Проблемы развития педагогики здоровья
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе здоровьеориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и дошкольниками отношений сотрудничества и партнерства в области формирования ключевой компетенции «быть здоровым». Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации, реализуя задачи обеспечения здоровья детей и их эмоционального благополучия, внедряет актуальные педагогические технологии. Педагогика здоровья, вместе с другими отраслями педагогического знания переживает тотальную трансформацию в настоящее время. Проблемы и перспективы организации в условиях реформирования физического развития и воспитания дошкольников требуют как анализа накопленного опыта, так и внедрения новых подходов.
Физическое развитие детей в дошкольной образовательной организации содержит много аспектов. Поставленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задачи физического развития предполагают организацию возможности для саморазвития двигательной деятельности. Система организации физического развития и воспитания дошкольников в контексте педагогики здоровья предполагает интеграцию содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования и модели жизнедеятельности детей в группе. Организация физического развития и воспитания дошкольников опирается на методологию педагогики здоровья и предполагает реализацию здоровьеориентированных педагогических технологий. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья приведены в соответствие с действующими федеральными государственными образовательными стандартами [8]. Организация физического развития и воспитания дошкольников успешно может быть реализована с позиций системного подхода к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования [1].
Проблемы организации физического развития и воспитания дошкольников находятся внутри каждой из подсистем образовательной системы. Рассмотрим проблемные области организации физического развития и воспитания дошкольников в современном детском саду. Материально-технические, финансовые ресурсы дошкольной образовательной организации позволяют обеспечить либо базовый, либо повышенный уровень освоения ключевой компетенции «быть здоровым». Так как освоение компетенции происходит в деятельности, то необходимо обеспечить процесс образовательного взаимодействия воспитателей и детей по образовательной области «физическое развитие» инвентарем. Минимальный уровень ресурсного обеспечения, используемый для организации физического развития и воспитания дошкольников, будет обеспечивать базовый уровень освоения ключевой компетенции «быть здоровым».
Другая проблема организации физического развития и воспитания дошкольников в условиях реформирования — научно-методическое обеспечение образовательного взаимодействия. Выбор примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лимитирует модель физического развития детей, реализуемую в организации. Различные подходы к организации физического развития и воспитания дошкольников в условиях реформы демонстрируют программы «От рождения до школы» и «Детство». Вместе с тем, следует отметить существующее многообразие подходов к организации здоровьесберегающей деятельности в системе образования: теория и практика [9].
Актуальные в настоящее время федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников не подходят в полной мере к деятельности дошкольной образовательной организации [10]. На наш взгляд, необходимо пересмотреть и систематизировать группы требований в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников для дошкольных образовательных организаций, которые стали первым уровнем основного общего образования.
Все дошкольные образовательные организации, разрабатывая образовательные программы дошкольного образования, столкнулись с неоднородной профессиональной компетентностью воспитателей и специалистов. Переподготовка, повышение квалификации педагогического коллектива, способность эффективно организовывать свое самообразование тормозит внедрение реформ. Организации физического развития и воспитания дошкольников на современном уровне требует изменений в подготовке педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Особенно актуальным на наш взгляд, является профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов [7].
Таким образом, злободневные проблемы дошкольной образовательной организации, стремящейся к организации физического развития и воспитания дошкольников связаны не только с низким исходным уровнем здоровья воспитанников, поступающих в детский сад. Реализации эффективной модели физического развития дошкольников препятствуют так же малое количество высококвалифицированных, заинтересованных и инициативных воспитателей, способных реализовывать инновации в области педагогики здоровья. Не достаточная связь с объектами социальной значимости, поддерживающими инициативы детей в области спорта. Недостаточное количество разработок воспитателями инновационных здоровьеориентированных педагогических технологий в образовательном взаимодействии своей группы. Малоактивная позиция родителей в воспитательно-образовательном процессе связанная с дефицитом времени и невозможностью участвовать в мероприятиях.
Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации (МКДОУ д/сад № 2 г. Новосибирск) апробирует в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования модель физического развития и воспитания в контексте педагогики здоровья. При первичной разработке образовательной программы дошкольного образования с учетом методологии педагогики здоровья (2014/2015 уч.г.), была создана модель системы образовательно-оздоровительного процесса, технологически реализуемые через недельные здоровьеориентированные проекты физического развития.
Перспективы организации физического развития и воспитания дошкольников в условиях реформирования дошкольного образования связаны с внедрением идей педагогики здоровья. Игра, как естественная и ведущая деятельность дошкольников традиционная форма организации физического развития и воспитания дошкольников. Вместе с тем, систематизация видов детской деятельности и деятельности воспитателя как непрерывного образовательного взаимодействия в течение всего времени реализации образовательной программы дошкольного образования требует новых подходов.
Основной структурной единицей реализации педагогики здоровья выступает здоровьеориентированный проект [8]. Так как наибольшей проблемой для воспитателя при взаимодействии с многочисленной группой дошкольников является организация самостоятельной деятельности детей, необходимо использовать потенциал здоровьесберегающих подвижных игры как средство повышения двигательной активности детей [3]. Здоровьесберегающее образование, сконструированное на основе методологии педагогики здоровья позволяет обеспечить эффективное физическое развитие при реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [4].
