Меню

Проблемы здоровья детей от 1 до 3 лет

Проблема здоровья детей дошкольного возраста
статья

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора. Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из задач — «формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни…». Образовательная область «Физическое развитие» включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.). Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от согласованного взаимодействия в триаде ребѐнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Актуальность опыта определяется следующими противоречиями между:

∙ объективной необходимостью в организации эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни и недостаточной методической разработанностью этой проблемы;

∙ необходимостью единства педагогов и родителей во взаимодействии и непрерывности воспитательного воздействия на ребенка и формализмом и авторитаризмом их отношений, отсутствием гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями.

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и дошкольного учреждения, так как их объединяет общие цели, развитие личности ребѐнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребѐнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребѐнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд), педагогики (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.), области взаимодействия семьи и ДОУ (В.П. Петленко, Н.Г. Веселова, Т. А. Куликова и др.) В работах психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина отмечено, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье — это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Как отмечает ряд авторов С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, О.Ю. Толстова — правильно организованная воспитательно- образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. По словам физиолога Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Здоровый образ жизни он характеризует, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным звеном первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [3, стр.23]. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Социальное направление в решении проблемы здорового образа жизни прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова.

Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам

Источник

Проблемы здоровья детей от 1 до 3 лет

Сегодня редко можно встретить маму, которая бы могла похвастаться тем, что его ребенок в возрасте от 1 года до 4 лет болел только в холодное время года. В основном дети болеют круглогодично, даже если на улице греет солнце и температура воздуха выше 30 градусов. «Почему же раньше дети болели только зимой, а наши кашляют и температурят даже летом, может это связано с изменением климата?» — задаются вопросом уставшие от постоянных простуд ребенка родители.

На самом деле, изменение климата не является основным фактором, влияющим на здоровье детей, все зависит от иммунитета ребенка. По исследованиям ученых, здоровье ребенка лишь на 15% зависит от состояния окружающей среды, а на 70% здоровье ребенка определяет его образ жизни, а остальные 15% — наследственность. Если ребенок от 1 года до 4 лет болеет простудными заболеваниями не чаще 3-5 раз в год, то это говорит о нормальном естественном развитии его иммунной системы. Поэтому, прежде чем сетовать на частую болезнь ребенка сначала надо быть уверенным, что у него действительно слабый иммунитет. Совсем не болеющих детей в природе не существует, именно через болезни стимулируется работа иммунитета ребенка.

Многие мамы с рождения ребенка начинают беспокоиться о том, каким образом повысить иммунитет ребенка, чтобы он не болел вовсе. Самостоятельно давать ребенку лекарственные препараты, повышающие иммунитет, витаминные комплексы и различные лекарственные травы ни в коем случае нельзя. Поднятие иммунитета у детей первого года жизни может привести к противоположному результату. У детей грудного вскармливания присутствует материнский иммунитет, который передается малышу вместе с молоком матери. Если даже малыш перешел на искусственное кормление, материнские антитела, которые он получил от матери, находясь в утробе, у него имеются.

Этим объясняется тот факт, что дети до годовалого возраста практически не болеют ветрянкой и краснухой. Однако простудными заболеваниями они болеют не реже детей старшего возраста, так как именно после этого у грудничков вырабатывается иммунитет. Следовательно, первым и очень важным условием того, чтобы ребенок часто не болел в возрасте от 1 года до 4 лет, является грудное кормление. Длительное грудное кормление гарантирует, что ваш ребенок будет иметь хороший иммунитет.

Не стоит переводить малыша на искусственное кормление только из-за того, что у вас мало молока или появились трещины на сосках. Надо только немного быть терпеливой и тогда все наладиться, зато ваш малыш не будет вас в дальнейшем тревожить частыми простудами. Может в этом и заключается ответ на вопрос, почему дети раньше так часто не болели. Раньше женщины не имели возможности кормить ребенка смесью, их просто не продавали в магазинах. Поэтому, детей почти что все мамы кормили грудью, а некоторые даже до 3-х летнего возраста.

