попечения родителей, в стационар, а не в дом ребенка, сопряжено со следующими организационными недостатками: несовершенство системы оформления документов, а также порядка направления и устройства детей в дома ребенка.

Пребывание детей в больницах оказывает отрицательное влияние на показатели массы тела (в 1,6 раз увеличилось число детей, выписавшихся из больниц с дефицитом массы тела), уровень нервно-психического развития (среди детей, поступивших в дома ребенка из больниц, в два раза больше отстающих в развитии, чем среди присланных из родильного дома), заболеваемость (за время пребывания в больнице каждый третий ребенок перенес три и более случаев ОРЗ), показатели гемоглобина крови — число детей со сниженным уровнем гемоглобина при поступлении в дом ребенка из больниц было в два раза больше, чем при поступлении из родильного дома [29, 32, 25]. Новая организационная модель направления и устройства детей в дома ребенка, внедрение которой намечено в практику, позволит сократить продолжительность оформления детей в учреждении в 1,5 — 2 раза, и в конечном итоге — улучшить исходные показатели состояния здоровья поступающих в дом ребенка детей.

Читайте также:  Как ваше здоровье как правильно писать

Установлено, что 67,2% детей поступили в дома ребенка до одного года, 22,5% детей — на втором году жизни и 10,3% детей — на третьем году жизни. Среди детей, поступивших на первом году жизни, половина детей были устроены в дом ребенка временно [30].

При поступлении детей в детский дом более чем у половины детей выявляется неблагоприятное течение адаптации, клинико-функциональная характеристика которой отличается более негативными, чем при аналогичном варианте у детей детского сада, изменениями всех изучаемых уровней. Это свидетельствует об очень низких функциональных резервах многих воспитанников детского дома, чем обусловлены стойкость возникающих дезадаптационных изменений здоровья и развития [27, 32].

Почти у всех воспитанников детского дома к трем-семи годам выявляется задержка нервно-психического развития. Несмотря на сохранные потенциальные интеллектуальные возможности, подготовка к школе не приводит к коррекции отстающих функций, а лишь позволяет формировать социально-бытовые навыки.

Для воспитанников детских домов характерна нарастающая с возрастом высокая частота различных нарушений здоровья. Отмечается высокий уровень распространения болезней органов дыхания — 1926,8%, нервной системы и органов чувств — 1512,2%, и эндокринной системы, нарушений обмена веществ и иммунитета — 1268,3% [12, 28]. Большинство детей отстают в физическом и нервно-психическом развитии. Микросоматический тип физического развития имели 80,8% детей первого года; 61,3% — второго года и 68,8% — третьего года жизни. Отставание в нервно-психическом развитии отмечено у 82,1% детей первого года; 87,6% — второго и 88,7% — третьего годов жизни и, соответственно, лишь у 5,2%, 3,3% и 2,3% детей в семьях. Глубокая задержка нервно-психического развития обнаружена у 70% детей третьего года жизни [18].

Комплексная оценка состояния здоровья показала, что большинство воспитанников домов ребенка имеют II группу здоровья; значителен удельный вес детей, имеющих III-V группы здоровья (в один год — 24,8%, в два года — 27,2% и в три года — 19,9%; соответственно в семьях: 12,9%; 15,4% и 15,8%).

Учитывая низкие показатели состояния здоровья воспитанников домов ребенка, очень важно проводить анализ качества медицинского наблюдения за ними. Так, установлено, что 4% детей нерегулярно наблюдались педиатром, 5% — узкими специалистами, у 51% детей несвоевременно проводился контроль нервно-психического развития [12].

Работы отечественных и зарубежных авторов показывают, что длительное пребывание в большом коллективе, в однотипных условиях, ограниченный контакт с внешним миром приводят к тяжелым последствиям. Даже при хорошем питании и медицинском обслуживании дети, растущие в условиях депривации, резко отстают в своем психическом и физическом развитии от сверстников [17, 39].

Также малоутешительны показатели психического здоровья детей, относимых к группам медико-социального риска. Например, в школах-интернатах для детей-сирот, где обучение осуществляется по программе массовой школы, около 41% из них обнаруживают ту или иную форму задержки интеллектуального развития [24]. В аналогичных учреждениях для детей с официально зарегистрированными отклонениями в здоровье задержка интеллектуального развития отмечается у 60-70% учащихся. В основном это легкие и пограничные варианты интеллектуальной недостаточности. В большинстве случаев их причиной является действие ряда патогенных факторов (инфекций, интоксикаций, травм и др.) на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребенка. Такая недостаточность в школьном возрасте проявляется в нарушении познавательной деятельности, незрелости эмоционально-волевой сферы, ослаблении внимания, восприятия, памяти, отставании в развитии речи и тонкой моторики, ослаблении произвольной регуляции поведения [19, 38].