Стратегической целью организации физического развития и воспитания дошкольников является разработка и реализация основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей индивидуальную траекторию двигательной деятельности развития для всех детей дошкольного возраста в группе. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений создание оптимальных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного взаимодействия воспитателя и дошкольников. Еженедельные проекты воспитателя являются механизмом реализации и управления системой физического развития дошкольников в условиях реформирования [2].
Достижение высокого качества дошкольного образования в контексте педагогики здоровья происходит за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса по физическому развитию дошкольников. Повышение профессиональной компетентности в области ключевой компетенции «быть здоровым» сотрудников дошкольной образовательной организации происходит через освоение технологии реализации здоровьеориентированных проектов применительно к организации физического развития и воспитания. Не менее важной проблемой является адекватное конструирование здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации [6]. Управление всеми аспектами организации физического развития и воспитания дошкольников и формирования ключевой компетенции «быть здоровым» происходит через конструирование и реализацию программы «здоровье» [5].
Наиболее эффективными для организации в условиях реформирования физического развития и воспитания дошкольников в контексте педагогики здоровья является системный подход. Дошкольная образовательная организация, непрерывно внедряя инновации в области организации физического развития и воспитания дошкольников, создает свою индивидуальную модель педагогической деятельности в области здоровьесбережения. Перспективным является осуществление системного подхода в воспитании здорового ребёнка посредством физической культуры, закаливающих и оздоровительных мероприятий и приобщения к образовательной области «физическое развитие» в содержании образовательной программы дошкольного образования. Здоровьеориентированные проекты позволяют интегрировать умения дошкольников самостоятельно усваивать знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), что позволяет конструировать индивидуальную траекторию развития в области ключевой компетенции «быть здоровым». Обогащение ресурсов детского сада за счет сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей позволяет дошкольникам осваивать ключевую компетенцию «быть здоровым» на повышенном уровне. Расширение возможностей обеспечения физического и эмоционального благополучия дошкольников приводит к максимальному удовлетворению потребностей заинтересованного населения в новых формах организации дошкольного образования.
Источник
Проблемы развития педагогики здоровья
В настоящее время, несмотря на некоторую стабилизацию ряда демографических и медико-статистических показателей, выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.
По данным различных авторов, насчитывается лишь 14-23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные — хронические заболевания. Результаты медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей и подростков значительно ухудшается. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый — патологию сердечно-сосудистой системы [3].
Особую тревогу вызывает состояние нервно-психического здоровья учащихся. За время обучения в школе число детей с заболеваниями нервной системы возрастает в 2 раза. Данная группа заболеваний включает как функциональные нарушения (неврозы, фобии, страхи, невротические реакции), так и органические заболевания, в том числе врожденную и генетически обусловленную патологию.
В научных исследованиях показано, что состояние здоровья детей и подростков особенно ухудшается в учреждениях нового типа (гимназиях, лицеях, авторских школах), в которых фактический объем недельной нагрузки (время, затраченное в образовательном учреждении и на выполнение домашних заданий) приводит к увеличению так называемого рабочего дня школьника до 10-12 часов для учащихся начальных классов и до 15-16 часов в сутки — для старшеклассников [2]. Недостаток времени учащиеся компенсируют за счет сна, в том числе ночного, и двигательной активности (75% школьников мало занимаются физической культурой, т.е. находятся в условиях гиподинамии).
Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40-55% учащихся, в то время как в общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20-30%; у 60-63% регистрируется изменение артериального давления (как правило, по гипертоническому типу), у 78-85% отмечаются неврозоподобные реакции. Более половины учащихся школ нового типа имеют различные хронические заболевания.
У подростков нервно-психические расстройства отмечаются в 1,5 раза чаще, чем у детей до 14 лет, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями подросткового возраста (интенсивное физическое развитие, половое созревание, нейрогормональная перестройка), психосоциальными факторами, и в определенной степени зависят от педагогической деятельности.
По данным Д.Н. Исаева, среди причин ухудшения нервно-психического здоровья учащихся, связанных со школой, первое место занимает перегрузка учащихся, второе — отношение педагога, порой несправедливое, унижающее достоинство ученика, третье — неприятие детским коллективом, смена его и т.д. То есть школа превратилась в дополнительный фактор риска развития заболеваний учащихся вместо того, чтобы выполнять оздоровительные функции.
Учитывая, что среди факторов, влияющих на здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни (50-55%), необходимо повышение роли системы образования в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни школьников [6].
Модернизация системы образования в России, вызванная потребностью в пересмотре образовательной парадигмы, обусловила появление новых форм и содержания образования, а также инновационных решений в сохранении здоровья обучающихся [4].
В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако работа медицинского персонала ориентирована на лечение и профилактику заболеваний, а не на формирование здоровья, здорового образа жизни.
