Меню

Проблемы репродуктивного здоровья учащихся

Проблемы репродуктивного здоровья учащихся

Подростковый период – важнейший период в жизни каждой женщины. В большинстве стран мира принято считать подростками лиц в возрасте от 10 до 19 лет (классификация ВОЗ). В это время происходит становление образа жизни, вырабатывается стиль и стереотипы поведения, включая сексуальное и репродуктивное. Поэтому девушки–подростки отличаются сниженной выносливостью к физическим нагрузкам, повышенной ранимостью нервной системы и восприимчивостью к факторам внешней среды. При этом в любом регионе мира наблюдается такая тенденция, что плохо образованные или малообеспеченные девочки, проживающие в сельской местности, подвергаются большему риску забеременеть, чем их более обеспеченные и образованные сверстницы, живущие в городах. Кроме того, риск забеременеть выше у девочек, которые являются выходцами из этнических меньшинств или маргинализированных групп, лишены права выбора и возможностей в жизни или имеют ограниченный доступ к услугам в сфере охраны сексуального и репродуктивного здоровья, включая информацию о противозачаточных средствах и соответствующие услуги, или вовсе лишены такого доступа. Около 19 % молодых женщин в развивающихся странах оказываются беременны до достижения 18-летнего возраста. На долю девочек в возрасте до 15 лет приходится 2 млн. из 7,3 млн. детей, ежегодно рождающихся у девочек-подростков в возрасте до 18 лет в развивающихся странах [2]. У матерей-подростков наблюдаются высокие уровни послеродовой депрессии и родительского стресса, это является важным фактором риска для последующей послеродовой депрессии [3].К сожалению, одним из решений проблемы подростковой беременности является аборт, который представляет для юного организма большой вред, часто – непоправимый. Частота осложнений после абортов у подростков в 2–2,5 раза выше, а материнская смертность в 5–8 раз выше, чем у женщин репродуктивного возраста. Вероятность смерти 15-летней девушки от причины, связанной с материнством, составляет 1 на 3700 в развитых странах и 1 на 160 в развивающихся странах [4,6]. Это связано с тем, что половая зрелость, то есть готовность организма к беременности и родам анатомически, функционально и психологически, наступает у подростков лишь к 18–19 годам. Поэтому прерывание беременности у лиц, не достигших этого возраста, сопровождается особенно сильным гормональным, физическим и психологическим нарушениями. Основные причины абортов у подростков обусловлены особенностями поведения в этот период жизни, низкой сексуальной культурой и отсутствием должного уровня знаний о репродуктивном и сексуальном здоровье, современных методах контрацепции и опасных последствиях аборта для организма девушек [4]. Одной из причин является несостоятельность или отсутствие служб работы с подростками, которые широко практикуются за рубежом. Результаты одного исследования подтверждают предположение о том, что лица, ведущие профилактическую работу с подростками должны обратить пристальное внимание на свою деятельность. Способность персонала (например, социальные работники и медсестры) заниматься с подростками является важным шагом в улучшении состояния здоровья [5]. Именно на определение уровня знаний молодежи о репродуктивном здоровье, которая как потом оказалась довольно низкой, и устранение этого пробела, ведущего к столь серьезным и ущербным последствиям для юного организма была направлена реализация социального проекта «Адаптация сельской молодежи в условиях мегаполиса».

Материалы и методы исследования

Были разработаны 2 анкеты: для девушек, состоящая из 36 вопросов и для юношей, состоящая из 33 вопросов. Анкеты созданы на русском и казахском языках. Для проведения анонимного онлайн анкетирования была разработана компьютерная программа и адаптирована к мобильным приложениями Android и iOS. Анкетирование построено таким образом, что можно было выбрать только один из предложенных ответов. Невозможно перейти к другому вопросу, не ответив на предыдущий. По некоторым вопросам анкета предусматривает расширение, при положительном ответе идет углубленный вопрос. Ответ «Другое» предполагает введение ответа респондентом в произвольной форме.

По результатам анкетирования было получено 2087 анкет, из них 31 анкета была выбракована как тестовые, таким образом, статистическую обработку в программе SPSS (StatisticalPackageforSocialScience) прошли 2056 анкет.

