Психологическое и физическое здоровье будущего первоклассника
консультация (подготовительная группа) по теме
Первый раз в первый класс — событие более чем важное. На смену привычному режиму дня придут ранние пробуждения и 40-минутные уроки. Из круга детсадовских друзей ребенок попадет в новый коллектив. На что важно обратить внимание, оценивая физическое и психологическое здоровье будущих первоклассников, и как подготовить любимое чадо к новым нагрузкам и неизбежным стрессам?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_i_fizicheskoe_zdorove_budushchego_pervoklassnika.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
На что важно обратить внимание при подготовке детсадовца к школьной скамье
Первый раз в первый класс — событие более чем важное. На смену привычному режиму дня придут ранние пробуждения и 40-минутные уроки. Из круга детсадовских друзей ребенок попадет в новый коллектив. На что важно обратить внимание, оценивая физическое и психологическое здоровье будущих первоклассников, и как подготовить любимое чадо к новым нагрузкам и неизбежным стрессам?
Окулист, невролог, ортопед.
При подготовке к школе очень важно уделить особое внимание физическому и
психологическому здоровью ребенка, ведь поступление в первый класс — это всегда
тяжелый эмоциональный стресс, серьезная психофизиологическая нагрузка. Новый
коллектив, новый режим дня. Все неизвестное, все непривычно — как тут не
волноваться?
Итак, первое, о чем стоит упомянуть, — о визитах к врачам. Родителям будущего
первоклассника заблаговременно, как минимум за несколько месяцев, следует
посетить педиатра и проконсультироваться со специалистом на тему физической
готовности ребенка к школе, чтобы в случае вероятных проблем успеть принять
необходимые меры. Как вариант — пройти лечебные физиотерапевтические процедуры,
пропить курс витаминов или иммуностимулирующих препаратов. Хорошо бы заранее
пройти всех узких специалистов, посетить окулиста, невролога и ортопеда, ведь
даже незначительные проблемы со здоровьем могут усложнить адаптацию к школе.
Например, известно, что ребятишки с нарушением осанки быстро утомляются и часто
жалуются на слабость, а детям с нервно-психическими нарушениями труднее
справляться со стрессовыми ситуациями и находить контакт со сверстниками.
Словом, чем раньше мамы и папы озадачатся вопросами физиологической готовности
ребенка к школе, тем больших проблем им удастся избежать.
Визит к психологу не помешает
Между тем наряду с физиологической готовностью ребенка к школе неменьшего
внимания родителей требует и психологическая. Последняя, в свою очередь,
включает в себя интеллектуальную, волевую, мотивационную и личностную
готовность.
— Об интеллектуальной и волевой готовности ребенка к школе родители, как
правило, не забывают. Такие вопросы, как развитие памяти, мышления и
воображения, а также усидчивость и концентрация внимания, находятся, что
называется, во главе угла, — отмечет детский психолог Юлия Ярынич. — Однако
неменьшую роль в успешной адаптации к школе играет личностная и мотивационная
готовность. Во многом именно от этих двух вышеназванных факторов зависит то,
насколько быстро и легко совладает ребенок с первыми школьными сложностями,
привыкнет к ученическим будням. Личностная готовность к школе — это комплексный
показатель, который включает в себя такие навыки, как умение работать в
коллективе, идти на уступки, контактировать с окружающим миром, разрешать
конфликты. Чем выше уровень личностной готовности, тем быстрее и легче пройдет
адаптация. Определить же степень готовности родителям помогут собственные
наблюдения, отзывы педагогов и воспитателей, а также книжки-брошюрки с тестами
для будущих первоклашек. Нелишней будет и консультация с психологом.
— Такие проблемные вопросы, как застенчивость, робость, излишняя
восприимчивость к мнению окружающих или же, скажем, строптивость, чрезмерная
раздражительность или плаксивость, зачастую требуют планомерной и длительной
корректировки, — отмечает Юлия Ярынич. — Заблаговременная работа с психологом, а
если нужно и с неврологом, поможет своевременно выявить такие проблемы и
повысить степень личностной готовности к школе.
