«Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Проблемы и пути их решения.»
статья
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст доклада | 34 КБ |
презентация к докладу | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Красносельского района по теме:
«Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Проблемы и пути их решения.»
Автор: учитель начальных классов
МКОУ «Красносельская средняя школа»
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. 1662-р) говорится:
«Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, среди которых «модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание образовательной среды , обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья»
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Утверждает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее — АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — организация).
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее — обучающиеся с ОВЗ).
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования (далее — НОО) в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации *(1) и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка *(2) и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
На основе вышеперечисленных документов осуществляется инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
При реализации этих документов стали возникать проблемы.
Основные положения российского федерального законодательства в целом не препятствуют инклюзивному образованию детей с ОВЗ.
Вместе с тем, многие акты носят рамочный характер, не содержат чёткого механизма обеспечения инклюзивного образования, предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей с инвалидностью.
Для того чтобы организовать обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья был утвержден специальный СанПин. Но его требования не всегда можно выполнить в условиях конкретной школы. Это касается и наполняемости классов,и оборудования рабочего места ребёнка с ОВЗ, и дидактического материала, и технических средств обучения. Это всё требует дополнительного финансирования.
Финансовое обеспечение образования обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовые условия прописываются в АООП ООН.
Сейчас эта проблема решается благодаря родителям, спонсорам и учителям.
Чрезвычайно великие различия в развитии детей с ОВЗ.
— от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы. — от ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Эта проблема решается прти составлении индивидуадьного маршрута. Например . Ребёнок с РАС при поступлении в школу на основании рекомендаций ПМПК был определён в ресурсный класс. Но после недели занятий родителя было предложено перевести ребёнка в обычный класс. Уже 2 месяца ребёнок успешно занимается, конечно, в присутствии мамы, т.к пока нет тьютора. Поэтому мы пересматриваем первоначальную программу и вносим изменения. АООП нужно подстраивать под потребности конкретного ребёнка. Для этого нужна слаженная работа всех специалистов, работающих с ребёнком.
Нехватка квалифицированных кадров для осуществления всех видов поддержки..
В «Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Сейчас педагоги проходят курсы повышения и переподготовки, но на это надо время. А как быть маленьким школам, где нет необходимого количества учеников с ОВЗ? Эта проблема требует решения на государственном уровне.
Серьезной проблемой остается организации взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Очень часто родители негативно относятся к проблемам, которые возникают при обучении ребенка с ОВЗ, считая, что неусвоение программы ребенком – это вина учителя, его недоработка. Вследствие чего, родители не дают согласия на обследование детей на ПМПК и на изменение программы обучения.
Толерантное отношение к детям с ОВЗ. Надо вести разъяснительную работу и среди детей и среди родителей. Да и самим педагогам надо показывать пример правильного поведения. В нашей школе есть дети как с нарушениями опорно — двигательного аппарата, так и с РАС и другими нарушениями. Другие дети привыкли к ним и перестали как-то особенно реагировать, а стали относится как к обычным ребятам.
В заключении я хочу сказать, что инклюзивное образование только входит в нашу систему, поэтому возникновение проблем неизбежно. Важно не замалчивать их , а обсуждать на всех уровнях.
Источник
«Опыт, проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в КОУ«Урайская школа для обучающихся с ОВЗ»».
специалист в области арт-терапии
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления:«Опыт, проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в КОУ«Урайская школа для обучающихся с ОВЗ»».
Цель ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
введение в единое образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести нарушений их развития.
(информация для слайда, не читать!)
Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014г. № 1598
«Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
разработан в соответствии:
с ч.6 ст.11 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
Законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка
Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и Этнокультурных потребностей народов РФ.
Этапы введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Для обеспечения апробации ФГОС обучающихся с ОВЗ в нашей школе был запланирован и проведён ряд мероприятий по следующим направлениям:
Нормативно-правовое обеспечение апробации ФГОС обучающихся с ОВЗ, регламентирующей внедрение ФГОС НОО;
Кадровое обеспечение апробации ФГОС обучающихся с ОВЗ;
Материально-техническое обеспечение Стандарта с целью создания комфортной коррекционно-развивающей среды в начальном звене;
Создание рабочей группы по разработке основной образовательной программы НОО для обучающихся с ОВЗ;
Разработка плана мероприятий школы по подготовке к апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
Проведение анализа Стандарта;
Организация обсуждения результатов анализа на заседаниях модульных групп, на родительских собраниях, с общественными организациями.
11. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
12. Составление адаптированных рабочих программ по учебным предметам.
Апробация ФГОС НОО в КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ» началась 1 сентября 2014 года. К этому моменту школа была практически готова к выполнению всех требований Стандарта: структуре основных образовательных программ, к условиям реализации основных образовательных программ, к результатам освоения основных образовательных программ.
К с труктуре основных образовательных п рограмм.
На основе Адаптированной основной общеобразовательной программы «Урайской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» педагогами начальных классов, дополнительного образования и специалистами были разработаны адаптированные рабочие программы по предметам в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
(в том числе и для детей, находящихся на индивидуальном обучении и имеющих различные нарушения развития:
задержкой психического развития
выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм
Данные программы представлены на выставке, которую вы можете посетить.