Результаты исследования и их обсуждение

В целом в анкетировании приняли участие 1258 девушек (или 61,2 %). Две трети или 64,9 % респонденток были в возрасте до 20 лет, одна треть или 33,9 % – в возрастной категории от 20 до 24 лет и чуть больше одного процента -1,2 % составили молодые женщины старше 25 лет. Большинство опрошенных студенток (94,6 %) учатся в четырех высших учебных заведений, расположенных в г. Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, КазГЖПУ, КазНУ им. Аль-Фараби, КазНТУ им. Сатпаева и чуть более 5,4 % – это учащиеся других ВУЗов. До поступления в ВУЗ почти треть девушек (31,5 %) проживала в городе и около двух третей (68,5 %) – в сельской местности. Это позволило нам обратиться к целевой группе – девушкам, приехавшим из сельской местности в город для учебы в ВУЗе.

Социальный портрет респонденток представлен следующим образом: почти половина девушек (45,6 %) выросли в семьях, где есть 3-4 ребенка, каждая третья опрошенная (32,6 %) студентка из семьи, где имеется 5 детей, и только чуть больше 2 % (2,4 %) составляют семьи с количеством детей 1-2. Больше половины опрошенных (55,0 %) отметили, что живут в семьях с хорошим материальным достатком, 35,9 % респонденток проживают в семьях со средним достатком и могут позволить себе средние расходы, 5,6 % обучающихся отметили минимальный материальный уровень проживания, а 3,4 % студенток указали на то, что родители живут раздельно и у отца с матерью разный прожиточный уровень. Две трети респонденток (63,6 %) указали на то, что им не хватает денежных средств для проживания в городе, почти каждая пятая опрошенная (21,3 %) отметила, что денег хватает не всегда, хватает, но только на еду или минимальный прожиточный минимум, или «когда как», 15,1 % девушек отметили, что им достаточно средств для проживания в г.Алматы.

Читайте также:  Чем снотворное опасно для здоровья

62,8 % респонденток ответили, что сами все знают о репродуктивном здоровье (беременности, половых контактах, ЗППП), почти треть опрошенных (30,8 %) никогда не разговаривали на эту тему с родителями и только с 6,4 % эти вопросы обсуждали со своими родителями. Трое из 5-ти студенток (66,0 %), информацию о сексуальном и репродуктивном здоровье хотели бы получать на лекциях в университете, 16,3 % респонденток – из специальной литературы, 7,9 % – в Интернете, 4,6 % опрошенных – в беседе с врачом, 2,1 % – в беседе со сверстником, 3,0 % – из просмотра видеофильмом и видеопередач. По итогам анкетирования четверть девушек (25,8 %) указали на наличие сексуальных отношений. При этом на вопрос: «В каком возрасте это произошло впервые?», до 15 лет – у менее 1 % респонденток, в 15 лет – у 3,7 % опрошенных, в 16 лет – у 12,9 % девушек, в 17 лет – 8,0 % респонденток, в 18 лет – у 29,2 %, в 19 лет – у 25,2 %, в 20 лет – у 8,3 %, после 20 лет – 12,7 %. У девушек чаще всего первый половой контакт произошел в возрасте 18 лет – 29,2 %.

Из опрошенных 36,9 % ответили, что знают о методах предохранения от нежелательной беременности только в общем, 37,2 % респонденток знают практически все, 25,9 % ответили, что впервые слышат об этом. На вопрос «Кто рассказал о способах предохранения о нежелательной беременности?» каждая третья респондентка отметила, что узнала о контрацепции от родителей (31,0 %), от друзей (34,2 %) и из Интернета (34,2 %). Среди методов контрацепции наиболее популярными у девушек оказались противозачаточные таблетки – в 21,8 %, и 20,0 % пользуются презервативами. Прерванный половой акт практикуют 26,5 % девушек. Не предохраняются от нежелательной беременности 31,7 % девушек.

Из результатов опроса видно, что очень большой интерес к анкетированию проявили девушки, приехавшие учиться в город из сельской местности. Можно предположить, что у них имеются проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем, и они заинтересованы в их решении. У подавляющего большинства студенток имеются острые материально-бытовые проблемы, особенно в первый год обучения. Недостоверная информация в Интернете, утрата культурных и нравственных ценностей в общем сознании, все это привело к формированию нового стиля сексуального поведения подростков и молодежи, а так же к формированию у подрастающего поколения своих представлений о сексуальной жизни, порой даже ошибочных. Об этом свидетельствует тот факт, что каждая четвертая девушка (25,2 %) начала половую жизнь до исполнения 18 лет. У сексуально активных студенток использование контрацепции низкое, а у 1/3 использующих имеет место неэффективный метод – прерванный половой акт. Вызывает озабоченность тот факт, что треть девушек не имеют представления о методах контрацепции и способах предохранения от нежелательной беременности и ЗППП. Как и предполагалось, основным источником информации о сексуальном и репродуктивном здоровье среди студентов стали интернет-ресурсы, которые не всегда являются правдивыми и надежными. Поэтому возникает острая необходимость в грамотном и правильном информировании молодежи и подростков о репродуктивном и сексуальном здоровье с помощью тренингов и просветительной работы, которые мы провели в нескольких университетах во время реализации проекта. При этом важно регулярное проведение организационно-просветительной работы по охране репродуктивного здоровья населения, профилактике абортов. К подобным проблемам надо подходить очень серьезно, так как последствия абортов наносят огромный вред юному организму. Следует объединить совместные усилия органов и учреждений здравоохранения с органами и учреждениями социальной защиты, учреждениями образования, молодежными службами, общественными организациями.

