Проблемы управления охраны здоровья
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Сергеенко И. А. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
The article is the scientific review of economic problems of Russian health care for the last period of time.
В настоящий период общественного развития основной задачей является создание социально-ориентированной рыночной экономики.
Немаловажная роль принадлежит региональному здравоохранению, как основному фактору в достижении высоких показателей экономической и социальной деятельности. Приоритеты современного здравоохранения смещаются в сторону модернизации отрасли, решению существующих проблем и внесению корректив в управление системой здравоохранения.
При рассмотрении управления системой здравоохранения необходимо выделить следующие проблемы:
· финансовая фрагментарность и бюджетный дисбаланс;
· организационные барьеры и дублирование управленческих функций;
· отсутствие административной вертикали, неуправляемость и пассивность структур;
· инертность и неальтернативность в принятии управленческих решений;
· низкая эффективность использования экономических регуляторов, методов прогнозирования и проектирования;
· несовершенство законодательства и правовой произвол;
· отсутствие информационно-аналитического анализа и принципа системности в управлении;
· низкая эффективность использования человеческих ресурсов;
· отсутствие методов научного исследования.
Финансовая фрагментарность связана с низким уровнем финансового обеспечения системы здравоохранения.
В настоящее время в отечественном здравоохранении складывается следующая ситуация. Потребитель платит государству за пользование услугами здравоохранения, а государство не в состоянии эффективно использовать полученные средства, например, повысить уровень технической оснащённости.
Важной проблемой является наличие двуканального финансирования. Это связано с наличием особенности в системе российского здравоохранения. Особенность состоит в приспособлении сложившейся модели к негосударственной схеме страхования. При наличии данной особенности создаётся конструкция при которой государство сохраняет в своей собственности лечебную сеть и некоммерческую форму изъятия страховых финансовых ресурсов через социальный налог и бюджет, а функцию прямого финансирования доверяет коммерческим субъектам.
В результате складывается система с участием страховых медицинских организаций, территориальных фондов Обязательного Медицинского Страхования, которые осуществляют административные, расчётно-экспертные и резервно-финансовые функции.
В сложившейся системе здравоохранения в Российской Федерации трудно балансировать между возможностями и обязательствами государства. Отсутствие действенных механизмов выравнивания условий финансирования здравоохранения приводит к бюджетному дисбалансу.
В законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. №1499-1 указывается, что Правительство Российской Федерации, органы государственного управления, краёв, областей, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения.
Следовательно, органы управления должны проводить своевременную политику по решению следующих задач:
· разработка и реализация целевых программ;
· обеспечений высокого уровня профессиональной подготовки кадров;
· активное финансирование научных исследований;
· широкое развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
· расширение возможностей оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
· выравнивание средств территорий за счёт использования механизма субсидирования;
· совершенствование системы финансовой помощи медицинским учреждениям при социально-значимых и массовых заболеваниях.
Кроме финансовых проблем существуют проблемы организационного и структурного характера. Отсутствует чёткое разделение полномочий и функций в сфере государственного управления здравоохранением.
Сущность характеристик заключается в наличии учреждений здравоохранения, множество из которых дублируют друг друга в своих функциях (медицинские подразделения, департаменты и т. д.). Наличие такого дублирования приводит к неповоротливости, неуправляемости и отсутствию функциональности.
Важным звеном в структуре органов управления здравоохранением является Фонд обязательного медицинского страхования. В настоящее время миссия ФОМСов не определена. Фонды осуществляют одновременно административные и контрольные функции.
В системе обязательного медицинского страхования отсутствует вертикаль «ФОМС — территориальные фонды», что ведёт к отсутствию прямого административного подчинения региональных органов управления федеральным.
Итак, внутри самой системы ОМС существует ряд ключевых проблем:
· отсутствие механизма принятия управленческих решений;
· сохранение системы регулирования с наличием медицинских учреждений с высоким уровнем теневых проплат;
· отсутствие прогрессивных методов планирования, стимулирующих повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
· отсутствие информационно-аналитического механизма управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений;
· несовершенство системы подготовки профессиональных кадров в здравоохранении.
В период с 2005 г. в законодательстве наблюдается постепенное формирование новой модели распределения полномочий между различными уровнями управления. Эта модель называется управляемой «мягкой» децентрализацией. Данная модель имеет следующие особенности:
· передача части полномочий федерального центра регионам, при этом за Федеральным центром остаётся регулирование, финансирование и контроль исполнения полномочий;
· появление новых полномочий у регионов, связанных со стандартизацией и организацией оказания медицинской помощи;
· возвращение практики долгосрочного и среднесрочного планирования.
Таким образом, проблемы и пути их решения можно представить следующим образом (Рисунок 1)
Финансовую фрагментарность и бюджетный дисбаланс представляется возможным преодолеть при разработке и реализации целевых программ, учитывая возможности бюджетов различного уровня.
Структурная перестройка и использование принципов адаптивности и модификации позволяют преодолеть организационные барьеры, дублирование управленческих функций и создать административную вертикаль.
