Психологическое здоровье школьников
статья на тему
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей.
В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, способы укрепления психологического здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskoe_zdorove_shkolnikov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье школьников
Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.
Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.
Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:
во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи
во-вторых , постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).
в-третьих , из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?
Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.
Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию . Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.
Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.
Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.
Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности .
В. А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»
А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.
Причины нарушения психологического здоровья школьников
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.
Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.
Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.
Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.
Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.
С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.
Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в
- головных болях,
- слабости,
- снижении аппетита,
- нарушении сна,
- ухудшении памяти,
- рассеянности
Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора
Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.
Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?
- наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
- наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
- наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.
Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»
Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»
- Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
- Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
- Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
- Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
- Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
- Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
- Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
- Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.
(для снижения уровня школьной тревожности)
- способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
- не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
- будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
- предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
- старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
Источник
Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе
Коновалова Наталья Владимировна
Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе
Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Рогов Михаил Владимирович,
кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии
Коновалова (Романченко) Наталья Владимировна,
студентка 1 курса гуманитарного факультета,
Воронежский государственный педагогический университет, учитель МБОУ СОШ №43 г. Воронежа
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема формирования психологического здоровья младшего школьника. Формирующая работа в данном направлении определяет перспективы развития адаптационных возможностей личности ребенка при переходе в среднюю школу. Предложены рекомендации педагогам для работы в данном направлении.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическое здоровье, психологическая адаптация, формирование, младший школьник, средняя школа.
Отклонения здоровья у современных детей на сегодняшний день достигают очень высоких показателей. Около 90% школьников имеют подобные нарушения со значительным количественным приростом в младших классах [1]. Здоровье как активная позиция человека в жизни — есть сумма субъективных особенностей, реализация которых опосредуется адаптационными возможностями личности в ситуации стремительно изменяющихся условий на протяжении онтогенеза.
По сумме внешних воздействий развитие ребенка в период младшего школьного возраста можно оценить как период интенсивных личностных изменений, позитивное проявление которых обеспечивается как успешностью адаптационных механизмов детей, так и должным высоким профессионализмом учителей начальной школы. Именно на учителя ложится большая часть ответственности в сохранении психологического здоровья учащихся, определяемого как «баланс между различными аспектами личности» [2], «как умение справляться с трудными жизненными ситуациями без отрицательных последствий» для личности [5]. Тем самым процесс формирования психологического здоровья младших школьников в контексте их адаптации к обучению в средней школе в профессиональной деятельности учителя начальных классов является важной составляющей. Адаптация как приспособительный ответ, актуализирующийся в ситуации периодов кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения, выступает защитным механизмом психологического здоровья личности ребенка.
Результатом адаптации может стать не только адекватный механизм, приводящий к адаптированности и обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, но и неадекватный механизм приспособления ребёнка к средней школе, приводящий к дезадаптированности ребёнка, которая лишена положительных признаков, отличающих состояние адаптированности.
Пусковым механизмом адаптационных процессов становятся ситуационные влияния жизненных обстоятельств, опосредованных внешними воздействиями, чему соответствует переход ребенка в среднюю школу, рассматриваемый как наиболее сложная психолого-педагогическая проблема.
В социальном развитии личности школьника, теперь уже младшего подростка,происходят изменения: начинает активно формироваться самосознание, социальная позиция,сменяется ведущая деятельность: от учения к интимно-личностному общению, учащиеся стремятся к самоутверждению, у них появляется потребность быть взрослыми, осознавать себя личностью, отличной от других.Меняются авторитеты: если в младшем школьном возрасте авторитетом была первая учительница, то в подростковом возрасте это место плотно занимают сверстники. Отношение младшего подростка к учению становится положительным в том случае, если оно способствует улучшению положения школьника в коллективе. Ведь хороший ученик — не всегда хороший товарищ, учение в данном возрасте уступает общению.
Трудности при переходе из младшей школы в среднюю также вызывает изменение системы обучения, вместо одной учительницы появляется много новых учителей, у каждого из которых свои требования. Часто этот период жизни сопровождается стрессом, повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, гипервозбудимостью, фрустрацией в форме агрессии или ухода от общения. Именно поэтому учителям и родителям так важно помочь школьникам как можно успешнее и быстрее адаптироваться к новым условиям. И конечно, процесс адаптации пройдёт без осложнений, если психологическое здоровье школьника будет сформировано на должном уровне.
Вопросам адаптации учащихся к средней школе уделяется гораздо меньше внимания, чем адаптации первоклассников или даже детей младшего дошкольного возраста к условиям развития в ДОУ. А ведь средняя школа ставит перед ребёнком не менее сложные задачи, чем начальная. Как нами уже было сказано, у учащихся изменяется социальная ситуация развития, ведущая деятельность, организация учебного процесса и прочее. К сожалению, как справедливо отмечает в своей статье А. Л. Журавлёв: «Ни у классного руководителя, ни у учителей- предметников нет возможности целенаправленно и системно адаптировать каждого ученика к изменившимся обстоятельствам» [3]. Основная забота учителей-предметников — усвоение детьми знаний по данной дисциплине. На то, чтобы вникнуть в проблему ребёнка, найти пути её решения у педагогов, обычно не хватает ни времени, ни специальных знаний.
