Меню

Проблемы здоровья детей с нарушением речи

Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи

Любовь Серикова
Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи

Воспитание здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В. В. Путин отмечал, что «результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни — это успех, его личный успех»[1]. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. В современных условиях воспитание у детей привычек здорового образа жизни оказывается не всегда эффективным из-за отсутствия у них целостного представления о здоровом образе жизни и осознанного отношения к своему здоровью. Таким образом, возникло явное противоречие между возросшими требованиями к эффективности психологической, воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях и ухудшением реального состояния здоровья у старших дошкольников, малой эффективностью использования традиционных технологий в решении данной задачи.

Приоритетной для педагогов и психологов становится задача сохранения здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В федеральных государственных требованиях выделены отдельные образовательные области — «Здоровье», «Физическая культура» [2]. Содержание этих областей многогранно — это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и многое другое. В нашей области в рамках реализации политики здоровьесбережения населения разработана программа «Оздоровление молодого поколения Белгородской области в возрасте до 25 лет».

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду, т. к. в старшем дошкольном возрасте дети переходят от импульсивного — ситуационного поведения — к «волевому», поведение мотивируется не внешними обстоятельствами, а самим ребенком, он становится способен ставить перед собой цели своего поведения, само целеполагание становится инициативным (цели не только важные для ребенка, но и для общества, развивается самоконтроль. Особую актуальность данная проблема приобретает в отношении детей с нарушением речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер (Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова Н. С. Жукова и др.). Для детей компенсирующей группы с нарушением речи характерным является быстрая утомляемость от детских игр, коллектива сверстников, неустойчивость психического тонуса (резкая смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии). У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время выполнения какого-либо задания проявляется в двигательном беспокойстве, суетливости. Многим детям из данной группы свойственны и частые колебания настроения, эмоциональная ранимость, повышенная впечатлительность. Поэтому необходимо помочь ребятам научиться контролировать свое психическое состояние, сформировать умение оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа, осознавать ответственность за свое здоровье.

Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической психологической, воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в системе ребенок- педагог-психолог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры. В свою очередь, «здоровый образ жизни» есть стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.

Основываясь на указанных положениях, мы определили структуру формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи, которая включает:

-когнитивный компонент — сообщение новых сведений, закрепление представлений, умений, навыков здорового образа жизни. Развитие способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни;

-аффективный компонент — формирование эмоционального отношения детей к здоровому образу жизни, по поводу взаимосвязей между ними в различных жизненных обстоятельствах, эмоциональной устойчивости к негативным внутренним и внешним воздействиям;

-поведенческий компонент — формирование мотивации и потребности в здоровом образе жизни, профилактика негативного поведения, т. е. способности планировать и осуществлять оградительные меры для самообеспечения здорового образа жизни.

Читайте также:  Состояние здоровья ребенка с умственной отсталостью

Понятие «социально-психологические механизмы» формирования представлений о здоровом образе жизни является широким понятием и подразумевает как способы воздействия на личность с целью ее преобразования, так и закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, определяющие ее поведение и отношение с социальным окружением в рамках здорового образа жизни.

Социально-психологическими механизмами формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи являются: подражание, внушение (суггестия, заражение, убеждение, рефлексия.

Основываясь на вышеуказанных теоретических положениях и многолетнем опыте практической работы, в рамках здоровьезберегающей деятельности нами разработан долгосрочный проект «Планета Здоровья».

Цель проекта: организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей сознательного и созидательного отношения к своему здоровью.

Основные задачи проекта:

1) формирование у воспитанников ценностного отношения к здоровью и целостного понимания здорового образа жизни;

2) обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования и необходимой потребности;

3) формирование у детей адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях;

4) использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности;

5) включение в систему работы узких специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, врач-педиатр, медсестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) по проведению оздоровительных и лечебнопрофилактических мероприятий;

6) формирование активной родительской позиции в вопросах сохранения здоровья и реализации принципа здорового образа жизни.

