VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РФ
С каждым годом численность детей с особыми потребностями на территории Российской Федерации увеличивается. Согласно Федеральной службе статистики, на 1апреля 2013 года в России насчитывалось 573 тысячи детей-инвалидов, на 1 января 2014 года- 582 тысячи, а на 1 января 2015 года уже 590 тысяч. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам [11].
В нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и обучаются не только в домашних условиях, но и в школах-интернатах, домах-интернатах и коррекционных школах. Однако ни одно из данных учреждений не решает проблему социальной изоляции детей с ограниченными возможностями здоровья от сверстников.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [7].
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства по сравнению с другими детьми. А это означает, что у ребенка с особыми потребностями нарушается процесс социализации.
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» — земли, средств производства и т.п. Применительно к человеку он нашел отражение в работе американского социолога Ф.Г. Гиддинса «Теория социализации» (1887). В ней термин «социализация», применяется в значении близком к современному: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни [6, с. 47].
Социализация- процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта [6, 43].
Современные исследователи (А. В. Мудрик, С. А. Козлова) рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления:
— адаптация к социальному миру;
— интеграция и принятие социального мира как данности;
— дифференциация — способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем [12, с. 64-65].
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и ограниченности практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.
Каждый вид аномального развития имеет свои специфические особенности, однако для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. По этой причине дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности при обучении, в частности при изучении родного языка, чтении, выработке различных навыков и умений, что отражается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств.
До настоящего времени государственная социальная политика ориентирована в основном на изоляцию детей с ограниченными возможностями и содержание их в стационарных учреждениях интернатного типа. Основой данного традиционного подхода выступает то, что в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения таким детям якобы можно создать оптимальную среду для развития, обучения и воспитания [4, с. 128]. Подобные образовательные учреждения позиционируются как социализирующие. Однако, практика показывает, что далеко не каждый выпускник данного учреждения продолжает обучаться в профессиональном училище. И, конечно же, не все имеют возможность трудоустроиться после окончания обучения в коррекционном учреждении по специальности, полученной в нем.
Поступая в специализированные учреждения, дети с первых же дней начинают отставать в развитии от своих сверстников. Это происходит в силу тяжести интеллектуального нарушения, имеющегося у ребенка [2, с. 22]. Также у детей пропадает надобность принимать решения за себя самого, забываются правила поведения в определенных жизненных ситуациях, теряются или же не формируются умения и навыки, необходимые в жизни, протекающей вне стен коррекционного учреждения.
Принципиально новый подход к изучению социализации особенного ребенка, предложен Л.С.Выготским, который рассматривал общение детей с окружающими как фактор развития и коррекции их недостатков. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Л.С. Выготский писал, что при всех достоинствах специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.
В современном обществе достойное и качественное образование является одним из немногих гарантов, обеспечивающих интеграцию и социализацию ребенка в обществе.
В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761, говорится о «создании условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях…» [8].
Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии [9].
Интегрированный характер взаимодействия здоровых детей и подростков с особыми потребностями подразумевает совместное пребывание на определенной территории в одно и то же время, а также участие во всех видах совместной деятельности. Подобное образование называется инклюзивным или включенным.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [13, с. 28].
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [3, с. 80].
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [5, с. 8].
Данные принципы позволят ребенку с особыми потребностями, группе здоровых детей и классному коллективу взаимодействовать друг с другом исключив непонимание.
Основным условием для возникновения межличностных отношений выступает совместная деятельность. Детей объединяет не только непосредственная симпатия друг к другу, но и отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий. Целостная система отношений со своей структурой и динамикой начинает складываться в ходе возникновения ролевой игры. По мере ее развития все более заметными становятся структурные компоненты межличностных отношений, включающие в себя функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения, которые постепенно начинают выполнять роль регуляторов во взаимоотношениях с людьми [10, с. 45].
Функционально-ролевые отношения проявляются в различных видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, продуктивной и др.) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого или же самостоятельно в неформальных группах. Они позволяют ответить на вопросы: «в какой конкретной совместной деятельности они возникают» и «что они отражают?».
Эмоционально-оценочные отношения дают возможность понять: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам, какие эмоции оно вызывает, что нравится или не нравится им в сверстниках. Основная функция эмоционально- оценочных отношений в детской и подростковой группе — осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности.