Опасна ситуация самоизоляции младшего подростка, при которой отсутствует потребность в контактах с другими детьми. Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми могут возникнуть у учащихся с неадекватно завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Такие дети чаще всего необоснованно стремятся к лидерству, негативно и агрессивно реагируют на затруднения, отказываются от деятельности с возможным проявлением несостоятельности. Противоречие между притязанием и неуверенностью в себе провоцирует возникновение отрицательных эмоций. Это может привести к снижению успеваемости, ухудшению состояния здоровья, причём не только психологического, на фоне явных признаков дезадаптации [3]. Также проблемы могут возникнуть и у ребят с заниженной самооценкой. На фоне неуверенности в себе и нерешительности может сформироваться чувство зависимости, которое блокирует развитие инициативы и самостоятельности. Психологическое здоровье как сложная, интегральная характеристика отражает баланс между успешностью функционирования личности и «ценой» достижения целей развития, которое выражается в ощущении эмоционального благополучия.
Главной характеристикой психологического здоровья в младшем школьном возрасте является его уязвимость, т. к. далеко не все дети владеют механизмами психологической защиты. Ребёнку необходимо адаптироваться к первому классу, затем к изменяющимся требованиям, возрастающей нагрузке и т. п.
Возможное семейное неблагополучие в отношении воспитания может стать одним из ведущих факторов риска нарушения психологического здоровья в младшем школьном возрасте. Программа формирования психологического здоровья младших школьников направлена на развитие у них способов взаимодействия, эмоциональной грамотности и ориентирована на соблюдение принципов доброжелательности, открытости, а также использования игровых технологий, методов арт-терапии.
Результатом осуществления работы, направленной на формирование психологического здоровья, является преодоление проблем психологической адаптации к обучению в средней школе. По результатам нашего исследования показатели адаптиро- ванности к обучению в 5 классе оказались выше, чем в 4 классе, что указывает в свою очередь на эффективность формирующего воздействия в отношении психологического здоровья.
Формирование психологического здоровья младших школьников проведено с использованием модифицированного нами варианта программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» [4] с учащимися 4 класса Высоковской СОШ в 2014-2015 учебном году. В октябре-ноябре 2015 года в пятом классе Высоковской СОШ проведено исследование с целью выявления уровня сформированности психологического здоровья посредством диагностики адаптации к обучению в средней школе (уровень школьной тревожности, сформированность учебной мотивации, характеристики психологического климата классного коллектива). Исследуемые показатели продемонстрировали положительную динамику в отношении развития адаптационных составляющих детей в пятом классе.
Результатом проведенной работы являются следующие рекомендации учителям:
1) в работе с учащимися, у которых повышен уровень тревожности, нужно быть более деликатным, сдержанным, создавая определённые условия — не давать заданий и поручений, с которыми ребёнок заведомо не справится; при опросе создавать доброжелательную атмосферу; создавать ситуации успеха; доброжелательно аргументировать выставляемую отметку, поощрять устно за приложенные усилия; по минимуму использовать в работе с такими учащимися элемент соревновательности; не сравнивать результаты этих учащихся с результатами других учеников;
2)для повышения уровня учебной мотивации необходимо: доброжелательное отношение педагога учащимся; предоставление школьникам посильных заданий, требующих активизации всех мыслительных процессов; использование творческих заданий, метода проектов; больше внимания к ученикам, у которых уровень мотивации ниже других;
3) для улучшения психологического климата в классном коллективе необходимо использовать групповые формы работы; игровые технологии; придерживаться демократического стиля общения.
Также рекомендуем продолжить работу по формированию и сохранению уровня психологического здоровья учащихся, так как она поможет ребятам успешнее сформировать навыки общения, в т. ч. со сверстниками. Использование всех перечисленных методов и форм обучения и воспитания улучшит показатели тревожности, мотивации психологического климата, которые, являясь условиями сохранения психологического здоровья учащихся, помогут их успешному обучению и дальнейшему развитию личности.
Психологическое здоровье младшего школьника, как показатель гармоничного развития здоровой личности, составляет основу потенциального становления профессиональной направленности в старших классах. Формирующее воздействие, нацеленное на поддержание психологического здоровья ребенка, в свою очередь выступает доминантой в определении пространства профессиональных компетенций педагога младшей школы.
Сложность развития личности в младшем школьном возрасте определяется актуальными потребностями в том, чтобы «научиться учиться», подготовиться к обучению в средней школе, а также острой потребностью ориентации личности ребенка на сохраняющее здоровье поведение в различных жизненных обстоятельствах с учетом возрастной повышенной уязвимостью психики.
Главной характеристикой постоянства психологического здоровья младшего школьника является наличие гармонии собственной личности в критических условиях, определяемых как возрастными характеристиками, так и ситуационными изменениями. Данный смысл характеристики психологического здоровья выглядит завершенным в условиях наполнения его свойствами адаптационных возможностей личности ребенка.
Современное развитие системы начального образования предполагает использования психологического ресурса в аспекте формирующего воздействия на учащегося. Поэтому психологическое обоснование проблем здоровья младших школьников представляется не просто актуальным психологическим вектором воспитательной работы в школе, но и полноценным перспективным вопросом разработки и широкого внедрения различных, практически апробированных программ формирования психологического здоровья личности младшего школьника как фактора адаптации к обучению в средней школе.
1. Бусловская, Л. К. Здоровье младших школьников: пути решения проблемы [Текст] / Л. К. Бусловская / / Начальная школа. — 2011. — № 6. — С. 16-17.
2. Ассаджиоли, Р. Психосинтез. Принципы и техники [Текст] / Р. Ассаджиоли; пер. с англ. Е. Перовой. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. — 416 с.
3. Журавлёв, А. Л. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу [Текст] / А. Л. Журавлёв / / Народное образование. — 2002 — № 8. — С. 99-105.
4. Хухлаева, О. В.Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4) [Текст] / О. В. Хухлае- ва. — 2е изд., перераб. и доп. — М. : Генезис, 2008. — 304 с.
5. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева. — М. : Академия, 2003. — 325 с.
Источник