Почему ты хочешь в школу?
Мотивация к учебе — еще один немаловажный аспект, который требует особого
внимания родителей. Спросите будущего перво- классника, что он ожидает от школы.
Если малыш с восторгом будет говорить о новых друзьях — преобладает
коммуникативная мотивация. Если примется рассказывать о том, как увлекательно и
весело будет в школе, — мотивация игровая. Если же на ваш вопрос ребенок
отвечает примерно следующее: «О, в школе будет так здорово! У меня будет такой
замечательный костюм, такие красивые рюкзак и пенал!» — мотивация у малыша
внешняя.
А между тем в случае, когда у ребенка явно преобладает один из трех
вышеназванных вариантов, адаптация к школе не обещает быть легкой. Первоклашка
быстро поймет, что игры, друзья и внешние атрибуты — это лишь одна из
составляющих учебы. Главное в школе — усердие, труд и освоение новых знаний.
Словом, родители непременно должны поспособствовать развитию у ребенка учебной
мотивации к школе. Это позволит избежать излишних разочарований. Ведь очень
важно, чтобы первые впечатления от школы не обманули ожиданий вашего
первоклассника.
— Постарайтесь увлечь ребенка новыми знаниями. Расскажите о том, сколько
интересного он узнает, какими навыками овладеет, — советует детский психолог. —
Для кого-то стимулом к развитию учебной мотивации послужат рассказы о диковинных
животных или дальних странах, для кого-то — о средневековых рыцарях или пиратах.
Как повысить стрессоустойчивость?
Между тем главное не перестараться, развивая у малыша учебную мотивацию к
школе. Акцентируя внимание будущего первоклассника на труде, усердии и новых
знаниях, очень важно сформировать у ребенка позитивное отношение к школе. В
противном случае без проблем не обойтись.
— Зачастую, рассказывая о школе, родители не столько подбадривают своих
ребятишек, сколько стращают. Ну, скажем, в подробностях рассказывают о том, как
долго идут уроки, как много заданий задают на дом, как мало времени остается у
перво- клашек на игры и прочие развлечения. Конечно, такая тактика недопустима,
— отмечает Юлия Ярынич.
Еще одна крайность родителей — излишне усердная подготовка к школе, с жестким
регламентом занятий и чрезмерными нагрузками. Как итог — усталость и
раздражение. Ребенок еще и не приступал к учебе, а книжки и тетрадки ему уже не
в радость.
— Занимаясь с будущими первоклассниками, нельзя забывать про главное правило:
учеба должна быть в удовольствие и в радость. А значит, излишнее рвение и
чрезмерные нагрузки недопустимы, равно как и упреки родителей, — подчеркивает
психолог.
Тем более не стоит, столкнувшись с неудачей, демонстрировать сомнения в
способностях ребенка. Фразы из разряда «И как ты будешь учиться?» обладают
удивительно разрушительной силой. Если вы не верите в малыша, то кто же в него
поверит?
— Ничто не повышает стрессоустойчивость ребенка так, как уверенность в
собственных силах, а также в любви и поддержке родителей. И здесь роль мам и пап
сложно переоценить, — утверждает детский психолог Юлия Ярынич. — Не пугайте
ребенка наказаниями за неудачи, не ругайте за допущенные ошибки, а как можно
чаще хвалите и восхищайтесь его успехами. Всегда акцентируйте внимание на
победах ребенка и никогда — на промахах.
Чем больше летних впечатлений, тем лучше
Подготовка ребенка к первому классу — дело не одного дня. По-хорошему, к
планомерной работе по развитию физической и психологической готовности ребенка к
школе нужно приступать как минимум за два года до учебы. И тем не менее лучше
поздно, чем никогда, тем более что последние полгода — это, пожалуй, самое
ответственное время. Весенние месяцы можно посвятить походам по специалистам и
максимально объективной оценке готовности ребенка к школе, ну а летние месяцы —
корректировке вероятных проблем и, конечно, полноценному, качественному отдыху.
В целом же будущий первоклассник обязательно должен много гулять, дышать свежим
воздухом и как можно больше времени проводить на природе. В идеале — посещать
бассейн, занятия в спортивных секциях.
