Семья и болезнь
Мы склонны считать, что болезнь всегда является делом индивидуальным, результатом жизни отдельного человека. Однако для того, чтобы понять психологию болезни важно учитывать, что среди психических факторов, вызывающих болезнь, есть и семейные отношения.
Изначально семья призвана удовлетворять фундаментальные потребности человека. Среди них такие потребность в безопасности, в любви, нежности, заботе, самоуважении, признании, принадлежности к группе. Удовлетворение этих базовых потребностей в семье особенно важно на ранних стадиях развития человека.
Семья также является важным условием полноценного полового удовлетворения и контроля полового поведения через любовь. В тоже время именно в семье рождаются такие сложные чувства и эмоции как ревность, чувство справедливости.
Даже, к сожалению, такие отрицательные потребности как потребность во власти, садистические и мазохистские желания могут находить удовлетворение именно в семье. В тоже время неудовлетворение потребностей может выступать как фактор хронического эмоционального стресса, вызывающего болезнь. Именно поэтому лечение человека часто следует связывать с лечением семьи и отношений в ней.
Если семью рассматривать как организм, то деформации любой функции семьи могут быть источником болезни семьи и соответственно отражаться на отдельных ее членах. Поэтому тщетно лечить подростка от дискинезии желчных путей традиционными методами медицины, если его состояние является результатом наученной реакцией на эмоции, порождаемые отношениями в семье.
Поразительно также, что так называемая подростковая гипертония иногда исчезает без лечения, стоит лишь временно устранить связь подростка с родителем, которая вызывает в нем бессознательную, подавленную агрессию и враждебность. Следовательно, данная болезнь является лишь индивидуализированным отражением болезни семьи, которая образует подлинную внутреннюю картину болезни.
Подобная связь с семейными отношениями касается и многих других психосоматических заболеваний. Поэтому врачу, понимающему психосоматические и социальные отношения семьи, становятся очевидными этиология и патогенез многих, особенно детских болезней.
В данном случае ему следует подходить к болезни и семье аналитически, рассматривая каждую отдельную функцию, например, отношения мать-дитя, муж-жена, отец-дочь, отец-сын, мать-сын и другие с точки зрения возможностей порождения ими психосоматического заболевания.
В тоже время ролевые ожидания, права и обязанности, шаблоны поведения, вытекающие из положения человека в семье, определяются социально-культурными особенностями сообщества, в которое включена семья.
Для благополучной и здоровой семьи характерно отсутствие рассогласования конфигурации ролей в семье с общим шаблоном семьи, характерным для данной культуры. Временные отклонения от этого шаблона не дают болезненных последствий.
Хроническая же деформация семейных ролей, их отклонение от культурного шаблона и отсутствие адекватной компенсации может стать источником болезни семьи.
Наиболее распространена инверсия половых ролей, ведущих к несоответствию требованиям культуры. Чаще всего это происходит из-за того, что жена берет на себя мужскую роль в контроле и управлении семьей, что в свою очередь вызывает деформации в развитии детей.
Мать, играющая ярко выраженную мужскую роль и с сильным стремлением к доминированию и власти способствует феминизации мальчиков и маскулинизации девочек. Это приводит в будущем к внутренним конфликтам в исполнении ими их половых ролей.
Так мать, страстно желавшая иметь девочку, оказавшаяся не в состоянии изменить свою установку, может своим обращением сформировать у мальчика транссексуализм. В этом случае нужно, чтобы врач вовремя скорректировал стиль ухода такой матери за ребенком.
Имеются даже данные исследований о том, что дисбаланс гормональной системы человека зависит от восприятия и исполнения человеком своей половой роли.
Так у женщины тип оволосения может изменяться в случае устойчивого принятии ею мужской половой роли. Это особенно заметно в период полового созревания. Врачу не стоит относиться безразлично к инверсии половых ролей, так как она может стать патогенным фактором, проявляющимся в индивидуальной болезни.
