Меню

Проблемы сохранения здоровья младших школьников

«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»
статья

«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»

Скачать:

Вложение Размер
aktualnost_problemy_sohraneniya_zdorovya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta._printsipy_zdorovesberegayushchey_pedagogiki.docx 23.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»

Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто. Сократ

«Сущность понятий «Здоровье», актуальность проблемы сохранения здоровья »

В современном мире такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Есть более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Поэтому проблема сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально – экономического, духовно – нравственного, научного и культурного развития общества. Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цель здоровьесбережения: Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Знания по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога.

«Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня».

Основная цель , которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Основной задачей работы в группе продленного дня становится внедрение и распространение здоровьесберегающих технологий. Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

Только в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, я планирую свою работу по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. В своей работе я ставлю следующие задачи:

  1. Образовательные (направлены на приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам).
  2. Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
  3. Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).
  4. Прикладные задачи (направлены на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).

Основными компонентами здоровьесбережения являются:

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Рациональное питание.
  3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  4. Профилактика заболеваний, закаливание.
  5. Оптимальная двигательная активность.
  6. Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
  7. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
  8. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Для меня важен психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдение санитарно – гигиенических требований, частое проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз, дозировка домашних заданий.

После завершения уроков я принимаю детей в группу, обязательно интересуюсь причинами отсутствия, самочувствием и настроением детей, знакомлю их с планом дальнейших действий.

1) Для сохранения здоровья учу детей соблюдать режим дня . Соблюдение режима дня очень важно для ребенка младшего школьного возраста. Ребенок учится планировать и организовывать свою деятельность, чередовать работу и отдых. Режим придает жизни четкий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности.

2) Еще один важный компонент – культура питания . Поэтому добиваюсь чтобы воспитанники мыли руки до и после еды (личные салфетки и мыло), пользовались чистой посудой, слежу за количеством и качеством пищи, чтобы не отвлекались и не разговаривали во время еды. Именно в школе ребенок может приобщиться к культуре питания, полюбить здоровую пищу.

3) Важным компонентом является соблюдение санитарно-гигиенических норм , в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль. В беседах рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых.

4) Не забываю и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании . Я внимательно слежу за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. Мы проводим гимнастики для глаз.. Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.

5) Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Чтобы дети были здоровыми, использую оздоровительные мероприятия: физкультминутки во время выполнения домашнего задания или при проведении познавательных занятий; пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, игры разучиваем спокойные и подвижные.

В младшем школьном возрасте игра становится ведущим видом деятельности потому, что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. Разнообразные подвижные игры с правилами способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, ловкости, меткости, выносливости и других психофизических качеств.

При подборе подвижных игр учитываю возрастные индивидуальные способности физического развития детей, уровень физической подготовленности. Занятия провожу разнообразные по характеру и интенсивности, доступные, имеющие оздоровительную направленность.

С большим удовольствием дети играют в следующие игры: «Краски», «Два огня», «Третий лишний», «Салки», «Море волнуется», «Бегущая скакалка», «Кто быстрее», «Совушка», «Дочки- матери», «Классики».

В ГПД проводим спортивные игры. В этих играх дети выполняют каждое упражнение под счет. Это, например, прыжки, приседания, бег, ходьба.

В ГПД воспитанники любят играть в эстафетные игры: «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие», «Спортландия».

Проводим игры в любое время года на открытом воздухе. В прохладную погоду игры средней и большой подвижности. В осеннее – зимний период игры, во время которых дети бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи ( «Прокати мяч», «Футбол», «Догони мяч», «Беги ко мне», «Подбрось и поймай», «День и ночь», «Третий лишний»).

При плохой погоде отдыхаем в помещении учебного заведения. В этих случаях используем игры низкой и средней интенсивности.

Я регулярно провожу экскурсии и прогулки. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий, что обеспечивает интересное проведение времени и содействует укреплению коллектива.

— природоведческие экскурсии («Краски осени», «По следам пернатых»);

— обществоведческие экскурсии («Профессии наших мам», «Книжная страна»);

— прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);

— творческие прогулки, прогулки-наблюдения;

6)Познавательные занятия провожу с учетом интересов и потребностей детей. рассказов, занятия по интересам.

Провожу викторины: « Волшебный сундучок-словарь вежливых слов», « Правильное питание», «Уроки Мойдодыра», «Мое здоровье — в моих руках».

Обязательно провожу беседы о здоровье на темы: «Как вести себя за столом», «Правильно ли мы едим», «Чтобы зубки не грустили», «Если хочешь быть здоров(правила закаливания)», «Режим дня-основа жизни человека».

