Меню

Проблемы психологического здоровья обучающихся

Проблемы психологического здоровья обучающихся

Важное место в образовательном процессе на сегодня занимают индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, формирование психологического здоровья обучающихся.

Состояние здоровья современных школьников является одним из основных показателей качества образования. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Специалисты включают в понятие «здоровье» целый комплекс характеристик: физическое, психическое и психологическое здоровье.

Проблема психологического здоровья является актуальной и весьма «молодой». Психология здоровья как самостоятельная область исследований возникла в конце 70-х годов прошлого столетия. В 1998 году вышло первое отечественное учебное пособие по психологии здоровья, подготовленное профессором В.А. Ананьевым. Вслед за ним разработками в этой области занимается ряд исследователей: А.М. Степанов, И.Н. Гурвич, И.В. Дубровина, О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, В.Э. Пахальян, Г.С. Никифоров и др. По мнению И.В. Дубровиной, психологическое здоровье – это прижизненное образование, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза [1]. Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (Г.С. Никифоров, О.В. Хухлаева, В.Г. Каменская, О.Е. Елисеева и др.). В данном подходе психологически здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими [2, 3, 6, 4].

По мнению Хухлаевой О.В., «психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом…» [6, С. 5]. О.Е. Елисеева отмечает, что содержание психологического здоровья напрямую связано с положительным эмоциональным фоном человека, его эмоциональным равновесием и определяется через отношения с другими людьми [2].

Ввиду отсутствия единого понятия психологического здоровья, не выработан устойчивый комплекс его компонентов (показателей). Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить внешние (определяющие адаптивность к окружающей среде) и внутренние (физиологические возможности организма, гармоничное душевное состояние) компоненты психологического здоровья.

Психологическое здоровье школьников, безусловно, зависит от физиологических, индивидуально-типологических особенностей организма, но именно в этот возрастной период в максимальной степени подвержено влиянию со стороны условий жизни и обучения. Психологическое здоровье как динамическое системное образование, формируется в организованной социальной ситуации развития и системе отношений [7].

Создание психолого-педагогических условий в образовательной организации является основным приоритетом работы психологической службы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования. В условиях прописаны следующие ключевые направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС (п.28 ФГОС НОО, п.25 ФГОС ООО):

  • сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни [5].

Именно сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся является актуальным вопросом и первостепенной задачей психолого-педагогического сопровождения образовательной среды.

С целью изучения особенностей проявления компонентов психологического здоровья обучающихся на разных ступенях образования нами был проведен мониторинг по основным показателям здоровья:

– по психологическим показателям, определяющим качество психологического здоровья (эмоциональное состояние, психотизм, нейротизм, экстраверсия, число эмоциональных инверсий, общая напряженность психологических защит и особенности структуры системы эго-защитных механизмов, субъективная оценка своего психологического здоровья);

– по психосоматическим и физиологическим показателям, определяющим уровень адаптационного ресурса организма обучающихся (проба Штанге, группа здоровья).

По нашему мнению, состояние психологического здоровья и выраженности его составляющих будет различно в зависимости от возраста школьников и от социального окружения.

В мониторинговом исследовании приняли участие школьники 4-х, 5-х, 8-х, 9-х, 11-х классов двух общеобразовательных организаций г. Липецка и Липецкой области. Всего 240 обучающихся.

Нами был использован следующий блок методов и методик: методика «Инверсия эмоционального отражения» Николаевой Е.И., Леутина В.П.; тест М. Люшера; тест-опросник Г.С. Айзенка РEN; методика оценки психологических защит личности Плутчика-Келлермана-Конте; анкета «Самооценка здоровья»; проба Штанге; методы математико-статистической обработки полученных данных (корреляционный анализ, непараметрические критерии Н – Краскала-Уоллиса, U – Манна-Уитни, направленные на выявление достоверности различий исследуемого признака).

Полученные результаты многообразны и отражают многогранность понятия «психологическое здоровье», разнообразие его компонентов.

Рис. 1. Индивидуально-типологические особенности обучающихся 4–11-х классов

Изучение индивидуально-типологических особенностей обучающихся проводилось с помощью методики Г. Айзенка. По результатам данной методики, как видно на рис. 1, наблюдается возрастная динамика увеличения показателя экстраверсии от 9,12 до 17,3 баллов с 4-го по 11 класс соответственно. Подростки становятся более общительными, экстравертированными, стремятся принадлежать к какой-либо группе сверстников. Различия между группами по показателю «нейротизм» достоверно подтвердились с помощью статистического критерия Краскала-Уоллиса при р = 0,001 и наглядно представлены в виде диаграммы (рис. 1).

Показатель «нейротизм», начиная с 5-го класса (6,19 ± 3,6) увеличивается к 11 классу (13,06 ± 5,5), что свидетельствует о возрастании эмоциональной нестабильности обучающихся. Достоверных различий между разновозрастными группами по показателю «психотизм» не обнаружено, и результаты по всем исследуемым группам находятся в переделах нормы, что характеризует нашу выборку как эмоционально устойчивую.