Основными методами работы выступили словесные методы — рассказ педагога, психолога, рассказы детей, беседы, чтение художественной литературы; наглядные методы — наблюдение, рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем, просмотр слайдов, диафильмов, кинофильмов; практические методы — упражнения, элементарные физиологические опыты, игровой метод, моделирование, экспериментирование, релаксация, аутогенная тренировка; диагностические методы — анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.

База проекта «Планета Здоровья» — группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 25 г. Белгорода». Объём выборки составил 13 воспитанников в возрасте 5-7 лет; 13 родителей в возрасте 25-36 лет; 15 педагогов в возрасте 24 -55 лет.

Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют о положительной динамике формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи на основе включения их в проектную деятельность в рамках реализации здоровьесберегающих технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию.

2. Закон об образовании (в ред. Федеральных законов от 16 ноября 2011 №318-ФЗ.

3. Постановление правительства Белгородской области от 11.04.2011 №138-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Оздоровление молодого поколения Белгородской области в возрасте до 25 лет»».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад №25 (г. Белгород)

Воспитатель Серикова Л. В.

Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем современности. В последние годы наблюдается тенденция увеличения.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и.

Конспект проведения занятия по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни Конспект проведения занятия по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни в первой младшей группе детского сада.

Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни «Путешествие в страну «Здоровей-ка» Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни в средней группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка». Цель:.

Статья «О здоровом образе жизни» Как только просыпаешься, Зарядку делай, друг. Тогда лишь только радостным Будет все вокруг… Здоровым быть, это здорово! Каждый человек.

Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников В настоящее время одной из самых важных проблем современного общества является состояние здоровья народонаселения страны. Под ним подразумевается.

Перспективный план по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни Разновозрастная группа (4 – 7 лет) 2014 – 2015 г. г. Месяц Виды деятельности Сентябрь Анкетирование «Спорт и семья» Беседа с детьми «Физкультура.

Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни во второй группе младшего возраста «Наши дети против Туберкулеза» Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни во второй группе младшего возраста № 1 «Солнышко».

Сообщение «Развитие мелкой моторики и речи детей при формировании представлений о здоровом образе жизни» Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а.

Читайте также:  Как помогает похудеть диск здоровья

Занятие «Микробы и вирусы» для формирования у дошкольников представления о здоровом образе жизни Занятие «Микробы и вирусы» Цель: Формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни. Задачи: способствовать ознакомлению.

Источник

Консультация «Дети с тяжелым нарушением речи»

Любовь Мишарева
Консультация «Дети с тяжелым нарушением речи»

В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой тяжелого нарушения речи детей дошкольного возраста.

Кто такие дети с тяжелым нарушением речи? Их первичным дефектом является речь. Интеллекту таких детей определяется как нормативный, сохранный. От других категорий детей с ОВЗ их отличают нормальные биологические слух и зрение, и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи с тем, что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная с ДОУ, школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.

В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И. В. Соколовой, к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения.

С раннего детства «дети особой заботы» сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», формируется заниженная самооценка, они боятся лишний раз показаться в обществе. Главная проблема таких детей заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.

Как было сказано выше, что дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Коррекционно-педагогическая работа по направлениям, предусмотренным адаптированными общими образовательными программами дошкольного образования для каждой категории детей с ОВЗ, обеспечивает становление общих универсальных умений, тем самым подготавливая их к учебной деятельности.

Поэтому детям с нарушениями речи необходимо оказывать помощь, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов таких, как восприятие, память, внимание, мышление, пространственная ориентация, развивать навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику, навыки речевого общения.