7)Повышение психоэмоциональной устойчивости не менее важно, чем укрепление физического здоровья. По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Поэтому я учу воспитанников испытывать радость от каждого положительного результата. Стараюсь создать комфортную атмосферу в коллективе, что также способствует укреплению здоровья.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка.

Часто начиная класса с третьего — иногда раньше, иногда позднее — у детей складывается некое понимание дружбы. И это чудесно! Наличие в сознании понятия дружбы свидетельствует о том, что в.

Из опыта работы.

В данной статье перечислены основные проблемы детей младшего школьного возраста в процессе их обучения.

Актуальность. В наше время даже маленький ребенок знает, что такое компьютер, ноутбук. Вместо игр на свежем воздухе дети часами играют в компьютерные игры, не обращая внимания на слова взрослых о том.

Перечисление проблематики детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Данная статья раскрывает влияние недостатка двигательной активности на здоровье учеников начальной школы. Нельзя рассчитывать только на спонтанную двигательную активность только на уроке физкультуры. .

Источник

Проблемы здоровьесбережения младших школьников
консультация по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно – психического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, большинство детАнализ результатов обследования первоклассников нашей школы показал: абсолютно здоровыми при поступлении в школу пришли около 1/3 первоклассников, остальные дети имеют различные заболевания: нарушение зрения – 33 %, хронические заболевания дыхательной и пищеварительной системы – 12% , нервно-психические расстройства – 9% За период обучения в школе по статистике число здоровых детей уменьшается в 4 раза.ей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в здоровье.

Отсюда возникает профессиональная проблема: какими здоровьесберегающими технологиями можно укрепить здоровье обучающихся в режиме работы образовательного учреждения?

Скачать:

Вложение Размер
Проблемы здоровьесбережения младших школьников 30.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Е. А. Батурина, МАОУ «СОШ №16» город Губкин Белгородская область

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно – психического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, большинство детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в здоровье. Анализ результатов обследования первоклассников нашей школы показал: абсолютно здоровыми при поступлении в школу пришли около 1/3 первоклассников, остальные дети имеют различные заболевания: нарушение зрения – 33 %, хронические заболевания дыхательной и пищеварительной системы – 12% , нервно-психические расстройства – 9% За период обучения в школе по статистике число здоровых детей уменьшается в 4 раза. К выпускным классам увеличивается число близоруких детей, детей с нервно-психическими расстройствами, с нарушением осанки. Состояние здоровья школьников внушает и родителям, и педагогам, да и сообществу вполне обоснованную тревогу . Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья. Итак, возникает противоречие: с одной стороны- заказ общества в сохранении здоровья обучающихся, формировании у них ценности здорового образа жизни; с другой стороны — низкий уровень физического и психического здоровья у большинства учащихся, несформированность ценностей здоровья школьников и отсутствие четкой работы по формированию здоровьесберегающего пространства в школе. Отсюда возникает профессиональная проблема: какими здоровьесберегающими технологиями можно укрепить здоровье обучающихся в режиме работы образовательного учреждения?

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены. В современной школе добавилось много новых факторов влияния на здоровье школьника:

2.Снижение двигательной активности.

3.Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.

4.Нарушение зрения и осанки.

5.Ухудшение нервно-психического здоровья.

Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов, т. е. использовать здоровьесберегающие технологии.

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного. Базарный Владимир Филиппович – доктор медицинских наук, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Московской области. Уже 30 лет он исследует состояние здоровья детей в школе. Офтальмолог по образованию, он обратил внимание на ухудшение здоровья ребенка при начале обучения в школе. Сначала его внимание привлекли факты школьной близорукости и чрезмерное склонение детей при письме и чтении. Оказалось, что распространенное мнение, будто склонение связано с дурной привычкой детей и легко исправляется простым педагогическим требованием, не имеет под собой научной основы. Многие ученые исследовали проблему чрезмерного склонения. Их решение – необходима наклонная поверхность для письма. Эксперименты сотрудников Института медицинских проблем АМН СССР по физиолого-клиническим особенностям развития зрения показали, что чаще всего склонение менее 20 см встречалось у младших школьников. Это устойчивый во времени навык, который связан с обучением и нагрузкой на ближнее зрение.

Чрезмерно низкое склонение имеет отрицательное влияние на весь организм школьника: ухудшается зрение, нарушается осанка со всеми вытекающими отсюда последствиями – появляются смещение внутренних органов, ухудшение работы сердечно-сосудистой системы и последующая астенизация детей. Малая двигательная активность детей во время урока приводит к общему расслаблению мускулатуры, в том числе и мышц стопы, что ведет к плоскостопию.