Построение системы стратегического управления позволит обеспечить альтернативность в принятии управленческих решений и способствовать повышению эффективности использования экономических регуляторов, таких, например, как цена. Для того чтобы регуляторы работали необходимо планировать потребности в ресурсах с использованием современных подходов на основе анализа интегральных показателей.
Для совершенствования правового законодательства необходимо принятие нормативно-правовых актов, регулирующих управление системой здравоохранения.
Построение информационно-аналитической системы позволит усовершенствовать процесс обмена и обработки информации и достичь системности в управлении.
Проблему повышения эффективности использования человеческих ресурсов возможно решить путём использования качественной подготовки специалистов и планирования в их потребности.
Подготовка и реализация научных программ будут способствовать расширению методов научного исследования.
Рисунок 1 — Проблемы управления системой здравоохранения и пути их решения
Источник
Проблемы управления в сфере здравоохранения.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ.
Захряпина А.И., Михнёва Ю.С. 18.305
Координация вопросов здравоохранения относится к ведению федеральных органов власти по Конституции Российской Федерации. Также основным руководящим документом является ФЗ от 21.11.2011 N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Здравоохранение — общественная функциональная система, весь комплекс государственных мероприятий которой направлен на защиту жизни, здоровья каждого человека и всего населения, включающий все элементы окружающей природной и социальной среды, также системы непосредственного жизнеобеспечения, образ и условия жизни населения.
Основная цель управления в области здравоохранения– это сохранение и рост численности населения, разработка и реализация мер по охране здоровья и профилактике заболеваний, обеспечение всеобщей доступности и обеспечение высокого качества медицинской помощи.[2]
Проблемы управления в сфере здравоохранения.
Рассмотрим управление в системе здравоохранения и выделим основные проблемы:
1. Финансовая фрагментарность (ФФ) и бюджетный дисбаланс (БД). ФФ связана с малым финансированием системы здравоохранения. БД вызван несоответствием возможностей и обязанностей государства. Нет отлаженных механизмов выравнивания условий финансирования здравоохранения.
2. Отсутствие прямого административного подчинения региональных органов управления федеральным. ФОМС (фонды обязательного медицинского страхования) выполняют и административные и контрольные функции. В итоге – неуправляемая, разрозненная и пассивная структура.
3. Бездеятельность и отсутствие альтернативы в принятии управленческих решений. [2]
4. Неэффективное использование экономических регуляторов, методов прогнозирования и проектирования.
5. Несовершенство законодательства. Это вызвано неточностями и неясностями в нормативных документах. Например, ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Удивляет то, что от медиков требуют высокого качества проведенных ими услуг, но при этом не учитывается их потребность в современном, качественном и, само собой, дорогостоящем оборудовании, т.к. при проведении закупок акцент ставится на низкую цену. То есть покупается малое количество дорогостоящего оборудования, что вызывает дефицит и нескончаемые очереди в единичных больницах. Либо же закупается оборудование дешевле, более низкого качества, устаревшие модели, но в большем количестве. И в связи с этим за медицинской помощью пациентам приходится обращаться в зарубежные клиники.[3]
6. Несовершенство информационно-аналитического анализа и принципа системности в управлении.
7. Низкая эффективность использования человеческих ресурсов. Эта проблема связана с недостаточной квалификацией специалистов.
8. Низкие темпы развития методов научного исследования в практических областях медицины и фармации. Не повсеместное обеспечение учреждений современным медицинским оборудованием. Далеко не все медицинские учреждения соответствуют современным требованиям. В качестве примера современного уровня технической оснащенности и высочайшего качества можно выделить следующие учреждения: Чебоксарский филиал Государственного учреждения МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова, Самарский областной клинический онкологический диспансер, МосковскийНаучный Центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева и т.д. Но все же минусом остается то, что порой получение спектра всех услуг в пределах одного города, области, даже округа, а порой и страны просто невозможно.
Источник
Проблемы управления здравоохранением и направления реформирования
Здравоохранение следует рассматривать как общественную функциональную систему, весь комплекс государственных, коллективно-групповых и личных мероприятий, направленных на защиту жизни, здоровья каждого человека и всего населения, включающий все элементы окружающей природной и социальной среды, в том числе и системы непосредственного жизнеобеспечения, а также образ и условия жизни населения, уровень его образования и культуры – все то, что способствует жизни и здоровью, максимальному продлению активной творческой жизни человека. При таком подходе к системе здравоохранения в качестве результата функционирования всего медицинского комплекса с демографической точки зрения рассматривается совокупность показателей, отражающих сложившийся уровень заболеваемости и смертности. Система общественного здравоохранения, в первую очередь, должна соответствовать этому уровню. Таким образом, формирование системы здравоохранения необходимо осуществлять на основе приоритетов в охране здоровья, отражающих демографические аспекты и структуру заболеваемости.
