Проблемы сохранения здоровья студентов
Здоровье непосредственно влияет на работоспособность и производительность труда, экономику страны, нравственный климат в обществе, воспитание молодого поколения, отражает образ и качество жизни. Важным профилактическим фактором в укреплении здоровья человека является здоровый образ жизни. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – всё это показатели общей культуры человека [1].
В последние время проблеме состояния здоровья студентов уделяется всё больше и больше внимания, так как в России 65 процентов студентов имеют хронические заболевания. Также ухудшение состояния здоровья населения приводит к существенным социально-экономическим потерям.
Анализируя состояние проблемы здоровья, в частности, студентов, видно, что система формирования здорового образа жизни существенно подорвана, а новая – только создается. Отсутствуют реальные социальные и экономические методики влияния на причины неблагоприятных сдвигов здоровья каждого человека и всей нации в целом. Ни для кого не секрет, что это одна из причин плохого отношения студентов к своему здоровью, к здоровому образу жизни, и это влечёт за собой негативные последствия.
Ухудшение здоровья студентов в период обучения в вузе в большей степени связано с неблагоприятным воздействием социально-гигиенических факторов среды и наследственно генетической предрасположенностью. Известно, что при поступлении в вуз у большей части студентов происходит изменение привычных жизненных стереотипов, смена места проживания, изменение условий самостоятельной работы, смена режима и качества питания. При этом большая часть студентов проживает в общежитиях.
В современном городе студенты тратят очень много времени на дорогу, учитывая то, что некоторая часть из них тратит на это около 2-х часов, а иногда и больше. Дополнительным фактором, отягощающим обучение в вузе, является постоянная необходимость совмещения учебы с работой. Часто, студенты заняты малоквалифицированным трудом: работают грузчиками, официантами, дворниками, охранниками, как правило, это происходит в вечернее или ночное время. Уже на первых курсах учебу с работой совмещают более 30 процентов юношей и 15 процентов девушек. Это приводит к значительному нарушению режима дня. Около трети студентов принимают горячую пищу только один раз в день.
По данным проведения исследования среди студентов различных вузов нашей страны, отмечен сильный рост негативных тенденций в гигиеническом поведении студентов. Количество курящих, употребляющих алкоголь и наркотики студентов достигло 72,8 %. Низкая физическая активность отмечается почти у 70 % студентов.
Многие проведённые исследования показывают, что среди студентов популярен западный стиль питания. Такой стиль питания однообразен, насыщен животными жирами и сахарами, большое количество бутербродов, которые запиваются газированными напитками, используется очень малое количество овощей, фруктов, плодов, круп, кореньев. Довольно часто студенты в перерывах между «парами» перекусывают, чем придется, это: жевательная резинка, конфеты, шоколад, газированная вода. Бывает, что некоторые «утоляют голод» выкурив сигарету.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что физическое здоровье среди студентов с каждым годом становится всё хуже и хуже. Все эти утверждения находят своё подтверждение при медицинском обследовании студентов. Правильно организованный процесс физического воспитания может стать движущей силой всего учебного процесса по формированию и становлению физической культуры личности. Это происходит благодаря стимулированию развития наиболее значимых для соответствующей личности биологических и социальных потребностей в движении, развитии, познании, самоутверждении, самовоспитании [2].
Источник
Сохранение и укрепление здоровья студентов
статья на тему
Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее здоровье. В настоящее время происходит ухудшение здоровья молодежи, наблюдается высокий уровень заболеваемости, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физкультурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни.
В последнее время можно заметить о безответственном отношении молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствии представлений о первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанной активности по его сохранению и укреплению.
Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости здоровья человека, позволяющего активно жить и действовать в современных условиях, проблема здоровья человека остается актуальной.
Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни осуществляется по индивидуальной траектории, учитывающей личностную позицию человека по отношению к укреплению и сохранению здоровья, осознание здоровья как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение своего здоровья.
Следует отметить, что в основном ученые рассматривают аспекты анализа состояния здоровья студентов, оценку и диагностику здоровья студенческой молодежи, предлагают здоровьесберегающие системы, структуры, модели укрепления и сохранения здоровья студентов вуза. Однако формированию адекватного отношения к здоровью студенческой молодежи уделяется недостаточно внимания.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования готовности к осмысленным действиям студентов, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей в укреплении и сохранении собственного здоровья, способствующих полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный, творческий, профессиональный потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет будущим специалистам требования осознанного саморазвития, самосовершенствования.
Изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и необходимо. На первый план выдвигается здоровьесберегающее образование, формирующее и закладывающее основополагающие и специфические знания, умения и навыки в этой области. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где основным становится желание, интерес включения в активную деятельность, формирующее ответственное отношение к себе и к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_mart.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Огнев Виктор Васильевич, преподаватель
физической культуры ГОУ СПО «КПТТ»
Сохранение и укрепление здоровья студентов
Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее здоровье. В настоящее время происходит ухудшение здоровья молодежи, наблюдается высокий уровень заболеваемости, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физкультурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни.
В последнее время можно заметить о безответственном отношении молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствии представлений о первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанной активности по его сохранению и укреплению.
Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости здоровья человека, позволяющего активно жить и действовать в современных условиях, проблема здоровья человека остается актуальной.
Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни осуществляется по индивидуальной траектории , учитывающей личностную позицию человека по отношению к укреплению и сохранению здоровья, осознание здоровья как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение своего здоровья.
Следует отметить, что в основном ученые рассматривают аспекты анализа состояния здоровья студентов, оценку и диагностику здоровья студенческой молодежи, предлагают здоровьесберегающие системы, структуры, модели укрепления и сохранения здоровья студентов вуза. Однако формированию адекватного отношения к здоровью студенческой молодежи уделяется недостаточно внимания.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования готовности к осмысленным действиям студентов, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей в укреплении и сохранении собственного здоровья, способствующих полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный, творческий, профессиональный потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет будущим специалистам требования осознанного саморазвития, самосовершенствования.
Изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и необходимо. На первый план выдвигается здоровьесберегающее образование, формирующее и закладывающее основополагающие и специфические знания, умения и навыки в этой области. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где основным становится желание, интерес включения в активную деятельность, формирующее ответственное отношение к себе и к своему здоровью.
- Айзман, Р. И. Роль учителя в формировании и мониторинге здоровья обучающихся [Текст] / Р. И. Айзман, Е. Ю. Плетнева // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 5(9). – С. 93-98.
- Бороненкова, Л. С. Формирование учебной социальной компетентности у студентов на занятиях по физической культуре [Текст] / Л. С. Бороненкова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 1. – С. 31–33.
- Габриелян, К. Г. Категория «индивидуальное здоровье» в студенческих представлениях : гендерная дифференциация [Текст] / К. Г. Габриелян, Б. В. Ермолаев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 3. – С. 30–49.
- Гуров, А. Е. Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст] / А. Е. Гуров // СПО. – 2010. – № 8. – С. 43–47.
- Кирпа, А. И. Механизм внедрения технологий здоровьесбережения в образовательные учреждения РФ [Текст] / А. И. Кирпа // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 1. – С. 81–83.
Источник
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
Новокузнецкий институт (филиал)
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Кафедра физического воспитания и спорта
Студент группы АСП-10
Витковской Ю.А.
РЕФЕРАТ
ПО ТЕМЕ
«Проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов»
Руководитель:
ст.преподаватель
Давыденко М.Р.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА 5
2 ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 7
3.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья современного студента имеет особую социальную значимость, так как от здоровья этой категории населения зависит в целом здоровье всей нации. В рамках исследования состояния данного вопроса, нами было проведен опрос учащейся молодежи г. Екатеринбурга Орджоникидзевского района.
Общее число респондентов составило 134 человека. Общие выводы полученные в ходе него следующие. Студенты – слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска (56%). Дело в том, что весь период обучения, в особенности первые два года, связан с непростыми проблемами студентов – это и высокое психоэмоциональное и умственное напряжение, и приспособленность к новым условиям проживания и обучения, и формирование нового круга общения (99%). Все эти факторы, несомненно, ведут к усилению ухудшения адаптации студентов, вследствие чего возникают серьезные проблемы со здоровьем. Стипендии, как правило, современному молодому человеку не хватает даже для того, чтобы обеспечить нормальное физическое существование, финансовые проблемы существенно сказываются на образе жизни и здоровье студентов (78%).