Источник

Проблемы репродуктивного здоровья учащихся

Подростковый возраст представляет собой период биологической перестройки организма, адаптации к новому социальному окружению, поэтому он занимает особое место в становлении человека и его развития. Активные гормональные процессы, происходящие в организме подростков, оказывают большое влияние на его половое и эмоциональное поведение. Существуют и психологические особенности подросткового возраста, которые заключаются в зависимости подростка от большого числа макросоциальных факторов (общество в целом и его культура) и микросоциальных факторов окружающей среды (семья, школа, ближайшее окружение) [6]. В этот период будущие взрослые стремятся быстрее познать мир, стараются мыслить по взрослому, отходят от родительских взглядов и ценностей в соответствии со своей собственной субкультурой личности. Социальное развитие подростка состоит в познании роли человека в обществе и путей реализации этой роли, в восприятии ценностей и норм в различных сферах жизни, в том числе в сфере здоровья. Здоровью подростков следует уделять особое внимание, как играющие исключительную важность во всей последующей жизни человека, при том, что подростки представляют собой трудовой и популяционный ресурс страны [5]. Поэтому, особую обеспокоенность вызывает ухудшение здоровья современных подростков, на фоне низкой информированности и культуры. Во время подросткового периода происходят изменения, связанный с обучением в школе, начало трудовой деятельности; установление дружеских и интимных связей; большая независимость в принятии решений и контроль над своим поведением; повышение чувства ответственности; формирование полового поведения, эти значительные социальные изменения оказывают влияние здоровье подростков [3]. В подростковый период происходит половое созревание, формирование репродуктивного поведения и установок, что влияет на всю последующую жизнь, поэтому подростковый возраст нужно рассматривать как особо значимый период в формировании ценностей здорового образа жизни [3].

Читайте также:  Кдц здоровье невролог криштопина

По определению ВОЗ, репродуктивное здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия во все вопросах, касающихся функций и процессов репродуктивной системы, а также психосоциальных отношений на всех стадиях жизни. Оно составляет одну из важнейших частей общего здоровья, занимает центральное место в развитии человека, является отражением качества здоровья в детском и подростковом возрасте, оно также создает основу для обеспечения здоровья по прошествии репродуктивных лет жизни. Для естественного прироста населения в каждой семье необходимо иметь двух-трех детей. Кроме того, из года в год увеличивается удельный вес пожилых и старых людей [8]. Для решения данных проблем государство создает благоприятные социально-экономические условия для рождения здоровых детей. В противовес этому выступает контрацепция, как предупреждение нежелательной беременности, предотвращение аборта и его последствий, средство профилактики заболеваний, передающихся половым путем [1]. Контрацептивное поведение – совокупность поведенческих реакций, сопровождающих гетеросексуальную активность, по предохранению от возможной беременности, инфекций передающихся половым путем (ИППП), а так же ВИЧ-инфекции [8]. Это поведение существенно отличается от репродуктивного поведения и по функциям и по свойствам. Репродуктивное поведение предполагает целую систему действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. Контрацептивная культура охватывает все половозрелые слои населения. Для молодежи контрацептивная культура очень важна. Нормы репродуктивного поведения в молодом возрасте отличаются от таковых для человека зрелого периода.

В условиях экономического кризиса, падения рождаемости и высокого уровня смертности населения проблема охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения приобретает особую социальную значимость и становится приоритетной для государства. В настоящее время решение проблем репродуктивного здоровья, как важнейшего направления, официально входит в программу Всемирной организации здравоохранения, Фонд ООН по народонаселению. И все же показатели репродуктивной активности российского населения в последние годы резко снижаются, а динамика смертности носит отрицательный характер. Особенностью репродуктивного здоровья школьников является его поведенческая обусловленность [2, 6]. Именно в сфере репродукции уровень здоровья в большей степени определяется самосохранительным поведением, то есть, образом жизни и медицинской активностью. Специфика самосохранительного поведения школьников в сфере репродуктивного здоровья, в свою очередь, определяется низким потенциалом здоровья уже при рождении. К достижению подросткового возраста поддержание репродуктивного здоровья становится невозможным без медицинской активности, как минимум, с профилактической целью. При вступлении в возраст максимального риска для репродуктивного здоровья (т.е. в период полового созревания) необходима адекватная медицинская активность в связи с распространением таких проблем как заболевания из группы ИППП, и искусственные прерывания беременности [7, 8].

