Меню

Проблемы психологического здоровья подростков

Психическое здоровье детей и подростков. Факторы риска, симптомы, формы помощи

Насколько стрессогенна современная жизнь, хорошо свидетельствует глобальная статистика ВОЗ по распространенности заболеваний. После сердечно-сосудистых патологий идут депрессивные расстройства. Причем, в одинаковой степени это касается как взрослых, так и детей и подростков.

О симптомах основных психических расстройств современных детей и подростков рассказала врач психиатр-нарколог Городского клинического детского психиатрического диспансера г. Минска Ольга Макович-Проференко.

Психические расстройства у детей

Учитывая выше перечисленное, на неделе психического здоровья, которая проходила в Беларуси с 5 по 10 октября под эгидой общественной организации «Белорусская ассоциация социальных работников», психическому здоровью подрастающего поколения было уделено особое внимание.

За последние 6 лет психическое здоровье детей и подростков ухудшилось. Опрос, проведенный по инициативе ЮНИСЕФ с участием 227,5 тысячи подростков из 45 стран мира в возрасте 11, 13, 15 лет, показал результат, далекий от оптимистичного. Четверть из опрошенных детей сообщили, что испытывают нервное напряжение, приступы раздражительности и проблемы со сном не реже одного раза в неделю. Почти каждый 5-й ребенок показал депрессивную симптоматику, каждый 4-й из общего числа опрошенных признался, что его посещали мысли о самоубийстве.

Примечательно, что с родителями своими переживаниями дети делятся отнюдь не в первую очередь. Поэтому взрослым следует проявить особую внимательность, чтобы не пропустить проблему, а иногда – не допустить фатального развития событий.

Симптомы расстройств психики у детей и подростков

Согласно определению ВОЗ, психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Если у ребенка теплые доверительные отношения с родными, в семье он чувствует себя в безопасности, с удовольствием ходит в сад или школу, не испытывает больших трудностей в учебе и общении со сверстниками, с радостью принимает участие в общественных инициативах и сам их проявляет, стиль его поведения не противоречит существующим в обществе культурным убеждениям и нормам.

Можно предположить, что его психическому здоровью ничто не угрожает. Вопросы начинаются тогда, когда одна или несколько перечисленных составляющих дает сбой. С какими расстройствами психики чаще всего встречаются дети и подростки? Как понять, что нужна помощь специалиста? Ольга Макович-Проференко перечислила основные факторы риска и симптомы.

Психотические состояния, суицидальные намерения и попытки

– Психотические состояния характеризуются тем, что ребенку что-то кажется, видится, чудится, – объясняет эксперт. — Когда он говорит, что слышит звуки, при этом их не слышите вы, слышит голоса внутри себя, видит невидимых зверушек либо друзей, его преследуют какие-то пугающие образы. Причем в интерпретации ребенка это реальные персонажи, которые присутствуют в его жизни более или менее регулярно.

Если ребенок или подросток намеренно наносит себе повреждения (режет, царапает), говорит о том, что ему не хочется жить, демонстрирует признаки депрессивного состояния, часто раздражен, крайне неохотно идет в детский сад или школу, отказывается контактировать и всячески избегает общения с ровесниками, членами семьи и другими родственниками, это может свидетельствовать о суицидальных намерениях или попытках. В этих случаях обязательно нужна консультация специалиста: психиатра, психотерапевта или хотя бы психолога, чтобы понять, чем вызвано такое состояние ребенка, и определиться с тем, как ему помочь.

Невротические реакции

При таком состоянии у ребенка в первую очередь страдает эмоциональный фон, настроение всегда или почти всегда на нуле.

— Если вы видите, что ребенок постоянно грустный, раздраженный, у него пропал аппетит, он плохо спит по ночам, стал апатичным, замкнутым и равнодушным, ему не приносит радость то, что обычно радовало, – это повод задуматься о состоянии его психического здоровья и проконсультироваться у специалиста, — предупреждает Ольга Макович-Проференко.

Расстройства развития школьных навыков

Несмотря на усилия педагогов, родителей и самого ребенка, учеба ему не дается. Не помогают ни репетиторы, ни дополнительные занятия. Ребенок толком не умеет ни читать, ни считать, ни писать. И проблема очевидно не в его нежелании учиться, потому что он прикладывает все усилия, а в том, что он не воспринимает и не усваивает информацию. Как ни странно, причина этого может крыться в психических нарушениях, и здесь необходима помощь врача-психиатра.