Читайте также:  Конкурс рисунков для детей с ограниченными возможностями здоровья

Эмоциональное состояние школьников оценивалось с помощью теста М.Люшера (обработка по шкале Вольнюфера). По показателю «психическое утомление» все классы имеют примерно одинаковое количество баллов, соответствующее норме.

По показателю «тревожность» наблюдается снижение уровня тревожности от 4-го (7,7 ± 2,6) к 11-му классу (3,5 ± 2,1), достоверно различающееся по критерию Крускала-Уоллиса. Выше нормы показатель тревожности наблюдается не только у учеников 4-го, но и 8-го класса, что может быть связано с их предстоящим переходом в старшее звено.

У обучающихся 4-о, 5-о и 8-о классов обнаружена прямая корреляционная связь между показателем тревожности и показателем «группа здоровья»: чем выше у детей числовой показатель группы здоровья (1 группа – здоровые дети, 4 группа – слабое физическое здоровье), тем выше уровень тревожности.

Психическое напряжение с возрастом уменьшается: от 6,3 баллов в начальных классах до 3-х баллов в 11 классе. По показателю «эмоциональный стресс» выделяются два класса – 4-й и 11-й. Учащиеся данных классов имеют баллы выше нормы (8,6 ± 2,7 и 9 ± 1,4 соответственно), что свидетельствует о наличии сильного эмоционального стресса, связанного, на наш взгляд, с подготовкой к выпускным экзаменам.

С помощью методики Николаевой Е.И. и Леутина В.П. «Инверсия эмоционального отражения» изучалась предрасположенность к проявлению невротических реакций. Число инверсий в каждой группе имеет значение, соответствующее норме, при этом с общей тенденцией на снижение (1,68 ± 0,8 – 4-й класс; 1,65 ± 1,14 – 5-й класс; 1,4 ± 0,6 – 8-й класс; 1,09 ± 1,19 – 9-й класс; 0,78 ± 0,6 – 11-й класс). Это говорит о том, что в данной выборке не выявлены дети с острыми невротическими реакциями. Более подробный анализ ассоциативного процесса показал, что в 4-м классе 17,6 % детей имеют более шести инверсий, что характеризует обследуемых как группу риска в отношении неврозов и имеющих слабое психологическое здоровье.

Для диагностики структуры системы эго-защитных механизмов обучающихся был использован опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (ILS), с помощью которого определялась напряженность восьми механизмов психологической защиты.

Во всех классах, начиная с 4-го по 11-й, на первых местах в структуре эго-защитных механизмов находятся 3 одинаковых защиты: проекция, отрицание и интеллектуализация. Во всех возрастных группах показатель «проекция» превышает стандартные величины: 70,5 (4 класс), 76,2 (5 класс), 66,5 (8 класс), 62,8 (9 класс). Несмотря на то, что проекция часто рассматривается как одна из наиболее «злокачественных» психологических защит, тормозящих развитие личности, ее использование в подростковом и юношеском возрасте, согласно представлениям Каменской В.Г., можно считать вполне адекватным, культурно обусловленным [4]. Отрицание и интеллектуализация эффективно защищают субъекта от непродуктивного эмоционально-мотивационного напряжения и способствуют успешной психической адаптации.

Для оценки нормативности психологического здоровья обучающихся важен показатель «общая напряженность психологических защит» (далее ОНЗ). В 5-м классе наблюдается наибольшая общая напряженность психологических защит (55,4 %). По данным Каменской В.Г., общая напряженность защит (ОНЗ) отражает реально существующие, но неразрешенные внутренние и внешние конфликты, что приводит к повышению уровня нейротизма и может нарушать социальную адаптацию [4]. Общая напряженность психологических защит положительно коррелирует с показателем нейротизма (r = 0,67), что характеризует детей данной категории как обучающихся группы риска в эмоциональной сфере. Это, видимо, связано с адаптацией пятиклассников к новым условиям образовательной среды.

Из достоверной положительной корреляции ОНЗ и уровня нейротизма следует, что внутреннее и внешнее напряжение оказывает влияние на изменение общего эмоционального фона и вегетативных компонентов эмоциональных реакций.

Среднегрупповые значения результатов выполнения пробы Штанге

Источник

Психологическое здоровье школьников
статья на тему

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей.

В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, способы укрепления психологического здоровья школьников.

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskoe_zdorove_shkolnikov.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье школьников

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.

Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.

Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи

во-вторых , постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).

в-третьих , из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?

Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию . Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.

Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.

Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.

Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности .

В. А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»

А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.

Причины нарушения психологического здоровья школьников

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.

Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.

Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.

С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

  • головных болях,
  • слабости,
  • снижении аппетита,
  • нарушении сна,
  • ухудшении памяти,
  • рассеянности

Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора

Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?

  • наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
  • наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
  • наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.

Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

(для снижения уровня школьной тревожности)

  • способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
  • не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
  • будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
  • предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
  • старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

Источник

Adblock
detector