— В последнее дошкольное лето лучше оградить ребенка от излишних
интеллектуальных нагрузок, а свободное время посвятить укреплению иммунитета, —
советует психолог. — Дача, походы в горы, путешествие к морю, поездка к бабушке
в деревню — чем больше впечатлений, тем лучше.
Советы родителям будущих первоклассников
* Уважайте ребенка как личность. Не ругайте и не оскорбляйте его,
особенно в присутствии посторонних.
* Не стройте взаимоотношения на запретах, как можно чаще хвалите и
восхищайтесь ребенком.
* Старайтесь сохранять в семье доброжелательную и эмоциональную
атмосферу. В сознании малыша дом должен быть надежным тылом.
* Поощряйте успехи ребенка и не акцентируйте внимание на неудачах,
развивайте и поддерживайте интерес к обучению.
* Не требуйте любой ценой только отличных результатов и высоких оценок.
* Как можно чаще гуляйте на свежем воздухе, выезжайте на природу. По
возможности посещайте бассейн.
* Чаще разговаривайте с любимым чадом, всегда отвечайте на все его
вопросы.
Источник
Консультация для родителей «Здоровье будущего первоклассника»
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultacija_zdorove_budushhego_pervoklassnika.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЗДОРОВЬЕ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
Инструктор по физической
культуре Конева Н.И.
МБДОУ детский сад
Трудности школьного роста
Дети по-разному привыкают к школе. Самыми сложными бывают первые 2–3 недели, а для кого-то адаптационный период растянется на месяц-два. В этот период первоклассники в два раза чаще страдают вирусными заболеваниями, чем старшеклассники. Большинство «первачков» к концу первой четверти худеют, у некоторых могут замедлиться рост и развитие. Из-за переутомления у кого-то из детей артериальное давление повышается, а у кого-то – снижается (но, конечно, все в пределах нормы). Не стоит удивляться, если первоклассник начнет часто жаловаться на головную боль, усталость, плохой сон, снижение аппетита и другие недомогания – все это случается с первоклассниками довольно часто из-за напряжения нервной системы, других систем и органов, но со временем проходит. Учеба – это, по сути, первая сознательная трудовая деятельность, которая требует от ребенка внимания, прилежания, упорства, умения завершить начатое дело. В этом ему поможет режим дня.
Соблюдение режима дня поможет ребенку стать более организованным и поможет воспитать у него чувство времени.
Укреплять здоровье и выносливость детей необходимо заранее, желательно не менее чем за год до поступления в школу. А лето, которое еще только предстоит, – отличное время для закаливания и гимнастики на свежем воздухе.
Чтобы помочь ребенку справиться с повышенными умственными и физическими нагрузками, которые ждут его в школе, и по возможности облегчить его адаптацию, родителям будущих первоклассников надо помнить три важных момента:
1. Режим дня ребенка должен быть максимально приближен к школьному.
Особенность современных детей – быстрая утомляемость. Поэтому ребенок должен уже сейчас обязательно соблюдать такой режим дня, который у него будет, когда он пойдет в школу. Если ваш сын или дочь посещают детский сад, тогда будет проще. Если же ребенок домашний, то придется постепенно приучать его к школьному распорядку дня.
2. Сбалансированное питание: обязательно горячий завтрак, фрукты, овощи в течение дня. В состоянии стресса (а первые месяцы учебы будут настоящим стрессом для вчерашнего детсадовца) организм в большей степени подвержен инфекции, поэтому правильное питание снизит риск заболеть.
3. Укрепление иммунитета . Если у родителей будущего первоклассника есть опасения, что ребенок будет часто болеть, лучше заранее проконсультироваться с участковым педиатром или с аллергологом-иммунологом, который поможет квалифицированным врачебным советом, а в случае необходимости порекомендует препараты, укрепляющие иммунную систему. Если у ребенка есть какое-либо серьезное хроническое заболевание, то противорецидивные препараты он должен начать принимать до того момента, как сядет за парту. Все препараты для укрепления здоровья ребенка с хроническим заболеванием необходимо начинать принимать с первого учебного дня, рекомендуют врачи.