Такие вещи, как психологическая депривация в семье, потеря смысла жизни, хроническая семейная неудовлетворенность, семейная тревога, искажение системы ценностей, навязчивая мотивация и деформация семейных ролей являются факторами, вызывающими болезнь семьи как целостности и в значительной степени зависят от философии семьи, которую разделяют родители и старшие члены семьи.
И здесь мы находим влияние философии на состояние здоровья семьи. Исцеление же одного человека будет связано с изменением жизненной философии всей семьи.
Источник
Влияние семьи на соматическое и психическое здоровье
Комментарии
Мне нравится 0
Семья и семейные отношения оказывают серьезное влияние на жизнь человека. Одни семьи создают благоприятные условия для развития личности, другие препятствуют этому, в крайних случаях разрушая личность.
Наряду с этим особенности психологических отношений в семье влияют на соматическое и психическое здоровье своих членов.
Семья может формировать определённые поведенческие паттерны, которые будут способствовать возникновению невротических и психосоматических расстройств. Среди них можно выделить следующие (по В.Д.Менделевичу):
- Тревожный, при котором столкновение с любой неординарной ситуацией вызывает беспокойство, страх или панику.
- Депрессивный, проявляющийся в чувстве неудовлетворенности, самоуничижения или вины.
- Истерический, для которого характерны попытки обвинения в происходящих событиях окружающих, гнев и возложение на них вины.
- Ипохондрический с преобладанием фиксации на соматическом неблагополучии с преувеличением тяжести имеющегося расстройства.
- Анозогнозический, при котором вырабатывается игнорирование наличия проблем или заболеваний.
Но наиболее патогенное влияние оказывает семья, которую Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис определяют как способствующую психической травматизации. Проблематике психической травмы посвящено большое количество исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Конторович Н.В., видный представитель ленинградской психиатрической школы и ученик В.Н.Бехтерева, психическую травму определяет как тяжёлые индивидуальные психические переживания, играющие значительную или основную роль в этиопатогенезе, клинике и течении нервно-психических заболеваний. Психотравмирующие переживания оказывают влияние на личность вследствие выраженности (остроты), длительности или повторяемости. К ним относятся только отрицательные состояния, которые могут являться причиной определённой патологии.
- Субдепрессивные состояния (состояния неудовлетворенности, тоски, подавленности);
- Состояния фобического круга (тревога, страх, беспокойство, неуверенность, беспомощность);
- Эмоциональная напряженность и сложные совокупности состояний, возникающих при наличии внутреннего конфликта, столкновениями человека с непомерными препятствиями и трудностями.
В изучении психической травмы важное место занимает понятие патогенной ситуации как сочетания условий, в которых оказывается личность со своими качествами, лиц, с которыми она взаимодействует, со стечением обстоятельств, создающих неразрешимый клубок внешних и внутренних трудностей (В.И.Мясищев). Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний определяется следующими обстоятельствами:
- Семейные отношения — наиболее значимые в системе взаимоотношений личности, поскольку семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни человека является единственной, а позднее — одной из наиболее важных социальных групп, в которые он включён.
- Семейные отношения являются многосторонними. Различные их сферы (хозяйственная, эмоциональная, сексуально-эротическая и другие) теснейшим образом взаимосвязаны, и попытки внести малейшие изменения в любую из них приводят к цепным изменениям в других. Поэтому от семейной травмы очень сложно уйти.
- По отношению к внутрисемейным влияниям, в том числе травматизирующим, человек наиболее открыт и, как следствие, уязвим.
Последствия психической травмы усугубляются, если травматизация имеет длительный характер. Семейные отношения создают условия как раз для таких длительно действующих, закономерно и часто повторяющихся психических травм (В.В.Юстицкис).
Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис выделяют следующие способы формирования непосильного психического напряжения её члена:
- Создание для человека ситуации постоянного психологического давления, трудного или безвыходного положения.