Проблема взаимодействия полов и репродуктивного здоровья довольно давно изучается в науке [3]. Подростковый период – самый важный в жизни, как девушек, так и юношей, подготавливающий к взрослой жизни, в том числе семейной. Если сформировавшиеся позиции или модели поведения молодежь не может быть адаптирована к изменяющимся социальным условиям, период юности может стать временем утраченных возможностей и повышенного, с медицинской точки зрения, риска. Сохранить свое репродуктивное здоровье задача каждого человека в отдельности. Важно знать, как поступить в той или иной ситуации, и иметь представление о рисках. В период юношества акцентирование внимания на данной проблеме максимально, так как юноши и девушки это будущие зрелые люди, родители.

Изучение материалов по исследованию знаний о факторах риска заболевания репродуктивной системы, позволило установить некоторые закономерности: в школьном возрасте остро стоит вопрос о здоровье репродуктивной системы, одним из важнейших факторов сохранения репродуктивного здоровья является пропаганда ЗОЖ и правила поведения для сохранения здоровья среди школьников, при этом необходимо охватывать не только девочек и девушек, но и мальчиков и юношей, уровень самосознания школьников не предусматривает самостоятельную заинтересованность ими в собственном репродуктивном здоровье [8]. Исследования и контроль уровня знаний школьников по теме необходимы, так как в период социально-экономической нестабильности в настоящее время наблюдается рост асоциального поведения, в том числе школьников, которое проявляется в употреблении наркотиков, алкоголя, беспорядочными половыми связями [6]. Большинство исследователей считают, что здоровье школьников и факторы его нарушения не достаточно изучены. Это объясняется отсутствием достоверной статистики в медицинских организациях и ограниченностью масштаба исследования локальным уровнем, превалированием изучения женской части школьников [4, 9].

Цель исследования оценить уровень знаний школьников о факторах риска нарушения репродуктивной функции и заболеваниях половой системы, их влияния на организм.

Материалы и методы.

Для достижения поставленной цели было проведено социологическое исследование путем анкетирования учащихся 8 и 10 классов МАОУ «Гимназия №31» города Перми. Всего опрошено 137 человек, что составило 90,2% всех учащихся двух параллелей. В анкетировании приняли участие 54 (39,4%) юноши и 83 (60,5%) девушки, 90 (65,7%) восьмиклассников и 47 (34,3%) десятиклассника. Полученные результаты подверглись статистической обработке определения экстенсивных показателей с помощью программы Microsoft Excel 2010.

Результаты и их обсуждение.

По данным социологического опроса, было выявлено, что в основном старшеклассники знают о понятии «репродуктивное здоровье» и причинах его нарушения. С увеличением возраста респондентов отмечается тенденция к повышению уровня знаний по изучаемой теме, но снижается уровень контактности и открытости, так как довольно большой удельный вес респондентов старался воздержаться от ответов на некоторые вопросы. С возрастом две трети школьников начинают более серьезно относиться к своему репродуктивному здоровью и всё чаще проходят медицинские осмотры. Хотя заинтересованность в своем репродуктивном здоровье у юношей младшего возраста больше (57%), чем у их старших товарищей (43%).

Читайте также:  Школа здоровья для мочекаменной болезни

Девушки в отличие от юношей в любом возрасте относятся серьезно к своему репродуктивному здоровью, что проявляется, в том числе и максимально отрицательном отношении к ранним половым контактам (91%). Однако юноши младшего возраста более тщательно следят за своим здоровьем, чем их сверстницы. В дальнейшем отмечается снижение заинтересованности юношей в репродуктивном здоровье и рост интереса у девушек. Так же можно отметить, что юноши имеют большее представление о репродуктивном здоровье и инфекциях передаваемых половым путем (ИППП), чем девушки их возраста. Но при этом две трети девушек (74%) спокойно отнесутся к факту, что у их друга или подруги выявят ИППП, и при этом окажут им поддержку. Тогда как четверть юношей (26%) не знают, как поступить в данном случае. Восьмиклассники меньше адаптированы к ситуации возникновения ИППП. При этом три четверти респондентов вообще не смогут найти решения этой проблемы. Двое из трех школьников (72%) знают о понятии «контрацепция». Оценивая уровень знаний можно сказать, что девушки имеют больший объем знаний о контрацепции и рисках, возникающих при пренебрежении ею, по сравнению с юношами. Отмечается тенденция к росту заинтересованности по мере взросления школьников. Однако в обеих группах на момент исследования 4% старшеклассников уже имели половые связи. При этом контрацептивными методами пользовалась лишь часть вступивших в половой контакт. О понятии экстренная контрацепция знают всего лишь 5% респондентов, в большинстве своем представленный юношами. Причем уровень знаний по этой теме не увеличивается с возрастом.