Интенсивность учебного процесса в высших учебных заведениях отрицательно сказывается на показателях здоровья студентов: их физическом развитии, физической подготовленности, психическом и социальном здоровье и благополучие (64%). Нехватка времени приводит к стрессовому напряжению и другим серьезным заболеваниям (психические расстройства, неврозы) (66%). У студентов спортсменов, ведущих активную тренировочную деятельность, нередко наблюдаются снижение работоспособности и развитие хронических заболеваний (46% из числа респондентов, обучающихся на специальность «Педагог по физической культуре). Одним из наиболее важных существующих факторов здоровья является сбалансированное питание. Однако многие студенты не имеют достаточно средств для обеспечения своего организма здоровой пищей. Это приводит к проблемам с пищеварением и неприятным ощущениям в области желудочно-кишечного тракта (79%). Имеет место и такая ситуация, характерная для современной учащейся
молодежи, когда студенты вынуждены работать и учиться одновременно, повышенная нагрузка в этом случае отрицательно сказывается на состоянии их здоровья (67% респондентов из числа совмещающих работу и обучение). Студенчество – часть молодежи, которая является интеллектуальным потенциалом страны. Следовательно, от того насколько она здорова и квалифицированна, зависит будущее страны. К сожалению, отношение человека таково, что пока он молод и здоров, проблема здоровья его мало интересует. До тех пор, пока не появляются конкретные признаки ухудшения самочувствия. Мы не можем назвать современную молодежь здоровой и имеющее место быть отношение к ней (отсутствие достаточной социальной поддержки) не способствует не только формированию здоровья, но и элементарному сохранению имеющегося.
В заключении хочется сказать, что «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из условий успешного и экономического развития. Реализовать свой потенциал интеллектуальный, нравственный, физический и репродуктивный может только здоровый человек. И необходимо найти возможность обеспечить учащейся молодежи достойное существование, позволяющее сохранить, тот уровень здоровья, с которым она вступает на путь профессионального обучения.
2 ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Студенчество — это группа населения с повышенным уровнем риска заболеваний в связи с большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой, необходимостью адаптации к новым условиям проживания и обучения, поиска дополнительных источников заработка, формированием особых межличностных отношений вне семьи. Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Показательно, что наиболее тревожные темпы роста заболеваемости отмечаются в возрасте от 19 до 25 лет, когда накопленная заболеваемость практически удваивается.
В связи с этим, актуальной проблемой становится необходимость актуализации у будущих специалистов потребности в ежедневной физической активности, соблюдения здорового образа жизни. К сожалению, вопрос этот до настоящего времени остается предметом не только недостаточно разработанным, но и представляет определенную проблему с позиции методологии исходных посылок, организации и учебно-методического обеспечения самого образовательного процесса вуза, нацеленного на приобщение студентов к жизнедеятельности в здоровьесберегающем режиме.
В этом направлении важными являются исследования, вскрывающие факторы, влияющие на уровень здоровья студентов. Ведь зная и учитывая их, возможными становятся организация и контроль процесса развития потребности в активном образе жизни. Так, профессор Г.М. Соловьев в своих исследованиях выделяет факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья студентов в период обучения, при этом разделяя их на две группы — неспецифические и специфические факторов. В каждой группе выделяются дополнительно объективные и субъективные факторы.Среди неспецифических объективных факторов выделяются следующие: общественные отношения (содержание и состояние социально-экономической политики); материально-экономические условия жизнедеятельности; социальная среда (культура, нравственность, духовность, образ жизни, ценностные ориентации); экономические и климатогеографические условия состояния системы здравоохранения, физической культуры и образования. Набор объективных специфических факторов, присущих конкретному вузу и свойственных социальной группе студентов, по утверждению Г.М. Соловьева, детерминируют:
- состояние системы образования в конкретно взятом вузе (информационной, инструментальной, кадровой);
наличие и содержание здоровьесберегающего образования (научной организации учебной и внеучебной деятельности студентов, ориентированной на сохранение и укрепление их здоровья);
культуроформирующая социальная среда;
содержание и действенность системы социально-воспитательной политики, направленной на формирование общей культуры и, в частности, культуры здорового образа жизни, их агитацию и пропаганду;
уровень медицинского и психологического сопровождения системы образования в вузе;
степень эффективности функционирования системы физического воспитания, формирование физической культуры личности студента;
материально-бытовые условия жизнедеятельности студентов;
санитарно-гигиенические условия учебного процесса;
условия, отражающие специфику и характер учебной деятельности студентов (социально-психологические, организационно-методические, психолого-педагогические).
Субъективные факторы, определяющие состояние здоровья и уровень культуры здорового образа жизни студента, представляют собой совокупность качеств и свойств личности, которые самоформируются, саморегулируются и определяют направленность и склонность студента. Их также можно подразделить на общие индивидуально-неспецифические, присущие всей социальной группе студентов, и индивидуально-специфические, которые отражают выраженную индивидуальность, ее специфику качеств и свойств.
Общие индивидуально-неспецифические факторы включают: знания, их степень научности, и осознанности; мотивационно-ценностные ориентации (мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности); социально-духовные ценности (культура, мировоззрение, нравственность и т.д.); биологические возрастные и психологические особенности; поведенческое отношение к своему здоровью; социальные и сексуальные контакты.