Расстройства поведения

— Симптомы расстройств поведения многочисленны, — говорит Ольга Макович-Проференко. – От патологической неусидчивости и невнимательности до воровства в школе и дома, агрессии по отношению к ровесникам, родителям, окружающим. В этом случае консультация психиатра однозначно не повредит.

Важно понять: обращение к специалисту вовсе не означает, что ребенок имеет какие-то серьезные психические нарушения. Но если есть какие-то отклонения, они успешно корректируются при раннем выявлении.

Проблемы воспитания

Разногласия между родителями в методах воспитания и частые конфликты, развод, «дележ» ребенка, сложности в переходном периоде могут негативно отражаться на его психике. Изменение его настроения и поведения, ухудшение в учебе, потеря аппетита, апатия или, наоборот, демонстративно вызывающее поведение на фоне описанных событий – повод по меньшей мере для беседы с психологом.

Читайте также:  Департамент здравоохранения мое здоровье

Навязчивые состояния

Навязчивое состояние проявляется в «ритуальных» действиях и мыслях, требующих их обязательной реализации. Например, подросток часто и подолгу моет руки с тщательностью хирурга перед операцией, потому что панически боится подцепить инфекцию. Он совершает какие-то ритуальные действия определенного характера для того, чтобы «защититься» от окружающей среды: например, ходит только по белым плиткам тротуара или ему нужно обязательно три раза повернуться вокруг себя, прежде чем выйти из дома, иначе случится что-то плохое и т.д.

Навязчивое состояние — обязательный повод обратиться к врачу за консультацией.

Энурез (недержание мочи) и энкопрез (каломазание).

— В основе этих нарушений также может быть психическая составляющая. Но прежде чем идти к специалисту, необходимо пройти тщательное обследование по соматическому состоянию ребенка: у педиатра, гастроэнтеролога, хирурга и уролога, потому что энурез и энкопрез могут быть вызваны различными соматическими патологиями, — поясняет эксперт. — Если узкий специалист делает заключение об объективном физическом здоровье, только тогда нужно обращаться за помощью к психиатру.

Реакция на стресс

Негативное воздействие на психику оказывают и различные стрессовые ситуации. Травматичным для детей может быть опыт столкновения с агрессивной (или даже нет) собакой. И потом ребенок боится всех собак. Кто-то из незнакомых взрослых отругал или даже наказал, а родителей рядом не было. Тоже может быть стресс и, соответственно, реакция на него. Ссора родителей, смерть кого-то очень близкого, происходящие негативные события в стране и мире… Все это способно вызвать стресс у детей и подростков.

— Реакция на стресс может проявляться в том, что ребенок становится раздражительным, испуганным. Пропадает аппетит, сон тревожный, ребенок задает не свойственные его возрасту и обычному настроению вопросы, — перечисляет Ольга Макович-Проференко. — Иногда в таких ситуациях родители говорят: «Я не узнаю своего ребенка». С одной стороны, это можно списать на взросление, с другой – это, возможно, реакция на стресс, проявления расстройства поведения, депрессивного расстройства. Разобраться в этом должен только специалист.

Расстройство приема пищи (отказ от еды, переедание)

Частое расстройство психики у детей и подростков. По данным ЮНИСЕФ, лишний вес или ожирение имеет каждый 5-й подросток в мире. Преимущественно эта проблема распространена среди мальчиков и подростков младшего возраста. При этом каждый 4-й подросток (особенно девочки) считает себя толстым.

— Тренд на стройное, без «грамма лишнего жира» тела до сих пор популярен в мире. “Худоба как признак красоты настойчиво транслируется популярными среди современных подростков соцсетями”, — считает врач и добавляет, — Начиная с возраста 12-13 лет, многие подростки сознательно ограничивают себя в еде. У некоторых развивается пищевое расстройство, которое требует помощи врача-специалиста. Отказ от совместного приема пищи с семьей под разными предлогами, резкое похудение, сонливость, слабость, апатия, поход в туалет сразу после приема пищи – все это должно насторожить родителей и в конечном итоге, при необходимости, привести с подростком на консультацию к врачу-психотерапевту или психиатру.

Психологическая и психиатрическая помощь детям и подросткам

Помощь детского психолога или психотерапевта можно получить в любом городе, где проживает подросток.

Почти при каждой детской поликлинике работают центры, дружественные подросткам, где можно получить консультацию на тему психического здоровья как от врача-психотерапевта, психолога, так и узкопрофильных врачей-специалистов.

Во всех областных центрах есть психоневрологические диспансеры, где прием ведут детские специалисты.