В связи с этим возникает необходимость создания педагогических условий для сохранения здоровья школьников и других участников образовательного процесса [1; 6-9], предполагающих участие в нем различных специалистов, призванных обеспечить: воспитание у учащихся потребности в здоровье, у педагогов — идеологии здоровья; физиолого-гигиеническое обоснование учебных программ, условий, режимов обучения, труда и отдыха; валеологическую оценку педагогических технологий; формирование научного понимания сущности здорового образа жизни; проведение контроля и коррекции формирования здорового образа жизни учащихся и педагогов; контроль обеспечения безопасности жизни и здоровья ребенка, подростка в микросоциуме (группа, класс, школа, семья); организацию оказания первой помощи при травмах и неотложных состояниях; посещение уроков, в том числе уроков физического воспитания, и внеурочных мероприятий, занятий групп продленного дня для контроля за деятельностью учащихся, динамикой их работоспособности; наблюдение за состоянием здоровья школьников (по данным субъективного статуса и медицинской документации).
Педагог должен знать: основы возрастной физиологии, школьной гигиены, профилактики соматических и психических заболеваний, медицинской реабилитации, первой медицинской помощи; особенности детской и педагогической психологии; основы возрастной, сравнительной, социальной педагогики, педагогической этики; педагогические здоровьесберегающие технологии; основы теории и методики физической культуры; основы безопасности жизнедеятельности; правовые вопросы охраны здоровья детей и подростков; вопросы управления деятельностью ученического и педагогического коллектива по проблемам здорового образа жизни; методологию и методику научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.
Педагог должен уметь: провести анализ и оценку учебно-воспитательного процесса, физического развития и состояния здоровья учащихся и учителей; организовать оздоровительную работу в учебном заведении; оказать первую медицинскую помощь при травмах и неотложных состояниях или организовать её оказание.
Педагог должен владеть: методами оценки санитарно-гигиенических условий обучения и организации учебного процесса в образовательном учреждении; здоровьесберегающими технологиями обучения и воспитания, способствующими выявлению и активизации резервных возможностей человека, формированию личностно-интеллектуальной деятельности; методами научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.
В школе необходимо ввести валеологическое сопровождение образовательного процесса, под которым понимается система взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, учителей. Системобразующим фактором валеологического взаимодействия будет выступать мотивационная заинтересованность и компетентность педагогов, психолога, врача, учащихся в формировании здорового образа жизни. Система взаимодействия включает: разработку мер по координации усилий педагогов и медицинских работников, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, определение уровней состояния здоровья учащихся и их взаимосвязи с объемами учебной нагрузки, разработку валеологически обоснованных инновационных технологий обучения и их внедрение и т.п. Такая система станет гарантом прав сохранения здоровья школьника и учителя.
Федеральными законами «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000) на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, а программы и методики обучения, используемые при этом, должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения об их безвредности для здоровья.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствовании его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, обеспечении психологического комфорта участников образовательного процесса.
Впервые в стране перестройка образования проводится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации системы образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей, подростков и молодежи. В сложившейся ситуации здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.
В соответствии с Инновационной образовательной программой РГПУ им. А.И. Герцена на 2007-2008 гг. коллективом авторов была разработана Учебная программа модуля «Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере» в рамках современных тенденций в мире и в нашей стране, обусловливающих заботу об общественном и индивидуальном здоровье нации [1; 4; 10]. В 2010 г. разработана магистерская программа «Профилактика социальных отклонений (Превентология)», которая уже реализуется.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогическое сотрудничество, личностно-ориентированная педагогика и др.). Ее главной отличительной особенностью является приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Это определяет необходимость последовательного формирования организационно-педагогических условий — здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты [5; 9].
Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья от неблагоприятных воздействий, но и развитие и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование у них культуры здоровья.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
- качественный мониторинг состояния здоровья;
- представление о здоровье в соответствии с определением ВОЗ;
- непрерывность и преемственность;
- субъект-субъектное взаимодействие;
- соответствие содержания и организации образования возрастным особенностям;
- комплексный междисциплинарный подход;
- гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
- приоритет позитивных воздействий и активных методов обучения;
- сочетание охранительной и тренирующей стратегий;
- формирование ответственности за свое здоровье.
Классификация здоровьесберегающих технологий в зависимости от подходов к охране здоровья и, соответственно, от методов и форм работы:
- медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии;
- физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии;
- экологические здоровьесберегающие технологии;
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- здоровьесберегающие образовательные технологии:
Таким образом, формирование и сохранение здоровья детей и подростков является не только медико-социальной, но и педагогической проблемой. Здоровьесберегающая образовательная технология — качественная характеристика любой гуманитарной образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья, это совокупность принципов, приемов, методов работы, которые дополняют задачами здоровьесбережения традиционные технологии обучения, воспитания, развития.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Здоровьесберегающая педагогика должна обеспечить высокий уровень образования при сохранении и укреплении здоровья всех участников образовательного процесса.
Рецензенты
- Котенко Петр Константинович, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной безопасности факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
- Плахов Николай Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, старший научный сотрудник военного учебно-научного центра ВМФ, г. Санкт-Петербург.
Источник