Следующей причиной пониженного иммунитета у детей является создание стерильных условий при уходе за новорожденным малышом. Многие мамы бояться лишний раз выйти на прогулку с ребенком, кипятят всю его одежду, проглаживают с двух сторон, не купают в некипяченой воде, предварительно не положив туда раствор марганцовки. Есть даже такие родители, которые запрещают смотреть на ребенка всем, кто зайдет к нему без маски. Это в корне неверно.

Создавая стерильные условия и оберегая малыша от воздействия бактерий, они препятствуют развитию иммунитета ребенка. Ведь эти бактерии и являются катализатором для появления защитных реакций в организме. А раньше у людей не было возможности создавать ребенку стерильных условий, грудной ребенок рос и развивался в одной комнате с остальными членами семьи. А у мам просто не было времени тщательно следить за чистотой младенца, ведь они вынуждены были работать уже через месяц после родов.

Не следует также чересчур оберегать ребенка от воздействия холода, ветра и солнца. Закаливание очень хороший способ для повышения иммунитета ребенка. Конечно, во всем нужно знать меру, закаливание должно проводиться постепенно и разумно. Для начало достаточно проводить воздушные ванны ребенку и постепенно снижать температуру воды во время купания. Не стоит малыша постоянно укутывать и включать обогреватели в его комнате. Оптимальная температура воздуха в комнате ребенка должна быть 20-23 градусов. Не одевайте на ребенка много теплой одежды, его одежда должна быть на один слой меньше, чем одето на вас самой. Ведь часто причиной частых болезней детей становиться то, что ребенок потеет от большого количества одежды.

Если даже ваш малыш не болел больше положенной нормы до посещения детского садика, то надо быть готовым к тому, что с началом его посещения ситуация может сильно измениться. Конечно, ребенок грудного вскармливания и закаленный будет быстрее адаптироваться к садику, но подготовить его организм к встречи с новыми инфекциями необходимо. Чтобы повысить иммунитет ребенка перед садиком следуйте следующим советам:
1. Следите за рационом питания ребенка. Оно должно быть сбалансированным и содержащим все необходимые питательные вещества, микроэлементы и витамины для его полноценного развития. Не давайте ребенку много сладкого, приучайте его пить зеленый чай с лимоном, отвар шиповника, компот из калины и свежие соки.
2. Научите его строго соблюдать режим дня. Предварительно узнайте, какой режим дня в садике и приучайте ребенка следовать ему.

3. Готовьте ребенка к садику психологически. Водите ребенка в детские площадки на прогулку, общайтесь с детьми его возраста.
4. Дайте ребенку возможность больше ходить босиком. Старайтесь летом больше посещать с ребенком места, где он сможет ходить босиком по гальке или по песку.

5. Вечером устраивайте ногам ребенка контрастные ванны, приучайте полоскать горло прохладной водой после каждого приема пищи.
6. Постепенно приучайте ребенка к приему холодной пищи, не стоит каждый раз нагревать молоко и соки, бояться давать ему кушать мороженое. Пусть он постепенно привыкает к употреблению холодных продуктов.

Источник

Проблемы со сном у детей от 1 до 3 лет

Врачи все чаще и чаще слышат от родителей жалобы на то, что ребенок в год плохо спит ночью, существуют проблемы с засыпанием или нарушения в период ночного сна. Да, подобная тенденция действительно существует. Наши малыши стали более беспокойными. Попробуем разобраться, с чем это связано.

Ребенок плохо спит в 1 и 2 года: причины

Если речь не идет о каких-то серьезных заболеваниях, которые требуют наблюдения ребенка специалистами, то сначала стоит выделить первопричины сложившейся ситуации. Почему с какого-то момента дети стали испытывать трудности со сном, стали более беспокойными? Откуда берутся бессонницы, частые ночные пробуждения и плач, боязнь одному спать в своей кроватке? Психологи, которые вели исследования в данном направлении, обнаружили четкую зависимость между тем, что ребенок в год, 1,5-2 года (эти трудности касаются деток разного возраста) плохо спит в течение дня или ночью, и общей напряженностью в обществе, неблагоприятной атмосферой в семьях, на фоне которых малыши сейчас вынуждены расти.[1]