- Создание препятствий для проявления членом семьи определенных, чрезвычайно важных для него чувств, удовлетворения важных потребностей. Это могут быть чувства, несовместимые с ролевыми представлениями члена семьи. Наряду с этим при неблагоприятных взаимоотношениях в семье приходится прилагать значительные усилия для сдерживания чувства фрустрации, раздражения и агрессии. Также чувства и потребности, которые семья должна удовлетворять, по какой-то причине могут не удовлетворяться.
- Создание и поддержание внутреннего конфликта у человека.
Психическая травматизация в семье обусловлена не только прямыми конфликтами семьи с одним из её членов, но и самой психотравмирующей средой, косвенным воздействием традиций внутрисемейных отношений на личность человека (В.Д.Менделевич).
Источник
Здоровый человек и его окружение Лекция 15. Здоровье семьи
учебно-методический материал
Лекция 15. Здоровье семьи
Понятие семьи
Типы семьи
Этапы жизненного цикла семьи
Основные функции семьи
Значение семьи в жизни человека
Планирование семьи
Методы контрацепции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_15_teoriya.docx | 44.52 КБ |
planirovanie_semi._kontratseptsiya.docx | 39.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 15. Здоровье семьи
1. Понятие семьи
3. Этапы жизненного цикла семьи
4. Основные функции семьи
5. Значение семьи в жизни человека
Семья — организованная социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейнобрачное состояние.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение, восходя к значению территориальной общности.
Под семьей обычно понимают группу родственников, чье родство может быть кровным (родители и дети, братья, сестры) и законным (муж и жена, отчим и пасынок).
К членам семьи относят: отца, мать, сына, дочь, брата, сестру, дедушку, бабушку. К дальнему кругу могут быть отнесены дядя, тётя, племянник, двоюродные и троюродные братья и сестры.
Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке, в первую очередь, обозначает «общее имя для членов семьи».
Выделяют следующие аспекты семьи:
- семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми;
- семья экономическая — объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом;
- семья территориальная — объединяет лиц по признаку совместного проживания;
- семья биологическая — состоит из родителей и детей.
Во Франции в понятие семьи входила «группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком», а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка ».
При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.
1. В зависимости от формы брака:
— моногамная семья — состоящая из двух партнёров;
— полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров (полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами (брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно), в шариате есть ограничение количества жён — не более четырёх; полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами (встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов).
2. В зависимости от пола супругов:
— однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков или без детей;
3. В зависимости от количества детей:
— бездетная, или инфертильная семья;
4. В зависимости от состава:
— простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
а) полной — в составе есть оба родителя и, хотя бы, один ребёнок;
б) неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей.
— сложная или патриархальная — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.
5. В зависимости от распределения власти в семье (вопрос лидерства):
— традиционная (патриархальная) — лидирующая роль принадлежит старшему мужчине;
— нетрадиционная — сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных экономических оснований;
— эгалитарная — семья равных, современный тип семьи, где обязанности распределяются справедливо.
6. В зависимости от проживания семьи:
— матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;
— патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
— неолокальная — семья проживает отдельно от родителей.
Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальностъ семьи.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.
- Этапы жизненного цикла семьи
Почему в семье возникают проблемы? Причин может быть огромное множество. Одной из самых распространенных причин является нарушение на какой-либо из стадий жизненного цикла семьи. Не секрет, что семьи, прожившие в браке 20 лет, будут отличаться от семей, заключивших брак всего год назад. Мы увидим разные проблемы, разные трудности. Проблемы семьи с новорожденным младенцем будут отличаться от проблем семьи с подростком. Признание этих различий ведет к понятию «жизненного цикла семьи». Таким образом, жизненный цикл семьи — это некая последовательная смена событий и стадий, которые проходит любая семья.
Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей.
Условно жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:
- Период ухаживания.
- Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады).