Требование к условиям реализации основных образовательных программ:
Педагоги, работающие в 1-3 классах, учителя с высшей квалификационной категорией, стаж работы которых составляет 25 и более лет, прошедшие курсы по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в учебный процесс, учителя- логопеды, педагоги – психологи, учителя – дефектологи.
материально-техническим (оснащение учебных кабинетов компьютерным и интерактивным оборудованием, наличие мобильного компьютерного класса);
иным условиям (учебное и реабилитационное оборудование, которое вы можете увидеть при посещении кабинетов во время открытых занятий. А так же оборудование для создания безбарьерной среды).
Материально-техническое оснащение школы вы увидите при посещении открытых занятий и мастер-классов.
Требования к р езультатам освоения основных образовательных программ.
Перспективы реализации ФГОС НОО.
Результат реализации всех требований – комфортная развивающая образовательная среда.
Созданные условия должны обеспечить возможности:
— достигнуть планируемые результаты освоения ООП.
Результатом реализации указанных требований является «создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенных с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность…, духовно-нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану физического, психического и социального здоровья обучающихся»
Введение новых стандартов – это веяние времени. Реализация стандартов – это новое сознание, новая позиция, новое отношение к своей работе каждого педагога образовательного учреждения.
Учитель – центральная фигура современной школы. Он:
* владеющий современными образовательными технологиями;
* эффективно взаимодействующий с семьями учащихся;
* мотивированный на работу с детьми;
* способный к личностному и профессиональному развитию.
Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ отметил, что «ключевая роль в школе принадлежит учителю…».
Учителям начальных классов нашей школы, специалистам, работающих по Стандартам, нужно было, прежде всего, ответить на вопросы: какие изменения необходимо внести в свою профессиональную деятельность? Смогу ли я сделать это самостоятельно? Чему мне необходимо научиться, приступая к работе по новому стандарту? Одной из составляющей работы наших учителей в новых условиях – это владение педагогическими технологиями деятельностного и дифференцированного подходов в обучении детей с ОВЗ.
Деятельностный и дифференцированный подходы – это основа Стандарта. Это означает:
-признание в качестве основного средства образования процесс организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся;
— признание того, что развитие личности обучающегося зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности;
-развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества и их успешной социальной адаптации.
Одним из требований структуры АООП НОО является коррекционная развивающая область.
Программа коррекционной работы в нашей школе обеспечивает:
— возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
— осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
В процессе введения ФГОС обозначились следующие проблемы:
1. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий, которые необходимо адаптировать для детей с ОВЗ.
2. Новой формой в нашей школе является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
— целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
— самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само – рефлексии конкретной деятельности),
— результаты учебных проектов,
— результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников (портфолио).
3. Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Если до введения документа применение системно – деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
4. По новым Стандартам главное – не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей УЧИТЬСЯ , создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика , научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время. А это самая основная проблема. Ведь есть ученики, которые действительно способны к такому обучению, а есть такие которые просто не могут быть самостоятельными и активными в силу своих психофизических особенностей. Так же здесь возникает проблема в том, что не у всех детей есть возможность выхода в интернет в домашних условиях.
5. Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Но у многих детей нет возможности даже усвоить элементарный предметные знания , когда учитель является, как и в традиционной системе, источником передачи знаний.
Кроме этого, следуя требованиям Стандарта, учителю необходимо освоить современные образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально – технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.
Положительные моменты в введении ФГОС НОО
Переход от простой передачи знаний школьнику к проектирующей творческие способности личности . Поэтому во главе реализации ФГОС НОО лежит системно — деятельностный подход, который предполагает широкое внедрение в обучение проектной и исследовательской деятельности.
Воспитательная функция. Создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования.
3. Материально – техническая база кабинетов начальных классов в нашей школе соответствует требованиям ФГОС НОО.
4. Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования . Внеурочная деятельностью входит в часть базисного учебного плана, формируется участниками образовательного процесса. В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» используется план внеурочной деятельности — нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Цель внеурочной деятельности — создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности: 1. Расширение общекультурного кругозора; 2. Формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания; 3.Включение в личностно значимые творческие виды деятельности; 4. Формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
5. Участие в общественно значимых делах; 6. Помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
7. Создание пространства для межличностного общения.
КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности:
• спортивно-оздоровительное; •духовно-нравственное; •социальное; •общеинтеллектуальное; •общекультурное.
Недельный план внеурочной деятельности
Через что реализуется
Коррекионно – развивающие занятия
Индивидуальные и групповые занятия «120 психологических уроков по Н.П. Локаловой»
Индивидуальные и групповые занятия (логопедические) по развитию слухового восприятия и обучение произношению «Северные напевы»
Индивидуальные и групповые занятия по развитию мелкой моторики
4.Индивидуальные и групповые занятия с учителем — дефектологом
Источник