Об абортах школьники также имеют смутное представление. 92% восьмиклассников привели только две формулировки ответа на вопрос об аборте. И только 2% дали более полные ответы, при этом выразив свое отрицательное отношение к ним. Остальные не ответили на этот вопрос. Несмотря на недостаточный уровень знаний, две трети (74%) восьмиклассников считают аборт способом решения проблемы и связывают его с безответственностью людей. Десятиклассники дают более развернутые ответы на данные вопросы, но при этом основная формулировка ответа схожа. Интересные результаты получены по вопросу о возрасте вступления в половые отношения. По мнению старшеклассников, вступление в половую жизнь является нормальным в 16-18 лет (87%), только 5% считают, что сексуальную жизнь стоит начинать в 19-21 год. Но, к сожалению, ответ «после свадьбы» выбрали лишь 0,6% девушек.

Основным источником информации для школьников о репродуктивном здоровье и методах контрацепции являются СМИ, на долю родителей и врачей приходится примерно 25-30% информации. Это можно объяснить, как закрытостью самих детей, так и недостаточной компетентностью родителей при обсуждении интимных вопросов. Но все же в старших классах наблюдается увеличение объема поступаемой от родителей информации, а так же стремления к обсуждению вопросов, связанных с репродуктивным здоровьем и методах контрацепции среди сверстников. В данном случае необходимо оценить и правильность подаваемой родителями информации, во избежание формирования ложной или неправильной информационной прослойки.

Большинство школьников (70%) ведут активный образ жизни, занимаются спортом, рисованием, танцами, музыкой и другими хобби, при этом 68% из них имеют средний балл 4 и выше. У остальных 30% средний балл 4 и выше имеют две трети обучающихся. То есть, наличие дополнительных нагрузок практически не сказывается на учебной деятельности и успеваемости. При этом школьная успеваемость не влияет на уровень знаний учащихся о репродуктивном здоровья. Так каждый третий (31%) верно ответивший на вопросы о репродуктивном здоровье имел низкую успеваемость.

Выводы.

Таким образом, учащиеся старших классов города Перми достаточно хорошо знакомы с понятием «репродуктивное здоровье» и причинами его нарушения. С возрастом наблюдается тенденция к увеличению уровня знаний о репродуктивном здоровье, заинтересованности в информации о контрацепции. При этом снижается уровень контактности и открытости подростков. Девушки относятся к своему репродуктивному здоровью более ответственно, чем юноши, как в старшей, так и в младшей параллели. Отмечается более лояльное отношение к ИППП у девушек в обеих возрастных группах. Основным источником информации для школьников по теме исследования является СМИ. Было доказано, что школьная успеваемость не влияет на уровень знаний учащихся о репродуктивном здоровье, а дополнительные нагрузки практически не сказываются на учебной деятельности.

Однако необходимо продолжить работу в направлении повышения информированности старшеклассников, воспитания понимания социальной значимости данной проблемы, воспитания правил для сохранения репродуктивного здоровья. Следует уделить внимание работе с родителями: информировать их о важности проблемы, провести мероприятия направленные на повышение открытости и контактности школьников во время переходного возраста. Необходимо переориентировать молодежь на родителей и врачей, как первостепенных источников информации, для формирования правильной информационный базы, неискаженной маркетинговыми потребностями.

Именно поэтому такой предмет обсуждения как «здоровье репродуктивной системы» наиболее остро стоит именно в школьном возрасте. Одним из важнейших факторов сохранения репродуктивного здоровья можно выделить пропаганду ЗОЖ и правила поведения для сохранения здоровья среди школьников, при этом необходимо охватывать не только девочек, но и мальчиков. Уровень самосознания школьников не предусматривает самостоятельную заинтересованность ими в собственном репродуктивном здоровье. Так же необходимы исследования и контроль уровня знаний школьников по теме, так как в настоящее время наблюдается рост асоциального поведения, на фоне социально-экономической нестабильности.

Источник

Adblock
detector