- Семья с маленьким ребенком (или стадия триады).
- Фаза стабилизации или зрелого брака.
- Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.
- Фаза «пустого гнезда».
- Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого.
Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья — это та семья, которая успешно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная, соответственно — это та семья, которая с этими задачами не справляется. Обычно в этот момент люди и начинают искать помощи психолога, так как переход на новую фазу — это всегда кризис, и люди не видят возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимают ее.
Какие же проблемы и задачи могут возникнуть у семьи на каждом из циклов?
Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы: достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера; занятие адекватного возрасту статуса. Это — очень важная стадия, как для индивидуального психического развития, так и для развития его будущей семьи.
Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады)
Это — первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые легко выработать, а некоторые очень трудно. Легче всего выработать внешние правила (кто и когда моет посуду, кто ходит в магазин, кто зарабатывает деньги и т.д.). Труднее выработать правила, связанные с более глубинными вещами.
Семья с маленьким ребенком (или стадия триады)
Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. Было двое, а стало трое. И снова надо договариваться, так как возникли новые обязанности и новые роли. На этом этапе может возникнуть ревность одного из супругов, если он почувствует, что другой партнер больше привязан к ребенку, чем к нему. Может возникнуть проблема самореализации у матери, которая будет ревновать мужа к активному образу жизни, которого она сейчас лишена. Могут возникнуть проблемы взаимодействия с родительскими семьями, так как бабушки и дедушки могут захотеть влиять на то, что происходит в молодой семье.
Обычно эта фаза соответствует кризису середины жизни супругов. Середина жизни, как известно, характеризуется сочетанием больших возможностей с серьезными ограничениями. Вроде люди накопили большой опыт, получили определенный социальный статус, но уже не так просто адаптироваться к изменяющимся экономическим обстоятельствам, трудно что-то менять, приходится «плыть по течению» даже тогда, когда это течение тебе не очень нравится. Еще одним типичным стрессом для семьи является необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом
Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В этот период возрастает число разводов.
Последние стадии жизненного цикла семьи
Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом. Время идет, один из супругов умирает, и жизненный, цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне. Мы видим, что каждая стадия развития семьи несет в себе потенциальную угрозу разрыва отношений. Но все ли так плохо? Обязательно ли надо бояться этих кризисов? Надо сказать, что всякий кризис может привести семью, как к распаду, так и к большему укреплению. Ведь, если супруги совместно преодолевают кризис, то их любовь и содружество только возрастают. Главное — не запускать проблемы, активно их решать, не думать, что все «рассосется само собой» и всегда помнить слова Л.Н.Толстого: «Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любят».
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием, прежде всего, общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Сущность семьи выражается через такие понятия, как функции семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.
Функция семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов.
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и ин д иви дуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время, она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.
Семья участвует в общественном производстве средств жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.
С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Современной семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи.
От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью.
Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д.. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.
Безусловно, самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Однако отцовская и материнская любовь к ребенку не одинакова.
Любовь матери — это безусловная любовь. Мама готова принять своего ребенка любого (хорошего или плохого, здорового и больного и т. д.) и любит его только за то, что он есть. Неспособность матери так любить своего ребенка негативно сказывается на формировании его чувства собственного достоинства, самосознании ребенка и его способности любить. Особенно пагубно отсутствие безусловной любви матери для девочек. Это формирует ощущение одиночества и неуверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Также результатом недостаточной любви в детстве или излишней требовательности матери может стать наличие загаженной самооценки уже у взрослой женщины.
Однако для формирующейся личности не менее, а возможно и более губительна и чрезмерная любовь матери, самопожертвование. Те девочки, чьи мамы жертвуют личной жизнью ради них, вырастут либо эгоистками, не способными любить, либо зависимыми и несамостоятельными. В любом случае, ни то ни другое не будет способствовать их счастливой и успешной жизни.