Личностно-смысловые отношения — это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл, значение — «для меня». При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют.
То есть, включаясь в различные виды деятельности и выполняя соответствующие роли, дети и подростки не только познают мир взрослых, но, прежде всего, учатся взаимодействовать с людьми, осваивая, таким образом, нормы человеческих отношений [1, с. 194].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в Российской Федерации. Учреждения, оказывающие учебную и воспитательную функции, не в полной мере справляются с одной из наиболее важных для данной категории детей проблемой — неспособность и нехватка сил для интеграции в обществе. Для того, чтобы они не отставали в развитии от своих сверстников необходимо включать их в инклюзивное образование, которое позволит им учиться и получать социальный опыт в одних и тех же условиях.
Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.И. Акатов. – М.: Владос, 2003. – 368с.
Жаворонков, Р.Н. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) [Текст]/ Р.Н. Жаворонков // Человек и труд. — 2005. — № 9. — С. 22-28.
Гусева, Т.Н. Организация деятельности координатора по инклюзии в ОУ [Текст]/ ред. Т.Н. Гусева; сост. Т.П. Дмитриева. – М.: Школьная книга, 2010.- 80 с.
Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ОВЗ// Социологические исследования. – 2004. — №7. – С.127-132.
Карпенкова, И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение
ребенка с особенностями развития: Метод. пособие/ Под ред. М. Л. Семенович. — М.: Теревинф, 2010.
Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебн. пособие [Текст]/ Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://www.s367.zouo.ru/index.php?id=1422 (дата обращения 22.10.2015)
О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы [Текст]: указ презид. РФ от 2012-06-01 № 761: принят Гос. Думой Фед. собр. РФ 1 июня 2006 г. [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70183566 (дата обращения 30.11.2015)
Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование) [Текст]: постановление от 1999-06-02 №:4019- II ГД: принят Гос. Думой Фед. собр. РФ 2 июня 1999 г.// Законодательство Российской Федерации. М.: Проспект,-2013.
Поликашева, Н.В. Формирование социального опыта у детей и подростков/ Н.В. Поликашева// Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты.- 2014.- №1.- С. 43-52.
Положение инвалидов в РФ [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения 22.10.2015)
Шевчук, Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении [Текст]/ Л.Е. Шевчук// Дефектология. — 2004. — № 6. — С. 28-31.
Шипицына, Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.Шипицына //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004.- №2. – С. 7 – 9.
Источник
«Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
«Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota-podstavkina_o.docx | 502.3 КБ |
Предварительный просмотр:
XXVIII Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников
Тема: « Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Автор работы: Подставкина Ольга Александровна
Место выполнения работы: ст.Григорополисская,
МОУ СОШ №2 11 класс
Научный руководитель : Кострова Екатерина Владимировна,
педагог-психолог МОУСОШ №2
Ставрополь, 2018
Глава 1. Теоретическая часть
- Характеристика понятий «инвалид», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными возможностями здоровья». 4-5
- Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………………………….. …….…5-6
- Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в РФ, Ставропольском крае, Новоалександровском городском округе……………………….……………..7-8
Глава 2. Практическая часть
2.1 Мониторинг результатов анкетирования «Отношение учащихся МОУ СОШ № 2 и родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья………… . …. …. 8-9
2.2 Реализация программы «Доступная среда» в ст.Григорополисской ……………….9
2.3 Готовность МОУ СОШ № 2 к инклюзивному образованию……………………. 9-10
«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».
Красота нашей Земли не перестает восхищать и удивлять! Прогуливаясь по лесам, полям, ощущая на себе тёплое прикосновение солнечных лучей, любуясь чистотой и голубизной небосвода, слушая трель соловья – мы преклоняемся перед величием природы. Счастье и радость переполняет нас! Мы делимся своей радостью, общаемся, гуляем, занимаемся спортом, посещаем театры и выставки. Стремимся получить образование, найти свое место в этом мире. А всем ли людям доступно это? А как находят свое «место под солнцем» те, у кого есть проблемы со здоровьем? Те, кто в некоторой степени лишен этого, те, кто имеют ограниченные возможности здоровья.