Владимир Филиппович Базарный на основе многолетних исследований и наблюдений в школе создал свою методику школьного обучения в начальных классах. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Познакомимся с элементами технологии В. Ф. Базарного:

  1. Режим смены динамических поз (стою-сижу-стою).Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть урока ученики сидят за партой, часть стоят за конторкой. Это укрепляет позвоночник, формирует правильную осанку. Стоя за конторкой, дети снимают обувь и стоят на специальных массажных ковриках. Это оказывает благотворное воздействие через активные точки стопы на весь организм ребенка.
  1. сенсорные кресты. Для работы с наглядностью используются сенсорно-дидактические подвески или кресты. На них расположены дидактические материала. Дети свободно могут подойти и выбрать нужную страницу, предварительно отыскав ее глазами. Всматриваясь в удаленные наглядные материала, ученики снимают напряжение с глазных мышц.
  2. Гимнастика для глаз. Во время занятий регулярно устраивается специальная разгрузка с переводом зрения на дальние дистанции – дети занимаются на специальном офтальмотренажере. Это позволяет не только переключать взгляд из режима ближнего на режим дальнего зрения, но и предотвращать остеохондроз, связанный с неподвижностью шейного отдела позвоночника, а также стимулировать кровоснабжение мозга.
  3. Экологическое панно. Вместо стандартных наглядных пособий на стенах предлагается использовать широкоформатные панно с изображениями природных ландшафтов для осуществления переключения взгляда на режим дальнего зрения. Кроме того, панно помогает смягчать воздействие экологически агрессивного замкнутого пространства.
  4. Разнообразные физкультминутки. Обязательно проводятся развивающие физические упражнения, причем они не выделены в отдельные уроки, а органично включены в состав любого урока. Включение воображения в данные упражнения (гнемся как деревце, шумим как ветки и т.д.) позволяет развивать не только физические функции, но и воображение ребенка.
  5. «Метки». Карточки с сюжетными изображениями, расположенные по периметру класса. Ученики могут свободно ходить по классу, выбирать необходимую «метку»-картинку, карточку и ее прикреплять к доске. Это упражнение снимает напряжение, расслабляют и снимают психическую утомляемость и нервную возбудимость.
  6. Хоровое чтение или пение;
  7. Письмо перьевыми ручками;
  8. Развитие тонкой моторики и ручного творчества, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.

«Источники способностей и дарований — детей на кончиках их пальцев», — писал В.А.Сухомлинский. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Следует обратить внимание, что пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. Пальчиковые игры и упражнения по развитию моторики способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Очень ценно, что пальчиковые игры способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: быстроту реакции, ловкость рук, внимательность, воображение, трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца — на сердце.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.
Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев, которые я использую в своей практике:

1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;
2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки –ладошки»;
3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;
4. Игра с мозаикой;
5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;
6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;
7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;
8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;
9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
10. Действия с мелкими игрушками;
11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;
12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;
13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами;
14. Показ пальчикового театра;
15. Конструирование из Лего.
Развивая моторику рук, нужно помнить, что у ребенка 2 руки. Упражнения для правой руки стимулируют развитие левого полушария мозга и наоборот. Поэтому необходимо повторять все упражнения и для правой, и для левой руки.

Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет результаты учебной деятельности.
На данный момент в моем классе 100% успеваемость и стабильно высокое качество знаний. Ученики моего класса занимают призовые места в конкурсе на Лучшую тетрадь, показывая красивое каллиграфическое письмо, являются победителями конкурса «Самый спортивный класс». Сократилось количество учащихся, пропустивших уроки по болезни. Исследования психолога показали, что дети в школу идут с хорошим настроением, в классе чувствуют себя комфортно. Ученики отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе. Хорошо развита речь, мышление, владеют навыками исследовательской и проектно деятельности, успешно выступают и занимают призовые места в научно-исследовательских конкурсах.

Но самое важное, на мой взгляд, это то, что результаты медицинского осмотра показали улучшение состояния здоровья обучающихся моего класса. Это стало возможно благодаря не только вышеперечисленным упражнениям, но и целостной системе работы: занятия внеурочной деятельности, посещение секций и уроков физкультуры, проведение спортивных праздников совместно с родителями, систематическое проведение Дней Здоровья, посещение центров спортивных сооружений, организация экскурсий с мастер-классами о развитию мелкой моторики рук (лозоп

летение, роспись глиняной игрушки, письмо перьевыми ручками и др.) Все перечисленные выше здоровье сберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных мне детей. Мне часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам.

  1. Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: практ. пособие / В. Ф. Базарный. — М. : АРКТИ, 2005. — 176 с.
  2. Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : метод, рек. по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с.

Источник

Читайте также:  Как выплачивают осаго вред здоровью
Adblock
detector