Регистрируемый уровень заболеваемости по обращаемости детей из социопатических семей заметно ниже реального. Косвенно об этом можно судить по данным осложнений острых респираторных инфекций и числу госпитализаций: серьезный характер носило каждое четвертое осложнение, а в контрольной группе — лишь каждое седьмое; уровень госпитализированной заболеваемости в основной группе (300,3%) почти в три раза превосходил таковой в контрольной (107,5%) [2].

Более объективную характеристику состояния здоровья изучаемых контингентов детей дают данные углубленного осмотра специалистами (табл. 2).

По заданию ВОЗ было проведено обследование учреждений типа дом ребенка. Повсюду отмечались проявления госпитализма, выраженного в задержке как физического, так и психического развития, и ухудшении состояния здоровья ребенка. “Госпитализм — такая же жестокость, как лишение пищи и побои” [34]. Следовательно, основная задача всего персонала дома ребенка организовать оздоровительно-воспитательную работу, чтобы обеспечить детям нормальное развитие.

Таблица 2. Распространенность некоторых хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (на 1000 детей)

Класс болезней Группа риска Kонтрольная группа Дети
отцов-
алкого-
ликов Дети
заклю-
ченных Дети
матерей
асоциального
поведения Группа
в целом V. Психические болезни 18,4 3,3 51,7 24,5 9,6 VI. Болезни нервной системы и органов чувств 39,4 23,4 103,3 55,3 36,3 VII. Болезни органов дыхания 34,2 33,3 31,0 32,8 17,1 IX. Болезни органов пищеварения 34,2 23,3 34,5 30,7 12,9 XV. Перинатальная патология 15,7 13,3 44,8 24,6 7,8 Прочие классы 71,1 59,9 127,7 83,8 44,1 Всего: 213,0 156,5 393,0 254,7 127,8

Система оздоровительных мероприятий эффективна лишь при создании определенных условий. Первое из них — число детей должно быть меньше, чем в детских дошкольных учреждениях обычного типа. Второе — режим дня. Как правило, учитывая несоответствие состояния здоровья детей и уровня развития возрастным нормам, режим обычно назначают на возраст ниже, а часто сугубо индивидуальный. Третье — гигиенические мероприятия в помещении: достаточная освещенность, частые проветривания, снижение шумов [35]. Важна организация среды, то есть соответствие мебели, игровых пособий, оборудования возрасту и уровню развития детей [20].

Еще одно необходимое условие — движение, которое обеспечивается при круглосуточном пребывании ребенка в коллективе не только благодаря занятиям лечебной гимнастикой, массажем, но и во время музыкальных занятий и зарядки.

Самое же главное — отношение к детям. Детей следует выводить за пределы территории дома ребенка, знакомить с окружающим миром в той степени, в которой знакомятся с ним дети этого возраста, воспитывающиеся в семье. Они должны понять, что место, в котором они живут, — это не больница, это их дом, семья.

Каждый ребенок лучше развивается, реабилитируется, если он получает достаточно внимания, понимания и ласки со стороны взрослого. Основное лицо, которое общается с ребенком, — воспитательница (по совместительству медицинская сестра). Ее деятельность контролируется не только когда речь идет о санитарно-гигиеническом уходе за детьми, но и с позиций общения с ними, возможности установления индивидуальных контактов [6].

Оздоровительно-воспитательная работа и вся жизнь детей регламентируется медико-педагогическими принципами, реализация которых контролируется врачом и педагогом.

Особенности работы врача и медицинской сестры с детьми из социально неблагополучных семей и с теми из них, кто лишен родителей, заключается в том, что эти категории работников участвуют во всех видах медико-методической, организационной и воспитательной работы. Врач не только лечит заболевших детей, но и контролирует организацию профилактической и оздоровительной работы с детьми, все моменты организации жизни и воспитания детей [13].

Педагог организует всю жизнь детей, начиная от комплектования групп, оформления интерьера группы, подбора игрушек и заканчивая целенаправленными действиями, направленными на стимуляцию психического развития каждого ребенка. Он организует правильное проведение режимных моментов игры, самостоятельной деятельности детей, специальных занятий с ними, учитывая при этом индивидуальные особенности и состояние здоровья детей [1].

