Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями
Дата публикации: 02.09.2013 2013-09-02
Статья просмотрена: 17500 раз
Библиографическое описание:
Федосеева, О. А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями / О. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7710/ (дата обращения: 08.06.2021).
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается огромного потенциала в собственное развитие, неоправданно снижая социальный статус отдельных групп или категорий граждан. К сожалению, такое отношение к гражданам наблюдается со стороны общества по отношению ко многим категориям инвалидов, в т. ч. и к детям-инвалидам, что ставит конкретные задачи тщательного исследования данного явления и поиска путей для снятия негативного в социальном плане отношения к лицам с аномальным развитием [5, стр. 18].
Анализ практической и научно-исследовательской литературы позволили выявить ряд социально-педагогических проблем.
Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с дефектом изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье оказываются лишенными внимания. Часто родители отдаляются от друзей, знакомых и даже родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такой ребенок требует от матери вдвое трое больше затрат времени и энергии, чем нормальный ребенок, его не принимают в детский сад, он связывает мать, как говорится по рукам и ногам. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.
Воспитание и образование. Воспитательная функция требует педагогического искусства. Родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получают крайне недостаточную информацию о том, как и чему его учить, как управлять его поведением. Во многих регионах осложняется воспитание и образование отсутствием социально-педагогических услуг, большинство детей не могут развивать способности, реализовать интересы и увлечения. Нет возможности обучаться в общеобразовательных школах. Воспитание уверенности в себе у ребенка-инвалида — важнейший педагогический принцип. Ребенка необходимо научить методам компенсации неблагоприятных последствий заболевания или травм. Компенсации можно добиться, если уравновесить потери за счет его личных сильных сторон. Задача родителей помочь ребенку обнаружить эти сильные стороны, научить пользоваться ими [5,стр.95].
Нехватка психолого-медико-педагогических знаний. В большинстве случаев родители, имеющие ребенка с ограниченными возможностями, переоценивают или недооценивают дефект.
Отношение к ребенку. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что родители волнуются в ожидании ребенка: каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро переживают.
Многие родители надеются на чудесное ребенка и ищут все новых, особенных врачей или больницу. Пытаясь справиться с чувством вины, и излить свой гнев на кого-то еще, а не на невинного ребенка, родители не редко выбирают один из двух путей: наказывают себя — решают всю жизнь без остатка посвятить рабскому служению ребенку; перекладывают вину на других — преследуют и яростно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей. Некоторые делают то и другое.
Родители должны постараться как можно скорее обладать своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи окажутся невозможными. Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с ребенком, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаимодействие ребенка и родителей складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно эти нарушения.
Отношение общества к ребенку-инвалиду. Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Отношение сверстников к детям-инвалидам часто бывает пренебрежительным или безразличным. Они часто не умеют общаться, играть, участвовать в совместной деятельности с таким ребенком.
Практика работы с семьями, в которых есть ребенок с ограниченными возможностями, показывает, что такие семьи по отношению к проблеме можно условно разделить на две группы.
Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструктивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выбрать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку [11,стр. 73].
Но, к сожалению, таких семей намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам носит деструктивный характер, который может выражаться в форме:
— игнорирование проблем («Это не мои, а его проблемы — пусть выкарабкивается сам»);
— жесткое отношение и эмоциональное отвержение ребенка.
Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.
Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка-инвалида, является отношение родителей к его дефекту. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает глубокие переживания, чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, могут проявляться на нескольких уровнях.
Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это обуславливается многими причинами: психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка), комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Социальный уровень. Семья ребенка-инвалида становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей.
Вследствие тех же причин матери детей с особенностями развития более чем в 30 % оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности или переходят на низкооплачиваемую низко квалифицированную работу. Таким образом, общество теряет работника определенной квалификации, который часто навсегда оставляет свою специальность.
Рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние и на взаимоотношения между родителями. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад (32 %), что оказывает отрицательной воздействие на процесс формирования личности ребенка.
Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.
Таким образом, все проблемы, существующие в семьях детей с ограниченными возможностями, необходимо постоянно на всех уровнях системы социальной защиты населения и системы образования [1,стр.84]. Личностные особенности родителей определяют их отношение к дефектам ребенка: часть родителей серьезно озабочены отклонениями в развитии ребенка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе не обращают внимания на недостатки детей.
Источник
Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В связи с этим, особое положение должна занимать работа по укреплению, сохранению и восстановлению здоровья детей в условия дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ab0blo_-_-.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила: Храмова Наталья Валерьевна
На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В связи с этим, особое положение должна занимать работа по укреплению, сохранению и восстановлению здоровья детей в условия дошкольного учреждения.
Стоит отметить, что первым институтом, столкнувшимся с данной проблемой – является институт семьи. Анализ научно-исследовательской и практической литературы позволяет выявить ряд социально-педагогических проблем. Рассмотрим некоторые из них:
- Межличностная проблема взаимодействия внутри семьи. Семьи с детьми с ОВЗ наиболее подвержены распаду и конфликтным ситуациям, так как происходит деформация стиля внутрисемейного уклада семьи, сменяется система отношений с внешним миром, а также смена миропонимания каждого из членов семьи и жизненных ориентаций. Деформация ориентации жизни у отцов и матерей отличается. Отцы детей с ОВЗ, чаще всего не принимают ребёнка с дефектом и отдаляются от семьи. Холодное отношение к ребёнку, отказ ребёнку в поддержке, любви, заботе серьезно травмируют и мать ребёнка, что в последующем способствует формированию у неё, невротических и психосоматических, заболеваний. В результате неприятия ребёнка отцом, начинается проявление отчуждения жены от мужа. Что касается матерей, в семьях с ребёнком с ОВЗ, у них наблюдается повышенная моральная и физическая нагрузка, свойственно снижение уровня психического здоровья. Ими переживаются данные жизненные обстоятельства как чувство отсутствия реализации своих жизненных планов.