Перед такими людьми вырастают горы непонимания и отчужденности окружающих. Многие здоровые люди избегают общества людей с ограниченными возможностями здоровья, отказываются принимать их как равных. Наиболее уязвимы в этом отношении дети. Испытывая неприязнь со стороны остальных, они уходят в себя, избегают общения. Без должного внимания, в нежной и ранимой душе ребенка затаится обида на окружающих и даже на родителей, которая с возрастом может перерасти в ненависть. Отсутствие общения со сверстниками, специальных бытовых условий могут выбить ребенка из колеи.
Актуальность темы: Экологический кризис, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально — экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме социализации придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а вплоть до 1990-х годов работа с ними осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества; вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то «за границами» жизни здорового человека. Сейчас «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети-инвалиды — часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов — люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут всё или почти всё. Они принимают участие в Паралимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому, чтобы быть замеченными.
Таким образом, все вышеизложенное обуславливает актуальность моей работы.
Цель работы: изучение проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране и выявление отношения родителей и учащихся сельской школы к детям с ограниченными возможностями здоровья.
- Проанализировать литературу и правовые источники по данной теме;
- Изучить статистику детей-инвалидов в Ставропольском крае, Новоалександровском городском округе, ст.Григорополисской
- Провести анкетирование среди обучающихся и родителей МОУ СОШ № 2
- Выполнить исследование по реализации прав детей с ОВЗ в рамках программы «Доступная среда»
- Проверить соответствуют ли технические параметры МОУ СОШ № 2 для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования: проблемы социализации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.
Практическая значимость работы заключается в предложении конструктивных решений, которые будут направлены на устранение некоторых проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза: при успешной социализации ребенок с ОВЗ способен достигнуть успехов в развитии и может быть включен в нормальную жизнь
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, нормативно-правовых актов); социологические (беседы, анкетирование); анализ; метод измерения; обобщение и систематизация.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Характеристика понятий «инвалид», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными возможностями здоровья»
Сейчас многие специалисты работают над разрешением целого ряда проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» определены еще в 1975 году в Декларации о правах инвалидов, принятой ООН. Согласно этой декларации «инвалид — лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и /или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей».
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации понятие «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» не являются идентичными.
«Детьми – инвалидами» принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности».
«Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии…» «Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушениями речи; дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)»
- Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Одной из острых социально-экономических и демографических проблем российского общества является введение детей с ограниченными возможностями в социум.
Современное российское законодательство, вырабатывающее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, соответствует общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России формируется и действует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее.
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Основная проблема ребёнка с ограниченными возможностями содержится в нарушении его отношения с миром, в ограниченной подвижности, бедности контактов с ровесниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недостижимости ряда культурных ценностей, образования. Данная проблема является результатом не только физического и психического здоровья ребёнка, но и последствием недостигаемой архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, может быть также способен и одарен, как и его ровесник, не имеющий проблем со здоровьем, но показать свои таланты, сформировать их, доставлять с их помощью полезность социуму ему препятствует неравноправие возможностей.
На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что несет дискриминационный характер и проявляет «навешивание социального ярлыка». По этой причине формируется система образования для детей с особенными потребностями по типу «включения в общий поток», или интеграции. Эксперты ЮНЕСКО на совещании по специальному образованию (1980) ратифицируют: «самое важное – способствовать максимальной интеграции инвалидов в среду. В противном случае зарождаются негативные явления и психологические барьеры». Общество, воодушевленное идеями о безбарьерном мире для инвалидов, об интеграции детей с проблемами в общеобразовательные учреждения, выступает за урезание количества специальных школ и переведение существенного числа учащихся в общеобразовательную среду, открытие классов для ранее необучаемых глубоко умственно отсталых детей.
Инвалидность — это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которые будут выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как сограждан.
1.3 Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в РФ, Ставропольском крае, Новоалександровском городском округе
Вначале XXI в. сознание людей все более и более обращается к детям-инвалидам, наше государство и общество всячески стремится оказать им помощь и поддержку, устранить барьеры, мешающие им стать частью общества. Прежде всего, Правительство РФ создает различные программы, направленные на социальную интеграцию и отсутствие барьеров в жизни детей-инвалидов. Поворотным моментом в данной области стал Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995г.), главной особенностью которого является обозначение понятия «инвалидность», а также предоставление инвалидам гражданских прав и свобод, возможности их безбарьерного существования.