На что важно обратить внимание при подготовке детсадовца к школьной скамье?
Укрепляем пальцы рук
У некоторых детей слабо развиты пальцы рук. В дальнейшем у них могут возникнуть трудности с письмом, чтением, поэтому хотелось бы обратить внимание родителей на развитие силы и выносливости мышц кисти и на развитие тонкой моторики пальцев. Тонкая моторика — это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц, обычно мышц руки и глаза. Занятия по развитию тонкой моторики могут включать в себя аппликацию, рисование и раскраску, лепку из пластилина или глины, конструирование, искусство составления икебаны, оформление гербария. Одним из эффективных упражнений является продевание нитки в игольное ушко, а также шитье, вышивание, вязание, плетение. Родителям следует обратить внимание на то, чем рисует их ребенок: хотелось бы порекомендовать ограничить использование фломастеров при рисовании, так как они не способствуют развитию пальцев рук и не требуют от ребенка никаких усилий. Предпочтительней цветные и простые карандаши, мелки. Важное значение в развитии тонкой моторики занимает пальчиковая гимнастика (гимнастика пальцев и рук), направленная на умение переключаться с одного задания на другое. Летом можно использовать для тренировки сбор ягод, прополку сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.
Стол и стул должны соответствовать росту ребенка
Мебель должна соответствовать росту ребенка. При росте 130- -139 см высота стола должна быть 62 см, стула —38 см. При росте 140—149 см стол — 68 см., стул — 41 см. Если стол слишком высок, то во время приготовления уроков на стул следует подложить доску, книгу или другой предмет, увеличивающий высоту стула, а под ноги для упора поставить маленькую скамейку для упора. Нужно добиваться, чтобы ребенок всегда сидел прямо.
Плохо влияет на осанку привычка стоять, опираясь на одну ногу. Необходимо следить, чтобы дети стоя, сидя и особенно во время ходьбы корпус и голову держали прямо, а плечи отводили назад, и при этом немного подтягивали мышцы живота. Спать рекомендуется на ровном, плотном, не слишком мягком матраце и невысокой подушке. Желательно ребенку приобрести ранец, а не портфель. Еще одно из главных условий укрепления здоровья ребенка — побольше свежего воздуха. Пусть он играет на улице или даче, прыгает, бегает, ходит босиком. Для осанки и общего физического развития очень полезно плавание. Для нормального развития костной ткани, от которого зависит формирование правильной осанки, детям необходимо давать в достаточном количестве мясо, масло, овощи, фрукты, ягоды, все виды каш, горох, фасоль, бобы, которые являются источником кальция, фосфора, железа, магния, столь необходимых растущему организму.
Здоровье будущего первоклассника — подготовка к школе
Особую категорию детей в школах составляют так называемые часто болеющие дети. Что сделать для того, чтобы ваш малыш, придя в школу, не попал в число часто болеющих детей? Конечно, заняться профилактикой различных заболеваний.
Как правило, ослабленные, часто болеющие дети страдают самыми разными заболеваниями — от простудных и инфекционных до воспалительных.
Как правило, такие болезни, как острое респираторное заболевание (ОРЗ) и ангина встречаются особенно часто. Что можно посоветовать в таких случаях?
Во-первых, закаливание. Попробуйте уговорить малыша по утрам полоскать горло прохладной водой. Начиная с комнатной температуры, постепенно все более охлаждайте воду, но делайте это крайне осторожно, чтобы перепады температур не были очень резкими. После утренней зарядки (а она необходима, если ребенок часто болеет) проводите с малышом обтирания мокрым полотенцем, или если малыш уже достаточно закален, обливайте верхнюю часть его туловища (шею, плечи, грудь и спину) прохладной водой.
Если летом несколько дней стабильно стояла достаточно жаркая погода, земля достаточно прогрелась, и есть участок земли, покрытый хорошим дерном или песком, то пусть малыш погуляет по этой травке или песочку босиком. Следует отметить, что далеко не всякий ребенок восторженно воспринимает такое предложение — первые ощущения от соприкосновения подошв с шершавой и колючей землей нередко вызывают дискомфорт. Что же, здесь может помочь личный пример взрослого. А еще — позвольте ребенку первое время походить по земле ногами, обутыми в носочки, пусть его привыкание к ходьбе босиком будет постепенным.