Группу индивидуально-специфических факторов составляют: интеллектуальные и психомоторные способности; особенности психических процессов (ощущения, восприятия, внимание, память, мышление, воображение, лабильность нервных процессов, эмоции, чувства, воля); темперамент, типы характера, черты личности (требовательность, работоспособность, организаторские, творческие способности, способность к самопознанию, самонаблюдению, самоанализу, самооценке, самовоспитанию).
Объективные факторы служат своеобразными условиями здоровья студентов и фундаментом для возникновения субъективных факторов, направляющих, регулирующих, стимулирующих активность либо, наоборот, «тормозящих» действие негативных факторов, вызывающих пассивное отношение к деятельности, направленной на укрепление здоровья.
Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье студентов оказывает группа факторов — «внутриобразовательных», имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий. С негативными влияниями именно этих факторов Н.Ю.
Синягина, Н.К. Смирнов связывают от 20 % до 40% случаев патологии в здоровье юношества. К ним относятся: стрессовая педагогическая тактика; интенсификация и нерациональная организация учебного процесса; несоответствие методик обучения возрастным возможностям обучаемых; функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Профессор Н.И. Бондин в процессе обобщенного анализа результатов исследований образа жизни и состояния здоровья студентов Ростовского государственного педагогического университета получил такие данные: одним из основных факторов риска развития функциональных расстройств у обследованного контингента студентов является гиподинамия (53%), что в сочетании с нерациональным питанием (38%) приводит к избытку массы тела: у 67% по группе, у 71% обследованных мужчин и у 66% обследованных женщин. У 31% обследованных мужчин выявлена такая вредная привычка, как табакокурение, 46% не занимаются аутотренингом, хотя практически все жалуются на раздражительность, повышенную психоэмоциональную реактивность. Наличие вышеперечисленных факторов риска приводит к плохому самочувствию и большому количеству жалоб, в первую очередь на состояние опорно-двигательной (69%), центральной нервной (61%), сердечно-сосудистой (56%) и пищеварительной (56%) систем. По данным системы компьютерной вычислительной томографии «Амсат», состояние опорно-двигательной системы было хорошим только у 7,7% обследованных, у 28,2% выявлены функциональные нарушения и у 64,1% — пред- и патологические. Состояние пищеварительной системы только у 7,7% обследованных было нормальным, у 85,9% выявлены функциональные нарушения, у 6,4% пред- и патологические. Опасным для здоровья обучающихся фактором является и состояние утомления. Ученые и практики понимают влияние постоянного утомления на здоровье обучающихся и борются с этим явлением, но мало кто идет путем предотвращения перегрузки через использование «здоровьесберегающих технологий», которые представляют собой совокупность приемов, методов, форм обучения и подходов к образовательному процессу при учете индивидуальных особенностей обучающихся (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и др.), при регулировании интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки, при освоении учебного материала, то есть в стремлении добиться оптимальных результатов обучения обязательно, при оптимизации необходимых затратах времени и сил обучающегося и преподавателя; обеспечении благоприятного морально-психологического климата в учебной группе; акцентировании обучающихся на способах самостоятельной защиты от стрессов, средствах психологической защиты и сохранения здоровья.
3.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ
В последние время исследователи проявляют глубокий интерес к проблеме состояния здоровья студентов, так как в среднем по России 65,0% студентов имеют хронические заболевания .
В результате многочисленных исследований [Гундаров И.А., 1995; казначеев В.П. с соавт.,2002] выявлена достоверная связь между уровнем Здоровья населения и его доходами, как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
Одним из центральных вопросов учения о здоровье является оценка уровня здоровья. Этот практический аспект целиком опирается на теоретическую концепцию. В данном случае речь идет о том, как определить адаптационные возможности организма и, таким образом, дать оценку здоровья. Мы начнем с рассмотрения основных положений учения о здоровье в свете теории адаптации.
Анализ состояния проблемы здоровья, в том числе, студенческой молодежи, показывает, что существовавшая система его формирования существенно подорвана, а новая — только создается в неблагоприятных условиях жизни, трудовой деятельности, окружающей среды. Отсутствуют реальные социальные и экономические возможности влиять на причины неблагоприятных сдвигов здоровья отдельного человека и нации в целом. Не исключено, что в этом кроется одна из причин неадекватного отношения большей части студенчества к своему здоровью, к здоровому образу жизни, что имеет негативные последствия.
Ухудшение здоровья студентов за период обучения в вузе в значительной степени обусловлено неблагоприятным воздействием социально-гигиенических факторов среды и наследственно генетической предрасположенностью. Известно, что поступление в высшее учебное за
и т.д.
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник
➤ Adblockdetector