При контроле за развитием и состоянием здоровья детей очень важен комплексный подход и согласованные назначения педиатра, педагога, логопеда, невропатолога, а в ряде случаев — и других специалистов [21].

Таким образом, изучение существующей в настоящее время системы социальной и медико-организационной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, позволило выявить ряд трудностей, которые, во-первых, связаны с длительным оформлением юридических документов ребенка, во-вторых, с недостаточной мощностью карантинных групп и изоляторов, что не позволяет поместить ребенка в закрытое учреждение в максимально короткие сроки.

Читайте также:  Продукты сибирского здоровья новомин

Вышеупомянутые данные о состоянии здоровья воспитанников и факторах, оказывающих на него влияние и характеризующих их образ жизни, позволили выработать конкретный комплекс мероприятий по оздоровлению детей в условиях дома ребенка. Таковой комплекс включает следующие лечебно-профилактические мероприятия: организационные — перепрофилирование дома ребенка в реабилитационный центр, оптимизация режима, строгое выполнение санитарно-гигиенических требований, профилактика адаптационного синдрома, использование препаратов элеутерококка, пантотената кальция, аскорбиновой кислоты, поливитаминов, биопрепаратов, приемы закаливания в сочетании с массажем и дыхательной гимнастикой, физиотерапевтические — восстановление нормального биоценоза носоглотки и кишечника с помощью кисломолочных продуктов лечебного питания и продуктов, обогащенных естественными защитными факторами. За счет снижения заболеваемости и возможности осуществления педагогического процесса в более полном объеме возрастает уровень нервно-психического развития детей.

Таким образом, существующая в настоящее время система социальной и медицинской организации помощи детям, оставшимся без попечения родителей, оказывает неблагоприятное влияние на показатели состояния их здоровья. Это обосновывает необходимость поиска адекватных средств, в том числе медикаментозных и немедикаментозных, и продолжения разработки мер, направленных на оптимизацию медико-организационной помощи детям из социально неблагополучных семей.