В Минске детские психиатры, психотерапевты и медицинские психологи принимают на базе Городского клинического детского психиатрического диспансера по адресам: ул. Лучины, 6; Одинцова, 63, корп.2.

Записаться на прием и получить дополнительную информацию можно по телефонам: (017) 320-88-71 и (017) 397-37-15, либо на сайте www.gkdpnd.by

Телефоны доверия и экстренной психологической помощи: +375 17 263-03-03 и 8-801-100-16-11.

Звонки абсолютно конфиденциальные и анонимные.

Позвонить по телефону доверия или экстренной психологической помощи может как сам подросток, так и взрослые, которые испытывают трудности в общении со своими детьми и их воспитании.

Медицинские психологи, которые работают на линии, помогут разрешить возникшие проблемы или, при невозможности оказания заочной помощи, подскажут, куда обратиться за получением очной консультации.

Не надо бояться приема у психиатра. Подавляющее большинство расстройств психики успешно корректируется и никак не влияет на будущее детей и подростков, — убеждена Ольга Макович-Проференко. – Чем раньше родители и дети придут на прием к специалисту, тем скорее будет начато лечение, тем выше шансы на полное восстановление психического здоровья. И должна сказать, что часть детей и подростков, обратившихся к нам на прием, не имеют психических расстройств и легко избавляются от возникших проблем при работе с психологом.

Подписывайтесь на наши группы в Facebook, VK, OK, Twitter и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь

Читайте также:  Как состояние здоровья алексея янина

Источник

Психическое здоровье подростков

Основные факты

  • Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.
  • На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.
  • Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения (1).
  • Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.
  • Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.
  • Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.

Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Повышение уровня психологического благополучия подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни.

Детерминанты психического здоровья

Подростковый возраст — это важнейший период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. Примерно 10–20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения (1).

Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы к сексуальному насилию, которое несомненно влечет за собой ухудшение психического здоровья.

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

Эмоциональные расстройства

В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, неудовлетворенность или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться быстрыми и неожиданными сменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в животе, головная боль или тошнота.

Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков в возрасте 15–19 лет и пятнадцатое место в возрасте 10–14 лет. Тревожные расстройства являются девятой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди подростков в возрасте 15–19 лет и шестой в возрасте 10–14 лет. Эмоциональные расстройства могут сильно влиять, например, на посещаемость и успеваемость в школе. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться социальной отчужденностью. В наиболее тяжелых случаях депрессия может приводить к самоубийству.

Поведенческие расстройства в детском возрасте

Поведенческие расстройства в детском возрасте являются второй по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков в возрасте 10–14 лет и занимают одиннадцатое место среди подростков в возрасте 15–19 лет . К поведенческим расстройствам поведения в детском возрасте относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (который характеризуется проблемами с концентрацией внимания, гиперактивностью и действиями без учета последствий, которые неприемлемы в таком возрасте) и расстройства поведения (с симптомами деструктивного или вызывающего поведения). Поведенческие расстройства в детском возрасте могут негативно влиять на обучение подростков и могут являться причиной противоправного поведения.

Читайте также:  Мука расторопши житница здоровья

Расстройства пищевого поведения

Расстройства пищевого поведения обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Расстройства пищевого поведения чаще возникают у девочек, чем у мальчиков. Такие расстройства, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание, характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Расстройства пищевого поведения пагубно влияют на здоровье и нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами и/или злоупотреблением психоактивными веществами.

Психотические расстройства

Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации или бредовые расстройства. Психотические эпизоды могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование. Во многих случаях они приводят к стигматизации или нарушениям прав человека.

Самоубийство и самоповреждение

Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем дохода, и более 90% случаев подростковых самоубийств происходят среди подростков, проживающих в этих странах. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через электронные СМИ.

Рискованные формы поведения

Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.

Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Конопля – наиболее распространенный наркотик среди молодежи, который хотя бы раз употребляли 4,7% молодых людей в возрасте 15-16 лет в 2018 году. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет.

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.

Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно из числа наиболее уязвимых групп населения.

Раннее выявление и лечение

Реагирование на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья имеет крайне важное значение. Основные принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять серьезные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях низкой обеспеченности ресурсами.

Действия ВОЗ

ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи. Основными ресурсами в этом отношении являются:

Для деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций ВОЗ разработала инструменты в отношении:

Все эти публикации касаются вопросов, затрагивающих молодых людей.

(1) Kessler RC, Angermeyer M, Anthony JC, et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization’s World Mental Health Survey Initiative. World Psychiatry 2007; 6: 168–76.

Источник

Adblock
detector