Социальная адаптация и социализация детей с ОВЗ в ОУ
презентация к уроку на тему
презентация об адаптацияя и социализции детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы МБОУ СОШ №43)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parastaeva_i.yu_._sotsialnaya_adaptatsiya_detey_s_ovz.ppt | 818.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья Парастаева Инесса Юрьевна, учитель русского языка и литературы, зам.директора по УВР, МБОУ СОШ №43 г.Владикавказ
Одна из наиболее актуальных проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ( далее дети с ОВЗ ) и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовой школы. Все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками. Каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохраняя нужную специализированную психолого-педагогическую помощь.
В настоящее время существуют различные определения понятия социализация, социальная адаптация, интеграция, реабилитация, которые раскрывают его в полной мере. Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Социальная адаптация — процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.
Интеграция – полноценное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в стандартную социокультурную жизнь, при которой его дефект не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия. Реабилитация – восстановление пригодности, способности. Система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне его психофизических возможностей.
Социальная интеграция детей с ОВЗ рассматривается как наиболее перспективное направление современной социальной культурной политики и является одной из важных ступеней в организации образовательного процесса ОУ.
Социальная инфраструктура для детей с ОВЗ должна быть направлена: на обеспечение полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена: — на создание условий для получения доступного образования каждым ребенком с проблемами в развитии, независимо от уровня способностей, образовательных потребностей; — на реализацию потенциальных возможностей детей с ОВЗ в доступных формах обучения, видах деятельности.
Для этого образовательное учреждение должно: обеспечить нормативную базу процесса интегрированного образования детей с ОВЗ в системе общего образования; обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами; создать доступную образовательную среду в рамках интегрированного образования; создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля; разработать программно-методическое обеспечение интегрированного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), рабочие тетради, учебные пособия); обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ОВЗ; обеспечить работу с семьей ребенка с ОВЗ.
Формы включения детей с ОВЗ в образовательное пространство
Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства ( чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности ). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация; творческая деятельность.
В России практика обучения детей с ОВЗ вместе с нормально развивающимися сверстниками (инклюзивное обучение)началась более 15 лет назад, что позволило решить вопросы как получения образования детьми с ОВЗ, так и сохранения и укрепления института семьи и интеграции ребенка в общество. В МБОУ СОШ №43 инклюзивное обучение реализуется с 2011 года.
Творческих побед в реализации инновационных технологий в обучении и воспитании детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В развитии любого ребенка можно выделить два направления — социализация и индивидуализация. Данное моделирование поможет планировать карты индивидуальной реабилитации.
Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством при.
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы — одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес.
Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида.
Социальная адаптация детей-сирот.
Введение, Пояснительная записка, Содержание программы, Планирование логопедических занятий.
laquo;Инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове.
Источник
Презентация на тему «Социализация детей с ОВЗ»
Описание разработки
Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Формы социализации.
Первичная социализация.
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Вторичная социализация.
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней.
Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Содержимое разработки
Социализация детей с ОВЗ
Работу выполнил: учитель I категории ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №1
г. Красного Сулина
Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья , откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа , где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней.
Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Личность проходит следующие стадии социализации: 1) имитацию — копирование
детьми поведения взрослых;
2) игровую — детское поведение
как исполнение роли со значением;
3) групповые игры — роль как
ожидаемое от нее поведение.
Участники образовательного пространства
психолог, логопед, дефектолог,
работник доп. образования)
Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса .
Развитие навыков и личностных качеств
Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но педагоги должны создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, что способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как:
- социальная компетентность;
- толерантность;
- навыки решения проблем;
- независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль;
- навыки целеполагания.
Основные принципы коррекционно-развивающей работы
- Соблюдение интересов ребенка;
- Системность;
- Непрерывность;
- Вариативность;
- Рекомендательный характер оказания помощи.
Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в:
- целенаправленной педагогической поддержке детей,
- раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности.
Источник
Презентация на тему «Социализация и социальная адаптация обучающихся с ОВЗ в системме профессионального образования»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Социализация и социальная адаптация обучающихся с ОВЗ в системе профессионального образования «Господь дает особых детей особым людям» англ. пословица
Терминология Социализация-процесс активного воспроизведения личностью социального опыта, реализуемого в деятельности и общении, развитие личности под воздействием социума, социальных институтов и агентов социализации Социальная адаптация- процесс и результат активного приспособления личности к условиям новой социальной среды
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования» “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
Направления социализации Оздоровительное: Ежегодная диспансеризация Медицинское освидетельствование Профилактические мероприятия Контроль за соблюдением режима Восстановительная физкультура Медико-психологическая служба
Направления социализации 2.Учебно-воспитательное: Программы с учетом индивидуальных особенностей Дополнительное образование — кружки, секции, техническое творчество
Направления социализации 3.Психолого-педагическое: Мониторинг Сопровождение детей с ОВЗ
Направления социализации 4. Профессиональная реабилитация: Профессиональное обучение Профессионально-производственная реабилитация Содействие в трудоустройстве
Направления социализации 5. Консультационное: Индивидуальная работа с обучающимися Работа с семьей Работа с педагогами
Условия социализации рациональный выбор профессии (специальности) индивидуализация образовательного маршрута подготовка педагогических работников к взаимодействию с обучающимися с ОВЗ комплексный, системный (интегрально-личностный) характер социализирующих влияний поддержка выпускников с ОВЗ в период адаптации на рабочем месте
Проблемы профессиональной адаптации Необходимость частичной занятости и гибкого графика работы Специальные условия труда (включая наставничество) Более частая оплата временной нетрудоспособности
Направления социальной адаптации Адаптация к учебному заведению ( беседы, классные часы, родительские собрания) Формирование Я-концепции (изучение личностных особенностей) Формирование адекватной самооценки (тренинги, дифференцированные задания, формирование навыков самоконтроля)
Направления социальной адаптации Формирование процессов саморегуляции (тренинги) Профилактика девиантного поведения ( формирование нормативного поведения) Подготовка к самостоятельной жизни (поручения, адекватные задания)
Направления социальной адаптации Формирование познавательной деятельности (коррекционные и дидактические упражнения, закрепление общеучебных навыков) Формирование коммуникативной компетентности ( работа в группах) Обучение технологиям поиска (тренинги, деловые игры, дискуссии, мастер-классы)
Правила работы педагогов Подход к обучающимся с оптимистической гипотезой(безграничная вера в него) Путь «от успеха к успеху»(уровень сложности должен соответствовать уровню возможностей) Темп движения каждого индивидуален (не торопить и не сравнивать)
Правила работы педагогов Отказ от принципа «переход количества дополнительных занятий в качество обучения»( не переутомлять физически и психически) Отслеживать продвижения (что умеет самостоятельно, что при помощи педагогов, родителей)
Правила работы педагогов Выявить сильные стороны и опираться на них (через диагностику) Использовать возможности дистанционного обучения (дома, не спеша) Создать толерантную социокультурную среду ( готовность коллектива к сотрудничеству, принятие «особых» детей)
Источник