Эда Ле Шан – американский психолог, педагог и писатель – в своей книге «Когда Ваш ребенок сводит вас с ума» называет такой современный образ жизни «антидетским». Взрослые люди стали более резкими, нервными, раздраженными. Родительская нервозность, безусловно, отражается на эмоциональном состоянии маленьких людей. Их слабая нервная система не справляется с такими нагрузками.[2]

Опять же снижение времени пребывания на свежем воздухе, который все чаще заменяется компьютером и ТВ по причине высокой занятости родителей, выяснение отношений последних при ребенке – все это в совокупности повышает нервозность и беспокойность малыша и отражается, в том числе, на качестве и продолжительности его сна. Взрослым нужно научиться контролировать свои эмоции и щадить психику своего ребенка. А также не перегружать его «общением» с гаджетами.

Почему годовалый ребенок плохо спит?

Когда малышу исполняется годик, для него начинается новый этап развития. Ребеночек осваивает неизведанные до этого навыки, в частности, хождение. Это очень увлекательно и волнительно для него, поэтому может способствовать перевозбуждению и переутомлению. Из-за этого крохе бывает трудно уснуть.[3]

Также на фоне внутренних процессов, активно протекающих в организме и мозге малыша, может возникнуть проблема, когда Ваш ребенок в год плохо спит ночью, часто пробуждается, плачет. Как правило, это также вопрос незрелости детской нервной системы, которая не успевает обрабатывать поступившую лавину сведений в течение дня и завершающая данный процесс ночью.

Поэтому если Ваш ребенок в 1-1,5 года плохо спит, постарайтесь начать с упорядочения режима сна, кормления, прогулок и игр. Вечер и время перед сном должны быть спокойными. Посвятите их тихим играм или чтению. Выключите телевизор, пройдитесь по свежему воздуху, а перед самым сном тихонько расскажите сказку на ночь. И помните, никаких стрессов и ссор между мамой и папой на глазах у детей!

Почему ребенок в 2 года плохо спит?

Родители деток двух лет сталкиваются с ситуацией, когда маленький сынок или дочь отказываются делать то, о чем их просят. Этому явлению может быть масса объяснений: каприз, плохое настроение или шалость. Например, кроха не желает идти спать, когда приходит время. Настойчивость родителей приводит к расстройству, скандалу и слезам. Малыш еще более возбуждается. О спокойном сне речь уже не идет.

Кроме того, в этом возрасте проявляются первые страхи: темноты, чудовищ, злой Бабы-Яги – отрицательных персонажей сказок и мультфильмов. Необходимо ограничивать прочтение литературы и просмотр передач, которые могут негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка, в вечернее время. Так как они могут вызвать беспокойство, страх засыпания и даже бессонницу.[4]

Переутомление также может стать причиной того, почему ребенок в 2 года плохо спит. Активный день, большое количество впечатлений – все это перегружает психику малыша. И чтобы справится с этим, организм дает отрицательную реакцию в виде трудностей засыпания, бессонницы, беспокойного сна.

Уважаемые родители! Главное – не паниковать, быть терпеливыми по отношению к Вашим детям и создать для них оптимально комфортные условия для гармоничного развития. Дормикинд может оказать Вашему ребенку дополнительную помощь: мягко скорректировать сон, снять раздражительность и беспокойство, справиться с трудностями засыпания и частыми ночными пробуждениями. Дормикинд содержит натуральные действующие компоненты, экономичен и разрешен к применению с самого рождения.

[1] Раздел «Российская энциклопедия «МАТЬ и ДИТЯ»

[2] Эда Ле Шан «Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума»

[3] Статья «Нормы сна: от года до двух»

[4] Статья «Проблемы сна у детей» с педиатрического сервера для родителей Чадо.ru

Официальный представитель в России: ООО “Альпен Фарма” 117513 , Россия, г.Москва , ул. Островитянова, д.6
Тел./факс: +7 (495) 609-65-72, www.alpenpharma.com, info.russia@alpenpharma.com © 2016-2021

КАРТА САЙТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Источник

Читайте также:  Как выглядит цветок здоровья
Adblock
detector