В 1996-1997 гг. была разработана президентская программа «Дети России», целью которой было «формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни».
В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию «О правах инвалидов», что повлекло за собой серьезные изменения в законодательстве всей социальной сферы.
Перед системой образования стоит задача — создать для каждого ребёнка полноценные условия для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья.
В Ставропольском крае проживают более 15 тысяч детей с ОВЗ, из них более 10 тыс. — дети с инвалидностью (в 2005 году их число составляло около 13 тыс., в 2015 году — дети с инвалидностью составляли более 8,9 тыс. детей, в 2016 году — 9882 детей-инвалидов). Тенденция роста числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов очевидна.
С 2015 года в крае реализуется межведомственная программа «Право быть равным», главной целью которой является создание условий для абилитации, реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Ставропольского края, и улучшение качества жизни их семей
Безусловно, для обучения детей — инвалидов, необходимо создать, в первую очередь, условия доступности. Для этого в стране реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, в рамках которой до 2020 года в образовательных организациях всех типов должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
С 2011 года Ставропольский край участвует в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
Позитивные изменения в сфере поддержки людей с ограничениями по здоровью за последние годы показали необходимость продления и расширения программы «Доступная среда». По словам президента РФ Путина В.В., за годы реализации государственной программы «Доступная среда» удалось обеспечить безбарьерную среду для людей с ограничениями по здоровью, однако позитивных сдвигов в этой сфере пока недостаточно. Госпрограмма будет продлена как минимум до 2025 года — и существенно интенсифицирована.
В Новоалександровском городском округе совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется муниципальный инновационный проект «В будущее вместе». Приоритетное направление деятельности — социальная поддержка семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения максимально возможного развития детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство всячески стремится решить вопросы успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Мониторинг результатов анкетирования «Отношение учащихся МОУ СОШ № 2 и родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья»
Для того чтобы выяснить отношение учащихся МОУ СОШ № 2 и родителей к детям с ограниченными возможностями, мы использовали небольшую анкету, всего в анкетировании приняло участие 158 респондентов: учащихся – 128 человек, родителей – 30 человек. (Приложение 1)
Подводя итоги анкетирования, я пришла к выводу, что большая часть опрошенных учащихся не испытывает к детям с ограниченными возможностями неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации. С другой стороны, некоторые учащиеся высказывали определенные опасения во взаимодействии с особыми детьми. По отношению к детям с ОВЗ опрошенные испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание и жалость. Анализ результатов анкетирования родителей показал, что, не смотря на то, что практически все респонденты относятся положительно к детям-инвалидам, не все опрошенные разделяют перспективы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
2.2 Реализация программы «Доступная среда» в ст.Григорополисской
««Доступная среда» — это государственная программа, направленная на формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к школам, больницам, поликлиникам, административным зданиям, а также совершенствование механизма предоставления услуг данной категории населения».
Создавать безбарьерную среду для людей с ограниченными физическими возможностями, согласно Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязаны любые объекты социальной сферы.
Начиная исследование по внедрению «Доступной среды» в ст.Григорополисской я решила в первую очередь поговорить с главным специалистом Григорополисского территориального отдела администрации Новоалександровского городского округа Кисельниковой Ириной Анатольевной.
Вся работа администрации осуществляется в соответствии с федеральными законами, законодательством Ставропольского края и в рамках программы «Социальная поддержка граждан».
В 2015 году было принято постановление по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Во исполнение данного постановления в ст.Григорополисская интенсивно ведется работа по строительству приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидам и другим лицам с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры. Определен список объектов муниципальной собственности, относящихся к социально-значимым и которые нуждаются в оборудовании с учетом требований безбарьерной среды. (Приложение 2)
По данным администрации на территории ст.Григорополисской проживает 35 детей-инвалидов от 3 до 18 лет. Из них: 14 детей учатся в общеобразовательной школе; 7 детей учатся в коррекционной школе; 4 ребёнка посещают детский сад; 4 ребёнка обучаются на дому; 6 детей находятся дома.