В ежедневный рацион ребенка, чувствительного к простудным и инфекционным заболеваниям, непременно должна входить долька лука или чеснока. Эти овощи повышают иммунитет, делают малыша более устойчивым к заболеваниям.
Пусть малыш каждое утро наряду с обыкновенной зарядкой делает дыхательную гимнастику.
Предложите ему проделать несколько рывков руками, синхронно соединив их с энергичным дыханием через нос и рот. Вдохи пусть будут сделаны носом, а выдохи — ртом. А рывки руками можно условно назвать «обними себя»: сведенными в локтях руками «обнимем» себя — одновременно сделаем вдох, разведем руки, произведя слабый толчок локтями по бокам — выдох.
Эти упражнения помогают прочищать дыхательные органы, соблюдать их гигиену и здоровье.
Упражнение второе . При заложенности носа хорошо провести следующее упражнение. Зажав пальцем правую ноздрю, сделать вдох левой. Потом отпустить правую ноздрю и зажав левую, сделать выдох правой. Повторить упражнение три раза. Затем поменять прием. Сделать вдох правой ноздрей, а выдох левой. Упражнение повторить три раза. Повторить чередование пять раз.
Упражнение третье . Хорошим способом профилактики трахеита у ребенка может быть пускание обыкновенных мыльных пузырей. Пусть малыш одним выдохом надует большой мыльный пузырь. Одновременно взрослые убьют двух зайцев — и ребенка развлекут, и его дыхательной системе тренинг устроят.
Наверное, для многих неожиданностью окажется тот факт, что на укрепление ЛОР-аппарата благотворно влияет . свист. Народная примета «Не свисти, а то в доме денег не будет» должна быть забыта в тех семьях, чей ребенок страдает частыми воспалениями ЛОР-органов. Пусть ваш малыш учится свистеть и как можно чаще демонстрирует свои успехи взрослым. Оказывается, активный поток воздуха, который при этом вырывается из гортани, служит для нее своеобразным массажем и способствует ее тренингу.
Своеобразная «зарядка» существует и для профилактики заболеваний ушей. Лучшее, что можно посоветовать детям, у которых уши болью реагируют на малейший сквозняк, — несколько раз в день проводить массаж ушного прохода. Представьте, будто вы вытряхиваете воду из ушной раковины — вставьте в ухо палец и 5—10 раз активно потрясите им внутри движением «из стороны в сторону». Если ребенок принимает ванну, такой массаж полезнее вдвойне, потому что теплая среда, обволакивающая ребенка, усилит его эффект. Результаты такого несложного мероприятия родители почувствуют очень скоро — ребенок перестанет жаловаться на беспокоившие его покалывания в ушах.
Для любого ребенка полезным является ежеутренний прием ложки меда с глотком теплой воды. Мед — уникальный дар природы, способный творить чудеса. Заведите привычку начинать каждый день с приема порции меда, и организм ребенка воспримет эту привычку с благодарностью.
Гимнастика для глаз
90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Нагрузка на глаза современного ребёнка огромна, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а особенно детям в целях профилактики нарушений зрения
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА . Укрепляют дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям и заболеваниям верхних дыхательных путей.
Массаж ребёнка воздействует на весь организм в целом, что способствует повышению сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей , оказывая благотворное влияние на внутренние органы.
Очень важно уделить внимание профилактике плоскостопия. Для этого необходима просторная обувь, обеспечивающая свободу движения пальцев, твёрдые задники, фиксирующие заднюю часть стопы, эластичные нетвёрдые подошвы, не препятствующие сгибанию стопы при ходьбе, запрет на ежедневное ношение кедов, чешек. Детям полезно ходить босиком по неровной поверхности, по траве, песку или мелким камня перекатывать ногами шарик, собирать пальцами ног разбросанные по полу карандаши.
Источник