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., Просвещение, 1977. C. 300
2. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: изд-во Саратовского университета, 1986. С. 19-25.
3. Альбицкий В. Ю., Cигал Т. М., Ананьин С. А. Состояние здоровья детей из социопатических семей // Росс. вестник перинатол. и педиатрии, 1994, № 1. C. 8-11.
4. Баранец Л. А. Социально-гигиеническая характеристика детей, рожденных вне брака // Здравоохр. Рос. Фед., 1986, № 2. C. 21-23.
5. Баранов А. А., Шиляев Р. Р., Чемоданов В. В., Рывкин А. И. и др. Болезни детей раннего возраста. М., Иваново, 1996. C. 303.
6. Волкова Е. А. Организация работы среднего медицинского персонала в Доме ребенка // Мед. сестра, 1991, № 12. C. 16-19.
7. Выхристюк О. Ф., Самсыгина Г. А., Корнюшин М. А. и др. Охрана здоровья детей из социально неблагополучных семей // Мат. VIII съезда педиатров России “Современные проблемы педиатрии”, М., 1998. C. 64.
8. Дыскин А. А. Критерии социальной дезадаптации детей с отклонениями в развитии // Педиатрия, 1996. C. 83-88.
9. Дружинина Л. В. Усилить работу о детях — сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей // Педиатрия, 1985, № 8. C. 3-8.
10. Дружинина Э. И., Коноплянник Н. И. Комплексная оценка здоровья как показатель эффективности динамического медицинского наблюдения за воспитанниками домов ребенка. Прогнозирование и комплексная оценка здоровья детей. М, 1988. C. 12-87.
11. Дуновски М. Усыновление с точки зрения детского врача // Педиатрия (София), 1987, № 4. C. 55-59.
12. Ефименко О. В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребенка // Автореф. дисс. канд. мед. наук. М, 1991. C. 23.
13. Змановский Ю. Ф, Лукоянов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Закаливание детей дошкольного возраста // Советская педиатрия. М., Медицина, 1989, вып. 7. C. 163-174.
14. Иорданова Г., Попандова М. Особенности социального поведения детей, выращиваемых в закрытых детских учреждениях // Педиатрия (София), 1986, № 1. C. 1-5.
15. Казберюк Н. А., Замотин Б. А. Медико-социальная характеристика детей, поступающих в Дом ребенка // Здравоохранение РФ, 1991, № 6. C. 16-18.
16. Контарева М. Г. Они не знают слова “мама” // Проблемы воспитания в детских домах. 1988, № 1. C. 2-5.
17. Кочерова О. Ю., Потапова Г. Н., Филькина О. М., Жданова Л. А. и др. Особенности психического здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных детских домах. Научные основы формирования здоровья семьи // Сборник научных трудов. М., 1991. C. 120-121.
18. Кузнецова Е. Ю. Здоровье детей, воспитывающихся в домах ребенка общего профиля, и пути его улучшения // Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб, 1992. C. 24.
19. Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в агрессивной сфере // М., 1988. C. 165.
20. Мазурин А. В., Запруднов А. М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми // М., Медицина, 1994. C. 225.
21. Макаренко Ю. А. Принципы оценки состояния здоровья детей. Советская педиатрия // М., Медицина, 1989, вып. 7. C. 3-26.
22. Малеина М. Н. Человек и медицина в современном праве // М., Бек., 1995. C. 260
23. Могоряну П. Д., Красинькова Г. В. Организация раннего выявления фоновых заболеваний детей первого года жизни в условиях труднодоступной местности // Деп. в НПО “Союзмединформ” 06.04.90, № 19551.
24. Миронов Н. Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Рос. педиатрический журнал, 1998, №1. C. 12-16.
25. Новосельская О. М. О заболеваемости воспитанников домов ребенка Московской области // Педиатрия, 1990, № 8. C. 85-86.
26. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы // М., Тривола, 1995. C. 335.
27. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях // М., Просвещение, 1986. C. 144.
28. Потапова Г. Н. Социальная адаптация и состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, профилактика их нарушений // Автореф. дисс. канд. мед. наук. Иваново, 1994. C 24.
29. Самсыгина Г. А., Брашнина Н. П., Выхристюк О. Ф. и др. Новое в лечении инфекций респираторного тракта у детей // Мат. национального конгресса пульмонологов, г. Новосибирск, июнь 1996.
30. Сапегина Л. В., Новосельская О. М. К оценке некоторых организационных моментов на этапе поступления детей в дома ребенка // Социально-гигиенические и организационные проблемы педиатрии. Л., 1989. C. 130-132.
31. Сердюковская Г. Н., Гринина О. В. Современные социальные гигиенические проблемы в области охраны материнства и детства // Сов. здравоохран., 1981. C. 21-24.
32. Солнцев А. А. Адаптация детей к микросоциальным условиям // Советская педиатрия. М., Медицина, 1989, вып. 7. C. 107-125.
33. Студеникин М. Я., Ефимова А. А., Лицева О. А. Окружающая cреда и здоровье детей // Педиатрия, 1989, № 8. C. 509.
34. Тонкова-Ямпольская Р. В. Задачи охраны здоровья и воспитания детей в домах ребенка // Руководство для врачей домов ребенка. М., Медицина, 1987. C. 11-46.
35. Тонкова-Ямпольская Р. В., Фрухт Э. Л., Голубева Л. Г. и др. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка // М., Просвещение, 1989. C. 188.
36. Aronson M., Kyllerman M., Sabll K.-G. Children of alcoholic mother development, perceptual and behavioral characteristics as compared to matched controls // Acta Paediatr. Scand., 1985, Vol. 74, № 1. P. 27-31.
37. Eizenberg L. The psychosocial health of the child: a global view // Int. Child Health, 1996, Vol. 7, № 3. P. 7-18.
38. Fukushima M. Perinatal risk factors: an epidemiologic approach // Fukushima med. J., 1987, Vol. 37, № 1. P. 11-19.
39. Гебель В., Глекнер М. (Goebel W., Glockler M.). Ребенок. От младенчества к совершенствованию // М., Энигма, 1996. C. 591.
40. Markel H. Orphanages revisited. Some historical perspectives on dependent, and orphaned children in America // Arch. Pediatr Adolesc. Med., 1995, Vol. 149, № 6. P. 609-610.
41. Musoke R. N., Jitta J. N. Postnatal grouth of abandoned preterm babies . East-Afr. Med. J., 1994, Vol. 71, № 8. P. 519-523.
42. Le-Roux J. Street children in South Africa. Adolescense // 1996, Vol. 122, № 31. P. 423-431.
43. Luder S. R., Holland W. W. Влияние окружающей cреды на заболеваемость и развитие детей (перевод с англ.) // Медицина окружающей среды. М., 1981. C. 179-206.
44. Wolff P. Р., Tesfai B., Egsoo H., Aradon T. The orphans of Eritrea: a comparison stady // J. Child. Phychol. Psychiatry, 1995, Vol. 36, № 4. P. 633-644

Источник

Adblock
detector