Проблема здоровья детей дошкольного возраста
статья
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора. Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.
Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из задач — «формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни…». Образовательная область «Физическое развитие» включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.). Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от согласованного взаимодействия в триаде ребѐнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Актуальность опыта определяется следующими противоречиями между:
∙ объективной необходимостью в организации эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни и недостаточной методической разработанностью этой проблемы;
∙ необходимостью единства педагогов и родителей во взаимодействии и непрерывности воспитательного воздействия на ребенка и формализмом и авторитаризмом их отношений, отсутствием гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями.
Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и дошкольного учреждения, так как их объединяет общие цели, развитие личности ребѐнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребѐнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребѐнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд), педагогики (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.), области взаимодействия семьи и ДОУ (В.П. Петленко, Н.Г. Веселова, Т. А. Куликова и др.) В работах психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина отмечено, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье — это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Как отмечает ряд авторов С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, О.Ю. Толстова — правильно организованная воспитательно- образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. По словам физиолога Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Здоровый образ жизни он характеризует, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным звеном первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [3, стр.23]. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Социальное направление в решении проблемы здорового образа жизни прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова.
Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам
Источник
Проблемы здоровья 6 летних детей
Нельзя сказать, что здоровье школьников зависит только от школы, здесь имеет место быть экология, социальные условия, в которых живет ребенок, наследственные признаки. Но и школа накладывает свой отпечаток в виде приобретения детьми некоторых детских заболеваний.
Многие школьники сейчас так слабы, что даже не могут заниматься нормально физкультурой, сдавать нормативы. По данным специалистов, больше трети детей приобретают за годы учебы в школе хронические заболевания.
Например, принято считать, что девочки учатся лучше мальчиков, они старательнее, усидчивее. Но и стрессы, полученные во время учебы, действуют на их организм сильнее. Ведь для того, чтобы добиться успехов в школе, девочки тратят больше сил, эмоций.
Многие, наверное, удивятся этому. Ну откуда у детей в школе может быть здоровье, если им приходится учиться в две смены, парты, за которыми они сидят, не соответствуют эргономическим показателям (элементарно, росту ребенка), а домашнюю работу иногда задают в таких количествах, что многие не успевают все сделать.
В советских школах раньше действовала такая система: ученики начальных классов сидели в одних кабинетах, средние — в других, а старшие классы в третьих. При этом каждый класс по возрасту сидел за такими партами, который соответствовал их росту.
А сейчас получается так, что и малыши, и старшеклассники занимаются в одном кабинете, сидят за одинаковыми партами. Учителям, конечно, так проще. Им не надо бегать с пособиями, тетрадями по разным кабинетам, а вот дети от этого страдают.
Среди всех заболеваний среди школьников — заболевания опорно-двигательного аппарата. При этом школьники, особенно малыши, испытывают постоянное напряжение, когда им надо переходить из кабинета в кабинет на разные предметы. И детям даже иногда негде передохнуть на перемене, им приходится толпиться в коридоре, пока учитель не впустит их в кабинет.
А если говорить о нарушении зрения. Почти каждый второй школьник в очках. Число школьников от начальных классов до старших, которые испытывают проблемы со зрением, с каждым годом увеличивается. Виной этому не только школьные нагрузки, но также многочасовое времяпрепровождение перед компьютерами и телевизорами. В данном случает родители должны контролировать своих детей и отслеживать время проведения перед компьютерами и телевизором.
Еще одна проблема школьников — расстройства нервно-психической системы. В школах почти не осталось психологов, а ведь они очень нужны детям. Иногда дети испытывают настолько сильные умственные и эмоциональные нагрузки, им порой срочно, бывает, нужна психологическая помощь. Иначе им может грозить нервный срыв. Иногда среди учителей встречается ошибка (такой особый авторитарный метод преподавания школьных дисциплин), что они считают, что есть только их мнение, а мнение школьников по вопросам, касающееся их предмета для них неважно. Дети, которые постоянно находятся под таким эмоциональным прессом, также испытывают нагрузки на нервную систему.
Хронические заболевания пищеварительной системы — тоже не редкость для школьников. Число таких школьников также стремительно растет. Многие родители считают (иногда со слов ребенка), что в школе еда невкусная, что лучше перекусить сухомяткой или шоколадкой. Однако детские врачи считают, что ребенок обязательно должен есть в столовой. Ему просто необходимо горячее питание.
