Меню

Проблемы здоровья детей начальных классов

Проблемы здорового образа жизни в младшем школьном возрасте

«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»
М. Монтель.

Ухудшение состояния здоровья младших школьников — серьёзная проблема, которая вызывает беспокойство у общественности, родителей и учителей. Каждый год увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобождённых от занятий физической культурой, растёт количество выпускников, имеющих какие -либо ограничения по состоянию здоровья.

Есть ценности, которые признаются всеми без исключения. Среди них одна из главных — здоровье человека, особенно младшего школьника. Статистика свидетельствует, что состояние здоровья младших школьников с каждым годом ухудшается; почти половина учащихся уже приходят в школу со значительными отклонениями в состоянии здоровья [1].

Вот почему сейчас очень важно научить учащихся бережно относиться к своему здоровью, на своем примере всеми возможными способами стараться показывать красоту физического и психического совершенства. Иными словами, важно убедить школьников в необходимости ведения здорового образа жизни: выработать негативное отношение к вредным привычкам, приучить к правильному питанию, к соблюдению режима дня, к занятиям спортом, а также научить распоряжаться свободным временем с пользой для здоровья. Школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся и образовательных технологий здорового образа жизни.

Здесь, естественно, требуются совместные усилия родителей и педагогов в формировании у школьников понятия здорового образа жизни, воспитания соответствующих навыков и привычек. Это будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья учащихся.
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций [4].

Проблема состоит в том, что в школе процесс формирования здорового образа жизни ещё не приобрёл своей целенаправленности, систематичности в её практической реализации, несмотря на то, что существует Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников, которая предполагает сохранение и укрепление здоровья, способствующие развитию ребенка, как в познавательном, так и в эмоциональном плане. Эта программа применяется в Базовой средней (полной) общеобразовательной школы Филиала СГПИ в городе Железноводске. Она составлена с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья младших школьников: неблагоприятные условия; факторы риска; чувствительность к воздействиям; комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.

Для того, чтобы проверить эффективность применения данной программы, мы провели исследование состояния уровня сформированности культуры здорового образа жизни младших школьников на базе 3а класса Базовой средней (полной) общеобразовательной школы Филиала СГПИ в городе Железноводске. Количество учащихся составляло — 21 человек.

Ход исследования обеспечивается применением трех диагностик.

Первая диагностика была направлена на решение задачи по сформированности представлений о позитивных факторах здоровья, о правильном (здоровом) питании нами использовалась анкета «Осведомленность о требованиях здорового образа жизни»[5].

Из полученных результатов можно сделать вывод, что высоким знанием правил пользования средствами гигиены обладают – 71% учащихся, достаточным уровнем – 24%, низким уровнем – 5%.

Результаты по изучению осведомленности о правилах организации режима питания следующие: высоким уровнем обладают 86% школьников, низким уровнем – 14%.

Результаты по осведомленности о правилах оказания первой помощи показали, что высоким уровнем обладают 86% учащихся, низким – 14%.

Для решения задачи о сформированности умений обучающихся делать осознанный выбор поступков, способствующих здоровому образу жизни, уметь рационально организовать режим дня была проведена анкета «Мой режим дня»[3].

Читайте также:  Спорт это гарантия здоровья

Результат показал, что высоким уровнем организации режима дня обладают 48% учащихся, средним уровнем – 48%.

Высоким уровнем умения рационально организовывать свой досуг не обладают ни один из учащихся, средним уровнем обладают – 62% обучающихся, низким уровнем -38 %.

Для решения задачи об обученности элементарным навыкам эмоциональной разгрузки, сформированности навыков позитивного коммуникативного общения была проведена анкета А.О.Прохорова «Невербальная диагностика эмоциональных состояний»[2].

В ходе исследования было выяснено, что в целом эмоциональный фон в классе позитивный, основные, наиболее встречающиеся позитивные психические состояния — дружелюбие, доброжелательность, радость, мечтание, фантазирование. Дети ориентированы на общение в коллективе, коммуникативное взаимодействие друг с другом, но наряду с этим наблюдались и негативные состояния такие, как утомление, усталость, напряженность, скованность.

Таким образом, позитивные состояния наблюдались у 12 учеников, что составляет 57 %, позитивные и негативные у 6 учащихся, что составляет 29%, а негативные состояния у 3 учащихся, что составляет 14%.

Сформированность культуры здорового образа жизни у младших школьников находится на среднем уровне. Не все школьники имеют правильное представление о правилах пользования средствами гигиены, об организации режима дня, об оказании первой помощи. Также не все учащиеся соблюдают режим дня. Некоторые учащиеся некомфортно чувствуют себя в коллективе. Некоторые из них чувствуют себя скованно и напряженно. Полученные результаты диагностик указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о здоровом образе жизни, а также сформированности навыков эмоциональной разгрузки и навыков коммуникативного общения.