Любовь отца не такая безусловная как материнская любовь, она более требовательна, однако не менее необходимая для развития ребенка. К маме ребенок приходит, чтобы его пожалели, поделиться с ней своими печалями и радостями. А с отцом он делится своими достижениями, ждет от него похвалы и одобрения, обращается за защитой. Для девочки папа также крайне важен, она ориентируется на его мнение в оценке ее женских качеств. Таким образом, женский характер в детском возрасте формируется благодаря двум составляющим — примеру матери и оценке отца.
И так, отношения ребенка с мамой основываются на чувствах, а отношения с отцом — на поступках. Однако это не означает, что папа не может любить ребенка просто так или, что мама не должна давать оценку его достижениям и поступкам. Довольно не просто разобраться в сложных отношениях детей и родителей. Можно только определить, что результатом любви родителей является ощущение ребенком чувства собственного достоинства, семейной близости, желания быть похожим на них.
Для формирования и развития личности ребенка важную роль играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители относятся друг к другу, так как именно в детстве формируется модель будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу, девочка создает идеальную модель собственной будущей семьи. Уже с раннего детства она знает, что в семье должна делать женщина, а что мужчина, как родители должны относиться к своим детям. Безусловно, со временем эта идеальная модель будет изменяться, но меняться будут лишь некоторые ее черты, а суть останется прежней. Интересен тот факт, что довольно часто девочки, которые выросли в благополучных семьях, выходят замуж за мужчин похожих на их отцов, причем не только по характеру, но и внешне.
В настоящее время под словом «семья» совсем не обязательно подразумевается наличие мамы, папы и детей. Сегодня растет число «неполных» семей, то есть с одним родителем (мамой или папой). У детей, которые выросли в таких семьях, могут возникнуть определенные проблемы в будущей семейной жизни и отношениях с противоположным полом. Кроме того, это может наложить отпечаток на развитие личности ребенка и вызвать некоторые особенности в его характере.
Одиноким родителям приходится выступать в роли кормильца, воспитателя и домохозяйки одновременно. Они сильнее переживают из-за неприятностей, случающихся у ребенка, чаще испытывают материальные трудности — все это, конечно же, не способствует созданию оптимальных условий для его воспитания. Большинство неполных семей в нашей стране состоят из мамы и ребенка, а одинокие отцы — довольно редкое явление.
Раньше считалось, что мальчики страдают больше из-за отсутствия в семье отца, чем девочки. Однако последние исследования показывают, что девочки, выросшие без отца, испытывают определенные трудности в общении с противоположным полом, некоторые чувствуют себя дискомфортно в присутствии мужчин. Девочкам, лишившимся папы в подростковом возрасте (из-за развода) иногда становится свойственна агрессивность, неразборчивость в сексуальных связях.
Дети, которые растут только с одним из родителей, не видят отношений между мужчиной и женщиной внутри семьи и это искажает их представления о семейной жизни.
Ребенок получает дополнительные психические травмы, когда родители расходятся и начинают делить ребенка, позволяя себе нелестно отзываться друг о друге в его присутствии. Малыш в этой ситуации не может сделать выбор между мамой и папой и иногда винит себя в случившемся (в разводе родителей).
В воспитании ребенка родители дополняют друг друга, каждый из них имеет свою индивидуальность. И когда ребенок теряет одного из них, то первому приходится брать на себя функции второго. Конечно, это создает некоторые сложности в отношениях с ребенком, но жизнь показывает, что многие мамы справляются с отведенной им ролью. К тому же практика показывает, что дети, которые росли только с мамой, намного лучше приспособлены к жизни, чем те дети, которые росли в полной семье в атмосфере ненависти между родителями. Поэтому если выбирать между воспитанием в полной, но конфликтной семье и неполной, то неполная семья, безусловно, будет меньшим злом.
Приемная семья, лучший способ помочь покинутому ребенку, сделать его счастливым, отдав ему свою любовь и заботу.
Источник