И если на самом деле встречаются такие проблемы, что еда в школе невкусная, тогда должен собираться родительский комитет и принимать определенные меры.
В некоторых случаях проблем с питанием идут из самой семьи. Дети лучше съедят какую-нибудь сухомятку, чем полноценное горячее блюдо. Не следует забывать о том, что организм школьника — растущий организм, ему необходимы питательные вещества и правильное питание.
Также отметим, что какие-то мероприятия, связанные именно с учебным процессом, должны исходить от учителей. В первую очередь — это правильно организованный учебный процесс, то есть грамотное чередование легких и трудных школьных предметов, грамотно составленное расписание. Нельзя ставить детям в один день несколько проверочных или контрольных работ, и задавать много на выходные, единственный день, когда школьники могут отдохнуть.
Источник
Актуальные проблемы здоровья детей
консультация (старшая группа) на тему
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Однако в последние годы состояние здоровья детей резко ухудшилось.
Среди наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) в детском возрасте, прежде всего, следует выделить различные виды нарушений осанки, в основе которых лежит деформация позвоночника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Среди заболеваний часто встречается заболевания опорно-двигательного аппарата | 86.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы здоровья детей
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Однако в последние годы состояние здоровья детей резко ухудшилось.
Среди наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) в детском возрасте, прежде всего, следует выделить различные виды нарушений осанки , в основе которых лежит деформация позвоночника.
Причинами возникновения нарушений осанки являются :
- Общая ослабленность организма, родовая травма.
- Несоответствующие росту размеры мебели: домашняя кровать должна быть длиннее тела человека на 25 см; школьные парты столы и стулья должны соответствовать росту ребёнка.
- Плохое освещение рабочего места, неправильное расположение источников света.
- Недостаточная двигательная активность.
- Нерациональная организация режима труда и отдыха.
- Недостаточность общего физического развития.
Нормальная осанка формируется к 6-7-летнему возрасту ребёнка и при этом характеризуется:
- прямым положением головы и позвоночника с отведением их вертикальных осей (т.е. совпадением по вертикали наиболее выступающих назад точек грудного и крестцово-копчикового кифозов);
- симметричным расположением развёрнутых и слегка опущенных надплечий;
- симметричным и одноуровневым расположением углов лопаток, прилежащих к грудной клетке;
Рекомендации для родителей:
- Если ребенок любит спать, свернувшись калачиком, постарайтесь отучить его от этой привычки, оказывающей отрицательное влияние на его осанку.
- Обратите внимание, не сидит ли ребёнок на подвернутой ноге с закинутой за спинкой стула рукой? Если сильно размахивает руками, подскажите, что этого делать не следует.
- Он сутулится? Когда-то – меньше 20 лет назад, это было неприлично. А правила хорошего тона помогали формированию осанки. Кстати, сутулится ребенок часто, когда испытывает страх, тревогу, неуверенность в себе.
Ничего особенного в этих условиях нет – обыкновенные правила хорошего тона, которые формируют правильную осанку. А вот «дурные привычки» искажают ее, приводят к заболеванию сколиозом, очень сейчас распространенному, как и многим хроническим заболеваниям внутренних органов в результате их смещения.
В общей оздоровительной программе есть тестовые упражнения, которые можно проводить родителям. Одним из таких упражнений является:
Упражнение для оценки силовой выносливости мышц спины.
Исходное положение – лежа на животе, руки вытянуты вперед. Приподнять над полом прямые руки, ноги и голову. Руки в локтях не сгибать, голова между рук, носки ног оттянуты. Удерживать это положение до усталости. Оценивается в секундах.
К примеру, если ребенок только до минуты или менее может находиться в положении «рыбка», держит столько же времени уголок и голову на весу, то можно говорить о слабости его мышечного корсета и дисплазии мышечно-связочного аппарата. Ребенку можно назначить щадящий комплекс упражнений в течение двух-трех недель.
Уважаемые родители! При соблюдении всех этих простых правил вы можете лишить ребенка проблем с осанкой!
Подготовила: инструктор физической культуры Кобелева Т.И.
Источник