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка. Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка, которая должна всемерно помогать педагогам. Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению,потому что осознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети, усваивают необходимый объем знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Так же для таких детей характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь, особенно на уровне произвольности и осознанности. Многим детям присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. В качестве наиболее характерных для детей с тяжелыми нарушениями речи особенностей внимания отмечается его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Недостатки организации внимания обуславливаются несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточно развитым чувством ответственности и интереса к учению. Что в дальнейшем мешает ребенку, когда он обучается в доу.

Читайте также:  Природа как источник здоровья нашей семьи

В социально-коммуникативном развитии уделяется внимание формированию средств общения с незнакомыми взрослыми, выстраиванию партнерских отношений со сверстниками.

В познавательном развитии формируется знаково-символьная деятельность в процессе игровой и продуктивных видах деятельности.

Речевое развитие совершенствуется за счет обогащения активного словаря и формированию диалогической речи.

Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе музыкального воспитания.

Физическое развитие способствует формированию представлений о здоровом образе жизни.

Успех в подготовке к школе детей с УВЗ также зависит от эффективности взаимодействия между педагогами ДОО и школы и родителями. Поэтому важным направлением в работе ДОО компенсирующего и комбинированного видов является тесное сотрудничество педагогов с родителями на каждом этапе взросления ребенка.

Когда ребенку своевременно оказана коррекционная помощь, то у него к 7-8 годам развивается произвольность его поведения и действий в разных жизненных ситуациях.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры для работы с детьми.

1-Графические диктанты, рисование по точкам.

2- Игра на внимание «что изменилось»

3- Составь узор из геометрических фигур (по памяти, по образцу)

4-Что спрятано, Найди отличия? Чем отличается?

5- На мышление, внимание.

а)На что это похоже? Какой фигуры не хватает? Составь фигуру (по образцу)

Найди закономерность. (заполнить пустую клетку не нарушая закономерность)

6- Игра в слова (я буду называть слова а вы будете рассказывать что этот предмет может делать) например метель-метет.

7- Сравни по вкусу лимон и мед, и т д.

Сравни по цвету,

8- Игры на слова в начале, в конце.

9-Подбери слово (которые можно отнести к группе дикие животные, домашние, посуда, мебель)

Консультация «Возможные проблемы, возникающие в работе с родителями, воспитывающих детей с тяжелым нарушениями зрения» , возникающие в работе с родителями, воспитывающими детей с тяжелым нарушением зрения Возможные проблемы в работе с родителями, воспитывающими.

Конспект итогового ННОД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Осень в лесу» Выполнили: Воспитатель первой квалификационной категории Ларина Н. Е. Учитель – логопед высшей квалификационной категории Минакова И. М. Воспитатель.

Конспект занятия по развитию речи в младшей дошкольной группе дети с нарушением слуха «Посуда» Цели занятия: Расширять представления детей о предметах посуды. Поощрять речевую активность детей. Учить произносить звукоподражания и.

Консультация «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения» Разработала: Урядова Анна Дмитриевна, МДОУ «детский сад №210» Консультация: «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников.

Подготовка руки к письму у детей с нарушением речи Подготовка руки к письму у детей с нарушением речи. Я не первый год работаю в МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» воспитателем.

Советы родителям «Подвижные игры детям с нарушением речи» Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья.

Проект в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Гостья Осень» Выполнили: Учитель-логопед – Минакова И. М. Воспитатель – Ларина Н. Е. Воспитатель – Миллер Р. В. Новый учебный год хочется встретить с новыми.

Развитие речи детей с нарушением слуха Развитие речи детей с нарушением слуха. В специальных условиях коррекционного обучения детей с нарушением слуха предусматривается целенаправленное.

Презентация «Смехотерапия в коррекционной работе с детьми с тяжелым нарушением речи» Для устранения физических и психологических особенностей развития воспитанников группы с ТНР я использую технологию– смехотерапия. Смех.

Специфика логопедической работы со школьниками с тяжелым нарушением речи В младших классах у детей с тяжёлым нарушением речи, как правило, устраняются нарушения звукопроизношения, но не всегда (в зависимости.

Источник

Adblock
detector