Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс
статья по психологии по теме
Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс
Принято считать, что здоровый человек – это человек, который не имеет каких-то хронических заболеваний, редко болеет простудными болезнями. Другими словами, здоровье определяется внешними проявлениями, связанными с его телом. А что же понимается, под психологическим здоровьем? В житейской психологии показателями психологического здоровья считаются такие качества человека, как уравновешенность, спокойствие, вежливость, тактичность. Но часто встречаются примеры внешне спокойных, приятных в общении людей, которые неожиданно для окружающих меняются, становятся агрессивными, несдержанными, вспыльчивыми. По каким же критериям определяется психологическое здоровье человека?
Калашникова М. Б дает следующее определение: «психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи». Жизненная задача – это необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным. При этом основная функция психологического здоровья – это поддержание гармонии между человеком и окружающей средой в сложных жизненных ситуациях.
Психологическое здоровье характеризуется присутствием определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Проблемы, связанные с психологическим здоровьем – это не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Исследования психологического здоровья учителя, в частности исследования Р. М. Хусаинова (2006 г.) показали неутешительную картину данного явления у российских учителей. Так, 73,6 % опрошенных учителей отмечали у себя нарушения в эмоциональной сфере, проявлявшиеся в снижении настроения, раздражительности, тревожности, повышенной обидчивости, трудности регуляции эмоционального состояния, снижении памяти, внимания, снижении умственной и физической работоспособности, интеллектуальных функций в целом.
91,1 % педагогов отметили наличие заболеваний или расстройств различных органов и систем организма. Так, лишь 19 % педагогов оценивают здоровье как вполне хорошее. Интегральная оценка комплекса морфофункциональных показателей (по методу Г. Л. Апанасенко) свидетельствует о том, что низкий уровень физического здоровья имеют 86 % учителей, уровень ниже среднего – 12 % и только у 2 % обследованных учителей – средний уровень здоровья. Отмечено ухудшение с возрастом и стажем большинства показателей физического здоровья, связанных с увеличением массы тела.
Различные формы нарушения сна отмечают у себя 87,2 % учителей; 2/3 педагогов (66,9 %) предъявляют жалобы на частые головные боли, у 40,1 % регистрируется стойкое или периодическое повышение артериального давления. Признаки психоэмоционального перенапряжения чаще встречались у преподавателей точных (83,2 %) и гуманитарных (80,2 %) дисциплин, реже – у преподавателей физической культуры (67,7 %) и воспитателей (71,2 %). Но в большей степени показатели соматического нездоровья женщин-учителей коррелируют с количеством диагнозов и обострений хронических заболеваний у их мужей. Отмечена также прямая связь частоты обострений хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы с неблагоустроенностью жилья, несбалансированностью питания и интенсивностью курения и приема алкоголя. Таким образом, в анализе факторов риска выявляется большая значимость факторов семьи и образа жизни, нежели факторов производственной деятельности учителя.
Выяснилось, например, что более 80 % учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями. При этом возраст вносит коррективы в этот процесс. Так, учителя в возрасте 31–40 лет остро ощущают чувство неудовлетворенности, часто жалуются на усталость. Самая высокая постоянная тревожность наблюдается в возрасте 50 лет и старше. Педагоги более высокой возрастной категории испытывают большую нервно-психическую, эмоциональную усталость, вызванную коммуникативными перегрузками, чем их более молодые коллеги. Так, среди учителей со стажем до 3-х лет от перегрузок страдают 8,3 %, а со стажем более 18 лет – в три раза больше (24,2 %).
Нарушения психологического здоровья в свою очередь сказываются на педагогической деятельности учителей, приводят к явным изменениям в ее осуществлении. Это наблюдается в следующем:
1) падает профессиональная самооценка;
2) снижается не только творческая, но и познавательная активность;
3) происходит перекладывание части профессиональных задач на учащихся;
4) наблюдается профессиональное выгорание;
5) становится явно выраженной мотивация власти не только в профессиональной, но и личностной сфере (в семье).
1 Калашникова М. Б.Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс.
2 Р. М. Хусаинова. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности . 2006 г.
Источник
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ
Автор: Дворников Владимир Николаевич
Муниципальное автономное образовательное учреждение
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Секция «Здоровье учащихся и педагогов»
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И
Дворников Владимир Николаевич,
учитель физической культуры
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ
Главная цель использования здоровьесберегающих технологий — здоровье школьников, но без заботы о здоровье учителя эта цель труднодостижима. Нездоровый учитель не может обеспечить учащемуся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления синдрома выгорания самым ; непосредственным образом влияют на здоровье учащихся.
Работ, посвященных этим проблемам, недостаточно. В этой части книги мы хотели подчеркнуть неразрывную связь здоровья школьника и здоровья учителя, облегчить читателям поиск путей, направленных на самосовершенствование и саморазвитие.
Предупреждение профессиональных деформаций и синдрома выгорания учителя
Профессионально-личностные деформации учителя
Деформация личности — это изменения, нарушающие ее целостность, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личнос ти, когда происходит, с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой — изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. У педагогов профессиональная деформация может проявляться на двух уровнях.
1) Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие таких деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером похожими друг на друга. В педагогическом процессе учитель воздействует на ученика авторитетом своей личности, нередко прибегая к таким примитивным, но действенным приемам, как авторитарный стиль общения. В результате личность учителя обретает черты назидательности, излишней самоуверенности, догматичности и т.д.
2) Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими воздействиями профессиональной деятельности. Обычно это приводит к заострению
отдельных черт личности до уровня их акцентуированности.
В работе учителя его профессиональные деформации проявляются в позициях, которые он неизменно занимает во взаимоотношениях с детьми и взрослыми. Одна из распространенных типологий включает две позиции: учитель на пьедестале и учитель без пьедестала.
Позиция учитель на пьедестале характеризуется поведением контролера, которое с годами становится стилем жизни. В психологии это называется мышлением красного карандаша. Такой стиль поведения характерен для человека, который в силу своей профессии чувствует себя наделенным особой властью и считает, что он всегда знает правильный ответ на поставленные вопросы. С учителями, для которых характерна такая позиция, трудно в повседневном общении, хотя сами они часто не замечают этого. Позиция учитель на пьедестале в определенной степени спровоцирована недемократическим устройством всей системы образования и, по мнению психологов, портит жизнь не только учащимся, —>
Источник