- Проблема отношения родителя к ребенку с ОВЗ. Существует несколько схем отношения родителя к ребёнку с определенным дефектом.
— отрицание дефекта у ребёнка – родители не признают и не принимают никаких ограничений возможностей, более того, ожидают и настаивают на высокой успешности во всех видах его деятельности;
— чрезмерная защита, опёка, охрана – родители испытывают большое чувство жалости и сочувствуют своему ребёнку, которые проявляют в гиперопёке, заботе, чрезмерной любви, защите. В данном случае родители готовы сделать для ребёнка все возможное;
— отвержение или отречение от ребёнка (скрытое) – родители отрицательно относятся к ребёнку, испытывают чувство позора, а также испытывают чувство отвращения за чрезмерно заботливым воспитанием;
— отвержение или отречение от ребёнка (открытое) – ребёнок принимается с отвращением, родители чувствуют и осознают свои враждебные чувства по отношению к своему ребёнку, или же ребёнок не принимается. Родители обвиняют всех окружающих в том, что их ребёнок родился с дефектом.
- Проблема воспитания и образования ребёнка с ОВЗ. Родители переоценивают или же наоборот, недооценивают дефект и владеют недостаточной информацией о том, как учить ребёнка и чему его учить, как воспитывать его и как управлять его поведением. Таким образом, большинство детей с ОВЗ лишаются возможности развиваться, развивать свои способности, реализовывать свои интересы, желания и т.д.
Одним из важных педагогических принципов – является воспитание уверенности в себе у ребёнка с ОВЗ. Ребёнка необходимо научить компенсировать неблагоприятные последствия заболевания или травмы. За счёт сильных сторон ребёнка можно добиться той самой компенсации, путём уравновешивания сильных и слабых сторон ребёнка. Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребёнка, соответственно раньше будет осуществляться психолого-педагогическая поддержка, медицинская, коррекционно-развивающая работа, тем появится больше шансов на положительное изменение дальнейшей жизненной траектории развития ребёнка с ОВЗ, следовательно, улучшится качество жизни всех членов данной семьи. В виду этого, возможно предположение о снижении остроты перечисленных выше проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Рассмотрим модель сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного образовательного учреждения, которая направлена на создание оптимальной системы комплексной поддержки таких детей.
Объектами сопровождения выступают:
— всестороннее развитие ребёнка, в соответствии с его имеющимися возможностями;
— коррекция психических и физических недостатков ребёнка;
— включение в окружающую социальную среду;
— подготовка к обучению в школе.
Предложенная модель воспитания и обучения детей осуществляется с помощью личностно-ориентированного подхода к ребёнку с использованием психолого-педагогической поддержки, адаптации, помощи, развивающей и коррекционной деятельности.
Алгоритм комплексного сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного учреждения подразумевает следующие действия:
— сбор информации и составление базы данных о детях с ОВЗ;
— выбор технологии по развитию и воспитанию детей с ОВЗ;
— повышение компетенции психолого-педагогической стороны у всех участников комплексного сопровождения, и родителей в том числе;
— психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, с последующим определением основных направлений коррекционно-развивающей работы, а также составление индивидуальных адаптированных развивающих и коррекционных программ;
— обязательное включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ, а также информирование родителей о полученных результатах работы с детьми;
— анализ и оценка совместной деятельности сопровождения ребёнка, в рамках данной модели;
— составление прогнозов развития ребёнка.
Из перечисленных пунктов, остановимся на взаимодействии с родителями, так как это является непростым процессом, в большей степени, успешность которого зависит от достижения целей воспитания, обучения и коррекции. В данном случае, взаимодействие должно рассматриваться как социальное партнерство, подразумевающее участие в воспитательно — образовательном процессе, в равных долях, как семьи, так и детского сада.
Формы работы с родителями предполагают как групповой, так и индивидуальный характер работы. Расширение диапазона взаимодействия возможно с помощью использования интерактивных методов, подразумевающих возможность открытого обсуждения проблем, решение различных предложенных ситуаций, обмен опытом из практики семейного воспитания каждой семьи.
Перечислим эффективные методы работы с родителями детей с ОВЗ:
— самодиагностика отношения родителя к ребёнку с дефектом;
— консультирование родителей по запросу;
— знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребёнка;
— формирование и работа родительского клуба;
— обсуждение поведения детей и родителей, проблемных психологических ситуаций с которыми сталкиваются родители, приемов общения;
— информирование родителей о результатах обследований психолого-педагогического характера, а также о результатах коррекционно-развивающей работы.
Не менее важным звеном всей цепочки сопровождения детей с ОВЗ является взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом, так как на практике, педагоги могут столкнуться с проблемами, которые не смогут решить самостоятельно. Исходя из этого, важным направлением в работе с педагогами являются:
— повышение психологической компетенции с помощью: консультаций, бесед, дискуссий, семинаров, практикумов;
— взаимодействие в вопросах совместной деятельности;
— взаимодействие в разработке индивидуальных коррекционных программ, обсуждение и анализ итогов, их реализации и эффективности действия.
Таким образом отметим, что в работе комплексного сопровождения детей с ОВЗ прослеживается тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитательно-образовательном процессе, развитие компетентности всех участников данного процесса, а также обязательный обмен опытом о проделанной работе. При наличии всех составляющих взаимодействия, в комплексном сопровождении, ожидается развитие ребёнка с ОВЗ с положительной динамикой в его развитии, что и является основной целью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о.
Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ.
Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос.
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки.
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии.
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти.
В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени.
Источник