По прогнозным данным Всемирной организации здравоохранения смертность в России вследствие болезней до 2015 года может составить 4 млн. жизней наших граждан и принести государству потери в 300 млрд долларов. Россия находится на 134-м месте в мире по продолжительности жизни мужчин, граждане Российской Федерации живут почти на 20 лет меньше, чем американцы, французы или японцы. Несмотря на то, что с 1998 года Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, ее объемы на местах не соблюдались. Сокращение услуг в стационарах без соответствующего развития амбулаторно-поликлинического лечения уменьшало возможность граждан получать медицинскую помощь. Особенно это отразилось на жителях отдаленных территорий и села. Основной целью политики в области здравоохранения является создание условий для сохранения и роста численности населения области, повышения качества населения с разработкой и реализацией мер по охране здоровья и профилактике заболеваний, сохранению и укреплению психического здоровья, улучшению психологического состояния населения. Для создания таких условий требуется проведение следующих действий:
• усовершенствовать нормативно-правовую базу для оптимизации функционирования отраслей социальной сферы;
• разработать и начать реализацию демографической программы области, определяющей пути и способы улучшения демографической ситуации;
• провести оптимизацию региональной системы здравоохранения на основе обязательного медицинского страхования, оптимального внедрения ресурсосберегающих технологий; повышения эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, обеспечивая доступность и качество медицинской помощи для широких слоев населения;
• сформировать систему профилактики и предотвращения распространения социально опасных заболеваний и создать ее нормативное обеспечение;
• разработать программу поддержки молодых семей, включая содействие в трудоустройстве, организации бизнеса, решении жилищных проблем (на основе долгосрочного кредитования, развития ипотеки и др.), оказание психолого-педагогической поддержки семьям (уделяя особое внимание молодым и многодетным семьям);
• сформировать систему поэтапного увеличения количества дошкольных учреждений на основе частно-государственного партнерства;
• сформировать комфортную среду жизнедеятельности пожилых граждан, ветеранов и инвалидов на основе развития региональной системы реабилитации инвалидов, организации в лечебных учреждениях отделений для пожилых и престарелых граждан и т. д.;
• разработать региональную программу медицинского обслуживания сельского населения, развивать службы врачей общей практики;
• повысить эффективность пропаганды здорового образа жизни, создавать условия для развития массового спорта;
• создать систему контроля по качеству предоставляемых медицинских услуг, фармацевтической и медицинской продукции;
• совершенствовать систему комплексного экологического мониторинга и организационный механизм охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
13. Анализ стратегических альтернатив, стадии и факторы выбора стратегии в государственном управлении. Оценка и анализ внутренней и внешней среды в стратегическом управлении на государственном уровне. Использование метода “сценариев будущего” в стратегическом управлении государственными системами. Управление реализацией стратегией развития государственных образований.
Стратегические альтернативы — набор различных частных стратегий, позволяющих достичь стратегические цели государства, во всем их многообразии, в рамках выбранной базовой стратегии и ограничений на использование имеющихся ресурсов.
На первой стадии (разработка стратегических альтернатив) создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. При этом важно разработать как можно большее число возможных альтернативных стратегий. Это позволяет существенно расширить стратегический выбор и не пропустить потенциально лучший вариант.
На второй стадии (доводка стратегии) стратегии дорабатываются до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии и формируется общая стратегия. Кроме того, на этой стадии учитывается развитие ситуации во внешней среде.
На третьей стадии (анализ/оценка стратегии) анализируются альтернативы в рамках выбранной общей стратегии.
Факторы, определяющие выбор стратегии
сценарий — это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию (образу организации в будущем). Как правило, сценарии представляют собой качественное описание, хотя и детализированное, содержащее отдельные количественные оценки. Этим они отличаются от обычных прогнозов, в большинстве которых упор делается на количественные показатели.
Исходным пунктом разработки «сценариев будущего» всегда должна быть точная оценка настоящей стратегической ситуации. Такая оценка ведет к пониманию динамики воздействующих факторов: значение каких факторов падает и каких возрастает по всему временному горизонту. Должно быть разработано множество альтернативных «сценариев будущего», представляющих собой определенную логическую картину. При этом должно соблюдаться обязательное условие — альтернативные сценарии не должны содержать противоречий, т. е. взаимоисключающих шагов и событий.
Оценка реализации стратегии предполагает:
• сравнение результатов работы с целями;
• механизм обратной связи для корректировки стратегии;
• системность и непрерывность.
Внешняя эффективность реализации стратегии отражает уровень соответствия деятельности требованиям среды и обычно выражается через показатель достижения целей. Внутренняя эффективность стратегии отражает результаты изменений, прошедших в процессах преобразования ресурсов в продукт, и выражается через экономические показатели.
Понятие муниципальной службы как вида публичной службы. Принципы организации и функционирования муниципальной службы. Правовой статус муниципального служащего. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция)
Местное самоуправление в силу статьи 3 Конституции РФ представляет собой разновидность организации публичной власти. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Основными принципами муниципальной службы являются: Статья 4. 25 ФЗ
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
Источник