Источник

Проблема здоровьесбережения в начальной школе
статья по теме

Здоровье-бесценный дар,который преподносит человеку природа.Этим даром надо дорожить и уметь им правильно пользоваться.В течение последних лет работаю по теме самообразования «Здоровьесберегающие технологии в образовательном и воспитательном процессе».С данной статьёй-отчётом выступила на МО учителей начальных классов нашей школы.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchie_tehnologii_.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема здоровьесбережения в начальной школе.

Из опыта работы по теме самообразования учителя начальных классов МОУ «СОШ №5 г. Вольска Саратовской области» Сендерович В.А.

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием

«здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено,

что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения (4) , на 15 % — от наследственных факторов(3) , на 25 % от экологии(2) , на 50 % — от самого человека(1).

Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5- 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов. Родители, в последние годы,

всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё

чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым ребёнок проводит более двух- трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.

Стране прежде всего нужны здоровые выпускники, и лишь потом образованные. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

В своей работе главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья детей. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни.

Для решения этой задачи при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:

▪ формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и

физической культуре. По учебному плану 1 урок в неделю отводится на изучение ОЗОЖ.

▪ использовать на уроках и во внеучебное время наиболее рациональные

формы и методы, способствующие становлению физически, психически и

эмоционально здоровой личности. Слежу за положительной учебной мотивацией.

▪ формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной

▪ систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся

о ценности здорового образа жизни;

• обеспечивать необходимую двигательную активность детей

Проблема здорового образа жизни не нова и имеет древние философские корни, связанные с рассмотрением таких вопросов, как отношение человека к бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, стремление к самосохранению, понимания счастья.

Накопленная в течение многих веков мудрость говорит о том, что человечество всегда ценило здоровье, поощряло крепость духа и умеренность в потреблении телесных благ. В сказках, мифах, легендах многих народов прославляются

сильные, смелые, выносливые, трудолюбивые люди и высмеиваются лентяи, обжоры, пьяницы.

В настоящее время широкое признание получило определение «здоровья», предложенное Всемирной организацией здравоохранения. Согласно этому определению, здоровье человека характеризуется не только отсутствием болезни или дефекта, но и состоянием полного комфорта – физического, психического и социального.

Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время встаёт особенно остро, причём начинать эту работу необходимо как можно раньше. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья

элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.

Сегодня современный урок- это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Стараюсь так строить учебный процесс, чтобы можно было предупредить эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе:

— оптимальная учебная нагрузка;

— рациональный режим обучения;

— рациональный двигательный режим;

— если на уроках будут использоваться технологии обучения, содействующие здоровью;

— если ребёнок будет обучаться в условиях, соответствующих СанПиНам;

— если вовремя будет оказываться психологическая и социальная поддержка;

— своевременные медицинские услуги;

— и охрана психического здоровья

Перед уроками проводится ежедневно зарядка в классе. Проводят её по очереди все учащиеся. На уроках, переменах, внеклассных мероприятиях я провожу динамические музыкальные паузы. Дети под современную музыку, глядя на юмористические презентации с героями мультфильмов, выполняют движения современных танцев.

Данные упражнения способствуют преодолеть сонливость учеников, которая наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание.

Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

При проведении физкультурных минуток учитываю следующие требования:

▪ физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

▪ предпочтение следует отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц;

▪ они должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес).

— упражнения для снятия общего или локального утомления;

— упражнения для кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев

— гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);

— гимнастика для слуха;

— упражнения, корректирующие осанку;

— дыхательная гимнастика; — упражнения на релаксацию

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

В беседах с родителями рекомендую им упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятиям спортом.

Мои дети в классе очень активные и подвижные. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры — хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдение правил игры. Использую простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников, и также быстро выявлять победителей. Я не рекомендую детям использовать игры, носящие остроконфликтный характер, вызывающие большой игровой азарт после которых у детей наблюдается чрезмерное возбуждение, неблагоприятно отражающееся на дальнейшей учебной деятельности.

Как классный руководитель систематически провожу с учащимися классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления

• Проект и его защита «Вредные привычки»

▪ Беседы «Береги свою жизнь», Для чего нужна зарядка», «Осторожно на

дорогах!», «Если хочешь быть здоров».

▪ Классные часы «Мои увлечения», «О толерантности», «Мой режим

дня — мой друг и помощник»,

▪ Игры «Здоров будешь — всё добудешь», «Мы ловкие, смелые, умелые».

▪ Лекция с показом презентации о правильном питании.

▪ Маскарад вредных привычек.

С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически.

Источник

Adblock
detector