2.3 Готовность МОУ СОШ № 2 к инклюзивному образованию
Здание нашей школы было построено в 1974 году, это типовое двухэтажное здание. Для определения степени приспособленности архитектуры школы к обучению детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, я использовала методические рекомендации «Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях», где прописаны основные требования к техническому и архитектурному оснащению школы. Данные своих исследований я привожу в таблице. (Приложение 3)
Проанализировав архитектурные особенности и техническую оснащенность школы, я пришла к выводу, что школа недостаточно приспособлена для учёбы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В нашей школе есть пандус, который соответствует параметрам: его уклон (10-12°), ширина (не менее 90 см), ограждающие бортики и поручни круглого сечения. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80-85 см, иначе человек на коляске через нее не пройдет. Изучение дверных проёмов нашей школы показало, что они соответствуют норме. Сложностью для ребенка будет попадание в учебный кабинет – на первом этаже высокие порожки и отсутствует лифт. В школе отсутствует адаптированная туалетная комната. Положительные особенности нашей школы: наличие электронного табло и киоска на входе, благодаря которым ребенок может узнать важные объявления, учебное расписание и другие необходимые вопросы. В школе есть штатный медработник, педагог-психолог, социальный педагог, что также немаловажно.
Каждый ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, может быть так же способен и талантлив, как и тот, кто не имеет проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей в социальной адаптации. Следовательно, наша гипотеза о том, при успешной социализации ребенок с ОВЗ способен достигнуть успехов в развитии и может быть включен в нормальную жизнь, подтвердилась .
Проведя своё исследование, я пришла к следующим выводам:
1. Человек с ограниченными возможностями здоровья – особый человек, у которого помимо проблем со здоровьем, существуют не менее важные трудности, связанные с тем, насколько ему комфортно в окружающем его мире.
2. В настоящий момент в ст.Григорополисской необходимые условия для людей с ОВЗ созданы не в полной мере. Инфраструктура станицы в недостаточной степени учитывает их потребности.
3. Дружественность общества по отношению к людям с ограниченными возможностями является двойственной и неоднозначной. С одной стороны, это выражено в готовности оказывать помощь этим людям, а с другой – в соблюдении дистанции в общении с ними из-за своей внутренней неготовности.
4. Для того чтобы среда проживания стала по-настоящему «доступной», нужно, прежде всего, изменить свое отношение к инвалидам.
В рамках исследования были проведены: «Уроки Доброты», приуроченные к Международному дню инвалидов; классные часы в 1-х классах с просмотром и обсуждением мультфильма «Цветик-семицветик»; разработка буклета к Международному Дню Инвалидов (Приложение 4).
На основании полученных исследовательских данных мною были предложены рекомендации дальнейшей работы по решению проблем социализации детей с ОВЗ:
- Разработка социального проекта «Имеют право!», направленного на формирование позитивного общественного мнения к людям с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения условий их успешной интеграции в общество;
- Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к проводимым мероприятиям на уровнях края, района, школы.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья — полноправный член общества .
Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым, достаточно быть добрым.
- Декларация о правах инвалидов, от 09.12.1975 года № 3447
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 24.07.1998 г. № 124
- Данилюк, Л.Е. Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество здоровых детей//Социальная работа в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 9-10 апреля 2009 г.)/под ред. В.В. Бахарева, М.Е. Поленовой, Е.С. Сазоновой. -Белгород: БелГУ, 2009. -С. 308-311
- Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И.Панова, Е.И.Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.
Анализ результатов анкетирования учащихся
- Кого Вы считаете инвалидом?
- Как Вы относитесь к людям с ограниченными возможностями здоровья?
- Как Вы отнесётесь к тому, что вместе с Вами будут учиться дети с ограниченными возможностями здоровья?
- Если человек с ограниченными возможностями здоровья попросит у Вас помощь на улице, поможешь ему?
Анализ результатов анкетирования родителей
- Как Вы относитесь к людям с ограниченными возможностями здоровья?
- Ваше отношение к тому, что Ваш ребёнок будет учиться с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья?
Реализация программы «Доступная среда» в ст.Григорополисская
Григорополисская участковая больница
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Аптека «Русская горка» Аптека «Ромашка»
Соответствие материально-технического обеспечения МОУ СОШ № 2 для обучения инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата
Источник